- Волюнтаризм — это…
- Значение и перевод термина «волюнтаризм»
- Применение в философии
- Философские концепции волюнтаризма
- Немецкие философы-волюнтаристы
- Известные исторические примеры
- Связь доктрины с фальшивой логикой
- Применение волюнтаризма в либертарианстве
- Что такое волюнтаризм? Определение этого понятия
- Волюнтаризм – объясняем сложное понятие простым и понятным языком
- Применение волюнтаризма в психологии
- Проявление волюнтаризма в повседневной жизни
- Что такое волюнтаризм в политике
- В рабочей сфере
- В экономике
- Волюнтаризм в Средневековье
- В мировой практике
- Политический волюнтаризм
- Экономический волюнтаризм
- Философия волюнтаризма
- Волюнтаризм в психологии
- Особая семантика слова на Западе
- Когда появился волюнтаризм?
- Примеры волюнтаризма
- Волюнтаризм Хрущева
- Волюнтаризм в фильме «Кавказская пленница»
- Волюнтаризм в социологии
- Волюнтаризм Шопенгауэра
Волюнтаризм — это…
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Значение и перевод термина «волюнтаризм»
Волюнтаризм (от латинского voluntas – воля, желание, хотение) – это такое поведение человека, при котором он принимает решения, пренебрегая объективными обстоятельствами и законами человеческого развития. Проявлением такого поведения является руководство следующим лозунгом «Моя жизнь – мои правила». В данном случае для человека нет ничего святого при выборе целей и средств их достижения. Этот термин ввел в обращение в 1883 году немецкий социолог Ф.Теннис и первоначально подразумевал под ним «произвольные решения». Антоним волюнтаризма –детерминизм (поведение, ограниченное определенными общественными рамками и нормами).
Применение в философии
Зачатки философского волюнтаризма прослеживаются в учении такого известного философа как Августин Блаженный. Он в своем христианском учении высказал мысль о том, что человек без воли Божьей не может совершить ни одного поступка, кроме греха. Следующими, кто обратился к изучению волюнтаризма с философской точки зрения, были Артур Шопенгауэр (главная идея: воля человека – первична, разум – вторичен, все существующее вокруг – воля к жизни) и Фридрих Ницше (новизна – ввел в обращение понятие «биологического волюнтаризма» – когда «воля к жизни» перерастает в «волю к власти»).
Обобщая идеи всех философов, которые обращались к изучению волюнтаризма, можно сказать, что это направление идеалистической философии считает превалирующим в развитии природы и общества божественную (сверхъестественную) или человеческую волю. Философский волюнтаризм включает следующие направления:
- теологическое: Бог первичен, все живое подчиняется именно ему, а не разуму или познанию, он всесилен и всемогущ, поэтому его действия не поддаются рациональному объяснению (Августин Блаженный);
- метафизическое: бессознательность и иррациональность господствуют над разумом (А.Шопенгауэр, З.Фрейд, Ф.Ницше);
- гносеологическое: для воли вера стоит во главе угла по сравнению с познанием (Ф.Шеллинг, И.Фихте);
- политическое: задача власти – руководствоваться потребностями и желаниями народа, а не правящей верхушки. Если правительственное кресло занимал жестокий тиран или человек с неуравновешенной психикой, жители страны имели право и возможности в тот же час его свергнуть (Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо).
Философские концепции волюнтаризма
Волюнтаризм является философской доктриной, которая основное значение предоставляет воли или практическому разуму, в отличие от разума теоретического. Поэтому история волюнтаризма должна следовать в том же направлении, что и история концепции практического разума и воли.
Концепция волюнтаризма с различных сторон человеческого бытия понимается по-разному:
- С психологической точки зрения, волюнтаризм заключается в приоритете значения воли среди всех остальных психических качеств и способностей;
- С точки зрения этики это признание абсолютного характера воли или его превосходства при определении морального закона;
- В метафизике эта доктрина представляет обращение воли в собственную абсолютную вещь в себе.
Представители схоластического учения пытались разрешить проблему между пониманием и волей с помощью интеллекта, то есть полагали, что воля подчиняется разуму. Также они решали проблему с противоположной точки зрения, отдавая воли автономное, независимое значение.
В христианстве волюнтаризм принимает различные формы, отличающиеся от современного понимания вопроса. Например, можно считать августинизм волюнтаризмом, если не брать во внимание рациональную составляющую души и ее переход к своему источнику.
Доктрина шотландского теолога Дунса Скота также интерпретируется как волюнтаризм. Эта доктрина полагает волю причиной собственного ее действия, а свобода в таком действии является лишь формальной причиной.
Немецкие философы-волюнтаристы
Если заводить разговор о том, что такое волюнтаризм, что означает он в своем глубоком понимании, то в большинстве вышеназванных философских течений он имеет метафизический смысл, однако, у представителей немецкой классической философии эта доктрина приобретает несколько иной оттенок:
- Проблема связи между чистым теоретическим разумом и разумом практическим появляется в учении Э. Канта, но он не смог ее решить. Для Канта волюнтаризм имеет больше моральное значение, поэтому многие философы называют его доктрину «этический волюнтаризм».
- Волюнтаризм А. Шопенгауэра может полностью полагаться метафизическим, поскольку воля появляется перед интеллектом, как вещь в себе, которая является полностью иррациональной.
- В философии Д. Фихте воля полагается основой понятия «я», и моральный смысл этой доктрины обозначает рациональное начало.
В настоящее время противопоставление волюнтаризма и интеллектуализма предоставляет приоритет воли в духовном плане и полностью ее отбрасывает в качестве реальности.
Шопенгауэр, наряду с другими философами-волюнтаристами, оценивает волю как нечто абсолютное, которое имеет превосходство в психической жизни, однако он не признает, чтобы воля была первостепенной в процессе познания этических ценностей. Метафизика Шопенгауэра максимально выражает первенство воли над интеллектом. Воли философ отводит роль онтологического начала, которое в конечном счете объясняет действительность.
С другой стороны, существуют этические волюнтаристы, которые отрицают психологический и метафизический характер этой доктрины. Так, Ф. Ницше, находясь под влиянием философии Шопенгауэра, уделял воли большое значение, но особенным способом. Он понял, что идеи христианства, социализма и демократии состоят в своей основе из определенной моральной базы, которую нужно преодолеть в перспективе более глубокой, чем концепция хорошего и плохого. Чтобы закончить с интеллектуализмом, философ провозгласил единственный реальный принцип: сила воли позволяет делать жизнь понятной и вразумительной.
Известные исторические примеры
Философия как наука развивалась несколько тысячелетий. В мировой истории волюнтаризм — явление частое. Известными эго проявлениями являются следующие:
- Экономист Ирвинг Фишер утверждал, что «цены на акции достигли высокой области стабильности», при этом через несколько недель после этого в Черный Четверг 1929 года началась Великая Депрессия;
- Первый британский министр управления внешними делами государства, Ньеве Чемберлен, сообщил народу, что Мюнхенские Соглашения 1938 года «гарантируют мир»;
- План Барбаросса, который изобрел Гитлер по захвату и оккупации СССР;
- Хрущев, генеральный секретарь партии коммунистов СССР, исходя из своего волюнтаристского решения, отдал указ национальному правительству СССР посадить кукурузу по всей стране, включая северный регион Карелия, где не существует условий, в которых эта культура могла бы расти.
В политике существуют ряд тенденций, которые полагают волю, как нечто важное или фундаментальное для самого человека, как творца своей судьбы, и для общественных проектов. Так, волюнтаристскими считают течения, вышедшие из марксизма, например, маоизм в Китае, где большую роль в качестве революционного мотора возлагают на волю народных масс, пренебрегая при этом объективными условиями и обстоятельствами.
Связь доктрины с фальшивой логикой
Помимо таких особенностей, как когнитивный перекос и несовершенная форма в принятии решений, волюнтаризм характеризуется наличием фальшивой логики и субъективизма, на которых основаны базовые его принципы. Когда принимается какое-либо суждение в качестве истины или лжи, волюнтаризм основывается лишь на желании, чтобы так было, то есть следующий подход характеризует эту доктрину: «Я желаю, чтобы P было истинно/ложно, поэтому P является истиной/ложью».
Некоторые атеисты аргументируют, что большая часть теологии, и в частности аргументы, доказывающие существование Бога, основаны на волюнтаристских принципах, поскольку все рассуждения исходят из желаемого конечного результата (существования Бога) и стараются показать действительность этого результата, основываясь на предпосылках рационального мышления, которое, в свою очередь, легко может быть показано, как ложное. Однако оно отвечает желанию быть правдой для верующего человека.
Некоторые теологи аргументируют, что реальность атеизма представляет собой волюнтаристскую деятельность, в том смысле, что атеисты могут желать не верить в Бога или его существование. На оба эти аргумента можно ответить в зависимости от их конкретной природы.
Псевдонаука тоже имеет свои волюнтаристские корни, поскольку она базируется на желании верить, что человек обладает сверхъестественными способностями.
Джулиан Хаксли, английский биолог, эволюционист и писатель гуманист XX века писал: «В настоящее время гипотеза о существовании Бога перестала быть научно подкреплена… и отказ от нее привел к глубокому ощущению легкости. Многие люди полагают, что отказ от этой гипотезы согласуется с отказом от всего религиозного и святого. Такое мнение, на самом деле, не является верным, но оно означает, что как только мы убрали одну мешающую фигуру из нашей идеологической экипировки, необходимо создать что-то новое, которое займет ее место».
Принципам волюнтаризма не чуждо понятие относительной фальши: «Если не было показано, что это ложь, то это правда» и наоборот. Например, человек, верящий в НЛО (неопознанный летающий объект неземного происхождения), может признать, что большинство фотографий с НЛО являются подделками, однако, те фотографии, фальшивость которых не была доказана, должны полагаться действительными.
Волюнтаризм представляет собой глубокую философию, которая развеяла миф фетишизма XIX века. С помощью этой доктрины были созданы инструменты, которые позволили понять сущность динамики науки. Волюнтаризму приписывается заслуга во внесении ясности в вопрос отношения между теорией и экспериментом.
Применение волюнтаризма в либертарианстве
Либертарианство – это современное течение, главным постулатом которого является убеждение в том, что каждый человек в мире имеет право жить так, как он хочет, если при этом он не затрагивает чужие интересы и не мешает жить другим людям. Это течение очень тесно связано с главной идеей волюнтаризма.
Среди основных его принципов можно выделить следующие:
- при создании любого общественного союза необходимо добровольное желание на принятие в нем участия каждого его члена (неприятие тоталитаризма большинства);
- неприкосновенность частной собственности;
- табу на насилие и принуждение к чему-либо;
- упразднение государства как политического института по причине того, что оно применяет насилие для защиты национальных интересов;
- исключением на табу применения силы и оружия является самооборона;
- принцип равноправия и всеобщности ресурсов и власти.
Крайним ответвлением данной идеологии является правый фашизм.
Важно! Сегодня значение слова «волюнтаризм» претерпело значительные изменения. На Западе волюнтаризм сейчас приравнивают к свободе мнений, действий, выбора. Необходимо помнить, что свободолюбие – явление положительное, без него невозможно построить будущее и прививать в обществе уважение к каждому индивиду. Однако не стоит забывать и об объективных законах человеческого и исторического развития и, принимая решения, учитывать объективные законы природы и общества.
Что такое волюнтаризм? Определение этого понятия
Если обратиться к науке, термин «волюнтаризм» был введен Ф. Тённисом. Встречается он в различных областях знаний. И в зависимости от времени, волюнтаризм может менять свою смысловую нагрузку. Но всегда в основе понимается воля – первооснова всего человеческого.
Определение
Простыми словами, волюнтаризм – это дерзкая линия поведения, хозяин которой старается всеми силами воплотить свою самую заветную мечту в реальность. То есть, волюнтаризм это настойчивое стремление осуществить желаемое, даже несмотря на противоречащие этому факторы. Часто это нереальные планы. Но даже если такие грезы осуществимы, такой человек не будет думать о последствиях. Что-то наподобие вы могли видеть в фильме «Кавказская пленница». Но там смысл волюнтаризма показан лишь поверхностно.
Волюнтаризм – объясняем сложное понятие простым и понятным языком
Нам очень часто в жизни приходиться сталкиваться с незнакомыми словами. Чтобы точнее понять философское значение понятия волюнтаризм, мы для начала начнём его разбирать никак философский термин, а рассмотрим его филологическое толкование.
Он было заимствовано русским языком в XIX веке из других языков, хотя имеет общий корень «воло», который образует многие наречения в языках индоевропейской группы. В том числе и в русском как «воля». В латинском языке (лат. voluntas— воля) это будет как (желать, испытывать потребность). Следуя лингвистики, мы видим, как лексема создала трансформацию из корня «воля» в существительное «волюнтас», обозначаемое (вожделение, хотение).
Следующим шагом было рождение латинского выражения «волюнтарис – «действующий, поступающий по своей воли»,
Далее это понятие быстро распространилась по другим европейским языкам и в том числе в английский – «voluntary-добровольные действия».
Понятие волюнтаризм как противостояние личности неким внешним обстоятельствам
Некие понятия со временем утрачивают свое первоначальное значение и приобретают другое, существенно изменяющее смысл. К таким терминам смело можно отнести и трактованные понятия волюнтаризма применительно к социальной сфере общества.
Можно сказать, что этот термин может иметь совершенно разные и противоположные оттенки. Он, может быть, применим в положительном смысле и отрицательном. Все зависит от цели, результата или стремления его достичь за счет каких действий и поступков.
Применение волюнтаризма в психологии
Наука о поведении и психических процессах людей изучает волюнтаризм как направление, признающее волю человека основой всех психологических побуждений и действий. Основоположником этой идеи является немецкий ученый-теоретик Вильгельм Вундт, у которого сразу же появились критики и противники, основавшие свои направления в психологии, противоположные волюнтаризму – прагматизм и функционализм.
Основные идеи:
- никогда с помощью самоанализа человек не объяснит причину своих поступков;
- разум и желания нельзя объективно измерять;
- чтобы понять природу человеческих поступков, не нужно останавливаться только на изучении человеческого общества, необходимо также обращаться к познанию поведения животных и сравнению их с поведением людей в похожих ситуациях;
- применение теории на практике составляет очень трудную задачу, поэтому ценность таких теоретических разработок для выявления и решения проблем индивида является минимальной.
Проявление волюнтаризма в повседневной жизни
То есть, главное – захотеть, а остальное уж точно получится. Даже если незаконным и негуманным способом. Но даже если все это не переступать, все равно можно гнуть свою линию, предпринимая хоть какие-то действия или просто надеясь осуществить свою мечту, когда у человека для этого нет способностей и элементарной возможности. Люди, проповедующие волюнтаризм, не предполагают, что мир живет в соответствии с правилами закономерности и взаимосвязанности.
Что такое волюнтаризм в политике
Волюнтаризм в политике часто можно наблюдать. Когда чиновники руководствуются своими интересами и целями, а не служат народу, благодаря которыми они пришли к власти. Но и в этом случае политическая действительность просто игнорируется. То есть это инфантильные мальчики и девочки, которые любят забавляться со своими игрушками, а не нести ответственность перед людьми.
Ситуация существенно усугубляется, когда среди чиновников есть место бюрократии, а политическая культура вообще отсутствует.
В рабочей сфере
Волюнтаризм в рабочей сфере. Согласитесь, вам довелось-таки повидать начальников, которые слепо выполняют решения руководства, когда это совсем нерационально. Главное – угодить и точка. Убытки при этом не учитываются. То есть в такой организации правит не эффективность, а настоящее самодурство.
А еще это страстная воля к власти. Обычный человек думает, что он не какой-то там букашка, а сверхчеловек. Это человек, который думает, что в схватке за власть должен победить сильнейший. Ну или хотя бы самый хитрый.
Все, что мешает, — отбрасывается или безжалостно уничтожается. Такие деятели спокойно плюют на мораль, христианские законы и нравственность.
В экономике
Волюнтаризм в экономике. Это такое экономическое поведение, которое идет вразрез имеющимся экономическим правилам и требованиям. Игнорирование нарастающих проблем. В результате этого тормозится экономический рост, развиваются кризисы. Самый яркий пример волюнтаризма в экономике – это когда известный любитель кукурузы засеивает этой культурой поля. Согласитесь, вместо этого лучше сеять зерно, а не истощать плодородную почву, которая восстановится совсем не скоро.
Волюнтаризм в Средневековье
Удивительно, но именно в этот период те, у кого есть власть, прикрывались не разумом и гуманностью, а волей Божьей.
Воля или разум?
Также следует отметить, что есть оправданный волюнтаризм и безумный. В первом случае разум дает вам сигнал, что для вас и общества крайне важно предпринять определенные действия. Во втором случае главное – удовлетворить свои прихоти, даже если они идут вразрез с общественным и собственным благом.
В мировой практике
Волюнтаризм в мировой практике – это огромная сила, которая управляет всеми процессами. Это постоянное жизненное движение, поток. Хочется жить и удовлетворять свои желания, даже если окружающие сочтут вас безрассудным. То есть поля в некоторых случаях может приобретать всемогущий характер. Наверное, почти каждый человек хотел бы быть у власти и пользоваться всеми почестями.
То есть человек, который обладает не только огромной силой воли, но и разумом, способен в значительной степени менять к лучшему не только себя, но и окружающих, весь мир. Это говорит о том, что можно сделать многое, если соединить силу, труд и знания.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
- отчуждение народа от политической власти;
- бюрократическая модель управления;
- отсутствие политической культуры и т.п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Самыми примечательными фактами можно назвать игнорирование нарастающих проблем крепостного права (это как?) и вызванный этим провал урожайности зерновых в середине XIX века, аграрные реформы Столыпина и громкое снятие любителя кукурузы Н.С.Хрущева с официальной формулировкой «волюнтаризм».
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
- Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
- Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».
Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».
Фридрих Ницше
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Когда появился волюнтаризм?
Мы разобрались с тем, что такое волюнтаризм, когда появился этот феномен? На самом деле подобное волевое поведение присуще человеческой природе изначально и особенно ярко эта черта проявлялась у лидеров разных времён. Но первые намёки в литературных источниках появились во времена Августина Блаженного.
Более конкретно и ярко эту мысль оформил Шопенгауэр, уже в 19 веке. Он даже посвятил данной теме целый философский труд под названием «Мир как воля и представление».
Именно он высказал мысль о том, что человеческая воля первична и способна управлять разумом. Спустя некоторое время, когда возник волюнтаризм, его духом проникся и Ф. Ницше. Он создал целую философию собственного сочинения, основанную на биологическом волюнтаризме. Он полагал, что природная потребность, необходимая для выживания, в обществе превращается в желание иметь власть над другими.
Примеры волюнтаризма
Чтобы понять, кто такой волюнтарист, давайте окунёмся в историю. В качестве яркого примера обычно используют императора Калигулу. Глава Римской империи, жестокий и деспотичный властитель, был способен на проявление этой черты своего характера. Он желал, чтобы его считали богом и поэтому пытался изменить экономические законы империи, вопреки здравому смыслу.
Любитель роскоши и считающий государственную казну собственным кошельком, он за короткое время сумел разорить некогда процветающее государство. Самый удивительный поступок, который он совершил, характеризует его как человека, оторванного от реальности и витающего в своих фантазиях. Мало того, что он возомнил себя богом, так ещё и способ восстановления экономики придумал совершенно «волшебный».
Он приказал собрать ракушки и использовать их вместо монет. Конечно же, эта идея не увенчалась успехом, ведь ракушки не представляли никакой ценности, в отличие от настоящих денег. Римляне не поддержали эту идею и затею императора ожидал провал.
Волюнтаризм Хрущева
Ещё один пример политического волюнтаризма — это стратегия Н. Хрущёва. Он так увлёкся идеей сельского хозяйства, что предпринимал шаги, которые заставляли усомниться в его здравом смысле.
Конечно, подобная политика принесла плоды, освоение целины имело большое значение для страны, но другие его указания носили совершенно безумный характер. К примеру, желание засеять все поля кукурузой или возделывать южные культуры в северных широтах, повернуть реки вспять и снести горы, ярко иллюстрируют его непреклонное волевое желание изменить мир под себя.
Волюнтаризм в фильме «Кавказская пленница»
Что такое волюнтаризм в Кавказской пленнице? На самом деле герой Никулина, произнося это слово, не имеет понятия о том, что оно значит. Реакция остальных участников только подогревает интерес зрителей и создаёт интригу.
Волюнтаризм из Кавказской пленницы это крылатое выражение, которое обрело самостоятельную жизнь после выхода фильма на экраны. На самом деле в сцене спрятан тонкий юмор на тему политики. Что же смешного в этой фразе? Оказывается, фильм вышел на экраны кинотеатров в конце шестидесятых годов. Именно тогда закончилась эпоха Хрущёва, и началась эра Брежнева. Как это всегда принято в нашей стране, новая власть критикует ушедшую.
Хрущёв порицал Сталина за «Культ личности», а самого Никиту Сергеевича позже высмеивали за экономический волюнтаризм. Он выражался двумя известными фразами: «Освоить целину» и «Выращивать кукурузу на территории всей страны».
Настойчивый политик не принимал во внимание экономическую целесообразность своих устремлений, руководствуясь амбициями и мечтами. Собственно, волюнтаризм значение слова на Кавказе имеет такое же, как и во всём мире, просто оно стало так популярно благодаря ярким образам и великолепной игре актёров в фильме «Кавказская пленница».
Волюнтаризм в социологии
Последний аспект, который я рассмотрю в данной статье — что такое волюнтаризм в социологии. Социология является наукой, изучающей все возможные факторы, которые влияют на жизнь общества. Волюнтаризм тоже является предметом изучения. Он рассматривается как сильный фактор, способный изменить жизнь большого и маленького социума, от масштабов семьи до целой планеты.
Исследование мотивов, которые побуждают к добровольным поступкам тоже является одним из направлений социологии. При этом имеется в виду реализации тех желаний, которые оторваны от реальной жизни и возможных последствий.
Волюнтаризм является противоположностью фатализма. Здесь на первом месте стоит вера в то, что обстоятельствами можно управлять, а фатализм предполагает смирение потому что всё уже предопределено, и любые попытки противостоять не имеют смысла. Оба этих течения появились из мифологических и философских источников.
Волюнтаризм Шопенгауэра
Во времена Шопенгауэра господствующее значение согласно Гегелю придавали разуму, познание считалось базовой категорией в мироустройстве. Однако немецкий философ усомнился в таком видении и выдвинул идею о значении волевых проявлений человека, как самой значимой силе в жизни не лишь человека, но и животных, а также растений. Мир иррационален, не столь предсказуем, как кажется человеку, а познание – интуитивно, и именно волевые проявления человека движут всем. Воля знакома всем на основе опыта, как предельно простое явление, волевые проявления человека не требуют мыслительных конструкций.
Шопенгауэр рассматривал волевые проявления человека как силу, бесцельное движение без начала, без конца. У воли есть отдельные проявления, они могут конфликтовать между собой. Противодействия вовне и внутри человека есть выражения этой борьбы между отдельными волевыми объективизациями. Немецкий философ уверен, что мы действуем часто не как рассудочные существа, а под влиянием аффектов, страстей, темных импульсов, которые не можем вывести на уровень сознания.
И лишь вторую ступень в мироустройстве занимает познание, которое свойственно человеку. Познание мира доступно в его отдельных актах схватывания реальности, и его выражение возможно через только искусство. Интеллект Шопенгауэр рассматривает только как инструмент воли, он служит конкретным практическим целям. Интеллект способен охватить только связи между объектами, не имеет способности познать их вглубь, утверждает немецкий философ. Разум не имеет регулятивную и мотивационную функции.
Главная задача, которую ставит себе Шопенгауэр – это понять живого человека. В противовес подходу рационалистов, человеку Шопенгауэра свойственна вся гамма чувств. В его понимании человек – это боящийся страданий, болезней, смерти, вечно жаждущий чего-то, недовольный собой. Немецкий философ считал, что именно человек придает миру осмысленность. Шопенгауэр не выделяет мир отдельно от взятого человека. Мир по Шопенгауэру – это мир человека.
В работе о мировой воле немецкий философ пробует показать, что многие претензии человека, его взгляды отдают манией величия. Симптомы мании величия по Шопенгауэру проявлены в трех сферах: космологической, биологической, психологической.
Космологический симптом мании величия находится в том, что индивидуум мнит себя господином вселенной, единственным высшим существом в космосе. Немецкий философ представляет Землю как крохотный шарик на окраинах космоса.
Биологический симптом немецкий философ рассматривает, как видение человека о себе подобных, как о венце творения, что тоже оспаривает, аргументируя тем, что отдельный человек не сможет встроиться в природную систему, использовать целиком, что дано ему природой.
Психологический симптом он описывает через то, что личность считает свое сознание, «я» – хозяином в жизни. Немецкий философ уверен, что истинным управителем мира и человека есть некое базовое, неуправляемое, бессознательное и часто темное начало, являющееся в воле.
Мировая воля в понятии немецкого философа является абсолютным злом. Ее два ключевых свойства – желание быть и желание продолжить свой род проявляются в любых существах. Желание быть – есть инстинкт самосохранения, свойственный как живой, так и неживой природе. У человека этот инстинкт выражается особенно ярко через страх смерти, борьбу за жизнь. Немецкий философ придает важное значение желанию продолжить род, как возможности победить мировую волю через создание потомства, которое будет жить, даже тогда, когда сам человек прекратит существование.
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/volyuntarizm-chto-ehto-takoe-prostymi-slovami.html
- https://advi.club/psihologiya-i-obshhestvo/131-chto-oznachaet-volyuntarizm.html
- https://chebo.pro/tehnologii/znachenie-i-sushhnost-slova-volyuntarizm-v-filosofii.html
- https://avisi.ru/volyuntarizm-chto-ehto-takoe-prostymi-slovami-opredelenie-html.html
- https://vzyat-zajm.ru/volyuntarizm-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-na-dostupnom-yazyke/
- https://psylib.org/volyuntarizm/
- https://psihomed.com/volyuntarizm/