Жостовская роспись – прекрасное народное искусство, возникшее около 200 лет назад. Несмотря на недавние времена и изменения в укладе общества, стандартизацию и автоматизацию производственного процесса, очаровательные доски с ручной росписью по-прежнему пользуются большой популярностью как в России, так и за рубежом на нашей необъятной Родине.
История создания
Жостовская роспись, история которой полна взлетов и падений, появилась в первой трети XIX века в деревнях Троицкой волости (сегодня этот район относится к Мытищинскому району Москвы). Здесь в четырех деревнях практически одновременно открылись мастерские по изготовлению расписной кухонной утвари.
Первая такая мастерская находилась в Жостово; Именно из-за этого населенного пункта картина и получила свое название. Чуть позже народные промыслы перебрались в соседние Троицкое, Хлебниково и Осташково.
Идея такого рукоделия возникла не на пустом месте: первые украшенные ящики появились в Уральских горах задолго до описываемых событий.
Первоначально жостовские умельцы расписывали лакированные изделия из папье-маше, но эта продукция не пользовалась спросом. Так что мастерам пришлось искать другую нишу. Сначала мастера раскрашивали деревянные предметы:
- сахарницы;
- гробы;
- портсигар;
- чайники.
Чуть позже деревянные заготовки заменили железными подносами, циновками, поддонами и чайниками. Краска особенно хорошо держалась на металле, поэтому посуда:
- выглядел очень привлекательно;
- дольше сохранял свои качества благодаря дополнительной защите от коррозии.
Очень скоро изделия подмосковных художников стали модными мелочами, украшавшими как роскошные салоны, так и дачи зажиточных крестьян.
Расписные орнаменты можно было встретить по всей России, поэтому основатели мастерских задумались об открытии новых «производственных площадок».
Революция 1917 года не сильно повлияла на развитие бизнеса: новые мастерские продолжали открываться еще три года. Следующие 10 лет новая власть не касалась красочного производства, но в начале 1930-х от художников все чаще требовалось вводить новую, советскую символику и переходить к более монументальной живописи.
Мастера очень долго выступали против запланированных изменений, утверждая, что стандартизация приведет к потере уникальных свойств продукции.
Неизвестно, как бы сложилась судьба промысла, если бы декоративная жостовская роспись не пользовалась спросом за границей. Из-за валютных поступлений оригинальное производство осталось в покое.
Впрочем, и советские граждане охотно покупали продукцию мастерских в качестве милых подарков: в то время иметь расписную доску считалось признаком хорошего тона.
XXI век немного пошатнул производственные позиции: люди стали отдавать предпочтение фабричной штамповке, которая лучше подходила для безликих кухонных гарнитуров в стиле минимализм или хай-тек.
Но в последнее время вновь возрос интерес к национальному искусству и яркому оформлению кухни и столовой, поэтому эти милые изделия снова в моде.
Особенности жостовской росписи
создание грандиозных проектов по-прежнему остается ремесленной отраслью. Чертежи используются только вручную, очень часто особо дорогие элитные доски также изготавливаются вручную. Кстати, каждая настоящая жостовская доска должна иметь уникальный номер и подпись создателя.
Очень часто живописью занимались (и занимаются до сих пор) целые семьи, где традиции передавались от отца к сыну, а накопленные навыки он передавал своим детям.
Обычно молодое поколение привлекают к работе в достаточно юном возрасте, чтобы к моменту совершеннолетия они стали настоящими мастерами.
Цвета жостовской росписи
Несмотря на то, что каждый мастер вносит в рисунок что-то особенное, жостовская роспись для детей и взрослых имеет несколько характерных черт, которые сразу отличают произведения этого особого искусства. И главные особенности – это цвета, используемые на железных заготовках.
Стоит отметить, что в середине прошлого века произошли некоторые изменения: яркие краски стали разбавляться пастельными тонами, а рисунки получили более плавные линии. Но основные правила не изменились.
Цвет фона
Долгое время фон мог быть только черным, но и этот элемент изменился. Мастера готовы предложить доски с основой из:
- синий;
- красный;
- темно-зеленая краска.
Необычно смотрятся подносы с серебристым фоном или оттенком слоновой кости. Такие предметы выглядят особенно нежно и уютно.
Цвет элементов росписи
Для рисования бутонов используйте:
- алый;
- апельсин;
- желтый;
- розовый;
- синий;
- синяя краска.
Иногда к изображениям лепестков добавляют белые блики.
Листья и стебли напечатаны:
- насыщенный изумрудный;
- светло-зеленый;
- желтый;
- белый;
- солнечно;
- золотые цвета.
Для изображений людей и животных остаются подходящие оттенки:
- коричневый;
- апельсин;
- желтый;
- красный;
- серый;
- черные тона.
Бока посуды и края подносов окрашены:
- золотой;
- серебряный;
- лимон;
- красные цветы.
Наносимые рисунки
Элементами жостовской росписи в основном являются нарядные цветы:
- нежные холмики луговых растений;
- букеты из крупных кочанов;
- цветочные рамки из отдельных стеблей и бутонов;
- цветы разбросаны по всему полотну или скромно размещены в одном углу.
В начале 20 века доски украшали изображениями:
- тройки лошадей;
- катание детей на санках;
- элементы.
Гораздо реже изделия могут похвастаться сельскими пейзажами, любителями пейзажей в виде гор и водопадов, необычными готическими замками.
Рисунки выбирались мастерами на протяжении многих лет, поэтому в очаровательных картинах можно увидеть элементы других народных традиций, что делает этот вид искусства таким же уютным и как-то особенно домашним.
Цветы
Жостовская роспись, доски которой наиболее распространены, украшена цветами. Чаще всего на них встречаются розы в разной степени раскрытия, начиная от плотных бутонов и заканчивая распустившимися или даже увядающими цветками.
На доске часто красовались:
- пышные маки;
- нарядные тюльпаны;
- строгие георгины;
- изящные пионы;
- очаровательные анютины глазки;
- изящные васильки;
- мелкие ландыши;
- нежные подснежники.
В то же время относительно небольшой выбор не создает ощущения однообразия, так как каждый художник по-своему видит эти цветы, и передает в композициях свое настроение.
Дополнительные доски очарования добавляют:
- гроздья ягод;
- фрукты;
- овощи.
Прочие рисунки
Чуть меньшей любовью у покупателей пользуются изображения птиц и домашнего скота. Такие ящики окрашены:
- павлины и жар-птицы, иногда хвосты этих необычных птиц превращаются в целые цветочные ковры;
- петухи, жаворонки, сойки, хохлатки;
- лошади, олени, медведи, кошки, тигры;
- стилизованные изображения рыб, окруженных водорослями.
Но последние творения встречаются крайне редко. Обычно их изготавливают на заказ.
Материалы и инструменты
Для достижения высокохудожественных творений используются:
- набор беличьих кистей;
- масляная краска;
- льняное масло (используется для разбавления засохших красок).
Конечно, без основы не обойдется. Теперь помимо пространств украшают изделия из стекла, дерева и керамики.
Технология росписи
Процесс создания картины состоит из нескольких этапов:
- На первом этапе поверхность обезжиривается и покрывается слоем грунтовки, что обеспечивает высокую адгезию краски к основанию, предотвращает их облет и скатывание.
- После полного высыхания поверхности на нее наносится фоновый слой.
- На подготовленном таким образом «холсте» мастер делает набросок будущего рисунка и использует первые, самые крупные мазки.
- Чтобы линии основного узора не размазались, изделие отправляется в духовку, где оно томится примерно 12-20 часов.
- На охлажденной поверхности четче прорисовываются крупные яркие элементы, где наносятся тени и блики, что придает изображению большую выразительность и многомерность.
- Яркие части растений выделяются.
- Четкими линиями наносятся контуры светлых участков, края бутонов, кончики листьев, ягоды.
- Прорисовываются семена, пестики и тычинки, маленькие цветы создаются одним касанием кончика кисти.
- Промежутки между крупными элементами заполняются точками, крошечными бутонами, крошечными цветами и листьями, травинками.
Завершает процесс покраски каркасная конструкция. Обычно на этом этапе уже почти готовое изделие передается другим мастерам, а главный художник, создавший удивительную красоту, приступает к новому творению.
Разрисовка краев
Рамки состоят из силуэтов лепестков и листьев, мелких цветов, геометрических фигур, скрещенных линий. Они могут быть построены в одном плане или представлять собой несколько уровней, расположенных один над другим.
Обычно для таких украшений используют золотые, серебряные, бронзовые, вишневые тона.
Жостовская роспись по-прежнему готова подарить поклонникам очарование старинного рукоделия. Помимо обычных подносов, фабрика выпускает расписные рамы для зеркал, кашпо, лейки, табуретки, разделочные доски и другие предметы домашнего обихода.