Что должен уметь ребенок в 4 месяца


Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

игрушки для ребенка в 4 месяца

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.

счастливый малышРечевое развитие


  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео рекомендации по развитию ребенка 3-6 месяцев от врача невролога Красновой М. А.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

сорока воронаИгрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

мешочки с крупами

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, купании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.


Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

Поводом для беспокойства следует считать следующие отклонения в развитии:

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.

Читайте также другие статьи по вопросам питания и развития ребенка:

мать и дитя

Что должен уметь недоношенный ребенок

Малыши, рожденные раньше срока, в 4 месяца еще заметно отстают от среднего уровня развития сверстников. Отставание зависит от степени недоношенности. Среди детских неврологов практикуется брать за точку отсчета не фактическую дату рождения, а день, когда он должен был родиться. То есть, поправка к фактическому возрасту может быть достаточно большой, а общих норм темпа развития просто нет.

Если ребенок родился примерно на месяц раньше срока, ориентироваться нужно на уровень развития трехмесячных доношенных детей. Развитие деток, родившихся на два месяца раньше, сравнивают с навыками двухмесячных младенцев и так далее.

Таблица прибавок в весе и росте у недоношенных детей

Степень недоношенности
IV (800-1000 г)III (1001-1500 г)II (1501-2000 г)I (2001-2500 г)
Вес, гДлина, смВес, гДлина, смВес, гДлина, смВес, гДлина, см
+ 600+ 3,5+ 600-700+ 3,7+ 600-900+ 3,8+ 700-900+ 3,3

Среди наиболее общих навыков для недоношенных деток:

  • способность произвольно фиксировать взгляд;
  • удерживать и приподнимать головку;
  • детки начинают гулить;
  • на приближение мамы многие способны реагировать осмысленной улыбкой.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.