- Физические навыки малыша
- Нервно-психические показатели и умения
- Игры в одиннадцать месяцев
- Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни
- Норма развития для разного детского возраста
- Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
- Особенности ухода и гигиены
- Массаж
- Правильное нервно-психическое развитие малыша 11 месяцев
- В этом возрасте малышу отлично подойдут:
- Примерный режим дня и сон
- Навыки ребенка в 11 месяцев: развитие речи, характер
- Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка на одиннадцатом месяце: общение
- Физиологические изменения
- Что нужно уметь ребенку в 11 месяцев?
- Что должен уметь ребенок 11 месяцев?
- Различия у мальчиков и девочек
- Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни
- Питание грудничка 11 месяцев
- Психология и особенности отклонений в развитии
- Кушает как взрослый
Физические навыки малыша
За 11 месяц малыш набирает в весе до 400 грамм и прибавляет в росте 2 сантиметра или чуть меньше. Мальчики весят больше и по росту они выше: рост до 74 сантиметров, вес до 10-11 килограмм. Девочки весят на килограмм меньше – около 9 кг, а рост у них на пару сантиметров меньше. В этот период у ребенка уже имеются 6–8 зубов.
Другие физические показатели развития ребенка в это время довольно приблизительны. В зависимости от характера и темперамента малыш способен начать ходить, может только ползать или просто вести себя спокойно, играя в манеже и не просясь «на свободу». Многие младенцы-мальчишки начинают ходить уже после года – это вполне нормально.
Есть некоторые базовые навыки, которые должны быть у одиннадцатимесячного малыша:
- Возможность сидеть без опоры и садиться без помощи взрослых. В этот период ребенок способен вставать на ножки и стоит, держась за прутья манежа или кроватки.
- Он начинает ходить, держась за устойчивые предметы мебели, за руку с мамой малыш тоже хорошо ходит.
- Он координирует свои движения, меньше падает и врезается в мебель, но описанные выше меры предосторожности не стоит забывать: в порыве радости или других чувств ваше дитя может неосмотрительно встать на ножки под столом или неудачно повернуться и ушибить голову.
В 11 – 12 месяцев малыш каждый день совершает открытия, он любознателен, стремится всюду залезть и все посмотреть (рекомендуем прочитать: каким должно быть развитие ребенка в 11-12 месяцев?). Более спокойные дети удобны для своих родителей, но если чадо устраивает в квартире кавардак, все берет и пробует на ощупь и на вкус, всюду пролезает, не дает маме отдохнуть ни минуты, общается с ней, требует внимания – все в порядке, он развивается точно по графику.
Нервно-психические показатели и умения
Одиннадцатимесячный малыш играет в свои игрушки «по-взрослому»: он укачивает любимую куклу, кормит ее с ложки, он собирает пирамидку и складывает конструкции из кубиков, с удовольствием катает с папой машинку или мячик. Свои действия он часто сопровождает соответствующими звуками: катая машинку, говорит «би, би» или «ду, ду». Он совершает логические действия – если спрятать игрушку под подушкой у него на глазах, ребенок ее вытащит через несколько секунд.
Игры в одиннадцать месяцев
В этом возрасте может проявляться первая разница в развитии мальчиков и девочек. Дети могут предпочитать разные игрушки, играть в разные игры.
Девочки:
- Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек.
- В одиннадцать месяцев ребенок начинает повторять за вами действия с игрушками. Например, может катать коляску, укачивать куклу, кормить с мишку с ложечки;
- Некоторые маленькие модницы уже пытаются натянуть на себя мамину обувь, а если в руки им попадет мамина помада, то они могут показывать на губы.
Мальчики:
- Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
- Любят мячики, каталки, машинки;
- Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
- Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;
Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки: как воспитывать мальчиков и девочек.
Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.
В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.
Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни
Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.
Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:
- оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
- проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
- предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.
Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.
На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже.
Речь | Малыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д. |
Слух | Ребенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой. |
Зрение | Любознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды. |
Эмоции | Эмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас. |
Моторика | Кроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам. |
Игра | В игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку. |
Норма развития для разного детского возраста
Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.
- 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.
- 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует.
- 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
- 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя.
- 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.
- В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.
Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить — так вы разовьете в нем только комплексы.
Психическое развитие ребенка в 11 месяцев
Продолжает развиваться понимание речи и речевого аппарата. Ребенок знает свое имя и откликается на него, поворачивает голову. В этом возрасте малыш хорошо понимает разницу между похвалой и осуждением, начинает возмущаться или плакать, если ругают. Хорошо понимает простые просьбы, может подать мячик, угостить едой. Активно проявляется жестикуляция, малыш машет ручкой, когда прощаются, понимает «пока-пока».
Прогрессирует мышление ребенка. Теперь он начинает понимать значение таких предлогов, как «в», «из», «на». Малыш понимает, как достать игрушки из банки и самостоятельно откроет крышку, если мама покажет, как это сделать.
Продолжает усиливаться привязанность к родителям, особенно к маме. Ребенку нравится совместно проводить время, играть, читать или рассматривать картинки.
У некоторых детей развивается одинаково сильная привязанность к маме и папе. Малыш может требовать присутствия папы во время купания или кормления. В это время нужно приучать ребенка к самостоятельности, что поможет избежать развития у него чрезмерной капризности.
Некоторые родители жалуются на повышенную зависимость от настроения ребенка. Часто это проявляется отказом засыпать в одиночестве. Малыш может подолгу лежать в кроватке и кричать, требуя внимания мамы.
Приучайте его засыпать в одиночестве постепенно. Вначале можно петь колыбельную или укачивать на руках, дожидаясь, пока он заснет, после чего можно оставить его в комнате.
Педиатры советуют мамам не допускать ошибки – приучать ребенка спать в родительской кровати. У ребенка и родителей должно быть свое пространство.
Усиливается детский лепет. Можно слышать, как малыш произносит целые «монологи», находясь наедине с собой. Он активно подражает родительскому разговору, пытается копировать звуки, движения.
Общение с ребенком начинает приобретать «зрелый» характер. Малыши в этом возрасте активно вступают в беседу. Когда мама задает вопрос, то может получить ответ. И хотя большую часть лепета родителям не понять, но такое общение уже является диалогом.
В 11 месяцев детям для полноценного развития необходимы новые позитивные впечатления. Чаще нужно выбираться с малышом на прогулки, в гости, зоопарк или на пикники. Особенно положительно на ребенке скажется общение со сверстниками. Дети в 11 месяцев любят наблюдать друг за другом, переговариваться, играть.
У ребенка продолжает развиваться чувство вкуса, поэтому нужно добавлять разные продукты в рацион питания.
Также следует продолжать стимулировать мелкую моторику, когнитивные и языковые навыки ребенка, предоставляя для этого различные развивающие игры, головоломки, кубики.
Сейчас самое время начать учить малыша некоторым основным различиям между тем, что правильно, а что нет, что можно делать, а чего нельзя. Следует начинать с установления последовательных ограничений и правил (не бить, не рвать книги и т. д.) и также последовательно их применять.
Особенности ухода и гигиены
После того как ребёнок проснётся – посадите его на горшок.
Мягко приучайте его к привычке справлять нужду по утрам, но не заставляйте и не ругайте, еслион отказывается – это может вызвать у него страх перед горшком.
После туалета обязательно подмойте грудничка. Половые органы девочек нужно мыть строго по направлении спереди назад.
Мальчикам нужно обмыть головку полового члена и складочки.
Важно! Если вы будете пренебрегать регулярным подмыванием или подберёте для малыша неподходящие гигиенические средства, у него может развиться зуд, а затем и привычка чесать половые органы (даже когда зуда нет). Избавиться от неё будет сложно, но можно, путём постоянного переключения внимания.
Затем нужно будет умыть лицои причесать волосы – доверьте чаду что-то сделать самостоятельно. Пусть он попробует сам ополоснуть лицо или сделать себе причёску. Чем в более простой и игровой форме будут преподноситься ежедневные рутинные действия, тем быстрее малыш придёт к самостоятельности.
Купать ребенка каждый день уже необязательно, однако если малыш привык к ванной как к ритуалу перед сном, то отказываться от неё не стоит. А вот к гигиене рук нужно подойти с особой тщательностью.
Дело в том, что 11 месяцев – возраст тактильного познания, и малышу интересно узнавать на ощупь все, что его окружает, а иногда и пробовать на вкус. Если вы отправляетесь на прогулку – берите с собой гигиенические салфетки.
Массаж
Чтобы массаж принёс грудничку только положительные эмоции, придерживайтесь следующих правил:
- Используйте техники массажа, одобренные педиатром – все движения должны быть плавными и мягкими, без резких похлопываний и растираний. Также учтите, что кожа младенца очень нежная кожа и ее легко повредить, поэтому заранее снимите кольца, браслеты и избавьтесь от длинных ногтей.
- Начните массаж со спины и предплечий нежно поглаживая кожу подушечками пальцев. В районе позвоночника находятся нервные окончания, отвечающие за координацию движений. Лёгкий массаж благоприятно скажется на общем развитии малыша.
- Следите за реакцией и настроением – если грудничок улыбается или пребывает в спокойствии – вы все делаете правильно. Не стоит приступать к массажу, если малыш эмоционально возбуждён, расстроен или зол – это закрепит у него негативную ассоциацию с процедурой. А также откажитесь от массажа на время инфекционных заболеваний, расстройств пищеварения и т. д.
- Не используйте массажные масла и крема, предназначенные для взрослых так как кожа ребёнка более восприимчива к внешним раздражителям и быстрее впитывает в себя вредные химикаты.
- Не злоупотребляйте массажем – оптимальная периодичность процедур – 1 раз в сутки. Чаще массаж просто не имеет смысла и утомляет ребёнка.
Правильное нервно-психическое развитие малыша 11 месяцев
Развитый малыш 11 месяцев
Как было сказано выше, ребенок в 11 месяцев проявляет интерес к значению отдельных слов. Чем больше он это делает, тем важнее для мамы и папы начинать читать с крохой.
Совет: Не пугайтесь, если ребенок сначала будет просто играть с книжкой, перебирая страницы и разглядывая картинки. Когда он поймет все внешние признаки этого предмета, он будет готов изучить ее содержание.
При перечитывании сказки, кроха будет внимательно следить за вашей реакцией, мимикой. Не огорчайтесь, если вам не удастся дочитать детский рассказ до конца, у малыша в 11 месяцев еще нет столько терпения, чтобы высидеть до окончания чтения, и это нормально.
- Кроха в этом возрасте активно интересуется играми, с охотой знакомится и играет с другими детьми.
- Он послушный и выполняет то, что его просят взрослые: «принеси…», «возьми…», «дай…» и так далее.
- Если понаблюдать за ребенком, то можно увидеть, что он старается полностью копировать поведение взрослых. Так он познает окружающий мир.
В 11 месяцев, как никогда в другом возрасте, ребенок нуждается в вашей любви и ласке. Он любит взбираться на колени к маме, чтобы она дала ему свою поддержку и заботу. Это чувство собственной надежности, которое так нужно крохе. Не бойтесь избаловать своего маленького сына или дочь любовью и нежностью — это невозможно и никогда не произойдет в таком возрасте.
В этом возрасте малышу отлично подойдут:
Пюре из овощей и мяса Gerber® «Говядина
по-домашнему с морковью» Подробнее
Пюре Gerber® серии Organic «Груша и банан» Подробнее
Готовый обед Gerber® «Овощная паста» серии Organic® Подробнее
Nestlé® Молочная мультизлаковая каша с мёдом и кусочками абрикоса Подробнее
Фруктово-йогуртное пюре в мягкой упаковке Gerber® Organic «Банан, манго с йогуртом и злаками» Подробнее
Для питья и приготовления блюд прикорма следует использовать специальную бутилированную воду для детского питания. Она безопасна в бактериологическом отношении, не содержит вредных примесей, обладает хорошими органолептическими свойствами, не требует кипячения (при условии ее использования в течение суток после вскрытия упаковки), имеет низкую минерализацию. В среднем, ребенку нужно выпивать до 200-250 мл жидкости дополнительно к грудному молоку, прикормам.
Грудное молоко остается у малыша как первое кормление после пробуждения, а также как кормление перед отходом ко сну. В течение дня малыш может прикладываться к груди на дневной сон или после прикорма.
Не стоит вводить в рацион цельное коровье молоко (детское, пастеризованное), как минимум до года, а в идеале – до двух лет. Как замена коровьего молока после года лучше использовать детское адаптированное молочко NAN OPTIPRO 3, Nestogen 3.
Примерный режим дня и сон
В 11 месяцев ребёнок всё так же нуждается в режиме, однако родителям постепенно становится легче и появляется больше времени для отдыха, так как малыш больше не нуждается в ночном кормлении грудью. Если он по привычке все еще просыпается среди ночи, то убаюкивайте его и укладывайте спать, не давая грудь или бутылочку. В остальном же распорядок дня примерно следующий:
- 6:00 – 9:00 утра – подъем и первое кормление (грудным молоком или смесью)
- 7:30 – 10:00 — утренний туалет, умывание, чистка зубов, зарядка.
- 10:00 – 11:00 – завтрак.
- 11:00 -12:00 – отдых.
- 12:00 -14:00 – прогулка.
- 14:00 – 14:30 – обед.
- 14:30 – 15:30 – спокойный досуг (совместное чтение, развивающие игры).
- 15:30 – 17:00 – отдых.
- 17:00 – 18:00 – подвижные игры, гимнастика.
- 18:00 – 18:30 – ужин.
- 18:30 – 20:30 – вечерняя прогулка.
- 20:30 – 22:00 – спокойные игры и купание перед сном.
- 22:00 – 22:30 – кормление перед сном.
Навыки ребенка в 11 месяцев: развитие речи, характер
Навыки ребенка в 11 месяцев
Ребенок в 11 месяцев уже самостоятельный человек со своим характером и интересами, пусть еще и так нуждающийся в заботе. Малыш умеет себя занять, играет сам и охотно включается в предложенные игры.
Вот еще навыки, которые должны быть у ребенка в этом возрасте:
- Может увлеченно собирать пирамидку, «печь куличи» в песочнице и радостно играть в прятки.
- Слово «нельзя» уже очень понятно маленькому. Стоит произнести его один раз — и карапуз сразу же смекает, что в поле его действий попал запрещенный предмет. Конечно, не факт, что он мгновенно прекратит безобразничать, но ведь эти действия осмысленны.
- В ответ на вашу речь вы уже можете услышать обоснование всего происходящего, но на языке крохи. Надо отметить, что языковое общение становится неотъемлемым для ребенка этого возраста.
- Малыш понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции. Даже первые пробы общения со сверстниками сопровождаются словами. А некоторые из словечек («мама», «дам», «на») уже даже очень понятны и взрослым. Развитие речи в этом возрасте происходит активно.
- Ребенок активно учится жевать и есть ложкой. Проведите небольшой эксперимент. Когда будете кормить кроху, предложите ему на выбор несколько продуктов. Возможно, будете весьма удивлены кулинарным пристрастиям ребенка.
Очень увлекательной для крохи будет игра «Накорми себя сам». Поставьте перед ним пюрешку в тарелочке и вручите ложку (можно даже две). Пусть тренируется, а вы наблюдайте и наслаждайтесь неповторимым возрастом вашего чада.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год
Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.
Двигательная активность ребенка
То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.
Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.
Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.
Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.
Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов.
Развитие ребенка на одиннадцатом месяце: общение
Одиннадцатимесячные дети осознают, что они уникальны. У них есть четкое представление о том, что им нравится и что не нравится, и они научились использовать свои эмоции, чтобы получать то, что они хотят. Например, они могут устраивать “истерику”, когда вы пытаетесь отобрать любимую игрушку.
Ваш ребенок, возможно, уже запомнил слово «нет». Он знает, что после этого слова нужно прекратить определенные действия. Но и в отношении вас он тоже может использовать это слово, если желает, чтобы вы прекратили определенные действия.
В 11 месяцев общение приобретает более зрелый вид. Младенцы в этом возрасте могут вести обстоятельный разговор, используя слоги, жесты, крики и разные интонации. Когда вы задаете вопрос, вы получите ответ, хотя, вероятно, не поймете большую часть этого ответа. Когда вы что-то называете — например, имя собаки, ваш ребенок может указать на нее. Вы также, вероятно, заметите, что у вашего ребенка удлинился период концентрации внимания: он может сосредоточиться на ваших словах или игре более длительное время.
Жизнь крохи в 11 месяцев насыщена, но его психика еще ранима. А прорезывание зубов, смена режима могут приводить к тому, что малыш беспокойно спит или плачет ночью. Уменьшите нагрузки и эмоциональные события днем, сократите количество гостей и пересмотрите режим дня. Возможно, пора переходить на два дневных сна, а некоторые дети к этому возрасту спят днем один раз, но достаточно длительно.
Физиологические изменения
Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.
Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.
Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.
Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.
Что нужно уметь ребенку в 11 месяцев?
У малыша складывается своя схема мира, которую он способен пополнять или менять при поступлении новой информации. Развитие малыша в 11 месяцев, по мнению врачей, в том числе доктора Комаровского, состоит в следующем:
- Ребенок отличает помещения в доме одно от другого и знает, за какими предметами куда надо идти: за соской – в спальню, за ложкой – на кухню и так далее, то есть у него развивается память.
- Он может самостоятельно сидеть без опоры и садится самостоятельно.
- Встает на ножки и стоит, держась за опору, ходит с мамой за ручку, делает 1 – 2 шага самостоятельно.
- Пьет из чашки, ест с ложки.
- Знает, как использовать различные предметы, то есть, что ложкой кушают, расческой причесываются.
- Понимает, что ему говорят взрослые, реагирует на их предложения типа «давай наденем кофту», «пойдем на улицу», выполняет короткие просьбы типа «дай мячик», «положи книжку».
- Самостоятельно играет в кубики и пирамидку, при этом берет игрушки большим и указательным пальцами.
- Сопоставляет предметы с их изображениями на картинках. Может принести вам предмет, если вы покажете его изображение и попросите принести.
Что должен уметь ребенок 11 месяцев?
Если развитие малыша проходит без особенностей в соответствии с возрастом, к 11 месяцам он должен уметь поворачиваться из положения сидя, стоять самостоятельно хотя бы несколько секунд, ходить с поддержкой взрослых, бросать вперед различные предметы, приносить их по просьбе взрослых. Что еще умеет малыш? Он учится навыкам самообслуживания, например, кушать ложкой, самостоятельно одеваться. Претерпевает развитие мелкая моторика: появляется щипковый захват. И, самое забавное, именно в этом возрасте детки начинают двигаться под музыку!
Многие родители задаются вопросом: как развивать ребенка в 11 месяцев? Ответ очень прост: любить, быть рядом, чувствовать потребности своего малыша. В столь юном возрасте дети не нуждаются в специальных программах раннего развития. Активные игры на воздухе, гимнастика с мамой по утрам и рациональное питание — вот залог здорового и счастливого детства!
Различия у мальчиков и девочек
Физическое и психическое развитие мальчиков и девочек идет почти одинаково. Однако наблюдательные родители могут найти небольшие отличия в поведении детей.
Так, девочки больше любят монотонные, размеренные и неспешные игры, они спокойно сидят на одном месте долгое время. Мальчиков же труднее усадить, они активны и любят все шумное. Хорошо идут на контакт со сверстниками.
Пытаться ходить и говорить — вот что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Девочки обычно быстрее овладевают этими навыками. Мальчики часто запаздывают с их освоением. Представители сильного пола отличаются высокой любознательностью. Мамам только остается успевать доставать их из разных уголков квартиры.
Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни
Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним. Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.
Массаж животика |
|
Массаж груди |
|
Массаж спины |
|
Питание грудничка 11 месяцев
Развитие и питание тесно связаны. В 11 месяцев желудочно-кишечный тракт уже готов принять и переварить огромное число продуктов! В его рационе присутствуют злаки, сырые и термически обработанные фрукты и овощи, рыба, мясо, кисломолочные напитки, яйца, бобовые. Воздержаться пока стоит лишь от цельного коровьего молока, меда, различных усилителей вкуса и пряных специй. И не забываем про воду!
Пищу можно заправлять растительным и сливочным маслом, несладким йогуртом. Из продуктов стоит придумывать всевозможные комбинации, чтобы разнообразить меню. В течение дня ребенок должен употреблять разные по консистенции блюда: от супа-пюре (да, традиционные супы — не лучший вариант для детского стола, поскольку их энергетическая ценность низкая, а объем в желудке они занимают достаточный) до кусочков фруктов.
И по-прежнему необходимым остается грудное молоко (по требованию) или адаптированная молочная смесь (например, рано утром и перед сном).
Психология и особенности отклонений в развитии
Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.
Кушает как взрослый
В этом возрасте малыш уже ест со взрослыми за общим столом, сидя в высоком стульчике для кормления. Важно позаботиться о том, чтобы стульчик был устойчивым, а малыш фиксировался в нем ремнями. Но все равно, никогда не оставляйте ребенка в стульчике для кормления одного, без присмотра.
Для крохи прием пищи вместе с родителями – это новый этап развития. Он копирует поведение других за столом: берет ложку, зачерпывает с ее помощью еду и пытается отправить ее в рот. Для стимуляции аппетита и интереса — красиво сервируйте стол, приобретите для малыша детские яркие тарелочки. Особенно удобны тарелки на присоске, их крайне сложно перевернуть и размазать еду по столу и полу, одежде. Очень важно научить малыша активному приему пищи – не просто класть ему ложку с едой в рот, а добиваться того, чтобы он губами ее снимал, а кусочки мягкой пищи – сам откусывал.
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/dolzhen-umet-rebenok-11-mesyacev.html
- https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-11-mesyatsev
- https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-11-mesyacev/
- https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
- https://www.valio.ru/valiology/baby/razvitie-rebenka-v-11-mesyatsev/
- https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/11-mesyatsev.html
- https://heaclub.ru/razvitie-rebenka-v-11-mesyacev-umeniya-rekomendacii-dlya-roditelej-otzyvy
- https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-rebenka-v-11-mesyacev
- https://nutrilak.com/article/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-god/
- https://www.Huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/razvitie-rebenka-v-11-mesyacev
- https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/11-mesyatsev/