Культ личности: причины, цели формирования и примеры

Причины возникновения

Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:

  1. Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
  2. Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
  3. Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
  4. Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
  5. К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
  6. Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
  7. Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.

Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.

Цели создания

Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

  • Внушить страх врагам

Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

  • Видимость непобедимости

Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

  • Неограниченная власть

Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

  • Способы создания

Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

  • Создание изображений лидера

Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.

  • Присвоение политическому лидеру титулов

Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

  • Создание государственной идеологии со звучным названием

Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

  • Издание собственных книг

Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

  • Присутствие во всех новостях

Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

  • Присвоение объектам имени вождя

Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

  • Издание необычных законов

Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

Преграда формирования культа лидера

Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.

Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.

Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.

Эволюция диктатур

Более 30 000 человек, как полагают, были убиты агентами Аугусто Пиночета – бывшего президента Чили, пришедшего к власти путем военного переворота. Большинство жертв режима были сосланы в секретные места заключения и лагеря. В Северной Корее Ким Ир Сен и его политика были ответственны за голод, который привел к гибели от 1 до 2 миллионов человек. Когда еда наконец прибыла, государственные СМИ сообщили, что это дань уважения национальному лидеру.

Как пишет New Yorker, несмотря на то, что в Ираке и Северной Корее диктаторы жестко контролируют поток информации, во время «Арабской весны» – восстаний, которые смели деспотов в Тунисе, Египте, Ливии и некоторых странах Персидского залива, контроль был утерян. Протесты в значительной мере поощрялись в сообщениях, распространяемых в мессенджерах и социальных сетях.

Когда в наши дни диктаторов обвиняют в политических убийствах, это часто предвещает падение диктатуры.

Но иногда кровавые военные режимы выживают – так произошло в Египте, Бирме и Северной Корее. А некоторые менее жестокие недемократии существовали даже в период расцвета авторитарных репрессий (в основном монархии и постколониальные африканские режимы). Но как таким диктаторам как Ким, Саддам Хусейн, Гитлер, Мао, Пиночет и Сталин удалось сохранить власть над своим народом?

Северокорейские женщины (и несколько мужчин) безутешно рыдают узнав о смерти Ким Чен Ира.

Тирания – это правление, основанное на произволе и насилии; деспотизм.

Примеры в истории

  • Иосиф Сталин

Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.

  • Саддам Хусейн

Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.

  • Ким Чен Ир

Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.

  • Адольф Гитлер

Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

Что такое полноценная личность гражданина

Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в обсуждении совместных решений;
  • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
  • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
  • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

Источники
  • https://HeadLife.ru/kult-lichnosti/
  • https://Hi-News.ru/eto-interesno/chto-takoe-tiraniya-kult-lichnosti-i-diktatura.html
Оцените статью
Топотушки
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности
Adblock
detector