Что было в моде в России и в Европе

Исторические моменты

Францию, законодательницу мод, на протяжении 18-го столетия «штормило» народными восстаниями. Революции, войны, восстания — типичные события того времени. Политический курс отличался непостоянством. Частая смена правителей отразилась нестабильностью разных сфер жизни. Мода не стала исключением. Тенденции менялись, следуя курсом к упрощению «демократизации» внешнего вида.

Модные тенденции

Мода Франции, как и Европы в целом, не сильно изменилась в сравнении с предшествующим столетием. Балы проходили не так шумно и часто, но подобные мероприятия позволяли знати показать себя во всей красе.

Сохранялась многослойность нарядов. Пышности, многоярусность однажды — удел знати. Использовались дорогие натуральные ткани, богатая отделка. Присутствие аксессуаров — обязательное явление. Популярны:

  • часы;
  • зонтики;
  • веера;
  • сумочки;
  • трости.

Сохранилась востребованность рюшей, кружева, вышивки. Продолжали использовать жабо. Все чаще шили одежду из тканей с готовым рисунком. Парча и бархат удерживали лидерство при изготовлении бальных нарядов.

Дамы продолжали носить узкие корсеты, пышные юбки. Использовали закрытую (цельнокроеную) и распашную модели платьев с наполовину голами руками. В повседневной жизни чаще стали использовать отрезной костюм: жакет и юбку.

Платья на французский манер отличались пышностью. Использовали больше ткани, деталей и украшений. Наряд смотрелся дорого, ярко. Немного скромнее одежда итальянок. Фасон платья из Англии считался еще более простым, неброским. Польский вариант для дам отличался вычурностью кроя.

Мужчины продолжали использовать рюши, чулки, жабо, парики. В одежде доминировали яркие краски. Носили короткие штаны и длинные камзолы. Это придавало мужской внешности женский характер. Кавалерам подобралось выглядеть, как с картинки.

В Россию европейская мода пришла в период правления Петра I. В страну завозили не только популярные фасоны нарядов и формы причесок. Востребованными стали парики, дорогие ткани. Хотя изящное кружево плели на территории государства. Вологодская область считалась родиной искусных мастериц.

Макияж 17 и 18 веков мало чем отличается. Все также использовали обилие пудры. Поверх наносили розовые румяна. Губы красили алой помадой. В ходу остались мушки, которые к концу века стали рисовать, а не клеить кусочки ворсистой материи. Внимание обратили на глаза. Ресницы и брови начали выделять черной сурьмой.

Формирование модных тенденций осталось прерогативой королей, их свиты. Многочисленные принцессы, фаворитки и камергерши задавали тон. Век проходил под эгидой возвышения женщин. Дамы считались музами, вдохновлявшими на поступки. Для поддержания стереотипа женщины прилагали массу усилий.

XVIII век: «пудель» и «прусская коса»

Причёска «Прусская коса»

«Прусская коса»

Моднейшие причёски захватывают головы русской знати именно в этот период. Связана эта поистине модная революция с появлением в России новой профессии — парикмахеров (до этого людей стригли исключительно цирюльники). «Тупейные художники» (от французского toup — прядь) прибыли к нам из Франции и не только причёсывали и стригли высший свет, но и занимались изготовлением париков и гримом.

Большой популярностью и у женщин, и у мужчин начинают пользоваться высокие и замысловатые парики — «пудель» и «грива». Искусственные волосы были дорогим удовольствием. К примеру, во времена императрицы Елизаветы Петровны парик можно было в среднем купить за 5 рублей, в то время как пуд муки продавался за 64 копейки.
Во время правления российской императрицы Анны Иоанновны у мужчин вошла в моду «прусская коса» — она же «крысиный хвост»: обязательно припудренный парик с косичкой и буклями. Эта прическа стала обязательной для русской армии почти на 70 лет, её отменил уже только Александр I.

У великосветских дам XVIII века в моде были сложные конструкции из собственных волос с искусственными локонами и шиньонами. Например, высокая причёска с плотным, накрахмаленным кружевом и нитями жемчуга — «фонтаж». Самые продвинутые модницы носили на головах «корабли» и «фрегаты». Согласно историческим свидетельствам, первой на своей голове воздвигла целый корабль французская королева Мария-Антуанетта, которой сразу же стали подражать европейские, а затем и российские придворные дамы.

Как сделать своими руками?

Несмотря на дикости парикмахерской моды XVIII столетия, наше время перекликается с тем веком использованием искусственных прядей. Современные укладочные средства открывают простор для погружения в былую эпоху. Можно сделать высокие и просто пышные укладки в соответствующем стиле.

Укладка в стиле рококо

Создать такую прическу не так уж и трудно при наличии такого современного инструмента, как электрическая плойка:

  • отделяя пряди, сбрызнуть их лаком и завить, не доходя до корня 10 сантиметров;
  • начесать шевелюру у корня;
  • зачесать волосы назад, чтобы виски оказались открытыми;
  • если есть чёлка, убрать её назад;
  • локоны зафиксировать на макушке при помощи шпилек;
  • украсить лентой или заколкой.

В этом стиле можно оформить и причёску невесты. Строить настоящий «дом» на голове, как это делали в «безумный» период, не следует, но дух соблюсти можно:

  • начесать толстую прядь волос на уровне лба;
  • закрепить лаком и заколоть на макушке;
  • оставшуюся часть шевелюры собрать в хвост (повыше);
  • завить волосы на бигуди большого диаметра или плойкой по ходу формирования укладки;
  • уложить попрядно вокруг основания хвоста;
  • часть волос из него оставить свободными;
  • укрепить лаком;
  • украсить прическу лентами и цветами.

В стиле Марии-Антуанетты

Чтобы сделать эту вычурную укладку, помимо расчёски, нужно иметь под рукой:

  • специальный каркас;
  • вату или другой наполнитель для каркаса;
  • бигуди;
  • шпильки;
  • лак для волос.





    Порядок действий такой:

    • пряди хорошо расчесать;
    • «зарезервировать» часть волос на затылке и у висков — они будут использованы на последнем этапе;
    • установить на голову каркас, поместив в него вату;
    • замаскировать его волосами, попрядно поднимая их вверх, начиная ото лба;
    • для фиксации на каркасе использовать шпильки;
    • задние волосы и у висков накрутить на плойку, формируя локоны;
    • зафиксировать прическу при помощи лака;
    • украсить бусами.

    XVIII век: «крысиные хвосты» и «фрегаты»

    Отношение к прическам резко изменилось в XVIII веке. Крестьяне остались верны традициям прошлых веков, а высший свет стал следовать французской моде. На пике популярности были громоздкие парики фасонов «грива» и «пудель» — ими украшались и женщины, и мужчины. Парики стоили дорого: например, в период правления Елизаветы Петровны конструкцию из волос можно было купить за 5 рублей. Для сравнения: пуд пшеницы (16,3 килограмма) продавался за 64 копейки, а большой мешок сахара — за 2,5 рубля.

    До этого всех стригли цирюльники, которые еще пускали кровь, вырывали зубы и даже выписывали некоторые лекарства. А теперь в Россию приезжали «стилисты» из Франции, люди новой профессии — парикмахеры. Они не только делали прически, изготавливали парики из накладных волос, но и гримировали дам и господ. Парикмахеров считали людьми, близкими к искусству и называли «тупейными художниками» (от французского слова «toup» — прядь волос).

      «Это не был простой, банальный мастер с тупейной гребенкой за ухом и с жестянкой растертых на сале румян, а был это человек с идеями, — словом, художник».Николай Лесков, рассказ «Тупейный художник»

    Мужчины при дворе следовали не только французской моде. В период правления Анны Иоанновны распространились «прусские косы» или «крысиные хвосты»: напудренные парики с буклями и косичкой. В 1731 году эта прическа была официально введена в русской армии для представителей всех чинов. Лишь рядовым можно было пудрить волосы только по особым случаям. Указ отменил Александр I спустя почти 70 лет.

    Придворные дамы и представительницы высших сословий предпочитали в XVIII веке сложные составные прически с дополнениями из шиньонов и локонов. Одной из самых популярных стал «фонтаж» — высокий начес, украшенный накрахмаленными кружевами и жемчугами. Отчаянные модницы возводили на своих волосах конструкции в форме кораблей и фрегатов. Во Франции эта парикмахерская конструкция называлась á la Belle Poule в честь военного судна Belle Poule. Считается, что первой такую прическу стала носить королева Мария-Антуанетта, а подражала ей половина Европы — в том числе, и российские дамы.

    XV–XVII века: бороды-«лопаты» и короткие чёлки

    В это время в моду у мужчин входят самые разные «фасоны» бороды: круглые, остроконечные, разделённые надвое или борода «лопатой». Наголо брили лица только юнцы. Известен исторический анекдот о том, что Василий III после венчания с Еленой Глинской полностью сбрил бороду и подал этим пример своим «ближним людям» — боярам. Однако испугавшись слухов о том, что власть, мол, чудит, царь снова отрастил привычную русскому люду бороду. А в Смутное время царь Алексей Михайлович даже выпустил указ о запрете на короткие стрижки и бритьё бороды: чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил».

    Девушки русского средневековья продолжают плести косы, а женщины — прятать волосы под платками.

    XV–XVII века: короткая челка и борода лопатой

    В следующие века стрижки стали короче. Мужчины в это время продолжали носить бороду. Ее отпускали сразу после совершеннолетия, не брили до конца жизни и лишь постригали, придавая определенную форму. Самые популярные фасоны: остроконечные бороды, круглые, разделенные на две части и лопатой.

    Выбритое лицо было знаком молодости и юношества. Василий III избавился от бороды после женитьбы на княжне сербско-литовского происхождения Елене Глинской. Вслед за князем обрилась его свита. Но вскоре пошли слухи о чудачествах власти, и Василий III вновь отрастил бороду, опасаясь народных волнений.

    Мода на гладкое лицо вернулась в Смутное время под влиянием поляков. И опять ненадолго: Алексей Михайлович, придя на царство, выпустил законы о запрете коротких стрижек и бритья бороды. В них указывалось, чтобы никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев, и шапок с иноземных образцов не носил». Сохранились данные, что в 1675 году князь Кольцов-Масальский ослушался царского указа, сделал себе короткую стрижку и из-за этого потерял чин.

    Женская мода в этот период практически не изменилась: девушки по-прежнему плели косы, замужние носили «на людях» закрытые головные уборы.

    Характерные черты укладок

    Мужские парики не выходят из моды. В начале века представители сильного пола поголовно носят искусственные локоны. Меняется только объем парика, характер укладки прядей. Укорачивается длина, постепенно исчезает равномерная кудрявая структура.

    С 30-х гг. волосы зачесывают гладко назад, слегка приподнимая теменную часть вверх. На висках укладывают 2–3 горизонтальных ряда локонов. Сзади пряди убирали в хвост или косичку. Элемент достигал плеч, реже — лопаток. Молодые мужчины делают прическу из собственных волос, пожилые используют парики.

    Для женских причесок начала века характерно величие. В моде со времен 17 века остается фонтанж. Волосы поднимают высоко вверх, создавая причудливые формы. Завершением конструкции становится чепец из лент и кружева. Парики используют редко. Прическу засыпают немыслимым количеством пудры. Дамы выглядят напыщенно.

    С подачи герцогини Шрусбери с 20-х гг. в моду входят более простые технически, маленькие прически. Укладки выглядят скромно, но изящно. Чувствуется утонченность и манерность хозяйки. В ходу слабое припудривание волос. Используют конструкции из кос и локонов. Корзинки, короны, плетеные пучки — типичные вариации.

    Внимание! Укладку продолжают украшать локонами, лентами, диадемами. Изредка используют готовые парики. Женщины этого периода элегантные и загадочные.

    В период господства во Франции королевы Марии-Антуанетты в моду возвращаются вычурные композиции. Чувствуется размах и буйная фантазия. Шедевры часто содержат немыслимые дополнения: статуэтки, вазы, чучела птиц, макеты кораблей. Прически сливаются воедино с головными уборами. Женщины выглядят экстравагантно, будоража воображение.

    К концу века размах теряется. В моде опять лаконичные композиции. Волосы собирают в аккуратный пучок, выпуская из него тугие локоны. Популярными становятся античные и греческие варианты укладок, но в более объемном исполнении. Чаще встречаются распущенные волосы в виде локонов, слегка подколотые по бокам. Женский образ становится максимально нежным и романтичным.

    Кому подходит

    Современные женщины редко обращают внимание на прически 18 века. Варианты считаются экстравагантными и непрактичными. Укладки с тугими локонами признают устаревшими. Перевоплощение в даму 18 века для повседневной жизни не подходит. Образ с историческим налетом иногда используют на тематических мероприятиях, свадьбах.

    Рассматривая популярные формы причесок 18 века, становится очевидным, что вариации больше подходят женщинам с круглым, овальным лицом. Обладательницам квадратной формы овала предпочтительны невысокие сооружения с расположением на затылке. Девушки с треугольным лицом органично смотрятся с ворохом локонов по бокам.

    Для выполнения укладки в стиле 18 века требуется длинная шевелюра. Для получения крупного сооружения используют накладные локоны, объемные вкладки, каркасы. Девушкам с короткой, ослабленной шевелюрой рекомендуется использовать стилизованные парики.

    Общие рекомендации

    Самостоятельно соорудить экстравагантные башни из волос — нереальная затея. Профессиональный мастер трудится над укладкой не менее 2 часов, использует в работе множество инструментов и материалов. Только так получится наслаждаться результатом.

    Сделать скромную прическу в стиле 18 века реально без участия парикмахера. Для этого понадобится накрутить локоны, собрать пряди в пышный пучок или заплести косы.

    Для решения задачи необходимы:

    • плойка;
    • парикмахерские губки или каркас;
    • различный крепеж (шпильки, невидимки);
    • продукты стайлинга;
    • украшения (гребешки, ленты, цветы, заколки).

    Сложные прически ослабляют волосы. Рекомендуется обратить внимание на здоровье шевелюры.

    Внимание! Лучшая основа для укладки: длинные волосы нормальной густоты без повреждений. После выполнения прически желательно «полечить» пряди с помощью масок, профессиональных процедур.

    Кому идут?

    Аккуратные укладки раннего рококо можно подобрать девушкам практически с любой формой лица. Высокие помпезные сооружения подойдут для дам с квадратными лицами, зато обладательница «треугольника» не сможет смотреться выигрышно в таком виде.

    Также нужно учитывать уместность таких укладок. Шедевры на голове хороши, когда девушка ходит по подиуму, пришла на бал-маскарад, тематическую вечеринку или свадьбу, комик-кон. Среди улицы и в современной будничной одежде с чепцом на голове, а то и вовсе натюрмортом, любая будет смотреться странно.

    Современные вариации

    Типичный вариант в духе 18 века: локоны, собранные на макушке. Волосы закручивают с помощью плойки в тугие завитки. Пряди собирают на макушке, подкалывая шпильками. Не рекомендуется туго стягивать волосы. Результат украшают цветами, заколками с камнями. Характерным элементом в духе 18 века станет маленькая шляпка.

    Волосы можно заплести в косу. Элемент закручивают в виде пучка или укладывают по периметру головы, закрепляют шпильками. Внизу, по бокам обязательно оставляют свободные пряди. Распущенные волосы завивают в тугие локоны.

    Высокую прическу рекомендуется делать с помощью парикмахера. Мастер использует каркас, профессиональные вкладки в виде объемных губок. Пряди кропотливо укладывают по выбранной схеме. Реально сделать не только корабль, «огурец», но и вплести в шевелюру настоящую люстру. Варианты экстравагантны, требуют мастерства исполнения и терпения владельца сооружения.

    Знаменитые мужские прически 18-го века

    Мода на мужские прически 18-го века в России, как и в Европе, не обошлась без объемных париков разной формы. Бинет выглядит, как крупные локоны, расположенные параллельно друг другу. В них ходили мужчины разного возраста. Парики аллонаж до сих пор в моде, изменилась только их длина. Рядом с модой на парики стояли прически из собственных волос, например «а-ля Катоген», которая являет собой гладко зачесанные слегка завитые волосы, которые связывались черной лентой на затылке. Натуральные и искусственные волосы припудривали, а хвостики иногда прятали в специальные бархатные футляры.

    Не менее популярной считалась прическа «крыло голубя» — несколько рядов локонов, уложенных на висках, и небольшой хвост или косичка на затылке. К концу 18-го века парики утратили свою популярность, востребованными стали только натуральные локоны. После революции мужчины почти прекратили носить длинные волосы и перешли на короткие стрижки римского типа «а-ля Тит».

    Прически в стиле 18-го века используют и в наше время. Конечно же, с ними не расхаживают по улицам и не делают на вечеринки. Они относятся к экстравагантным и эпатажным веяниям и часто используются знаменитыми кутюрье в показах новых коллекций одежды. Современные парикмахеры и стилисты получили больше возможностей, поскольку имеют целый арсенал специальных средств для укладки, позволяющих прочно фиксировать самые замысловатые и объемные шедевры из волос.

    Мужчины с длинными волосами и скромными хвостиками на затылках также не редкость. Особой популярностью подобные прически пользуются у звезд шоу бизнеса.

    Звездные примеры

    Прически 18 века как у обычных женщин, так и у звезд не пользуются повышенной популярностью. Варианты сложны, не современны. Носить такие прически утомительно. Для идеальной стилизации требуется тщательный подбор одежды.

    Укладки в духе 18 века часто используют на съемках исторических фильмов. Классический образ дамы эпохи прекрасно воссоздан Натали Портман, Скарлетт Йоханссон.


    Натали Портман и Скарлетт Йоханссон

    На красных ковровых дорожках встретить знаменитостей с укладками эпохи Марии-Антуанетты сложно. Лена Ленина — типичная любительница подобных конструкций. Знаменитость с достоинством демонстрирует варианты с неординарным характером.

    Прически 18 века нечасто получится встретить в современности. Варианты обычно используются для съемок, фотосессий. Подобные укладки помогут окунуться в историю, проникнуться духом эпохи, почувствовать себя королевой.

    История моды в России

    Россия жила по своим законам моды до Петра I. Именно он начал активно европеизировать свою страну, переодевать придворных и буквально диктовать, как одеваться и причесываться женщинам и мужчинам.

    В начале 18 столетия русские следовали французской моде, дамы активно носили фонтанжи, мужчины наряжались в белые парики .

    Однако ПетрI приглашал в Россию не только французов, но и пруссаков. Результатом стало распространение прусской моды и «прусской косы».

    Источники
    • https://ExpertPoVolosam.com/pricheski/istoricheskie/pricheski-18-veka
    • https://www.factroom.ru/istoriya/gorshok-pudel-i-drugie-modnejshie-russkie-prichyoski-proshlogo
    • https://vplate.ru/pricheski/xviii-veka/
    • https://www.culture.ru/materials/253388/istoriya-russkikh-prichesok
    • https://www.compromesso.ru/flow/fashion/post/znamenitye-pricheski-18-go-veka-6147/
    • https://chebo.pro/krasota/istoricheskie-prichyoski-18-veka-korabli-na-golove.html
    Оцените статью
    Топотушки
    Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
    Принять
    Отказаться
    Политика конфиденциальности
    Adblock
    detector