Ребенку 1 месяц: что умеет, развитие, вес, режим дня, уход за малышом

Содержание
  1. Как выглядит грудной ребенок в месяц
  2. Речевые игры для малышей
  3. Срыгивания
  4. Подгузники
  5. Рефлексы ребенка от 0 до 1 месяца
  6. Органы чувств в первый месяц ребенка
  7. Психология и особенности отклонений в развитии
  8. Как помочь ребёнку заговорить
  9. Плач и колики
  10. Учимся разговаривать
  11. Прогулки
  12. Расстройства и нарушения детского психического здоровья
  13. Маленькие «агушки»
  14. Когда стоит обратиться к врачу
  15. Режим дня
  16. Питание мамы
  17. Особенности тела детей 1 месяца
  18. Появление согласных звуков
  19. Одежда
  20. Физическое развитие: рост и вес
  21. Кожа
  22. Как определить норму?
  23. Игры на развитие артикуляционного аппарата
  24. Если нет улыбок и «агушек»
  25. Сон малыша
  26. Сколько грудного молока нужно ребенку
  27. Кокон, шезлонг, слинг
  28. Советы родителям по развитию эмоций у детей
  29. Пупочная ранка
  30. Норма развития для разного детского возраста
  31. Особенности стула
  32. Малыш плачет
  33. Чем агуканье отличается от гуления?
  34. Купание

Как выглядит грудной ребенок в месяц

Независимо от того, во что вы видите в фильмах, новорожденные не появляются из утробы матери как с картинки. Требуется несколько недель или месяцев, чтобы ваш ребенок превратился в пухлощекого ангелочка. В течение первого месяца у него округляется головка, кожа меняет цвет с ярко-красной на бледно-розовую, исчезает шелушение и мелкие высыпания на лице и теле.

Речевые игры для малышей

Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:

  • Пение – напевайте малышу простые короткие слова, и вы быстро заметите, как он откликается вам и выражает свои эмоции. Со временем он станет подражать вам, повторяя интонации при агуканье.
  • Звукоподражание – дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книжками со звуковым сопровождением.
  • Дополнение слов – обычно малыши начинают говорить, произнося вместо многих слов только первые слоги (см. также: как можно научить ребенка говорить в 3 года и с какими упражнениями?). Добавляя к ним второй слог, вы получите целое слово: например, малыш говорит «ма», а вы за него заканчиваете «ма» – выходит «мама».
  • Пальчиковые игры – всем хорошо знакомые «ладушки», «Сорока-ворона», «Пальчик хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы с ними так играете, и постепенно сами начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их агуканьем.
  • Потешки, поговорки, считалочки и прибаутки – сопровождайте ими кормление и умывание, одевание и массаж. Они очень нравятся практически всем маленьким детям, и не только способствуют речевому развитию, но и позволяют превратить все повседневные занятия в веселые игры, помогая ребенку лучше их запомнить.

В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.

Срыгивания

Ребенок может срыгивать, потому что размер его желудка небольшой, а замыкающий клапан между ним и пищеводом пока не сформирован. Это физиологическая особенность, позволяющая подолгу сосать грудь: срыгивание позволяет «сливать» излишки молока. В небольших объемах это нормально.

А вот у срыгивания «фонтаном» могут быть две причины. Либо из-за неправильного прикладывания к груди в желудок попал воздух, и затем его пузырь вытолкнул съеденное обратно. Либо имеет место сужение привратника — сфинктера, выпускающего содержимое желудка в двенадцатиперстную кишку. Это может быть функциональное сужение, связанное с гипертонусом гладкой мускулатуры, а может быть врожденное. Во втором случае ребенок будет часто и обильно срыгивать, плохо набирать в весе. Обязательно обратитесь к врачу!

Подгузники

Они подходят ребенку, если не оставляют на коже следов и под ними нет раздражения. Меняйте подгузник после каждого стула, а если его не было — как только трусики становятся тяжелыми на ощупь. После нескольких мочеиспусканий они перестают быть дышащими, получается парниковый эффект.
Не используйте присыпки. Они делаются на основе талька — тонкой пудры, которая забивает поры.

Рефлексы ребенка от 0 до 1 месяца

С самого первого дня у вашего ребенка есть набор рефлексов, призванных защищать его. Поисковый рефлекс помогает малышу найти мамину грудь, сосательный рефлекс, ладонный рефлекс, который заставляет его сжимать ваш палец, когда вы кладете его в ладонь, и рефлекс Моро (вздрагивание, которое он испытывает при испуге).

Органы чувств в первый месяц ребенка

Все органы чувств вашего ребенка работают с момента его рождения, в том числе:

Зрение. Первые несколько дней веки могут быть опухшими после родов, это постепенно проходит. Зрение ребенка еще слабое, но он может видеть ваше лицо и другие объекты крупным планом. Вы также можете заметить, что глаза иногда косят. Это потому, что мышцы, контролирующие движение глаз, еще не полностью развиты, в период от 1 до 6 месяцев эта проблема постепенно исчезает.

Слух. Хотя слух еще не полностью развит, ваш ребенок уже знаком с вашим голосом и другими звуками, которые он часто слышал в утробе матери.

Вкус. У ребенка сильно развито чувство вкуса, и он может различать сладкое и горькое, отдавая предпочтение сладкому.

Запах. Ребенок легко узнает ваш запах.

Тактильное чувство наиболее развито при рождении. Через прикосновения ваш ребенок узнает о мире, ощущает ваши объятия, и что его любят те, кто о нем заботится.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg
Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т.п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Мамам и папам на заметку: ФрутоНяня выпускает пюре в паучах, которые закрываются фрутокрышками. Каждая фрутокрышка — это элемент развивающего конструктора, из которого можно собрать множество фигурок. И подкрепились, и поиграли! Попробуйте игры на развитие мелкой моторики с фрутокрышками, а также смотрите Видео: Развитие крупной и мелкой моторики

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Читайте также:  Пиньята своими руками: формы и размеры, особенности материалов изготовления

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Плач и колики

Если новорожденный не успокаивается на груди, значит, его беспокоит не голод. В первую очередь обратите внимание на характер стула и динамику набора веса. Если прибавки хорошие, но ребенок беспокойный, стоит обратиться к неврологу.
Алгоритм действий при плаче таков:
1Приложить к груди. Если плачет, отказывается есть, поджимает ножки и краснеет, а в животе при этом бурлит, действуйте как при коликах. Положите тепло на живот и сделайте массаж по часовой стрелке, чтобы снять спазматические боли. Снова приложите к груди.
2Если ребенок не успокоился, поставьте газоотводную трубочку.
3Если проблемы продолжаются, сделайте клизмочку с прохладной (комнатной температуры) кипяченой водой объемом 100-150 миллилитров.

Учимся разговаривать

Агуканье для многих может показаться простой забавой. Однако именно с этого и начинается формирование речи. Конечно, специально научить чадо агукать невозможно. Но при желании можно ускорить процесс.

Это позволит новорожденному научиться быстро и без особых проблем общаться с окружающим миром. Как научить ребенка агукать?

  • Больше общаться с младенцем.

С этого начинается восприятие звуков и концентрация внимания. Каждое действие матери должно сопровождаться комментариями и объяснениями. Родители должны рассказывать ребенку, что именно они делают.

Разговаривать с чадом следует во время купания, пеленания, прикладывания к груди и утреннего туалета. При этом речь матери должна быть всегда ласковой и нежной, без резких всплесков эмоций.

  • Стоит добавить новые гласные.

Если кроха начал агукать, то можно помочь ему развить свой навык. Для этого маме стоит повторять за малышом произнесенные звуки, добавляя при этом новые.

Начинать нужно с несложных гласных и согласных. Дети любят подражать взрослым. Новорожденный будет пытаться повторить за мамой.

  • Следует начать с массажа ладошек.

Когда начинают агукать новорожденные, рекомендуется массировать ручки. Ведь именно на ладошках располагаются точки, которые связаны с участками мозга, отвечающие за развитие речи.

Помимо этого, можно заинтересовать ребенка пальчиковыми играми. Они позволяют развить у малыша мелкую моторику.

Прогулки

Через 2-3 дня после выписки можно начинать гулять. Эти дни нужны, чтобы ребенок мог спокойно адаптироваться в условиях домашней среды. Продолжительность прогулки зависит от погоды. Если это зима и мороз, то время надо увеличивать плавно: 5, 10, 15 минут, — постепенно доводя до часа утром и часа вечером. Но если на улице тепло, можно сразу гулять подолгу.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

Безусловно, все нормальные родители мечтают, чтобы у них были здоровые и счастливые дети. Современная медицина и планирование родительства позволяют пройти все необходимые обследования, предписания и рекомендации и воспитать здорового ребенка. Тем не менее, иногда случаются сбои. Да, человеческий организм – это очень сложный механизм, и медицина до сих пор не может дать ответы на ряд вопросов. В каком возрасте проявляются отклонения от нормы? Это зависит от разновидности заболевания. К сожалению, в раннем периоде развития определить патологию психического характера очень сложно. А потом бывает и поздно. Почему вообще могут страдать дети, какие причины могут спровоцировать психическое отклонение? Существует 2 основных причины:

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.

Под воздействием внешней среды специалисты понимают травмы, интоксикацию определенными веществами, инфекционные болезни. Так, они тоже имеют свою классификацию:

  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.

Немалое значение имеет, собственно, та обстановка, в которой вынужден расти ребенок. Если он с самого детства развивается в неблагополучной семье, то впоследствии могут проявляться:

  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Маленькие «агушки»

Голосовые реакции кроха начинает проявлять на втором месяце. Они выражаются несложными для произношения гласными: «а», «о», «е», «у». Затем появляются их комбинации, добавляются первые согласные («к», «х», «г»). На этом этапе развитие речи идет без участия губ и языка – только при помощи гортани. Сейчас такой способ ребенку наиболее доступен. Именно гортанным звукоизвлечением объясняется появление первого «агу». Первоначально малыш начинает агукать «сам с собой»: в полной тишине, находясь в хорошем расположении, пытаясь повторить окружающие звуки. Так он учится понимать свой новый навык, привыкает к нему. Чуть позже дети говорят «агу», пытаясь найти ему применение: в ответ на появление знакомого лица (особенно если взрослый при этом что-то произносит). Постепенно кроха учится разным способам агуканья: издает звуки мягко или резко, протяжно или отрывисто, чередует разные освоенные звуки.

Вскоре он понимает, что это неплохой и пока единственный доступный ему способ речевого взаимодействия со взрослыми, поэтому начинает активно использовать свои «агушки», чтобы вовлечь маму или папу в задушевную «беседу».

Однако здесь следует помнить, что потребность в близком общении с родными малыши удовлетворяют только тогда, когда удовлетворены потребности физиологические. Поэтому малютка будет активно говорить «агу», когда он сыт, спокоен, ему тепло, удобно, у него сухие пеленки и не болит животик.

Поддержание таких «разговоров» — важный этап речевого развития младенца. Поэтому всегда отвечайте на призыв своего чада к общению. Повторяйте его «напевы», интонируйте. Это позволит ему быстрее понять, что его речевой навык можно использовать для общения. Радуйтесь его речевым проявлениям на этом этапе, ведь он так непродолжителен: всего через 4–5 недель ваш карапуз будет пробовать себя в гулении – общий уровень развития слуха, зрения и речевого аппарата подтолкнут его к этому. И «агушки» останутся лишь приятным воспоминанием.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Режим дня

Нервная система малыша так устроена, что первые 2-3 недели он бодрствует больше ночью, чем днем. Именно в темное время суток активизируется парасимпатическая нервная система, управляющая вегетативными процессами организма, в том числе пищеварением. Отсюда частые колики по ночам.
Корни этого уходят глубоко в историю развития человечества, когда наши предки-приматы по ночам прятались на ветках деревьев, чтобы не попасться хищникам. Активность малыша в темное время суток связана именно с необходимостью бодрствовать, питаться и держаться за маму ночью. Но если ваш ребенок спит, наслаждайтесь и не будите его. Ориентируйтесь на его потребности.

Питание мамы

Первую пару недель после родов желательно избегать самых распространенных аллергенов: орехов, меда, шоколада, фруктов, ягод, соков. Ешьте меньше сладкого и выпечки: это провоцирует образование в молоке большого количества лактозы, то есть молочного сахара. У малышей на первых этапах жизни часто бывают транзиторные дефициты лактазы — фермента, расщепляющего лактозу.
Это может выражаться в трескучем и пенистом водянистом стуле, плохой прибавке в весе, что говорит об активных бродильных процессах из-за избытка сахара. В этот момент многие врачи назначают рутинное исследование кала на углеводы. Оно не имеет смысла, так как напрямую не коррелирует с клинической картиной. Необходимо опираться именно на перечисленные выше симптомы. 

Особенности тела детей 1 месяца

После пребывания на протяжении 9 месяцев в тесной матке ребенок еще некоторое время рефлекторно принимает утробную позу. Его пальчики сжаты в кулачки, руки и ноги прижаты к телу. Для детей типичен гипертонус мышц. Это не опасно, его мышцы расслабятся в течение следующих нескольких недель.

Беспокоитесь по поводу опухшей мошонки у вашего мальчика или этих опухших половых губ у вашей маленькой девочки? Это норма, временное явление из-за ваших гормонов, которые все еще циркулируют в теле вашего новорожденного. В первые недели гениталии придут в норму. Эти же гормоны также ответственны за любые молочные выделения из сосков (как для мальчиков, так и для девочек) и выделения из влагалища (которые иногда могут иметь оттенок крови). Как и отек, выделения должны пройти в течение недели или двух.

Появление согласных звуков

Малыш начинает произносить первые согласные звуки в возрасте 3–4 месяцев. Обычно это губные [м], [п], [б], [в]. Процесс гуления разбавляется произнесением этих согласных [м-м-м, б-б-б, в-в-в]. К 5 месяцам он начинает уже лепетать, многие дети к первому полугодию говорят «бабабаба», «мамамама», «дададада» и прочие слоги, хотя и неосознанно.

Читайте также:  Мотивация в художественной гимнастике: как заинтересовать маленького ребенка?

В это время происходит формирование речи, ведь к первому году ваш ребёнок произнесёт первые осознанные слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дай, на, уп или бах и другие.

Одежда

Новорожденного проще перегреть, чем переохладить, потому что его терморегуляционные центры еще несовершенны. Принцип универсальный: сколько слоев одежды на маме, столько же на ребенке плюс еще один.

Перегретый малыш будет потеть и беспокоиться, либо наоборот станет вялым. Для проверки потрогайте кожу за шиворотом: там не должно быть горячо, влажно или холодно. Нос может быть прохладным, но если остыли и щеки, значит, ребенок подмерзает. А вот ручки и ножки могут быть прохладными.
Гладить одежду новорожденного желательно, но не обязательно. Пока не зажил пупок, остаются входные ворота для инфекции, и лучше обезопасить ребенка от этого.

Физическое развитие: рост и вес

Хотя ваш ребенок при рождении мог весить от 2,5 до 4 кг, не удивляйтесь, если он немного похудеет (примерно на 5-10 процентов). Причина уменьшения: – нормальная послеродовая потеря жидкости. Вес новорожденного должен перестать снижаться к 5-дневному возрасту. Примерно на 10–14 дней (а иногда и раньше) он восстановит свой вес при рождении, а затем начнет прибавлять в весе. В среднем, за первый месяц малыш прибавляет около 700 г (от 500 до 1500г).

Сколько весит ребенок в месяц, зависит от его веса при рождении и пола. Девочки обычно набирают чуть меньше, чем мальчики.

Кожа

В паху, подмышках и на шее могут возникать опрелости. Для профилактики желательно раз в день протирать складки однопроцентным хлорофиллиптовым спиртом, а потом смазывать стерилизованным растительным маслом. Если на фоне опрелостей появляются гнойнички, это патологическое состояние, надо обратиться к врачу.

Не пугайтесь акне новорожденных. Так называются прыщики в местах с наибольшей концентрацией жировых желез: на носу, лбу, подбородке. У взрослых кислая pH среда кожи защищает ее от инфекционных агентов, а у маленького ребенка она нейтральная, поэтому сальные и потовые железы легко инфицируются попадающими на кожу микроорганизмами. При акне новорожденных протирайте кожу 1% салициловым спиртом и наносите цинксодержащие средства.

Как определить норму?

О норме развития свидетельствуют следующие факторы. развитие психическое детей.jpg
1. Ребенок развивается на уровне своих сверстников. 2. Поведение ребенка не вызывает недоуменных вопросов общества – он не проявляет антисоциального поведения. 3. Ребенок может проявлять индивидуальные особенности развития, но в общей картине они не сильно различаются от принятых стандартов развития. Таким образом, дети развиваются нормально, если у них:

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Отлично, в таком случае возникает вопрос – что делать, если у ребенка все же имеются определенные симптомы нарушений? В такой ситуации необходима реабилитация, в особенности – если мы говорим о детях с физическими или психическими дефектами. Это и медицинское лечение, и педагогическая коррекция. Если, например, речь идет о психических нарушениях, можно совместными усилиями запустить компенсаторные механизмы и сгладить последствия.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Если нет улыбок и «агушек»

Обычно к 3 месяцам даже самые «серьезные» детки начинают дарить родителям улыбки. Но иногда этого не происходит. Почему? Взрослым стоит не просто задать этот вопрос себе. Лучше внепланово посетить педиатра. Ведь причины отсутствия улыбки могут быть куда серьезнее, чем нам кажется:

  • патологии развития шейного отдела позвоночника (при этом кроха не держит голову);
  • отклонения в развитии центральной нервной системы (неврологические проблемы);
  • психические заболевания (самое серьезное из них – аутизм);
  • генетические болезни.

Точно так же отсутствие агуканья в 3 месяца должно стать поводом для беспокойства. Возможно, педиатр успокоит родителей: малыш развивается в своем ритме, у него все в порядке. А возможно, обнаружатся серьезные вещи, такие как:

  • глухота или глухонемота;
  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • травмы мозга;
  • патологии нервной системы;
  • мутизм.

При наличии проблем чаще всего отсутствие речи или улыбки сопровождается другой красноречивой симптоматикой:

  • ребенок не реагирует на звуки или движущиеся перед глазами предметы;
  • не откликается на ласку родителей;
  • часто подолгу плачет, у него синеет носогубный треугольник;
  • запрокидывает голову назад, напряженно выгибается;
  • долго косит глазами (в возрасте 3 месяца в норме это должно полностью пройти).

Чем раньше будут диагностированы отклонения, тем больше шансов если не излечить их полностью, то максимально снизить их проявления, дав возможность малышу развиваться психологически и эмоционально.

Сон малыша

В среднем малыш в 1-2 месяца спит около 16,5 часов между дневным и ночным сном, хотя есть широкий диапазон нормальных значений. Младенцам, находящимся на грудном вскармливании, обычно необходимо есть каждые два-три часа. Однако кормите ребенка по требованию, а не по часам. Через какое-то время вы сможете немного отодвинуть кормления, постепенно выстраивая режим кормлений и снов.

Сколько грудного молока нужно ребенку

В первые несколько недель младенцы едят много – по крайней мере, от восьми до 12 раз (или больше) за 24 часа. Это связано с крошечным размером желудка и невероятным темпом развития ребенка от 0 до месяца, как физическим, так и умственным.

Поскольку ваша грудь и ребенок не имеют встроенного измерителя, бывает трудно определить, достаточно ли поел ваш ребенок. Но есть несколько подсказок: если ваш ребенок доволен и счастлив, его вес соответствует возрасту и он мочит много подгузников (от восьми до 12 в любой день), это признаки достаточного питания.

Кокон, шезлонг, слинг

Все эти приспособления можно использовать с рождения. Главное, чтобы в шезлонге ребенок находится в лежачем положении во избежание слишком ранней осевой нагрузки на позвоночник. Кокон стоит использовать не дольше первого месяца жизни. Это хорошее приспособление, которое обеспечивает позу эмбриона. Но он был задуман как ортопедическое устройство для недоношенных, травмированных детей, чтобы им было проще адаптироваться.
При слишком долгом использовании здоровым ребенком кокон задерживает его психомоторное развитие. А вот слинг — хорошая идея: он обеспечивает не только физиологическое положение малыша и разгрузку его скелета, но и тесный контакт с мамой, что крайне необходимо на первых порах. Слинг можно начинать использовать в любом возрасте.

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Важные моменты в эмоциональном развитии в первый месяц жизни:

  • Очень важно нежно разговаривать с ребенком: тон голоса ровный, а слова искренние.
  • Во время разговора стоит улыбаться и показывать ему радость от этого общения.
  • Не нужно стесняться дарить ребенку много ласки: легкий массаж, поцелуи, поглаживания. Для него это необходимо.
  • К концу первого месяца жизни можно слегка преувеличивать свои эмоции, показывая их малышу (удивление, печаль, восторг и др.).
  • Стараться побольше думать о хорошем, ведь добрые мысли и позитивный настрой влияют на развитие ребенка самым лучшим образом.

Пупочная ранка

Специального ухода за ней не требуется. Даже если скоба еще не отпала, ребенка можно и купать, и выкладывать на живот. Не бойтесь, что в этой позе ранка повредится: на самом деле живот не будет давить на поверхность, потому что из-за физиологического гипертонуса ребенок поджимает колени и лежит практически в коленно-локтевом положении. Более того, выкладывание на живот очень полезно для пищеварения и развития грудничка.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее. психическое развитие детей.jpg
Итак, давайте рассмотрим, как в норме должен развиваться ребенок.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
Читайте также:  Прыгунки для детей: с какого возраста

Также в этом возрасте уже можно определить, каким будет ваш ребенок – активным, спокойным, энергичным и так далее.

  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.

Улучшается концентрация внимания и память. Уже к 8-ми месяцам ребенок понимает, что при исчезновении из поля зрения человек никуда не пропадает, он и далее существует. психическое развитие детей1.jpg

  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.

Также в этом возрасте дети учатся испытывать сложные эмоции. Например, стыд, вину, смущение и так далее. Они начинают лучше понимать других людей. Кроме того, формируются навыки самоконтроля – дети могут откладывать что-то на потом, например, определенную игру. Также они продолжают учиться имитировать все подряд. Примечательно, что в этом возрасте наблюдается и гендерное разделение – например, мальчики предпочитают играть в машинки, девочки – в куклы. Еще детям в этом возрасте нравится изображать себя каким-то героем в процессе игр. Интересно, что в этом же возрасте дети уже не испытывают прежнюю тревогу при виде уходящего родителя. психическое развитие детей 2.jpg

  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.

Интересно, что в этом же возрасте формируются определенные механизмы демонстрации эмоций, развивается понимание культурных норм и нравственных убеждений общества. Память уже у детей становится гораздо сильнее и шире. Если вы хотите проверить ребенка, назовите несколько раз 4 предмета, например «мяч, кровать, игрушка, йогурт». В норме ребенок должен это запомнить.

  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.

Уже в 5 лет также ребенок понимает, что пол не меняется, что девочки отличаются от мальчиков, и каждая гендерная группа ведет себя соответственно общественным стандартам и нормам. Девочки более спокойные и любят тихие игры, мальчики – наоборот. Также в 2-5 лет дети обучаются обслуживать свои естественные потребности – есть самостоятельно, одеваться, пользоваться туалетом. Важно учесть, что в этом же периоде дети пытаются исследовать половые органы (как свои, так и своих сверстников). Это естественный интерес, и не надо ребенка за это стыдить – так вы разовьете в нем только комплексы.

Особенности стула

Говоря о грязных подгузниках, стоит поговорить о дефекации вашего новорожденного в первые несколько недель. Первые фекалии обычно черные и липкие – это меконий, наполняющий кишечник вашего ребенка в утробе матери. Через день или два стул перейдет в зеленовато-желтый цвет, а через несколько дней – в «обычный» детский стул. Обильный кал – не менее пяти подгузников в день для детей, находящихся на грудном вскармливании, а иногда и больше – нормальное явление в течение первого месяца. Стул у вашего ребенка может быть горчично-желтым, зеленым или коричневым, а также бледным или пятнистым.

Примерно к периоду от 1 и до 3-4 месяцев количество грязных подгузников может выровняться, и ваш ребенок может даже пропустить день или два между опорожнениями. К периоду, когда появятся зубы и будет вводиться прикорм, стул снова начнет меняться.

Малыш плачет

Конечно, новорожденные плачут – так они общаются! Независимо от того, спокойный ли у вас ребенок или суетливый, в первый месяц вы начнете привыкать ко всем вариациям его плача. По факту, плач может быть признаком того, что ребенок здоров. Но что, если кажется, что она все время плачет? Некоторые дети просто плачут больше, чем другие.

Иногда приступы плача предсказуемы – например, вечером или после напряженного дня вне дома. Иногда они просто появляются, как неожиданная летняя буря.

Убедитесь, что ребенок не голоден, не нуждается в смене подгузников или ином уходе, ему не давит одежда. Если все это под контролем, помогите малышу успокоиться: качайте, гуляйте, пойте или обнимайте кроху.

Чтобы помочь малышу успокоиться, может потребоваться несколько попыток. Но если вы чувствуете, что теряете терпение или просто устали, можно положить ребенка в безопасное место, например, в кроватку, на несколько минут. Он может даже удивить вас и сам заснуть.

Чем агуканье отличается от гуления?

Агуканье – это преобладание гласных звуков в речи ребенка,  а гуление – более сложная речевая форма, которая появляется около 1,5 месяцев.

В звуках начинают появляться согласные: к, г, х и их сочетания с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу.

Этап гуления длится до четырех-пяти месяцев. Иногда гуление возникает у ребенка спонтанно, чаще всего при рассматривании игрушек. Но постепенно, ребенок начинает гулить в ответ на общение или улыбку взрослого и близкого человека.

Ребенок начинает общаться, что является важным показателем правильного и своевременного развития ребенка. Самый пик гуления – три месяца.

Это возраст, когда ваш фотоаппарат или видеокамера всегда должны быть под рукой, чтобы запечатлеть чудесные песенки ненаглядного малыша.

Нередко новорожденный начинает гулить под определенную песню, как бы подпевая.

Первые слоги малыш пытается произнести на 4 -5 месяце жизни. Начинается все с губных звуков: «б», «м», «п». Постепенно приобретенный навык будет улучшаться и отрабатываться.

В итоге кроха  начнет выражать свои желания и эмоции отдельными слогами. Спустя некоторое время из звуков сформируется детский лепет.

К 12 месяцам чадо начнет произносить отдельные слова, которые состоят из одинаковых слогов: «мама», «баба», «папа» и так далее. Во сколько месяцев ребенок начнет агукать, зависит от родителей.

Купание

Оно разрешается через сутки после прививки БЦЖ, которую обычно делают в роддоме. Начинайте при температуре 37 °С, причем измеряйте воду термометром, а не пальцем или локтем. Кипятить ее не стоит, но хорошо, если она будет фильтрованная, особенно пока не зажил пупок.
Моющее средство для детской кожи используйте 1-2 раза в неделю. После купания при сухости можно наносить детский лосьон или молочко.

Источники

  • https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-rebenka-v-1-mesac
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kogda-rebenok-nachinaet-agukat.html
  • https://roddom.msk.ru/stati/ukhod-za-novorozhdennym-v-perviy-mesyats
  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhoterapiya/psikhicheskoe-razvitie-detey/
  • https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/vo-skolko-nachinayut-govorit-deti/
  • https://uroki4mam.ru/kogda-rebenok-nachinaet-agukat
  • https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/kogda-nachinaet-agukat-ulybatsya
  • https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/agu/
  • https://MedAboutMe.ru/articles/emotsionalnoe_razvitie_rebenka_ot_rozhdeniya_do_3_mesyatsev/
Оцените статью
Топотушки - сайт о детях