- Достижения в физическом развитии двухлетнего ребенка
- Зубы у детей 2 года: норма
- Умственное и речевое развитие
- Особенности развития мелкой моторики
- Достижения в речевом развитии
- Что должен уметь делать ребенок в 2 года? Что должен уметь рисовать ребенок в 2 года?
- Сколько должен съедать, пить ребенок в 2 года?
- Сколько должен говорить и знать слов ребенок в 2 года?
- Эмоциональное развитие
- Психология и эмоции ребенка в 2 года: особенности поведения
- Владение речью
- Любимые игры
- Развитие восприятия у двухлетних детей
- Когнитивное развитие
- Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы
- Какие нужны витамины ребенку в 2 года?
- Что должен уметь малыш?
- Методы развития ребенка в 2 года
- Упражнения для физического развития
- Упражнения на развитие мелкой моторики
- Развитие внимания и памяти
- Двигательные навыки и координация движения
- Особенности памяти и внимания
- Возможные сложности
- Развитие социально-бытовых навыков
- Психическое развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет
- У ребёнка в этот период появляются:
- Окружающий нас мир
- Интересы двухлетнего ребенка
- Идеальные развивающие игры для двухлетнего ребенка
- Как помочь развиваться ребенку в 2 года
- Уровень физического развития
- Какие должен знать фигуры, животных ребенок в 2 года?
- Игровые навыки
- Бытовые умения
Достижения в физическом развитии двухлетнего ребенка
К двум годам у малыша уже достаточно скоординированы движения, они разнообразны. В частности, кроха уже может:
- перешагивать, перепрыгивать препятствия самостоятельно;
- подпрыгивать на месте, удерживая равновесие;
- менять шаг на бег;
- чередовать ноги, спускаясь/поднимаясь по ступенькам/лестнице;
- бросать/ловить мяч, удерживать его двумя руками, бить по мячу ногой;
- держать равновесие, перемещаясь по бордюру, узкой доске;
- танцевать;
- листать книгу, часто захватывая сразу несколько страниц;
- рисовать горизонтальные/вертикальные линии, неровные круги и овалы.
В этом возрасте уметь оценивать свои силы и сопоставлять их со своими желаниями малыш еще не умеет, ведь инстинкт самосохранение и чувство страха у него практически отсутствуют, а потому высок риск серьезного травматизма. Главная задача родителей – следить за действиями крохи и предотвращать опасные ситуации. Но это не значит, что нужно запрещать крохе лезть на лестницу, турник, прыгать, ползать и т.д. Ребенок должен развиваться, просто всегда будьте начеку, чтобы в случае чего успеть подхватить малыша.
Зубы у детей 2 года: норма
К 2 годам у малыша должно быть 20 зубов, не переживайте, если их окажется 18 или 19 – это вполне нормально.
Зубы у детей
Умственное и речевое развитие
В два года дети обладают определенными знаниями и соответствующими навыками. Они должны:
- различать 4-8 цветов (рекомендуем прочитать: как родителям научить ребенка различать цвета в 2 года?);
- уметь группировать предметы по цветам;
- знать основные геометрические фигуры;
- различать свойства предметов – например, горячий или холодный, легкий или тяжелый;
- знать цифры и считать, показывать на пальцах свой возраст.
На данной стадии малыши уже эмоционально окрашивают свою речь с помощью мимики, движений и возгласов. Словарный запас быстро пополняется и обычно составляет около 300 слов. Детский лексикон обогащается прилагательными и местоимениями, а вместо упрощенных обозначений таких как «ням-ням» или «бум», появляются слова “кушать”, “падать”.
Дети в этом возрасте начинают уже многое понимать, воспринимают недлинные рассказы о знакомых вещах, указывают на картинках предметы, которые их попросят показать. Свои желания и потребности они уже способны высказывать в виде простых предложений, в которых может нарушаться синтаксическая конструкция. Также дети часто опускают звуки, меняют слоги в словах местами и придумывают собственные словечки, заменяя ими обычные.
Если кроха еще не заговорил или говорит неправильно и с большим трудом, это не является отклонением в развитии. Нужно подождать еще около полугода.
Особенности развития мелкой моторики
В 2 года ребенок должен уметь собирать или нанизывать на нить/леску бусины, собирать мелкие игрушки в коробочку, лепить шарики, «колбаски». В двухлетнем возрасте нужно обязательно давать крохе возможность играть с фасолинами, небольшими камешками, ножницами и бумагой и прочими предметами для творчества. Благодаря играм с такими предметами развивается мелкая моторика ребенка. Однако малыш должен заниматься строго под присмотром взрослых – это поможет избежать таких несчастных инцидентов, как проглатывание мелких предметов и их застревание в дыхательных путях.
Итак, что касается мелкой моторики, то двухлетний ребенок должен уметь:
- брать карандаши в руки, удерживать их и рисовать свои первые каракули;
- ножницами резать бумагу (пусть это будет выглядеть неумело, но неудачные попытки в будущем обязательно приведут к успеху);
- застегивать/расстегивать молнию;
- наливать воду в стакан (давайте ребенку только пластмассовую тару) и выливать ее в миску или ведерко;
- строить из песка куличики;
- правильно находить отверстия для предметов;
- пытаться застегивать/расстегивать пуговички.
Для развития мелкой моторики можно изготовить стенд, на котором прикрепить различные замочки, крючочки, молнии и пуговицы, шнурки и липучки, бусины и прочие интересные и полезные детали. С такой игрушкой ребенок будет заниматься долго и с удовольствием.
Достижения в речевом развитии
Что касается речевого развития, то здесь всегда возникают споры. Один ребенок к двум годам уже может уметь наравне с взрослыми рассказывать стихи, знать счет до 10, поименно каждого близкого родственника и полный адрес проживания, а другой кроме как «мама» и «папа» ничего не говорит. Во втором случае об отклонении в развитии говорить нельзя – из-за множества факторов влияния такое речевое развитие считают нормой.
В 2 года малыш должен знать порядка 200 слов. Его речевые навыки совершенствуются, а проявляется это в следующем:
- ребенок использует слова-заменители, звукоподражание, которым он пользовался ранее, заменяет правильным произношением;
- копирует речь взрослых, не понимая значения слов;
- это возраст «почемучек» — дети активно интересуются, «что это?», «почему так происходит?» и т.д.;
- часто говорит о себе в третьем лице;
- может составить предложения минимум из 3 слов;
- высказывает свои мысли, причем делает это связно;
- умеет различать антонимы;
- называет предметы, изображенные на картинке, может составить их описание;
- знает свое имя и имена близких людей.
Очень важно обращаться к ребенку четко, не сюсюкать и не коверкать слова. Если знакомите малыша с новым словом, обязательно раскрывайте его смысл понятным для крохи языком.
Что должен уметь делать ребенок в 2 года? Что должен уметь рисовать ребенок в 2 года?
Развитие ребенка в 2 года зависит от многих факторов:
- Обстановка, в которой живет ребенок (есть ли у него развивающие игрушки, специальная мебель, карандаши и альбомы).
- Уделяют ли родители время его развитию (читают ли ему книги, смотрят ли вместе мультфильмы, рисуют, лепят или строят из конструктора).
- Посещает ли ребенок садик (где его развитию так же уделяют внимание).
- Есть ли у ребенка предрасположенность к познанию (зависит от генетики и наследственности).
- Здоровья ребенка (наличие серьезных врожденных или обретенных заболеваний может тормозить развитие).
Что умеет ребенок в 2 года:
- Играть конструктором и делать конструкции в виде домов или игрушек.
- Рисовать разными цветами: полосы, круги, солнышко, волны
- Петь песни (иногда сбиваясь и забывая слова, но стараться делать это правильно).
- Танцевать (самопроизвольные и самостоятельно придуманные или же повторенные движения).
- Кушать самостоятельно (уверенно держать вилку и ложку).
- Бегать, прыгать, кружиться, приседать
- Говорить о своих нуждах: «Хочу есть, пить, в туалет».
- Выражать свои мысли устно
- Считать до 5
- Называть 2-3 формы
- Называть около 5 цветов
- Узнавать близких и знать их имена
Что должен самостоятельно уметь малыш при достижении 2 летнего возраста?
Сколько должен съедать, пить ребенок в 2 года?
Питание ребенка в 2 года уже похоже на рацион взрослого человека. Самое сложное – приучить ребенка правильно пережевывать пищу, ведь от этого зависит работа кишечника и хорошее переваривание пищи. К 2 годам малыш уже имеет 19-20 зубов, чего вполне достаточно для измельчения кусочков еды. Кроме того, к этому возрасту усиливается выработка желудочного сока, что облегчает усвоение.
Пища ребенка в 2 года становится более плотной (каши, запеканки, тушеные блюда). В этом возрасте ребенку следует питаться 4-5 раз в день:
- Завтрак – 20% всей пищевой ценности
- Обед – 50% всей пищевой ценности
- Полдник – 10% всей пищевой ценности
- Ужин — 20% всей пищевой ценности
Двухлетние девочки и мальчики должны съедать 1500 ккал в сутки:
- Белок – 55-60 г. (70% растительного и 30% животного)
- Жиры — 50-55 г. (10 г. растительных)
- Углеводы – 200-220 г.
Из чего должен состоять рацион малышей:
- Кисломолочные продукты (творог, сырки, сметана, молоко и кефир).
- Мясо (говядина, кролик, курица, индейка, печень, язык, не жирная свинина, молочные сосиски в небольшом количестве).
- Куриные яйца (1 шт. в 2 дня) в виде омлетов, запеканок, вареное яйцо.
- Рыба (30-40 г. в сутки) морские и речные сорта в вареном, жареном или запеченном виде.
- Овощи (до 200 г.) в различных видах: тушеные, вареные, в салате.
- Фрукты (до 200 г.) любые
- Ягоды (до 20 г.)
- Осветленный фруктовый сок – 150 мл.
- Крупа – 20 г.
- Макароны – 50 г.
- Сахар – 35 г.
ВАЖНО: Ребенок в возрасте 2 лет, как правило, весит 14 кг. Считается, что если малыш весит более 10 кг, норма питья вычисляется по такой формуле: до 10 кг. – 1 литр, после каждый кг = 50 мл, т.е. 14 кг = 1 л+4 х 50= 1 л. 200 мл.
Питание ребенка в 2 года
Сколько должен говорить и знать слов ребенок в 2 года?
При достижении 2-х летнего возраста, ребенок начинает очень стремительно развиваться. Он знакомится со всеми окружающими предметами и порой ему даже оказывается мало общения. Это нормально, постарайтесь сохранять терпение и отвечать на все вопросы малыша.
К 2 годам ребенок должен знать:
- Части тела: руки, ноги, голова, глазки, уши, нос, рот.
- Простые предметы: чашка, тарелка, стол, стул, машина, солнце.
- Имена близких и их названия: бабушка, дедушка, тетя, дядя, папа, мама.
Нормальный запас слов для малыша 2 лет – 20-25 слов, в некоторых случаях словарный запас достигает 50 слов. В этом возрасте девочки и мальчики учатся формировать и высказывать свои мысли, не страшно, если речь содержит лепет: «Маша пи-пи», «Бибика» и так далее.
Эмоциональное развитие
С наступлением двухлетнего возраста малыш активно интересуется другими детьми, пытается общаться с ними, вступать с ними в игру, беседу. Многие дети двухлетнего возраста становятся более активными, разговорчивыми и коммуникабельными, начинают уметь вступать в коллективные игры, принимая правила забав. Родители обязаны помогать малышу знакомиться с другими детками, хвалить его за хорошие поступки, учить общаться со сверстниками. Такие действия помогут ребенку быстрее влиться в детский коллектив, ему будет легче контактировать с новыми детками, воспитателями, няней. В этот возрастной период очень важно приучить малыша к распорядку дня.
Итак, правильное эмоциональное развитие двухлетнего ребенка заключается в следующем:
- малыш эмоционально уравновешен;
- его настроение хорошее в течение дня или, если его действия увенчались успехом;
- неудачные попытки сделать что-то вызывают недовольство, отказ повторять действие;
- требует недозволенное, настаивает на своем, упрямится;
- на просьбы взрослого отвечает капризами и криками;
- не признает незнакомцев;
- плачет, если мама уходит или его кто-то обидел;
- общаясь с близкими и любимыми людьми искренне радуется, проявляет яркие эмоции.
В двухлетнем возрасте дети часто позволяют себе капризы, если взрослые не хотят делать того, что вздумалось малышам. Если истерика не проходит, следует отвести малыша от раздражителя и отвлечь его интересным занятием, игрушкой. Объект истерии скоро забудется, и веселое настроение вернется.
Психология и эмоции ребенка в 2 года: особенности поведения
Ребенок в 2 года бывает очень капризным, требовательным, агрессивным. Все это объясняется научно, ведь в это время он начинает осознавать себя и понимает какое место он занимает в обществе. Кроме того, частые вспышки меланхолии, злости, которые могут сменять один за другим – признак формирования нервной системы. Для того чтобы малыш был более спокоен и здоров, следует уделить время его питанию, дополнив его витаминами, держать в норме водно-солевой баланс и соблюдать режим сна.
Владение речью
С полутора лет детки начинают лучше понимать обращённую к ним речь и говорят более внятно. Вместо прежних условных обозначений (ка – кошка, ава – собака) они используют полные названия. Словарный запас двухлетнего малыша может превышать 200 слов.
Развитие речи во многом зависит от общения с родителями. Чтение и обсуждение сказок, картинок, знакомство с новыми предметами, их свойствами обогащает лексику ребёнка. Кроха учится правильно произносить и согласовывать слова.
В 2 года дети обладают следующими речевыми навыками:
- Повторяют услышанные от взрослых слова и краткие фразы (кыш, муха!). Так пополняется пассивный словарь малышей.
- Могут самостоятельно составить предложения из 2–3 слов: «Куда побежал?», «Дедушка, иди сюда».
- Понимают простые вопросы – кто или что это, где папа, куда пошёл? Дают верные ответы.
- Выполняют несложные задания: найди альбом и принеси карандаши.
Для формирования у детей грамотной речи вовремя избавляйтесь от привычки общаться на «детском» языке (ам-ам, бай-бай). Используйте правильную лексику и приучайте к ней ребёнка. Занимайтесь развитием мелкой моторики: пальчиковыми играми, сортировкой мелких предметов, лепкой, рисованием. Это поможет улучшить речь малыша.
Любимые игры
Двухгодовалые дети предпочитают разнообразные игры – как спортивные, так и спокойные. Родителям важно помочь перевести энергию в нужное русло и сделать так, чтобы малыш не просто развлекался, но и развивался.
Помогут такие занятия:
- лепка из пластилина;
- рисование;
- аппликация из крупных элементов.
Совет
Не стоит делать все за ребенка, желая быстро получить аккуратную поделку, смысл упражнения от этого пропадает. Можно лишь слегка помочь ему, показать, как правильно держать в руках кисточку с клеем, но саму поделку ребенок должен сделать самостоятельно.
Игры малышей становятся все сложнее, дети пробуют самостоятельно разыграть сценки из любимых сказок, играть в доктора, строить домики для игрушек, «кормить» кукол, придумывать целые сценарии. К числу любимых ими игрушек относятся кубики, из них ребенок складывает башни.
Совет
Родителям следует приобрести крупные пазлы, конструкторы, мозаики с большими элементами, они будут интересны и мальчикам, и девочкам.
Малышам становится все более приятно общение как со взрослыми, так и со сверстниками, они с удовольствием играют с другими крохами на детских площадках.
Развитие восприятия у двухлетних детей
Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.
- Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.
- Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
- Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
- Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.
Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском центре «Созвездие» для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.
Когнитивное развитие
Ребенок двух лет должен уметь и знать следующее:
- понимать речь, сказки для своего возраста;
- копировать движения животных, любимых игрушек;
- узнавать предметы на картинках, если они знакомы, называть их;
- собирать головоломки из 3-4 частей;
- знать и понимать счет от 1 до 3;
- показывать свой возраст на пальчиках;
- различать детей как мальчиков и девочек.
Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы
В два годика ребенок обладает яркими особенностями мышления, внимания и памяти. Представим их в форме таблицы.
Характеристика | Особенности детей в 2 года |
Мышление | Развивается абстрактное мышление.Формируется воображение (ребенок учится продумывать в уме ситуацию на основе похожих).Начинает понимать причинно-следственные связи событий.Хорошо умеет соотносить слово с предметом действительности. |
Внимание | Воспринимает те предметы и явления, которые находятся в зоне его видения.Может испытывать затруднения с концентрацией внимания. |
Память | Постепенно запоминает характеристики предметов (цвет, размер).Запоминает больше слов, у малыша формируется активный и пассивный словарный запас. |
В возрасте двух лет мышление развивается наглядно-действенно, поэтому необходимо давать возможность ребенку в руки как можно больше предметов – через соприкосновение с ними он познает мир. В два годика малышу необходимо общение со взрослыми, поэтому родителям следует как можно чаще беседовать с крохой, отвечать на его вопросы.
Какие нужны витамины ребенку в 2 года?
Главный источник витаминов для ребенка 2 лет – это сбалансированное питание. Обратить внимание на комплексы специальных витаминов для детей следует в тех случаях, если малыш плохо кушает, имеет бледный вид и часто болеет. Спросить о существующих витаминах можно своего педиатра или в аптеке. Такие витамины следует давать ребенку, только пользуясь инструкцией и соблюдая дозировку. Ни в коем случае не следует превышать возрастную категорию витамин.
Когда можно пить витамины:
- В период осеннего и весеннего авитаминоза (во время дефицита «натуральных» витаминов).
- В период острых респираторных заболеваний
- После лечения антибиотиками
- В случае плохого аппетита у ребенка
- Если ребенок кушает не регулярно
- Если ребенок живет в плохих экологических условиях
Что нужно ребенку в 2 года?
Что должен уметь малыш?
В этом возрасте у ребенка уже должны быть сформированы некоторые навыки:
- стремление повторять за взрослыми слова, даже не понимая их значения;
- постепенно заменять звукоподражания словами;
- уметь прощаться и здороваться, понимать, когда это уместно;
- произносить название животных, предметов;
- часто от малыша можно услышать вопрос «это что?»;
- двухлетний ребенок уже должен уметь произносить свое имя, однако о себе может говорить в третьем лице;
- малыши составляют предложения более чем из трех слов, могут устно проговаривать небольшие тексты из 3-5 предложений, выражая свои мысли. Чаще всего малыш говорит о своих желаниях и потребностях и использует простые слова: «мама пришла», «дай лялю».
Для развития ребенка в 2 года характерно умение различать слова с противоположным значением: маленький и большой, быстро и долго. Большинство детей способно давать название знакомым предметам, их краткое описание (цветок зеленый, солнце желтое). Разговаривать становится естественной потребностью малыша.
Методы развития ребенка в 2 года
Уход за ребенком 2 лет состоит не только из гигиены, питания и режима (рекомендуем прочитать: каким должен быть режим 2-х летнего ребенка?). Он включает в себя развивающие занятия, упражнения и игры. Замечательно, если получается водить кроху в кружки или секции, однако можно проводить занятия с ребенком 2 лет дома. В интернете много видео об уходе и развитии детей, рекомендаций психологов и педиатров, в том числе и доктора Комаровского. Важно выбрать методы занятий и ухода, которые подходят малышу и устраивают родителей.
Упражнения для физического развития
Целью физических упражнений является укрепление костей и мышечных тканей. Также они необходимы для того чтобы опорно-двигательный аппарат формировался правильно. Нет необходимости в специальной гимнастике, достаточно нескольких упражнений, которые следует проводить в игровой форме и без принуждения. Например:
- Дорожка или мостик. Сделать из узкого отрезка ткани или бумаги тропинку и попросить пройти по ней кроху, не выходя за края и удерживая равновесие. Можно преподнести это как переход через реку или устроить соревнования с призом в конце. На прогулке для этого упражнения подходят бордюры и бревна.
- Урожай. Задача крохи – собрать в корзинку разбросанные кубики, игрушки или мячи. Для этого он будет приседать или наклоняться. Можно это делать на время или соревноваться, кто больше соберет.
- Превращение. Малышу нужно изображать животных, птиц, насекомых или транспорт. Например, его можно попросить попрыгать как лягушка или полетать как бабочка.
- Зарядка. Приседания, повороты, прыжки и подтягивания под веселую музыку будут по вкусу любому малышу. Иногда достаточно просто потанцевать.
- Игры с мячом или фитболом. Кроха может перекатывать мяч руками, пинать, бегать за ним и кататься на нем. Это все способствует развитию координации движений.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Стимулирование мелкой моторики способствует быстрому развитию речи и мышления. В этом помогут:
- Пальчиковая гимнастика и игры. В интернете достаточно видео и книг на эту тему. Самыми простыми упражнениями являются сжимание и разжимание кулачков, сгибание отдельных пальцев, хождение средним и указательным пальцами по твердой поверхности.
- Рисование и лепка. Для творческих занятий существуют пальчиковые краски и специальное тесто для лепки. Обычный пластилин и карандаши не уступают в эффективности.
- Игры с мелкими предметами. Например, каштаны и желуди на улице, фасоль, пуговицы, крупные бусины, грецкие орехи дома. Их можно собирать, перекладывать, выкладывать из них картинки.
- Развивающие игрушки. Конструкторы с разнообразными деталями, мозаика и кубики. Желательно родителям складывать их вместе с ребенком.
Развитие внимания и памяти
Развивать память и внимание крохи в домашних условиях помогут игры:
- В прятки. Пусть кроха ищет игрушку, поставленную где-то в комнате или на улице частного дома. Можно прятать не одну игрушку, а например целый зоопарк по всей квартире.
- Перевернутая картинка. Показать рисунок ребенку, перевернуть или убрать, и попросить описать его, что происходит на картинке. Чтобы упростить задачу, нужно задавать наводящие вопросы.
- Три предмета. Разложить перед крохой три игрушки, описать их. Когда он отвернется, убрать одну, после чего попросить сказать, какой из них нет.
- Пазлы.
Двигательные навыки и координация движения
Физическое развитие 2-летнего ребенка напрямую связано с двигательной активностью и координацией движений (рекомендуем прочитать: физическое и внутреннее развитие ребенка в 2 года и 3 месяца). В период с года до трех дети осваивают и совершенствуют умение ходить. Со временем их движения становятся более уверенными, а хождение – осознанным. Ставя перед собой конкретную цель, они пытаются ее достичь. Например, добраться до любимой игрушки, поймать голубя, залезть самостоятельно по лестнице.
В два года, кроме целенаправленного хождения, дети уже достаточно хорошо осваивают:
- перешагивание через препятствия;
- подъем и спуск по лестнице и наклонным поверхностям;
- бег на небольшие дистанции;
- невысокие прыжки;
- хождение по бревну или бордюру;
- пинание мяча ногой;
- повороты и хождение задом наперед.
Несмотря на такой ощутимый прогресс, координация движений еще не так развита. Чтобы держать равновесие, малыши часто растопыривают руки, а при быстром передвижении испытывают затруднения с остановкой. Они также продолжают часто падать. Неуклюжесть в движениях может наблюдаться вплоть до подросткового возраста.
Однако управлять обеими руками кроха способен уже достаточно хорошо. Он умеет рисовать и лепить из пластилина, с маленького расстояния ловить мяч. В этот период родители могут познакомить ребенка с ножницами – конечно, под чутким руководством взрослого.
Кроме всего вышеперечисленного в арсенале ребенка появляются и полезные бытовые навыки. Он умеет самостоятельно:
- мыть руки и лицо;
- кушать жидкие блюда с помощью ложки;
- ходить на горшок;
- надевать и снимать некоторые вещи.
Особенности памяти и внимания
После полутора лет способность к восприятию новой информации у детей возрастает. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, двигательная. Малыш активно познаёт окружающий мир.
Процесс запоминания взаимосвязан с особенностями внимания. Кроха становится более наблюдательным. Он замечает сходство и различие разных вещей, может дольше сосредоточиться на одном занятии.
Малыш быстро находит предметы или их изображения по аналогии с образцом. Помнит и может показать, как летает птичка и бабочка, прыгает кузнечик. Воспроизводит лай собаки или мяуканье кошки, короткую музыкальную фразу, интонацию мамы.
Ребёнок демонстрирует типичные для возраста умения, знания и навыки:
- находит парные картинки;
- запоминает и повторяет короткие считалки, потешки, стихи, песенки;
- знает и называет несколько цифр и букв, может показать;
- помнит название основных частей лица и тела;
- показывает хвост, лапы, усы и крылья у птиц и животных;
- разделяет предметы или карточки с их изображениями на однородные группы – посуда, одежда, растения, животные;
- запоминает последовательность из 2―3 действий: подойти к столику, сесть на стул, взять карандаш и бумагу.
Благодаря развитию внимания и наблюдательности, малыши распознают назначение предметов. Они запоминают и повторяют действия взрослых: «говорят» по телефону, слушают радио, норовят включить стиральную машину или плиту. За ними нужен глаз да глаз.
Возможные сложности
Родителям важно подготовиться к тому, что дети в два года начинают проявлять порой излишнюю самостоятельность и доказывать свою позицию, капризничать, не соглашаться с мнением взрослых. От мам и пап требуется проявить терпение, не убивать в малыше стремление к независимости, дать ему возможность самому совершать определенные действия – одеваться, умываться – но под контролем родителей.
Сложность может быть связана и с тем, что, столкнувшись с неудачей, ребенок может отказаться от дальнейшего обучения – например, не захочет строить башню из кубиков. Мамам и папам придется вдохновить ребенка: похвалить его, еще раз все показать, использовать игровые методики («давай поможем мишке, построим для него башню»), стремиться всеми силами заинтересовать малыша.
Совет
Если двухлетка капризничает, отказывается выполнять просьбу родителя, можно завершить занятие и перенести задание на завтра. Возможно, ребенок просто устал.
Развитие социально-бытовых навыков
Двухлетний возраст – попытка стать самостоятельным, и не стоит эту попытку подавлять. Помогать малышу нужно тогда, когда он действительно не может справиться с заданием, при этом важно объяснить и показать, как правильно это нужно сделать. В противном случае уметь быть самостоятельным у ребенка не получится, да и не захочет он делать все сам. А зачем? Ведь у него есть взрослые, которые всегда сделают все вместо него.
В 2 года кроха должен знать и уметь:
- как держать ложку, кушать аккуратно;
- умывать лицо и руки;
- пытаться чистить зубы;
- надевать варежки, шапку и носки;
- пытаться надеть колготы, шорты или штаны, кофту, ботинки;
- контролировать физиологические потребности: просится или сам ходит на горшок.
Психическое развитие ребёнка от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет
Второй и третий год жизни ребёнка – это время, когда малыш может раскрыть свою индивидуальность и независимость.
- Ребенок начинает играть в ролевые игры с другими детьми, начинает делиться игрушками избирательно (не все игрушки готов дать поиграть).
- Может проявлять сочувствие через действия (обнять, погладить).
- Мышление ребенка предметно-действенное, поэтому для малыша так важно трогать все руками и с помощью эксперимента решать поставленные задачи, переход к образному мышлению только формируется.
- Появляются первые страхи, и, как правило, первый страх – это страх темноты.
Это период, на который приходится пик «кризиса трёх лет». Возрастание самостоятельности ребёнка требует от родителей своевременной перестройки отношений. Ребёнок начинает интенсивно психологически отделяться от родителей.
У ребёнка в этот период появляются:
- Негативизм – реагирует резко на требования или просьбы родителей.
- Упрямство – настаивает на том, что сам только что предложил, требует, чтобы с его мнением считались.
- Строптивость – перестает делать дела, которые раньше выполнял с радостью, своеволие – «я сам!», этот девиз относится к тому, что ребенок умеет, и к тому, что еще не умеет.
- Протест – со всеми идет на конфликт, настаивая, чтобы выполнили его требование.
- Обесценивание того, что раньше было дорого, любимых игрушек или значимого взрослого.
Ребёнок также очень эмоциональный, не может в полной мере совладать со своими эмоциями. Ему нужна помощь взрослого, чтобы успокоиться.
Следует помнить, что это возраст, когда у ребенка может появиться первый страх – страх темноты, одиночества или монстров, которые, по его словам, живут под кроватью или в шкафу. Ребёнок не отделяет фантазии от реальности, поэтому для него страх реален. Важно, чтобы родители не запугивали малыша дополнительно и уделяли внимание тому, какие мультфильмы смотрит ребенок.
Окружающий нас мир
- Познавательные рассказы
- Сказкотерапия
- Тематические задания
- Эксперименты и опыты
Интересы двухлетнего ребенка
В 2 года ребенок активно познает окружающий мир и проявляет те или иные предпочтения. Появляются любимые игрушки, различия в поведении. Кто-то на прогулке рассматривает цветочки и листочки, что-то часами готов лепить куличики в песочнице, кто-то предпочитает качели, а некоторым и вовсе больше нравится рисовать.
Многие родители в этом возрасте начинают водить детей на развивающие занятия. В принципе, они совершенно не лишние, однако и усердствовать не стоит. Так, например, каким бы талантливым не был ваш малыш, музыкальная школа или английский язык могут стать для него непосильной нагрузкой и вовсе «убить» дальнейший интерес. Достаточно походов в группу общего раннего развития (2-3 раза в неделю), где можно не только открывать новое, но и общаться с детьми.
Идеальные развивающие игры для двухлетнего ребенка
Игра для двухлетнего ребенка – это не только времяпровождение, но и способ познавать мир. Именно поэтому для родителей важно направить его игровую деятельность в нужное русло. Примеры увлекательных и в тоже время познавательных занятий приведены ниже.
Сходства и различия. Можно взять 2 вещи, игрушки или картинки (например, кошку и собаку) и предложить ребенку рассказать – чем они похожи и чем отличаются. На первый раз можно помочь наводящим вопросами (есть ли шерсть, есть ли глаза и так далее), с каждым разом рассказ будет все более и более независимым от «ведущего». После того как простая задача стала слишком легкой, ее можно усложнить. Например, взять две одинаковые машины разного цвета.
Третий лишний. Взять несколько картинок или предметов и предложить малышу определить, какой из них лишний. Признак при этом может быть любой – цвет, материал, форма, направление и так далее.
Книга своими руками. Книга – идеальная поделка для двухлетнего ребенка. Луше всего сделать ее тематической (например, про овощи игрушки и так далее). Еще один вариант этой игры – оформление фотоальбома со снимками малыша. Конечно, сделать все самостоятельно у него вряд ли получится, однако помощь родителя должны быть ненавязчивой.
Футбол. Одна из лучших игр для этого возраста в плане физического развития. Начинать гонять мяч лучше всего вдвоем, притом не бегом, а пешком (это поможет избежать травм). Однако важно не пропустить момент, когда «в команду» можно будет позвать ровесников ребенка.
Лото. В 2 года можно начинать играть с ребенком в простейшее лото с изображением предметов. Правда, вряд ли он сможет «усидеть на месте», в прямом смысле этого слова, больше чем один «круг».
Покажи как. Увлекательная игра, которую любят практически все дети в этом возрасте. Сначала задания должны быть простыми – ходит кошка, плавает рыба и так далее. Постепенно их можно усложнять. Такая физкультминутка не только будет отличной игровой заменой зарядки, но и подарит массу положительных эмоций и ярких впечатлений.
Сбор урожая. Делать это можно как в одиночку, так и наперегонки. Вместо овощей и фруктов, разбросанных по комнате, в корзинку можно собирать листья (очень актуально осенью) или какие-либо другие предметы.
Как помочь развиваться ребенку в 2 года
Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:
- не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
- обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
- давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
- как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее.
Уровень физического развития
В полтора года начинается активное развитие двигательных навыков. Походка становится более устойчивой, ручки сильными и ловкими. Появляются новые умения: малыши включают и выключают свет, открывают и закрывают дверцы шкафов, двигают табурет. С удовольствием кидают и пинают мячики.
Двухлетний кроха быстро бегает, приседает и прыгает на двух ножках, пятится назад, пытается ловить мяч. Может самостоятельно подниматься по небольшой лестнице и спускаться. Без поддержки ходит по неровной наклонной поверхности, преодолевает небольшие препятствия. Умеет забираться на диван, садиться на низкий стульчик. Подражая маме, пытается поднять тазик, использовать веник и тряпку.
Совершенствуется мелкая моторика:
- ребёнок переворачивает страницы, берёт еду ручками, пользуется ложкой;
- делает песочные «куличики», втыкает в отверстия и достаёт мозаику, лучше справляется с сортерами;
- играет с кинетическим песком, пластилином, лепит колобок, колбаску, заполняет и переворачивает формочки;
- рисует пальчиковыми красками, изображает линии и окружности карандашами, фломастером;
- наклеивает с помощью взрослого простую аппликацию, собирает пазлы из 2―3 элементов;
- снимает носки и штанишки, пытается надеть шапку.
Какие должен знать фигуры, животных ребенок в 2 года?
Сложные названия геометрических фигур в 2 года малыш не запомнит, да они и не нужны ему в повседневной жизни. Ему достаточно иметь в памяти самые основные:
- Треугольник (как крыша)
- Квадрат (как дом или коробка)
- Круг (как солнышко, лужа или тарелка)
Куда интереснее учить ребенка запоминать названия животных (они могут присутствовать в книгах, мультфильмах. Количество названий, которые может запомнить малыш, зависит только от его заинтересованности и желания познавать новой. Приучайте ребенка к самым простым: собака, кошка, корова, коза, лошадь и так далее.
Игровые навыки
В игре должен знать, какие действия нужно выполнять и в каком порядке. Часто подражает действиям взрослых, например, занимается в игре уборкой, шитьем, приготовлением еды, поездкой на работу и т.д. Из конструктора может соорудить знакомые постройки – мост, дом, стол или забор. Для игры со сверстниками выбирает похожие или идентичные игрушки.
Включите вашему ребенку поучительные сказки от Смешариков, они прекрасно подойдут для детей в возрасте от 2-х лет, перейти к аудиосказке.
Читайте своему малышу стихотворения и выполняйте задания. Например, детские стихи про индюка, петуха, курицу, гуся, утку
Бытовые умения
Что умеет ребенок в 2 года в области социально-бытовых навыков? Он старается делать все сам, подражая взрослому, но не обращаясь к нему за помощью. Поэтому родителям важно проявить чуткость и выручать ребенка только в том случае, если у него какое-либо действие совершенно не получается. Необходимо показать, как надо действовать правильно.
Список умений довольно условен, но желательно, чтобы к двум с половиной годам ребенок уже ими обладал:
- держать в руке ложку и аккуратно принимать пищу, не испачкав стол и одежду;
- пить из чашки;
- надевать носки, варежки, шапку;
- мыть руки, в том числе и без напоминаний;
- умываться;
- проситься на горшок.
Чистка зубов пока происходит при помощи родителей или под их контролем. Умение ходить на горшок еще на стадии закрепления – днем малыш двух лет будет проситься, но к длительному терпению пока не готов, в ночное же время может произойти «неожиданность». Ребята в этом возрасте нередко показывают желание одеваться самостоятельно, однако пока плохо справляются с этим действием, родителям приходится помогать им.
- https://jliza.ru/rebenok-dva-goda-umenia.html
- https://heaclub.ru/chto-rebenok-dolzhen-umet-i-znat-v-2-goda-navyki-i-umeniya-skolko-dolzhen-vesit-spat-sedat-pit-govorit-i-znat-slov-cvetov-rebenok-v-2-goda-psihologiya-zuby-razvitie-motoriki-u-detej-2-goda
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html
- https://academy-of-curiosity.ru/o-razvitii-i-vospitanii-detej/chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-v-2-goda/
- https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-2-goda
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kalendar-razvitiya-chto-dolzhen-umet-malysh-v-2-goda.html
- https://www.valio.ru/valiology/baby/razvitie-rebenka-ot-2-let-i-6-mesyatsev-do-3-let/
- https://womensec.ru/articles/kids/development/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html