Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Содержание
  1. Математические навыки и логическое мышление
  2. Особенности памяти и внимания
  3. Восемь игр, в которые обязательно нужно играть с ребенком летом
  4. Игра «в школу»
  5. «Найди пару»
  6. «Цепочка слов»
  7. «Ищем букву»
  8. «Следи за пальцем»
  9. Игра «в магазин»
  10. «Знаю все во дворе»
  11. 3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок
  12. 3.1 В области «Окружающий мир»
  13. 3.2 В области элементарной математики:
  14. Чему следует научиться.
  15. 3.3 В области развития речи
  16. Владение речью
  17. 10 принципов развития ребенка 5–6 лет
  18. 1. Начинайте готовить ребенка к обучению
  19. 2. Формируйте навык концентрации внимания
  20. 3. Расширяйте кругозор ребенка
  21. 4. Тренируйте память
  22. 5. Следите за развитием речи
  23. 6. Начинайте учить чтению
  24. 7. Играйте в сюжетно-ролевые игры
  25. 8. Развивайте таланты ребенка
  26. 9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности
  27. Образ жизни
  28. Режим
  29. Питание
  30. Сон
  31. Уход
  32. Купание
  33. Прогулки
  34. Массаж и гимнастика
  35. Игры
  36. Задания и занятия
  37. Уровень физического развития
  38. Бытовые умения и навыки
  39. Специфика интеллектуального развития
  40. Познавательное развитие детей 5 лет
  41. Режим питания ребенка 5 лет.
  42. Критерии развития ребенка в педагогике и психологии
  43. Уровень развития мышления
  44. Общая осведомлённость и умственное развитие
  45. Память и внимание
  46. Развитие речи пятилетки
  47. Уровень физического развития
  48. Развитие мелкой моторики
  49. Социально-бытовые навыки
  50. Социальное развитие
  51. Навыки самообслуживания
  52. Бытовые навыки
  53. Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет

Математические навыки и логическое мышление

К пяти годам дети осваивают все числа первого десятка. Малыши узнают, как выглядят цифры, какому количеству предметов соответствуют. Ребёнок знакомится с простыми арифметическими действиями. Занимаясь сложением и вычитанием, он учится рассуждать и делать выводы. Наглядно-образный тип мышления дополняется словесно-логическим.

Сопоставление цифр и предметов

В период с 4 до 5 лет малышу предстоит:

  • Усвоить навыки обратного и порядкового счёта в пределах 5.
  • Научиться считать до 10, запомнить все числа первого десятка (0―9). Познакомиться с числовой последовательностью.
  • Узнать, что значит «отнять» и «прибавить». Как сделать, чтобы предметов стало больше, меньше или поровну.
  • Уметь определять положение объектов в пространстве (выше ― ниже, справа ― слева, спереди ― сзади, внизу ― вверху).
  • Различать базовые и несколько вспомогательных цветов, находить и группировать предметы по этому признаку.
  • Запомнить не только основные, но и дополнительные геометрические фигуры (овал, ромб, шестигранник, трапеция).

К 5 годам ребёнок в совершенстве владеет пальчиковым счётом. Он уже способен мыслить отвлечённо: считает не только предметы, но их изображения. Может решать простые примеры с помощью палочек, квадратиков и кружочков.

Особенности памяти и внимания

В этом возрасте малыш запоминает больше информации, благодаря развитию наблюдательности и внимания. Он может рассказать о том, как провёл день в садике. Описывает интересные события, новую игру или книжку.

Мальчик рассказывает о своих делах

Увеличивается объём оперативной и долговременной памяти. Ребёнок помнит имена и фамилии друзей, знает, как зовут родственников, воспитателей. Называет свой адрес, профессии родителей. Вспоминает о том, что видел в цирке, зоопарке, театре.

Дети 4―5 лет демонстрируют следующие навыки:

  • сосредоточенно занимаются 15―20 минут (концентрация);
  • удерживают в поле зрения 4―5 предметов (объём и распределение внимания);
  • замечают сходство и отличие деталей у похожих картинок, фигур, игрушек;
  • складывают пазлы из 5―8 частей, находят недостающие фрагменты для рамок-вкладышей;
  • строят домики из конструктора по образцу;
  • вспоминают сказку по имени персонажа, излагают сюжет по картинкам;
  • сортируют предметы по общему признаку, подбирают пару, исключают лишние;
  • быстро запоминают понравившиеся стихи и песенки;
  • могут назвать время года и часть суток.

Используйте любую возможность для тренировки памяти и внимания малышей. Давайте простые, но полезные задания: «Запомни, какая на столе посуда. Отвернись и сосчитай до пяти. Теперь посмотри, что изменилось?».

Игра что изменилось

Восемь игр, в которые обязательно нужно играть с ребенком летом

Игра «в школу»

Особенно важна эта игра, если ребенок не посещает детский сад и курсы подготовки к школе, но и для ребенка, но полезна игра будет для всех детей, ведь в ней ребенок может побывать «по ту сторону баррикад» – побывать как в роли ученика, так и в роли учителя. Главное, что должен усвоить ребенок в игре – суть урока: внимательно выслушать учителя и выполнить задание!

«Найди пару»

Концентрация внимания – один из самых важных аспектов подготовки к обучению. Незаменимой помощницей станет игра «найди пару», где необходимо открывать и снова закрывать карточки с картинками, стараясь открыть подряд две одинаковые картинки.

«Цепочка слов»

В таком возрасте малыш уже с удовольствием пересказывает любимую сказку или описывает интересное происшествие на прогулке. Это непроизвольная память – мы легко вспоминаем то, что нам интересно, впечатлило, поразило воображение. Однако нужна и произвольная память, когда приходится запоминать существенную информацию. Оптимальный вариант тренировки произвольной памяти – разучивание стихов, однако есть игра, которая станет настоящим тренажером памяти: запоминать цепочки слов, постепенно удлиняя их. К примеру, вы называете три несвязных предмета и просите ребенка повторить перечень – он легко с этим справляется. Теперь добавьте четвертый предмет и попросите повторить удлиненную цепочку. По очереди добавляйте по слову, пока кто-то не собьется!

«Ищем букву»

Многие дети, которые уже знают буквы, еще не умеют читать. Игра, которая одновременно тренирует внимание и готовит ребенка к чтению – поиск буквы. Например, попросите найти на странице детской книжки буквы «А». Посоревнуйтесь, кто найдет больше букв? Где буква стоит в начале, а где в конце слова? Какая буква стоит рядом?

«Следи за пальцем»

Следующий этап легкого и непринужденного обучения чтению – читать ребенку вслух, так, чтобы он хорошо видел страницу детской книги. Для наглядности, ведите пальцем вдоль читаемого слова. Не торопитесь, ребенок должен успеть узнать буквы! Так ребенок запоминает связь между словом и его написанием.

Игра «в магазин»

Самый простой и естественный способ обучения счету – игра «в магазин». Ребенку нужно будет сопоставлять имеющуюся у него сумму и стоимость «товара», определять сколько «товаров» он сможет приобрести или продать, учиться отсчитывать сдачу – все это навыки сложения и вычитания. И даже немного деления и умножения – если придется, к примеру, покупать «яблоки» для трех кукол, чтобы все досталось поровну!

«Знаю все во дворе»

Аспект развития, которым часто пренебрегают родители – знание окружающего мира. Расскажите ребенку, как называются деревья, растущие во дворе и ближайшем парке. Научите его отличать ель от сосны и лиственницы, березу – от осины. Самое время рассказать ему, чем отличаются голуби от воробьев и синиц, и научить узнавать городских птиц. Чтобы занятие не было скучным, превратите его в соревнование: кто во время прогулки насчитает больше голубей, елей и одуванчиков? Можно создать и простой гербарий – это будет первый научный проект малыша!

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

3.1 В области «Окружающий мир»

Знает:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
  • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
  • о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
  • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.

Умеет:

  • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

3.2 В области элементарной математики:

К пяти годам ребенок научился:

  • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
  • называть времена года, их признаки, последовательность.

Чему следует научиться.

Сформировать понятия:

  • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
  • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
  • о еще одной геометрической фигуре – овал.

Научиться:

  • уравнивать две группы предметов (+1 и -1);
  • отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
  • познакомиться с цифрами от 1 до 9;
  • понимать, как составить число 5 из единиц;
  • соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
  • выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к высокому), по ширине (от узкого к широкому);
  • сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
  • проверять сравнение путем наложения и приложения;
  • ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «потом»;
  • называть времена года, части суток, дни недели.
Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку в 2 года

В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, простые головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических форм, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.

ВНИМАНИЕ! До достижения ребенком 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может убить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.

3.3 В области развития речи

К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторона речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!

Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, которые закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостатки будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.

Пятилетка может:

  • называть любимые литературные произведения и фамилии некоторых авторов;
  • рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
  • заучивать наизусть и выразительно декламировать короткое стихотворение в 8 строчек и более;
  • исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
  • составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз подарки потерял»);
  • подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
  • определять место звука в слове;
  • сравнивать слова по длительности;
  • на слух определять слово с заданным звуком;
  • принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
  • высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
  • в разговоре использует все части речи;
  • подбирает к заданному существительному прилагательные;
  • находит синонимы к заданному слову (красивый – прекрасный).

Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

  • «Подбери вопрос — кто? или что?» на определение живого и неживого;
  • «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
  • «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
  • «Письмо бабушке» — составление связного рассказа;
  • «Огород» — классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
  • «Подбери красивые слова» — подобрать прилагательные к существительному «яблоко» — красное, круглое, вкусное, полезное;
  • «Путешествие в азбуку» — знакомство с буквами.

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

Рекомендуются к прочтению произведения Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.

Можно ежедневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.

Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.

Владение речью

Словарный запас малышей продолжает быстро пополняться. Если в 4 года активный словарь составлял около 1500 слов, то в 5 лет он может увеличиться до 3 тысяч. Дети этого возраста способны к полноценному диалогу. Отвечая на заданный вопрос, дают не односложный, а развёрнутый ответ из нескольких слов или предложений.

К 5 годам ребёнок умеет:

  • Правильно использовать предлоги, согласовывать прилагательные (серый зайчик, большая девочка).
  • Применять единственное и множественное число (собака лает, птички летят).
  • Понятно описывать картинку, событие. Составлять предложения из 5―8 слов.
  • Угадывать предметы из одной категории по названным признакам: какой фрукт жёлтый, сладкий, продолговатый (банан)?
  • Употреблять вопросительные слова: что, кто, где, когда, куда, почему.
  • Пересказывать прослушанный текст, используя 6―7 предложений. Запоминать стихотворения с простым понятным сюжетом: «Уронили мишку на пол…».
  • Называть известные профессии. Изображать парикмахера, врача, воспитателя, подражая их речи. Использовать наборы для сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевая игра дошкольника

Занимаясь развитием речевых навыков малыша, уделяйте внимание мелкой моторике. Тонкие движения пальчиками рук улучшают артикуляцию. Не забывайте исправлять ошибки в употреблении слов, чтобы они не стали привычкой.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

Начинайте готовить ребенка к обучению

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

Развивайте таланты ребенка

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

Читайте также:  Развитие ребенка до года по месяцам

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

Образ жизни

Ребенок становится более самостоятельным в быту, может сам себя обслуживать, подолгу играть без взрослых. В его комнате должны быть развивающие игрушки, комфортная постель, рабочее место, подходящие климатические условия в помещении.

Режим

Дошкольнику нужен дневной сон

Крайне важно придерживаться режима не только в садике, но и дома. От него зависит здоровье нервной системы, общее самочувствие дошкольника. Здоровый дневной сон в пятилетнем возрасте еще нужен, особенно после активных игр на улице.

Но если ребенок отказывается ложиться спать вплоть до истерики, заставлять его не нужно. В это время можно спокойно полежать с ним, почитать книги.

Читайте также:Читайте также:Кризис 5 лет у детей: симптомы, причины и что делать родителямЧто должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Режим дня ребенка 5 лет

ВремяРежим
7:3–8:00 Пробуждение, умывание, зарядка
8:00–8:30 Поход в детский сад
8:30–9:00 Завтрак
9:00–9:30 Развивающее занятие
9:30–11:30 Прогулка на улице
11:30–12:00 Подготовка к обеду
12:00–12:30 Обед
12:30–13:00 Игры, подготовка ко сну
13:00–15:00 Обеденный сон
15:00–15:30 Игры
15:30–16:00 Полдник
16:00–18:00 Занятия, игры, прогулка
18:00–18:30 Ужин
18:30–20:30 Игры, общение, чтение книг
20:30–21:00 Купание
21:00–21:30 Подготовка ко сну

Питание

Питание в 5 лет четырехразовое, но если ребенок не наедается, возможен второй завтрак. Рацион должен быть полноценным и разнообразным, содержать белки, жиры и углеводы, обязательно растительную и животную пищу.

питание ребенка в 5 лет

Суточная калорийность – 1 800 ккал. На завтрак приходится 25% калорий, на обед – 40%, на полдник – 15%, на ужин – 20%. В день ребенок должен получать по 70 г белков и жиров, 280 г углеводов.

Примерный рацион на день:

Прием пищи Меню
Завтрак Рисовая запеканка, чай, булка с маслом
Обед Щи с капустой, гречка с мясом, овощной салат, кисель
Полдник Сырники со сметаной, фрукты
Ужин Тушеные овощи, запеченный картофель с курицей, йогурт

Сон

Укладывать спать пятилетнего ребенка нужно в одно и то же время, до 22:00. Ночной сон должен длиться 10–11 ч., дневной – 1,5–2 ч.

Уход

Утром и вечером нужно чистить зубы, умываться. После прихода с улицы, после туалета и перед едой приучать мыть руки. Ежедневно проводить гигиену половых органов.

Обязательно 5-летних детей нужно приучать к опрятности. Девочки с длинными волосами, в частности, должны следить за прической, поправлять растрепанные волосы с помощью заколок.

Купание

В 5 лет ребенок может мыться в ванне или в душе

Ребенка в 5 лет можно мыть как в ванной, так и под душем. Использовать мыло или гель с нейтральным рН (от 6 до 8). Голову мыть с шампунем не чаще 2 раз в неделю.

Прогулки

Если погода позволяет, гулять нужно 2 раза в день. Общее время пребывания на улице в летнее время – 3–4 часа, в зимнее – 1,5–2 часа.

При температуре ниже -20 ⁰С гулять нельзя.

Массаж и гимнастика

Если медицинских показаний нет, достаточно утренней зарядки. Массаж можно делать, если ребенок перетрудился, у него болят руки или ноги.

При зрительных нагрузках стоит делать гимнастику для глаз. Нужно попросить ребенка нарисовать глазными яблоками цифры от 1 до 10. Подробнее о том, когда нужно вести ребенка к окулисту →

Игры

Учебно-игровой деятельности нужно посвящать не менее 30 минут в день.

игры для ребенка 5 лет

Перед сном желательно читать сказки, днем разгадывать загадки, решать логические задачки, развивать навыки письма и чтения. Важно тренировать усидчивость. Подробнее о том, как подготовить ребенка к школе →

Чтобы увлечь ребенка, можно придумать систему поощрений, а вот наказания за плохое выполнение заданий не должно существовать.

Задания и занятия

  1. Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
  2. Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.

Читайте более подробно про развивающие занятия для детей 4-5 лет.

Уровень физического развития

Движения малышей становятся более точными и уверенными, улучшается координация тела. Они с удовольствием участвуют в подвижных играх, качаются, прыгают на одной и двух ножках. Ребёнок 4―5 лет самостоятельно занимается в домашнем спорткомплексе, без поддержки ходит по лестницам, осваивает самокат, велосипед.

Девочка катается на велосипеде на улице

Усложняются игры с мячом. Ребятишки пытаются закинуть его в кольцо, забить гол в маленькие ворота, подбросить и поймать. Развиваются все виды моторики, совершенствуются движения пальчиков.

Дети овладевают новыми умениями и навыками:

  • правильно держат карандаш, кисть, фломастер;
  • рисуют домик, солнышко, дорожку, траву, дерево, цветы;
  • аккуратно обводят трафареты и раскрашивают картинки;
  • вырезают ножницами простые фигуры, лепят овощи и фрукты из пластилина;
  • используют средние и мелкие детали конструктора, выкладывают мозаику по образцу;
  • самостоятельно делают аппликации.

У малышей этого возраста мышцы развиваются быстро, но неравномерно, что приводит к частой усталости. Необходимо дозировать физическую активность ребёнка, чтобы он не переутомлялся. Сердечно-сосудистой системе крохи нужен отдых.

Период с 4 до 5 лет ― важный этап формирования личности. У детей появляется потребность в демонстрации новых знаний и умений. Поддержка и одобрение родителей станут главным стимулом к развитию, залогом успешной учёбы в недалёком будущем.

Бытовые умения и навыки

Ребенок в возрасте 5 лет отличается тем, что умеет сам находить себе занятие. Родителям не нужно больше ломать голову над тем, как именно ему сегодня поиграть, дошкольник придумает все сам.

Кроме того, ребята этого возраста обладают практически всеми необходимыми навыками самообслуживания:

  • они сами едят;
  • могут одеваться и обуваться;
  • помогать родителям, выполняя несложные задания (например, прибирать свои игрушки);
  • умеют чистить зубы, умываться;
  • причесываются полностью самостоятельно.

Детям свойственно предлагать родителям свою помощь и с удовольствием выполнять некоторые поручения: поливать цветы, протирать пыль, расставлять игрушки по местам.

Специфика интеллектуального развития

Какими же общими знаниями обладают пятилетки?

  • Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
  • Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
  • Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
  • Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
  • Многие дети этого возраста знают алфавит.

5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.

Если то, что интересует малыша, маме или папе неизвестно, не стоит оставлять этот вопрос. Родителям следует подготовиться, а потом поделиться информацией с сыном или дочерью в доступной им форме.

Познавательное развитие детей 5 лет

  • Память

В возрасте 5 лет у ребенка по-прежнему преобладает непроизвольная память. Другими словами, малыш лучше запоминает то, что производит на него впечатление и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию дошкольникам нужно преподносить так, чтобы она была им интересна. Пятилетки хорошо запоминают стихи, песни и считалочки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемотехники.

  • Внимание

По мере взросления у малышей постепенно увеличивается усидчивость, то есть устойчивость внимания, и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание детей 5 лет, смотрите на видео.

  • Мышление

В дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Но одним из важнейших психических новообразований в возрасте 5 лет является формирование словесно-логического мышления, характерного для взрослых. Пятилетка учится выполнять такие мыслительные операции, как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных отношений.

В основном, родители уделяют внимание умственному развитию старших дошкольников. Однако не стоит забывать, что не менее важным аспектом жизни пятилетнего ребенка является социально-коммуникативное и личностное развитие. Стоит обратить внимание, насколько хорошо малыш работает в команде, может ли он играть по правилам, как он общается со взрослыми и сверстниками.

  • Воображение

Читайте также:  Как приучить ребенка к горшку за 7 дней по системе «Довольный малыш»

Не секрет, что дети дошкольного возраста обладают развитой фантазией. Они обожают слушать сказки и самостоятельно додумывать сюжет, придумывать различные истории и игры. Обычно у дошкольников, благодаря развитому воображению, быстро получается вжиться в роль и игровую ситуацию. Воображение ребенка проявляется в продуктивных и творческих видах деятельность (рисовании, лепке, танцах, театрализованной деятельности и т.д.), и, конечно, в сюжетно-ролевой игре.

  • Произвольность

Умения строить планы и контролировать свое поведения в соответствии с правилами приходят к ребенку не сразу. Именно в возрасте 5 лет у детей обычно появляется способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентирован уже не только на сам процесс, но и на результат.

  • Ориентация во времени и пространстве

С пятилетними детьми можно начинать вплотную заниматься изучением понятия времени: учить названия месяцев, дней недели, времени суток. Зачатую это дается им нелегко, так как дошкольникам трудно воспринимать абстрактную информацию. Нужно постараться, чтобы заинтересовать малыша: использовать наглядные пособия и придумывать увлекательные игры.

Интересно, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. Для малышей оно течет гораздо медленнее.

Пространственное восприятие детей 5 лет развито достаточно хорошо, однако многие дети путают «право» и «лево». Это нормально, так как мозг малыша продолжает активность формироваться. Считается, что мальчики лучше девочек ориентируются в пространстве, так как у них обычно лучше развито правое полушарие мозга.

Режим питания ребенка 5 лет.

Питание и размер

В этом возрасте ребенок очень подвижен, соответственно и питание должно быть более сбалансированным и восполнять потраченную в течении дня энергию.

Режим питания ребенка 5 лет имеет множество отличий от меню детей раннего возраста. Стоит постепенно приближать его к рациону взрослого человека. Но следует учитывать, что пищеварительная система еще не достаточно развита.  Из рациона следует исключить острую, пряную, горькую и очень жирную пищу. Консервы можно давать осторожно и как можно реже. Представим мнение экспертов.

Специалисты считают, что норма питания составляет примерно 1980 ккал в день. Норма белков, углеводов и жиров должна быть в соотношении 1:4:1. Идеальное число приемов пищи в день – 4. Разрешается разнообразить меню самыми разными вкусами, пусть ребенок и дальше познает мир.

В весе дневной рацион питания ребенка 5 лет должен составлять примерно 1800 грамм полезных продуктов. Соответственно его надо разделить на количество приемов пищи.

Процесс переваривания у пятилетнего ребенка составляет примерно 3,5 часа, поэтому нормальный режим питания ребенка 5 лет выглядит так:

  • 8-00 завтрак — 25% от суточных колорий
  • 12-00 обед — 40% от суточных колорий
  • 15-30 полдник — 10% суточных колорий
  • 19-00 ужин — 25% суточных колорий

Ежедневно в меню должны присутствовать мясо. овощи , фрукты, сливочное масло. Рыбу и яйцо можно давать 2 раза в неделю. Раз в неделю можно побаловать ребенка пицами и бургерами.

Режим питания ребенка 5 лет – это особенный подход. Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос здоровым, сильным и умным, придерживайтесь этих рекомендаций!

Размер ребенка в 5 лет интересует родителей, когда они подбирают ему одежду. Разумеется, стоит знать размеры. Чтобы понимать, входит ли ваш малыш в норму. Статистика показывает следующие цифры:

  • рост от 104 до 113 см;
  • вес от 17 до 20 кг;
  • окружность головы от 51 до 53 см;
  • размер одежды 30-32.

Критерии развития ребенка в педагогике и психологии

Педагогика и психология по-разному оценивают,что должен знать ребенок в 5 лет. При этом педагог должен учитывать психологическую готовность ребёнка к длительным занятиям. Психология оценивает соответствие малыша своему возрасту по темпераменту, характеру, памяти, умению концентрироваться достаточно долго на одном предмете, воображению, мышлению.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Важно развитие речи

Уровень развития мышления

У пятилеток начинает активно проявляться наглядно-образное мышление, то есть дети начинают оперировать в своей деятельности не конкретными предметами, а их образами. Если раньше малышу для совершения действий требовался конкретный предмет, то теперь он любой предмет может считать тем, что ему нужно. Это очень чётко проявляется в играх.

Данный тип мышления предшествует следующей стадии развития словесно-логического мышления, необходимого ребёнку для успешной адаптации в школе.

Важно! Развитие идёт ярко выраженными этапами с конкретными возрастными рамками. Хотя границы этих рамок достаточно подвижны, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, родителям следует обращать внимание на определённые маркеры развития ребёнка и, в случае сомнений, всё ли идёт, как надо, обратиться за консультацией к специалисту.

  Гжельские узоры на уроках рисования в старших группах ДОУ

Общая осведомлённость и умственное развитие

Кругозор ребёнка это ещё один показатель его умственного развития. Малыш в пять лет должен знать свои фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, возраст, имена родителей, адрес проживания.

Также ребёнок должен знать и различать времена года, уметь назвать домашних и диких животных. Для выявления достаточности эрудированности малыша детскими психологами разработаны различные тесты.

Память и внимание

Для развития кругозора ребёнка возникает ещё один фактор оценки его развития — память. В старшем дошкольном возрасте преобладает преимущественно наглядно-образной память: малыши легче запоминают конкретные предметы либо словесную информацию, преподнесённую в образной, эмоциональной форме.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Память тренируется с внимательностью

Внимание! Малыш гораздо быстрее запоминает любую информацию, полученную в игровой форме. Внимание дошкольника также напрямую зависит от его заинтересованности: чем увлекательней для него процесс, тем с меньшими усилиями можно удержать его внимание в течение нужного времени.

Развитие речи пятилетки

Словарный запас должен достигать примерно 3000 слов, кроха способен описать картинку, сочинить простой рассказ. В речи он использует различные части речи, причастные и деепричастные обороты.

К сведению! Речь походит на речь взрослого с ошибками в падежах и спряжениях глаголов.

Следует подчеркнуть важность речевого показателя у детей. Развитая речь помогает чаду коммуницировать со сверстниками, обмениваться информацией, точнее выражать свои мысли и эмоции, устанавливать новые контакты.

Уровень физического развития

Пять лет — это оптимальный возраст начинать отдавать малышей в различные спортивные секции:

  • гимнастика;
  • фигурное катание;
  • командные игры (футбол, хоккей).

В некоторых видах спорта, если начинать заниматься в более позднем возрасте (7-8 лет), это значительно уменьшает шансы достичь больших успехов.

К сведению! Пятилетки обладают достаточно развитыми двигательными навыками, при этом сохраняя детскую гибкость и пластичность. В добавок ко всему у ребёнка происходят активные процессы развития интеллектуального плана. Всё это позволяет заложить прочный фундамент для развития навыков в определённом виде спорта и во взрослой жизни.

  Беседа о профессиях в подготовительной группе

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребёнка сильно коррелирует с его общим развитием. По этому показателю можно определять уровень его интеллектуальных навыков:

  • мышление;
  • память;
  • развитие речи;
  • умение рассуждать.

В этом возрасте малыш должен уверенно обращаться с ножницами, копировать буквы ручкой, рисовать простые предметы, раскрашивать в пределах контура, шнуровать ботинки — всё это подготавливает пальчики ребёнка к письму.

Социально-бытовые навыки

Данный критерий можно разбить на несколько отдельных факторов, объединяющих конкретные навыки.

Социальное развитие

Малыш здоровается и прощается, благодарит, когда это требуется, общаясь со взрослыми или сверстниками, не перебивает, понимает и применяет вежливое обращение, не кричит, спокойно разговаривает, не перебивает, умеет договариваться.

Малыш сам умеет одеваться и раздеваться, моет руки после улицы и перед едой, пользуется столовыми приборами, то есть умеет удовлетворять свои ежедневные личные потребности.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет

Можно учить мытью посуды

Бытовые навыки

Может выполнять простую уборку, вытирать пыль, покормить домашнего питомца. Можно добавить и более сложные навыки, такие как мытьё посуды, пола, но при этом нужно проследить, насколько он готов к таким заданиям.

Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет


Источники

  • https://academy-of-curiosity.ru/o-razvitii-i-vospitanii-detej/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-5-let/
  • https://sibmama.ru/deti-5-let.htm
  • https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-v-5-let/
  • https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kalendar-razvitiya-rebenka-starshiy-doshkolnyy-vozrast-5-6-let/
  • https://mama66.ru/kalendar-razvitiya/5-let
  • https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/5-let.html
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-5-let
  • https://daynotes.ru/chemu_nauchit_rebenka_v_5_let/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let.html
  • https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/rebenok-v-5-let-k-chemu-byt-gotovym/
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/cto-dolzen-umet-rebenok-v-5-let
  • https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-5-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-pyat-let
Оцените статью
Топотушки - сайт о детях