- Цель и предназначение развивающих игр для ребенка 5 месяцев
- Развитие понимания речи и звуков
- Первые книги
- Знакомимся с миром
- Классификация развивающих игр для детей в 5 месяцев
- Игры для малыша в 5-6 месяцев
- 2 игры для физического развития
- «Ползем за игрушкой»
- «Маленький футболист»
- 2 игры на развитие мелкой моторики
- «Воздушный шарик»
- «Перекладываем мячик»
- Игра на развитие зрительного восприятия
- «Где картинка?»
- 2 игры на развитие речи
- Пальчиковые игры
- «Сорока-белобока»
- «Трогательно-хватательные» навыки
- Что нужно развивать?
- Игры со взрослыми
- «Упал-встал»
- «Аттракционы»
- «Прыжки на коленях»
- Игры с мячом
- «Ку-ку»
- Игры с пальчиками и ладошками
- Игры с подручными предметами
- Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 5 месяцев
- «Футболист»
- «Ку-ку»
- «Пианист»
- «Поймай меня»
- «Бросаешь – подбери!»
- «Порисуем!»
- «Кораблик»
- Что знает и умеет ребенок 4-5 месяцев
- Физическое развитие
- Внимание и память
- Речь
- Развитие координации движений
- Игра «Веселый мячик»
- Игра «Убегающая игрушка»
- Полезные игры для детей до полугода
- Крупная моторика: учимся ползать
- Мелкая моторика: нажимаем кнопочки
- Развиваем внимание: прячем игрушку
- Развиваем речь: пальчиковые игры
- Крупная моторика: пинаем и толкаем
- Мелкая моторика: держим мячик
- Полезные советы, которые рекомендуется учитывать при проведении занятий
- Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев
- Развитие осязания и мелкой моторики
- Экскурсия по дому
- Домашняя песочница
- Развитие и совершенствование захвата
- Режим дня ребенка в 5 месяцев1 3
Цель и предназначение развивающих игр для ребенка 5 месяцев
Все игры, рекомендованные для занятий с пятимесячным малышом, должны отвечать следующим целям:
- развитие зрительного и звукового восприятия ребенка;
- совершенствование моторики движений и тактильных ощущений;
- изучение новых предметов окружающего мира, получение новых эмоциональных впечатлений;
- развитие физических навыков, укрепление мышечного аппарата;
- укрепление эмоционального контакта с матерью и другими родственниками.
Развитие понимания речи и звуков
Первые книги
Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги – именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: что можно подарить на день рождения ребенка-мальчика?).
Знакомимся с миром
В 5 месяцев ребенок стремиться узнавать все больше и больше об окружающем мире. В сложном процессе познания задействованы органы зрения, слуха и осязания. Малютка внимательно изучает предметы, прислушивается к звукам и речи, подолгу ощупывает игрушки и пробует их на зуб.
Специалисты утверждают, что в игре интенсивность мозговой деятельности малыша возрастает в два раза. Чем занять маленького человека?
- Изучение собственного тела вызывает большой интерес у пятимесячных детишек. Поэтому игра «Птички-пичужки» будет как нельзя кстати: «Птички-пичужки, где у Максимки ручки? (ножки, животик, ушки, носик и т.д.) – Вот у Максимки ручки (берем за ручки, слегка трясем их). Ай, хороши!»
- Проведите экскурсию по комнате. При этом показывайте малышу разные предметы, рассказывайте о них и давайте их пощупать: «Это занавески. Они защищают Антошкины глазки от солнышка. Потрогай их. Чувствуешь, какие они мягкие и гладкие?» Причем предметы должны быть совершенно разными по форме, фактуре и предназначению.
- Поднесите малыша к зеркалу. В этом возрасте он начинает узнавать свое отражение. Вы увидите, как долго и сосредоточенно ребенок всматривается в него, а затем начинает улыбаться: «Где Настенька? Вон Настенька. Какая красивая девочка. Какая большая девочка».
- Подарите крохе новые тактильные ощущения – разрешите ему потрогать кусочек льда, затем тёплую бутылочку. При этом комментируйте его ощущения. Пусть малютка опустит пальчики в кисель или в кашу. Можно опустить маленькую ручку в пальчиковые краски и оставить отпечаток на бумаге. Поверьте, эта игра удивит и восхитит маленького человечка.
Элементарные знания, заложенные родителями в этом возрасте, станут базовыми и останутся у ребенка на всю жизнь.
Классификация развивающих игр для детей в 5 месяцев
Все игры, используемые для занятий с малышом 5-месячного возраста, можно условно разделить на следующие категории:
- игры, направленные на развитие и совершенствование органов слуха (занятия с музыкальными игрушками, игры с использованием мелодий и песен);
- занятия, способствующие физическому развитию малыша, в том числе помогающие ему научиться ползать;
- игры, развивающие интеллектуальные навыки малыша, способствующие пополнению его пассивного словарного запаса;
- игры, способствующие эмоциональному развитию малыша.
Игры для малыша в 5-6 месяцев
Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?
2 игры для физического развития
«Ползем за игрушкой»
Цель игры: стимулировать малыша ползать
Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.
Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.
«Маленький футболист»
Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка
Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.
2 игры на развитие мелкой моторики
«Воздушный шарик»
Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным
Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.
«Перекладываем мячик»
Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую
Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.
При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.
Игра на развитие зрительного восприятия
«Где картинка?»
Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)
Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».
Время от времени меняйте изображения на коробке.
2 игры на развитие речи
Пальчиковые игры
«Сорока-белобока»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.
Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.
Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.
«Трогательно-хватательные» навыки
Для чего ребенок все трогает? Изучает мир. Но польза от прикосновений и в другом: так он развивает тактильные ощущения, а также мелкую моторику, необходимую для стимулирования речевых навыков. Трогать малышу можно все, что угодно, если это не опасно (не обожжет, не поранит, не может быть проглочено) – игрушки разных форм и размеров, предметы обихода из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань, картон, вата, перья, мех). При этом важно следить, чтобы ребенок не тянул это в ротик. Поэтому лучше, если мама будет сама касаться предметами ручек, пальчиков крохи, научит сжимать их, но не даст пробовать на зуб.
Весьма полезны в этом плане всевозможные развивающие коврики: ребенку обычно есть что трогать или ощупывать на них.
Что касается захвата предметов, то этот навык совершенно необходим малышу. Его нужно учить брать, отдавать, бросать предмет, стучать одной игрушкой о другую, открывать, нажимать, трясти. Для этого важно, когда ребенок бодрствует, раскладывать перед ним разные предметы, подвешивать их на шнурках перед глазами, давать в ручки. При этом обязательно называем, что дали, какого оно цвета, с какими свойствами (теплое, холодное, пушистое, гладкое, твердое).
Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваш ребенок имел доступ к медикаментам. Даже пустые флакончики или тюбики могут содержать остатки просроченного средства, которое будет слизано. А таблетки он и вовсе может проглотить в любой момент!
Что нужно развивать?
Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?
- Прорезыватели для зубов.
- Игрушки с зеркальными поверхностями.
- Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
- Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
- Мячи разных размеров.
- Неваляшки.
- Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
- Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
- Развивающие коврики.
Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.
Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:
- подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится;
- щекотать или дуть на животик;
- строить смешные рожицы;
- издавать забавные звуки (например, фыркать);
- играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг;
- трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги;
- играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку);
- иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).
Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».
Следите, чтобы запахи не были слишком резкими, не отталкивали кроху и не вызывали дискомфорта. Всегда говорите, что это так пахнет, комментируйте, понравилось крохе или нет. Но! Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, игры с запахами лучше не проводить!
Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.
Игры со взрослыми
Универсальные игры для 5 месячного ребенка со взрослыми будут интересны малышам. В качестве взрослого могут выступать мама, папа, бабушки и дедушки, а также старшие детки в семье, которые уже понимают, что с крохой нужно обращаться аккуратно и бережно.
«Упал-встал»
В эту игру лучше играть на диване или на полу, подстелив что-то мягкое, например, коврик или детское одеялко. Малыша аккуратно «роняют» на пол, а он пытается встать и сесть. После удачной попытки, его опять аккуратно заваливают на спинку, а он опять садится. Нужно следить, чтобы ребенок не ударился и не переутомился. Если играть каждый день, то умение садиться быстро будет освоено и закреплено.
«Аттракционы»
Эту игру лучше доверить папе. Малыша можно слегка подбросить вверх, несильно покрутить, наклонить чуть вперед. Затем, опустить вниз, дать чуть-чуть постоять на пяточках и опять подбросить вверх. Такое времяпрепровождение вызывает неизменный восторг у большинства детей и развивает вестибулярный аппарат, а также прививает первоначальные навыки ходьбы. Первое время лучше делать это сидя на диване или кресле, так как высота не очень большая и малыш точно не испугается. Затем, когда кроха привыкнет, можно попробовать стоя.
Важно: Если игра для малыша в новинку, то нужно следить за реакцией, возможно, что ребенок испугается. Не нужно подбрасывать высоко и разжимать руки. Ребенок должен чувствовать поддержку и уверенность взрослого. Если нет уверенности в своих силах и малыша тяжело удержать, то лучше выбрать другие подвижные игры.
«Прыжки на коленях»
Ребенка нужно усадить на колени и двигать ногами вверх-вниз, немного подбрасывая кроху вверх. При этом необходимо сопровождать действие веселым стишком или песенкой. В конце можно слегка раздвинуть колени, позволяя ребенку чуть провалиться, при этом его нужно крепко поддерживать за подмышки. Такой «сюрприз» в конце очень веселит деток. Если играть так каждый день, то со временем малыш к концу стишка уже будет ждать «сюрприза», заранее заливаясь смехом. Это свидетельствует об укреплении памяти.
Игры с мячом
Для этого нужно приобрести яркий надувной мячик не очень большого диаметра. Мяч должен быть легкий. Ребенка укладывают на спинку и подставляют мячик под пяточки. Затем мячик нужно двигать, чтобы стимулировать кроху перебирать по нему ногами или пинать его.
Если кроха уже сидит, то можно легонько бросать или катать мячик ему навстречу, чтобы стимулировать ребенка поймать или отбить игрушку. При бросании нужно избегать области головы.
Можно просто подбрасывать мячик вверх и ловить, чтобы кроха наблюдал за быстродвижущимся предметом.
Если малыш уже сидит в стульчике, то хорошо играть в такую игру – мячик с помощью взрослого закатывается под стул, стоящий у стены, ударяется об стену и выкатывается обратно. Ребенок с интересом будет следить за перемещением предмета и тем, как он исчезает под стулом и вновь появляется.
Развивающие игры с мячиком нравятся большинству деток и хорошо влияют на становление координации движений и внимательности
«Ку-ку»
Это любимейшая игра маленьких детей вплоть до двухлетнего возраста. Для этого взрослый прячет лицо за салфеткой, пеленкой или полотенцем. Можно использовать любую подручную вещь. Затем нужно дать малышу немного времени и выглянуть со звуком «ку-ку». Можно накрывать самого ребенка платочком или пеленкой, при этом спрашивая: «А где (Имя), ку-ку?». Детки очень быстро соображают, что нужно снять с себя платочек.
Эта простая и незамысловатая игра развивает зрение, слух, мышление, физическую активность.
Игры с пальчиками и ладошками
Эти игры известны каждому с детства, например, «Сорока-сорока» или «Ладушки».
При этом можно:
- Производить легкий поглаживающий массаж ладошек.
- Загибать и разгибать пальчики, прорабатывая небольшими надавливаниями каждую фалангу.
- Разводить ручки в стороны.
- Хлопать в ладошки.
- Слегка потягивать и вращать каждый пальчик.
- Использовать дополнительные приспособления. Это могут быть различные предметы: силиконовые мячики с шипами, пушистые шарики и так далее).
- Проводить ручками ребенка по своей или его голове, приглаживая волосы.
Обязательно сопровождать действия потешками и песенками. По большому счету можно использовать любые стишки. Такие игры разовьют моторику и слух ребенка, поспособствуют становлению речи. А повторяющиеся движения и ритмичные песенки хорошо развивают память.
Игры с подручными предметами
Если нужно занять ребенка во время домашних дел, то можно это сделать с пользой. Например, во время готовки можно усадить кроху на коврик и дать ему большую кастрюлю с крышкой. Многие дети любя играть с посудой. Лучше выбрать блестящую кастрюлю из нержавейки. Малыш с интересом будет рассматривать свое причудливое отражение в ней, хлопать ладошкой по стенкам и дну, изучать крышку.
Если дома есть большое зеркало, то можно поместить ребенка рядом и дать ему возможность рассмотреть себя. Можно показать ему на маму, указывая пальчиком на отражение, а потом на него самого.
Во время кормлений можно давать ребенку ложку. Конечно, кушать сам в таком возрасте он не будет. Можно даже не надеяться на попытки. Но то, что он держит ложку и интересуется предметом, – это уже хорошо.
Во время купания можно поглаживать и называть все части тела малыша. Хорошо использовать в ванной что-то наподобие «корабликов». Это может быть пластмассовая мыльница, стаканчики из-под творожка или йогурта. Конечно, можно купить и специальные резиновые игрушки для купания. В любом случае крохе будет интересно ловить их в воде – это разовьет мышление и координацию.
Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 5 месяцев
Для проведения занятий с малышом в этот период рекомендуется использовать следующие игры:
«Футболист»
Для проведения игры необходимо иметь в наличии легкий надувной мячик среднего размера. Сначала положите мяч под ножки ребенку, который в это время лежит на спинке. Предоставьте малышу возможность «побить» мячик ногами.
Далее можно немного усложнить задание. В исходном положении ребенок лежит на спине на большой горизонтальной поверхности. Взрослый бросает мяч так, чтобы он катился по столу или дивану прямо к ножкам малыша. Стимулируйте малыша отбивать мячик ногами. Вначале можете показать ему, как это делается.
Точно так же можете приближать мяч к рукам малыша. Пусть ребенок попытается оттолкнуть мячик ручками в направлении от себя. Упражнение можно повторить несколько раз.
Указанная игра развивает мускулатуру малыша, совершенствует координацию движений. Продолжительность занятия – 5-7 минут. Заниматься можно в то время, когда ребенок активно бодрствует. Проведение игры следует отложить, если ребенок только что покушал или устал.
«Ку-ку»
Это занятие представляет собой игру в прятки в упрощенном варианте. При ее проведении можно импровизировать: например, взрослый закрывает лицо платком, затем неожиданно появляется, открывая свое лицо.
Можно также закрыть своими руками глазки малышу, а через несколько секунд – открыть. Интересно малышу будет и в том случае, если спрятать его любимую игрушку под какой-либо тканью, а когда малыш не сможет найти ее – показать, где находится игрушка.
При выполнении всех вышеперечисленных действий следует повторять выражение «ку-ку» в тот момент, когда ребенок пытается найти исчезнувший предмет или человека.
Указанная игра развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки малыша, способствует тренировке внимания и наблюдательности.
Рекомендуемая продолжительность занятия – 5-7 минут. Проводить игру можно в любое время дня, за исключением позднего вечернего времени.
«Пианист»
Для проведения игры потребуется любой музыкальный игрушечный инструмент с клавишами. Подобных устройств сегодня в продаже имеется большое количество, а их стоимость является вполне доступной.
Продемонстрируйте малышу игрушечное пианино, нажмите пальцами несколько клавиш, чтобы показать, вследствие каких манипуляций возникает звук.
Затем подвиньте игрушку ближе к малышу и попросите его нажать на клавиши. Если он пока не понимает, как это сделать, сами нажмите его пальчиком на клавишу. Ребенку наверняка понравится подобная игра, и он с удовольствие будет стучать ладошкой по всем клавишам. На данном этапе этого вполне достаточно, ведь у малыша пальчики еще недостаточно развиты для того, чтобы нажимать тугие клавиши, а вот стучать ладошкой или кулачком по игрушке он вполне сможет.
Представленная игра развивает слух малыша, способствует укреплению мускулатуры кистей рук. Продолжительность занятия не должна превышать 5-7 минут. Заниматься можно в любое время суток в то время, когда ребенок активно бодрствует.
«Поймай меня»
Для проведения игры необходимо иметь в наличии пластмассовую или резиновую игрушку, способную издавать писк или другой звук при нажатии на нее или сдавливании. Во время занятия ребенок может лежать на спинке. Покажите ему игрушку и пропищите ее, сказав при этом: «Кто это? Это зайчик! Поймай зайчика!»
Малыш начнет тянуть руку к игрушке, но в этот момент следует отодвинуть ее немного дальше. Ребенок снова будет тянуться к пищащему предмету, но игрушка будет все время ускользать от него. Через несколько подходов дайте малышу возможность наконец-то поймать игрушку. При этом ребенок придет в неописуемый восторг.
Игра направлена на развитие внимания малыша, тренировку мышц рук, совершенствование координации движений. Кроме того, ребенок лучше научится распознавать тональность и источник появления различных звуков. Продолжительность занятия – 5-10 минут. Проводить игру лучше на протяжении дня, когда ребенок бодр и весел.
«Бросаешь – подбери!»
Пятимесячный малыш уже может выбрасывать надоевшие ему игрушки и другие предметы (соски-пустышки, бутылочки) из кроватки. Если мама в этот момент будет молча подбирать все упавшие вещи, ребенок совсем «разбалуется», и в дальнейшем его будет трудно отучить от этой привычки.
Попробуйте превратить указанное действие в игру и одновременно в обучение навыку убирать за собой. Как только малыш отбросил предмет от себя, скажите: «Ай-я-яй! Игрушка упала!». Затем возьмите ребенка на руки, поднесите поближе к упавшему предмету и скажите: «Подними!». Дождитесь, пока малыш сам поднимет игрушку или хотя бы попытается это сделать.
Указанное занятие способствует развитию мускулатуры малыша, совершенствованию движений рук. Но самое главное значение состоит в том, что ребенок с младенческого возраста будет приучаться к порядку и ответственности за свои поступки.
Продолжительность занятия – по мере необходимости, то есть проводить его следует только в том случае, если малыш сам выбрасывает игрушки с кроватки. Специально бросать игрушки на пол не следует, ведь таким образом ребенок может посчитать, что указанное действие является правильным.
«Порисуем!»
С пятимесячным малышом можно попытаться освоить такой новый вид деятельности, как рисование. Для занятия выбираем медовые или пальчиковые краски, являющиеся гипоаллергенными и безопасными для ребенка. При первом занятии достаточно использовать один-два цвета, в дальнейшем спектр оттенков можно расширять.
Перед малышом следует положить большой лист белой бумаги (его можно приобрести в магазине канцтоваров) и краски. Пусть малыш сам выберет желаемый цвет. Аккуратно опускаем кончик указательного пальца ребенка в емкость с краской, затем проводим пальчиком по листу бумаги, пытаясь нарисовать какой-либо несложный предмет.
Далее позволяем малышу самостоятельно попробовать рисовать. Сразу после завершения занятия тщательно смываем краску с пальчиков малыша.
Первые рисунки, самостоятельно созданные малышом, можно сохранить на память даже в том случае, если на них трудно что-либо разглядеть. В дальнейшем ребенок будет благодарен за то, что вы предоставили ему возможность любоваться продуктом его «творчества» в более сознательном возрасте.
Продолжительность занятия – 5-7 минут. Рисовать лучше во второй половине дня или вечером, за исключением времени подготовки ко сну.
«Кораблик»
Для проведения развивающих занятий можно использовать и время купания. Когда малыш находится в детской ванночке, опустите на поверхность воды игрушечный пластмассовый кораблик или обычную пластмассовую мыльницу. В кораблик можно положить один-два небольших предмета. Далее начинайте создавать эффект «волны» на поверхности воды. Обратите внимание малыша на то, что при появлении «волн» кораблик начинает качаться. Также покажите малышу, что движением корабля можно управлять, подталкивая этот предмет руками в определенном направлении или разгребая воду вокруг.
Как правило, ребенку очень нравится подобное времяпровождение. При проведении игры следует учитывать несколько важных моментов:
- если вы используете в качестве «кораблика» мыльницу, то она должна быть тщательно вымытой;
- ни в коем случае не следует оставлять малыша без присмотра во время купания и игры;
- в процессе купания и проведения игры необходимо внимательно следить за температурой воды в ванне. Обращайте внимание на то, как себя чувствует ребенок, не слишком ли горячей или холодной является вода.
Указанное занятие развивает координацию движений малыша, помогает ему понять свойства предметов, помещенных в воду. Кроме того, в процессе любых игр в ванной у малыша значительно улучшается настроение.
Продолжительность занятия – от 5 до 15 минут. Рекомендуемое время проведения – вечером во время очередного купания малыша.
Что знает и умеет ребенок 4-5 месяцев
Читайте об основных навыках ребенка 4-5 месяцев
Физическое развитие
Малыш уже уверенно держит головку, что позволяет ему приступить к исследованию окружающего мира. У него появляется не просто крепкая, но еще и точная хватка – он уверенно берет приглянувшиеся игрушки, и если уж тащит их в рот, то не промахивается.
Внимание и память
После трех месяцев ребенок уже твердо различает знакомые и незнакомые лица, более того, однозначно выражает радость при появлении мамы и папы и недовольство при виде, например, медицинской формы, если предыдущая встреча с врачом ему не понравилась. Он может долго сосредоточенно следить за предметом в руках у взрослого и узнает любимые игрушки.
Речь
Звуки в этом возрасте играют важную роль в жизни малыша – он начинает воспринимать их эмоциональный окрас. Ребенок может развеселиться, услышав радостную мелодию, и огорчиться, услышав сердитые голоса.
Он и сам уже начинает осваивать речь – от агуканья переходит к лепету, в котором можно различить уже несколько отчетливых слогов.
Развитие координации движений
Основное задание родителей на этом этапе — вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев — самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».
Игра «Веселый мячик»
Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:
- «Вот такой веселый мяч!» — Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
- «Он готов пуститься вскачь!» — Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
- «Так и просится играть!» — Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
- «Трудно будет удержать!» — С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
- «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.
Игра «Убегающая игрушка»
Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.
Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.
В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу – он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый – надо об этом помнить.
Полезные игры для детей до полугода
Крупная моторика: учимся ползать
Переверните малыша на животик и предложите ему привлекательную игрушку на таком расстоянии, чтобы он не мог ее схватить. Пусть тянется и пробует ползти к цели! Когда вы заметите, что настроение ребенка портится, позвольте ему забрать игрушку.
Мелкая моторика: нажимаем кнопочки
К четырем месяцам малыш уже достаточно хорошо владеет своими ладошками, чтобы начать упражняться со сложными игрушками, которые издают звуки при нажатии. Подойдут и обычные резиновые «пищалки», если они удобны для ручки ребенка, но можно найти и более сложные игрушки, где есть музыкальные кнопки и клавиши.
Развиваем внимание: прячем игрушку
Как мы уже упомянули, ребенок в этом возрасте уже понимает, что предмет спрятан, и умеет его находить. Так что вы вполне можете поиграть с ним в такие своеобразные прятки. Вероятно, первые несколько раз вам самим придется «спасать потерявшегося медвежонка». Если вы при этом продемонстрируете свою радость, малыш быстро поймет смысл игры и активно в нее включится.
Развиваем речь: пальчиковые игры
В этом возрасте ребенок обычно произносит первые слоги. Важно поощрять его в этом и расширять его «словарный запас». В этом вам помогут пальчиковые игры , в которых простые ритмичные стихи идеально сочетаются с массажем ладоней.
Крупная моторика: пинаем и толкаем
Игрушки можно не только захватывать кистью, но и пинать и отбрасывать – очень полезный навык, который стоит развивать. Идеально подходит для этого легкий мяч – катите его по полу по направлению к ребенку, чтобы малыш его отпихнул. Можно подвесить игрушку над кроваткой младенца с таким расчетом, чтобы он мог пнуть ее, дрыгая ножкой.
Мелкая моторика: держим мячик
Ребенок в этом возрасте уверенно хватает погремушки, сжимая их ручки в кулачке. Но опыта взаимодействия с предметами сложной формы у него еще нет. Постарайтесь найти небольшие мячи или мягкие кубики такого размера, чтобы ребенку приходилось удерживать их, раскрыв ладонь. Тренируйтесь перекладывать такие предметы из одной руки в другую.
Полезные советы, которые рекомендуется учитывать при проведении занятий
Развивающие игры с ребенком 5 месяцев должны соответствовать следующим требованиям:
- очень важно использовать во время занятий только высококачественные сертифицированные игрушки, не содержащие вредных красителей и других опасных компонентов;
- игрушки, используемые при проведении игр, следует регулярно мыть чистой прочной водой;
- размер игрушек не должен быть меньше, чем 5-6 см. Предметы меньшего размера ребенок может случайно проглотить или запихнуть, например, в ухо или нос;
- два-три раза в неделю игрушки, используемые при проведении игр, следует заменять новыми, чтобы малыш не терял интерес к игре. Через некоторое время их можно вновь вернуть.
В этот период следует развивать способность малыша к манипулированию различными предметами. Совершенствванию этого умения будут способствовать игры с мячиком или пирамидками. Совсем не обязательно приобретать слишком много игрушек: достаточно иметь два-три комплекта, а также использовать во время занятий предметы домашнего обихода, не представляющие опасности для малыша.
Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев
Давайте разберемся, что должен уметь Ваш малыш в возрасте 5 месяцев.
Итак, зрительные ориентировочные реакции позволяют малышу отличать близких от чужих людей и по-разному реагировать. Малыш узнает Ваш голос, отличает его строгую и ласковую интонацию.
Ваш ребеночек может уже подолгу лежать на животе и самостоятельно переворачивается со спины на живот, если малыш ленится переворачиваться, не нужно переживать по этому поводу, ведь темпы освоения навыков у всех разные. Можно активизировать двигательную активность крохи гимнастикой, массажем. Важно, что такие простые вещи как прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня тоже положительно влияют на психомоторное развитие ребенка. Когда ребенок сыт, выспался, погулял и хорошо себя чувствует, значимых отклонений в моторном развитии не будет.
Если же малыш перестал переворачиваться или имеются другие тревожные симптомы, то нужно срочно обратиться специалисту
Речевое развитие малыша в 5-6 месяцев характеризуется произношением отдельных слогов, малыш будет особенно активно с Вами «общаться» только в режиме диалога, т.е. когда молчите Вы, молчит и Ваш кроха.
Тем не менее, каждой маме важно понимать то, что для ребенка характерен свой индивидуальный темп развития и что навыки и умения малыша могут варьировать в широких пределах. Так, если ребенок сел в 5 месяцев, это является вариантом нормы, некоторые дети в этом возрасте могут начать ползать на четвереньках, и даже пытаться вставать в кроватке. Другие, же, напротив, отлично себя чувствуют только, переворачиваясь со спины на живот, и свое свободное время комфортно проводят на лёжа на животе, и перебирая игрушки.
Развитие осязания и мелкой моторики
Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.
Экскурсия по дому
Разминайте кисти малыша — проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».
Домашняя песочница
Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу – для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.
Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема — он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.
Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте – подробнее увидеть их нюансы можно на видео.
Развитие и совершенствование захвата
В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным – он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.
Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.
Режим дня ребенка в 5 месяцев1 3
Режим дня включает в себя два обязательных дневных сна продолжительностью 2-3 часа. При условии раннего пробуждения 07.00-07.30 и засыпания 20.30-21.00 продолжительность дневного сна должна быть достаточной. Если малыш плачет, он полон сил, энергии и не хочет засыпать, то нужно проанализировать достаточно ли физической активности в течение дня. А именно, прогулок на свежем воздухе, водных процедур, игр, разговоров с ребенком, его собственных движений лежа на животе, перекладыванию и изучению игрушек, массажа, гимнастики, поскольку любая активность это — работа для малыша, и она нуждается в большом количестве энергии, вызывает усталость, и требует отдыха.
Купать кроху в возрасте 5-6 месяцев нужно ежедневно или через день в вечернее время. Для вашего малыша прогулка на свежем воздухе – это неотъемлемая часть повседневной активности и в зависимости от погодных условий продолжительность её может варьировать от 1 до 2 часов, можно и дольше, в среднем, выходить на улицу можно дважды: утром перед сном, и после второго сна в вечернее время.
- https://malysham.info/mama/games/razvivayushchie-igry-dlya-detej-pyatogo-mesyatsa-zhizni
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/razvivat-rebenka-5-mesyacev.html
- http://RearChildren.ru/doshkolnik/do-goda/razvivayushchie-igry-dlya-detej-5-mesyacev/
- https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/razvivayushchie-igry-chem-zanyat-krokhu-v-5-6-mesyatsev/
- https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivat-rebenka-v-5-mesyatsev
- https://floragaz.ru/prochee/igry-5-mesyachnym-rebenkom
- https://sibmama.ru/4-6-mesjaca.htm
- https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-rebenka-v-5-mesacev