Основы психологического тренинга

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

  • развитие эмпатии;
  • принятие себя и другого человека;
  • раскрытие человеческого и личностного потенциала;
  • обучение сопереживанию и общению.

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Общение для подростков

Подростки тоже любят играть и чаще всего в командные игры. Хорошо помогает понять процесс рождения симпатии и хороших отношений игра «Симпатия». Одному из участников следует в течении пары минут сделать презентацию для группы. Это может быть рассказ о себе, анекдот, демонстрация фокуса, танца, пение или другого умения и таланта. После выступления группа анонимно его оценивает по 5 бальной шкале. На листике следует коротко написать, что понравилось в выступлении, а что нет.

Проанализировав эти ответы, участники осознают с чем связаны симпатии и антипатии, как выстраивать свое поведение в обществе. Данный тренинг улучшает навыки самопрезентации, тренирует сообразительность и улучшает способность к импровизации.

Выбранная вами театральная студия для малышей должна в первую очередь нравится вашему ребенку, а не отвечать вашим высоким критериям содержания и количества преподаваемого в ней теоретического материала.



Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

  • «Я-Я», которые направлены на внесение изменений на личностном уровне.
  • «Я-другие» – предполагает изменения в межличностных отношениях.
  • «Я-группа» – предполагает изменения личности каждого участника как члена социальной общности.

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Курсы актерского мастерства и ораторского искусства

Актерские курсы для взрослых не самое плохое место для обновления сознания. Все мы в жизни актеры, это понятно. Но не все, чувствующие страстное желание играть, реализовали себя в искусстве. На курсах вас не только обучат основам актерского мастерства, но и научат раскрепощаться, не бояться публичных выступлений. Актерское мастерство и все сопутствующие дисциплины такие как: ораторское искусство, сценическая речь, пластика – главные помощники в жизни, без которых невозможно обойтись. Вы пройдете тренинги риторики, вам поставят голос, узнаете, как проводить презентацию, сможете выступать перед большой аудиторией, не боясь.

Сколько: 2-дневные курсы обойдутся от 10,7 тыс. рублей. 12 занятий (1,5 месяца) – от 18 тыс. рублей.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

  1. Принцип моделирования. Воспроизведение ситуаций, где участники проявляют позитивные или негативные элементы в поведении.
  2. Принцип «здесь и сейчас». Обсуждаются и удостаиваются внимания только события, относящиеся к тренингу. Все второстепенные разговоры пресекаются (иногда человек начинает говорить на отстраненные темы в целях самозащиты).
  3. Принцип обратной связи. Обязательный опрос и учет мнений и состояний участников, анализ, рефлексия, обсуждение, внесение предложений.
  4. Принцип новизны. Многообразие и постоянная смена тренинговых упражнений и игр, регулярная смена партнеров по играм в рамках тренинга.
  5. Принцип диагностики. Ведущий ни на секунду не должен прекращать наблюдение за состоянием группы и каждого из ее участников.
  6. Исследовательский принцип. Ведущий направляет группу, а участники сами находят ответы на вопросы и решение задач.
  7. Принцип активности. В работе должен быть задействован каждый участник.
  8. Принцип целеполагания. Цели определяются ведущим заранее, но в процессе работы он обязан при необходимости их моделировать.
  9. Принцип доверительности и конфиденциальности. Информация с занятий не выносится во внешний мир, что позволяет участникам быть честными и открытыми.
  10. Принцип персонификации. В процессе тренинга запрещаются безличные высказывания. Все реплики имеют адресата (от кого, кому).
  11. Принцип экспликации чувств. В форме обратной связи описываются свои переживания и чувства партнера.
  12. «Один говорит – все слушают».

Как оценить эффективны ли упражнения для тренинга

Упражнения для тренинга не всегда обеспечивают успех от его проведения. Также значительную роль играет тренер, который проводит тренинг. Его действия должны определяться видом и формой проводимого мероприятия. Кроме того, не вызывает сомнений уровень компетенции организаторов, а также их умение работать с публикой.

Как правило, если тренер является достаточно квалифицированным и опытным, то упражнения для тренинга являются вторым важным фактором, от которого зависит эффективность их проведения.

Таким образом, в большинстве случаев достаточно сложно отдельно оценить эффективность упражнений, которые используются во время тренинга, так как их подача существенно зависит от тренера.

Проведение тренинга

Социальные нормы

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

  • аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
  • через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
  • учатся видеть проблему с разных сторон;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
  • удовлетворяют потребность в признании и самореализации.

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

  • умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
  • качества лидера;
  • умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
  • аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
  • способность планировать и рационально расходовать время;
  • умение оценивать и анализировать свои решения;
  • способность находить выход из нестандартных ситуаций.

Игры

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

  • снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
  • условны;
  • способствуют раскованности;
  • развивают креативность;
  • позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
  • расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Пример ролевой игры: участникам нужно представить, что они находятся на пресс-конференции. Выбирается ведущий. Каждый участник пишет три вопроса касаемо ценностей, на которые он хочет и может ответить. Далее ведущий произвольно указывает, кому обменяться листами. В итоге в парах один человек задает вопросы, другой отвечает, но происходит это на глазах группы. Как «журналист», так и группа имеет право задать один вопрос от себя, но опрашиваемый не обязан на него отвечать.

Упражнения

Эмпатия

Среди упражнений используется несколько типов:

  • Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
  • Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
  • Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
  • Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
  • Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
  • На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.

Пример развлекательного упражнения. Все участники расположены по кругу, ведущий пускает мяч (произвольно бросает). Задача того, кто мяч получит, закончить фразу «Никто из вас не знает, что я…». Мяч можно кидать несколько раз одному и тому же участнику, но каждый член группы должен обязательно оказаться вовлеченным.

Пример разминочного упражнения. «Дефиле». Участники поодиночке или парами (тройками) должны выходить в центр круга и оригинально идти – так, чтобы на них обязательно обратили внимание.

Пример танцевально-песенного упражнения. «Хор». Участники разбиваются на группы, каждой дается лист с заданием. Задача – исполнить написанную песню указанным мотивом и (или) в сопровождении определенных действий. Например, «Маленькой елочке» на мотив «Катюши» и двигаясь влево-вправо.

Упражнение на развитие эмпатии. «Представление о группе». На листе ватмана каждый участник зарисовывает свою ассоциацию с группой. Можно несколько раз подойти к листу, но за один подход нарисовать только один образ (ассоциацию). Все обсуждения проводятся после упражнения и имеют характер обмена чувствами и впечатлениями.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Хочу добавить еще несколько слов об упражнениях на развитие невербального языка. Несловесное поведение труднее контролировать, потому упражнения «без слов» представляют особую ценность в психогимнастике. Они учат выражать отношение к ситуации, себе, человеку без слов. Невербально мы получаем больше 70 % информации, а что еще важнее – правдивой информации.

Эти упражнения устраняют неуверенность, снимают скованность, но важно учитывать настроение группы и чувства конкретного участника. Не стоит сразу давать «тяжелые» упражнения с большим контактом, чем рукопожатие. Именно этот вид упражнений требует особого мастерства и осторожности ведущего. Например, запланировал ведущий одно из таких упражнений, но на занятии видит, что группа совершенно не готова для него – значит, нужно тут же сориентироваться и подобрать другое. Как и в медицине, действует правило «Не навреди».

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Упражнения для развития самопринятия и самоценности

Предлагаю вашему вниманию упражнения, направленные на развитие самопринятия и самопонимания, а значит, и обретение внутренней гармонии и согласия с собой.

Коротко о некоторых блоках и заблуждениях, которые могут возникать при выполнении упражнений:

— если я буду принимать свои недостатки, значит, тем самым буду поощрять их и становиться хуже.

Похвала и поощрение (стимулы) – не одно и то же, что принятие. Принятие – это согласие с реальностью, в которой вы являетесь тем, кто есть, не больше и не меньше. Когда мы что-то отвергаем в себе или других, по сути, мы заявляем реальности: «Ты не нравишься мне такой, как я вижу тебя, а значит, должна быть другой». Т.е. ведем себя как дети…

Кроме того, стоит помнить об относительности любых достоинств и недостатков. И нужно помнить, что порой важнее не избавляться от «вредных» черт, а научиться их более целесообразно применять и уравновешивать другими качествами.

— я не люблю себя, и этого ничто не изменит.

Любая вещь в природе меняется. Так же как и человек. Душа, тело, ум находятся в непрерывном процессе. Развивающийся человек меняет и отношение к себе в той или иной степени практически постоянно. Отрицание изменений скорее сообщает о нежелании их замечать.

— если я себя люблю, то мне всё в себе должно нравится.

Не должно. Иначе тоже было бы пора на выставку застывших картин. Определенная доля сомнений в себе, недовольства собой является необходимым стимулом для движения и развития человека. Означает ли это, что абсолютного принятия не существует? Я предполагаю, что оно есть. Только, например, у таких личностей, как Будда… Для большинства людей есть лишь приближение к самопринятию и самопониманию. Стоит помнить, что между «не нравится в себе» и «никогда не приму себя таким» есть разница. И эта разницу можно определить по степени дискомфорта: легкая и средняя степень дискомфорта может стимулировать, тяжелый дискомфорт и самоотвержение парализует.

— у меня должно всё получиться быстро или это не работает.

Не должно. Изменение отношения к себе затрагивает многие стороны поведения и отношений в реальности, само восприятие реальности. Поэтому процесс не может быть быстрым, иначе наступит полный сумбур. Мудрая психика поэтапно сверяет привычные старые модели с новыми и допускает изменения согласно готовности личности в целом. Это относится также и к привычному восприятию сопротивления как к чему-то, с чем нужно исключительно бороться. Не всегда. Сопротивление во многих случаях позволяет сохранять человеку комфортный для него ритм изменений.

Упражнение 1.

Удобно начинать с самого простого. Возьмите лист бумаги и напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами «Я прощаю себя за…». Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними.

Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в другим мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…»)

Затем пишите не менее 10 предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…». Аналогично, в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно здесь писать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.

Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно в течение 1-2 месяцев.

Есть разногласия по поводу «прощать или не прощать». Я согласна в том, что в прощении порой есть некая снисходительность. Так что обучение прощению – это лишь этап движения к самопринятия себя, а заодно и других. Когда этот этап будет пройден, перед вами будут другие задачи. И в данном контексте прощения не идет речи о
«второй щеке»… На мой взгляд, это не разумно. Прощение человека не означает необходимости терпеть его дурное обращение)

Упражнение 2. «Похвала себе».

Каждый день, для кого-то самое удобное время – перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки – мне не за что похвалить себя, — которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность. По мне – так это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.

Упражнение 3.

Перекликается с предыдущими. Только хорошее уже ищется во вне. В каждом человеке, с которым взаимодействовали в течение дня, старайтесь найти 1-2 положительные черты. В течение текущего дня учитесь обращать внимание на положительные моменты, начиная от приятного свежего ветерка и заканчивая отсутствием пробок на дорогах. Учитесь замечать и ценить то, что вас окружает. Обязанность человека замечать в текущем дне в несколько раз больше позитивных, чем негативных вещей. При депрессии не менее 15 позитивных моментов в день. Упражнение также ежедневное. Его называют
«психологической диетой»

Если у вас еще не появилось ощущение, что развитие самопринятия является долгой и упорной работой, то зря. Это работа. И порой достаточно трудная. Гармония и согласие с собой – это ценность. Ценности взращиваются и зарабатываются своим собственным трудом.

Упражнение 4. Работа со своей тенью.

В ходе выполнения первого упражнения вы уже наверняка заметили те качества и поступки, которые вам сложнее всего принять в себе или других. К тени относятся и те вещи, о которых мы говорим: «Я так никогда не поступлю…» «Я не такой…». Когда вы слышите или произносите эти фразы, обратите внимание на нажим, с которым они произносятся, сколько за ними скрытой энергии. Это энергия отвержения. А отвергаем мы… Да, именно её… Свою тень.

Запишите списком всё, что вы не принимаете в себе и в других. Попробуйте объединить это в некий целостный образ. Зарисуйте его. Придумайте и расскажите рассказ от имени этого образа (что нравится – не нравится в жизни, в людях; о чем мечтается; чего не хватает; чего опасается; какие привычки и черты). Подумайте, насколько комфортно ощущает себя на бумаге образ Тени… Дорисуйте нечто, чтобы ей стало хорошо (может быть, ей нужен зеленый луг, цветочки… или мотоцикл… или огромный торт…). Скажите ей добрые и теплые слова, пожелайте ей чего-либо хорошее.

Продолжить работу с «теневой стороной» поможет и следующее упражнение.

Упражнение 5.

Хорошо – это плохо, плохо – это хорошо…
Я уже упоминала ранее это упражнение. Оно полезно почти всегда. Повышает объективность восприятия, учит безоценочности восприятия.

Из вашего списка того, какие поступки и качества — свои или чужие — вам не нравятся, выделите наиболее значимые. Начните работать с менее значимых, постепенно переходя к более. На каждое качество или поступок можно выделять от 3 до 7 дней примерно (ориентируйтесь также по ощущениям).

Приведите 3 аргумента в пользу того, что это качество или поступок действительно нечто плохое. Приведите 3 аргумента, когда это качество или поступок полезен и позитивен. Продолжите размышлять, как может формироваться это качество в человеке, в связи с какими обстоятельствами. Для чего помогает отдельно взятому человеку. В каких ситуациях оно выгодно, а когда нет. Когда не выгодно, чем можно заменить другим, каким другим качеством или поведением. Если вы нашли это качество в себе – понаблюдайте за другими, как и для чего проявляется похожее. Если нашли в других, когда вы похоже себя ведете.

То же самое, стоит делать с происходящими с вами событиями. Приведите 3 довода в пользу их «хорошести». Приведите 3 довода в пользу их «плохости».

На этом пока всё. Обращаю внимание, что эти упражнения полезны самостоятельной работы для повышения уверенности, принятия себя. Однако в условиях переживания кризиса, острых состояний, последствий психологических травм эти упражнения скорее могут быть дополнением к работе со специалистом, но не заменяют лечения как такового.

План

1. Цели и задачи тренинговой работы
2. Понятие о принципах психологического тренинга
3. Организационные принципы психологического тренинга
4. Принципы создания среды тренинга психологического тренинга
5. Принципы поведения участников тренинга психологического тренинга
6. Этические принципы психологического тренинга

Список литературы

1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга[Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. – М: Издательство “Ось-89”, 1999. – 176 с.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Электронный
ресурс]: учебное пособие / И.В. Вачков. – М: Издательство “Ось-89”, 1999. – 176 с.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные,
организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
5. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология.
Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. – СПб.: «Образование», 1997. -238 с.
6. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга[Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003. – 176 с.

Цели и задачи тренинговой работы

Цели тренинговой группы, принципы ее работы, функции и роли ведущего тренинг, используемые им методы О.В. Евтихов называет структурными характеристиками тренинга [4, с.43].
Цели тренинговой работы могут быть разными. Это связано с тем, что, во-первых, тренинговые методы находятся на стыке психотерапии, обучения и психокоррекции. Во-вторых, процессы, происходящие в группе во время тренинга, многосторонни. И.В. Вачков определяет общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы [1, 2]:
– исследование психологических проблем участников группы и оказание им помощи в их решении;
– улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья участников группы;
– изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия участников группы для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
– развитие самосознания и самоисследование участников группы для коррекции или предупреждения у них эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
– содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности участников группы и ощущения ими счастья и успеха.
О.В. Евтихов конкретизирует цели психологических тренингов разной направленности в виде задач [4, с.44-46].

Таблица 6. Цели и задачи тренинга

Цель тренинга

Задачи тренинга

Пример группы

Развитие

  1. развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта вобщении
  2. познание своих  возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми
  3. осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих  ффективной коммуникации
  4. развитие способности    прогнозировать поведение другого человека

Группа

коммуникативной

«Тренинга

компетентности

общения»

Цель тренинга

Задачи тренинга

Пример группы

Развитие

Группа

межличностной

«Тренинга сенситивности»

чувствительности

  1. развитие способности к самоанализу и пониманию других
  2. разделение наблюдаемых и переживаемых компонентов в восприятии другого человека
  3. развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
  4. развитие чувствительности участников к групповому процессу,      связанной         с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других

Развитие личности участников

  1. формирование адекватного представления о себе
  2. освоение системы понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности и социально-психологических ситуаций
  3. коррекция неадаптивных  личностных установок
  4. снятие внутриличностных конфликтов и напряжения
  5. формирование навыков организации оптимального общения,  конструктивного разрешения конфликтов в общении, психологического анализа ситуаций

Группа «Тренинга личностного роста»

Развитие
самосознания

  1. коррекция и развитие самовосприятия
  2. развитие способности к самоанализу и рефлексии
  3. осознание и  преодоление интерпретационных ограничений накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания

Группа
«Тренинга
позитивного
самоотношения»

Развитие
психических
процессов

  1. развитие мышления (творческого мышления, подвижности мышления)
  2. развитие памяти  (овладение мнемотехниками)
  3. развитие сенсорной наблюдательности (расширение способности фиксировать всю совокупность сигналов)

Группа
«Тренинга
познавательных
процессов»

Понятие о принципах психологического тренинга

Слово «принцип» означает основное, исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.
Принципы психологического тренинга, по определению С.И. Макшанова, – основные положения и правила реализации тренинга как метода [5].К настоящему времени сформулирован ряд обоснованных принципиальных положений, относящихся к организации и проведению тренинга. Необходимо отметить, что в работах отечественных психологов определены и охарактеризованы различные принципы психологического тренинга. Это связано с разработанными ими концепциями (т.е. системой взглядов) тренинговой работы.
И.В. Вачков определяет тренинг как метод развития субъектности человека; способ организации активности участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Он считает, что принципами тренинга являются принцип событийности, принцип метафоризации и принцип трансспективы [3].
С.И. Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Он считает, что принципы тренинга содержательно тесно связаны с факторами изменений психологических феноменов, воплощение которых в среде тренинга относится к принципиальным условиям эффективного применения метода. Принципы психологического тренинга, с его точки зрения, включают: организационные принципы (комплектования группы, физической закрытости, пространственно-временной организации), принципы создания среды тренинга (системной детерминации, реалистичности, избыточности), принципы поведения участников тренинга (активности, исследовательской и творческой позиции, объективации поведения, субъект-субъектного общения, искренности, «здесь и теперь»), этические принципы (конфиденциальности, соответствия целей содержанию, ненанесения ущерба) [5]. В следующих вопросах лекции дана их характеристика.
Никандров В.В. определяет тренинг как специфическую форму психологической работы с людьми, ключевой идеей которой является «использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и личностных изменениях» [6, с.11]. Он рассматривает такие принципы психологического тренинга как принцип активности, принцип игрового моделирования, принцип обучения, принцип систематической рефлексии, принцип групповой формы.

Организационные принципы психологического тренинга

Организационные принципы определяют основные положения и правила подготовки и проведения тренинга.
– Принцип комплектования группы тренинга – при наборе участников тренинговой группы следует учитывать характеристики как возраст, пол, профессиональная принадлежность, уровень должностной иерархии, а также некоторые психические свойства личности.
– Принцип физической закрытости – тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новых участников в нее не включают. Пропустившие несколько занятий участники включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.
– Принцип пространственно-временной организации тренинга- тренинг проводят в предназначенном и специально оборудованном помещении. Тренинг имеет временные границы – продолжительность занятия, количество встреч, продолжительность всего тренинга.

Принципы создания среды тренинга

Принципы создания среды тренинга определяют основные положения и правила создания условий проведения тренинга.
Тренинговая группа является обществом в миниатюре, отражающим внешний мир в искусственно создаваемом взаимодействии. Соответственно психологическая среда тренинга должна выступать фрагментом более широкого социального окружения и соответствовать по основным показателям особенностям значимой реальности. Иначе возникнет проблема переноса полученных результатов в лабораторной тренинговой среде в реальную социальную действительность. Также среда тренинга должна иметь достаточную гибкость для ее подстройки в соответствии с решаемыми задачами и используемыми методами ведения тренинга.
Принципы создания среды тренинга включают:
– принцип системной детерминации – воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы;
– принцип реалистичности – создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников. Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.
– принцип избыточности – создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга
(предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

Принципы, характеризующие поведение и деятельность участников тренинговой группы

Принципы поведения и деятельности участников тренинга – правила поведения и деятельности участников тренинга в групповом взаимодействии.
– Принцип активности – включение в работу на тренинговых занятиях всех участников группы. Результативность тренинга для каждого участника определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры. Активность участников тренинга возрастает, если они получают установку на включение в любой момент в совершаемые в группе действия.
– Принцип исследовательской и творческой позиции – в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, варианты разрешения проблем, свои личные ресурсы, возможности и особенности, получают возможность экспериментировать в широком диапазоне ситуаций со своим поведением и желающими сотрудничества участниками группы. С этой целью в группе тренинга создается креативная среда, основными характеристиками которой выступают проблемность, неопределенность, принятие тренером и группой поведения каждого участника, безоценочность.
– Принцип объективации поведения – перевод поведения участников тренинга с импульсивного, неосознанного уровня регуляции деятельности на осознанный, когда в любой ситуации человек отдает себе отчет в том, с какой целью он действует, адекватны ли избранные им средства ее достижения специфике ситуации и его возможностям.
– Принцип субъект – субъектного общения – взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других, признается ценность их личности. Реализация принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, позволяющую участникам
группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь ошибок.
– Принцип искренности – в ходе обсуждения тех или иных вопросов участники говорят правду; каждый член группы тренинга сам определяет для себя меру искренности.
– Принцип «здесь и теперь» – говорить о чувствах, мыслях, способах поведения, относящихся к актуальной ситуации.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

  1. Начинается тренинг со знакомства участников. Для этого подходит игра или упражнение для самопрезентации с элементом «снежного кома». Если участники уже знакомы, то имена запоминаются только ведущим. Вариант самопрезентации может быть разным, например, назвать имя предыдущего участника, свое и три глагола о себе.
  2. Далее следует разминка с упражнениями коммуникативной направленности, эмоциональной и поведенческой. После следует групповая дискуссия и обозначение цели занятия (кроме общей цели есть отдельные для занятий). Выбирается пара ситуаций для дискуссии и ролевых игр (предлагают сами участники, что-то из «наболевшего» и актуального прямо сейчас). В конце каждой игры или упражнения проводится групповая дискуссия, участники оценивают свою активность и состояние.
  3. После идут упражнения узкой направленности для развития конкретных навыков и умений.
  4. Игровыми упражнениями закрепляется непринужденная обстановка.
  5. Рефлексия по всему занятию.

Пескография

Пескография (анг. sandart) – рисование песком на стекле. Как вид искусства возник в 70-е годы XX века. Постепенно новое направление вошло в моду. Песок считается одним из самых притягательных материалов, напоминая нам о быстротечности бытия. Психологи утверждают, что рисование песком не только приятное, но и полезное занятие. Этот природный материал снимает отрицательную энергию и стабилизирует психическое состояние. Тягучесть, мягкость, «шершавость» песка действует завораживающе. Рисуя песком, человек постепенно уходит в себя, как бы входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, начинает работать подсознание, приходят ответы на, казалось бы, неразрешенные вопросы.

Кроме того, рисование песком развивает мелкую моторику. Вы думали, что мелкая моторика есть только у детей? Нет, но у взрослых она работает по-другому: улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику. Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. Если заниматься систематически, можно научиться мыслить более продуктивно. Существуют различные школы и студии, где можно овладеть этой техникой рисования. Не обязательно стремиться стать художником, можно просто освоить это искусство для себя.

Источники
  • https://amrita-infomed.ru/obshchenie/psihologicheskie-treningi.html
  • http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/133-training/2847-czeli-i-princzipy-organizaczii-i-provedeniya-psixologicheskogo-treninga-
Оцените статью
Топотушки
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности
Adblock
detector