Все на нашем постсоветском пространстве хорошо знакомы с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина еще со школьной скамьи. Пушкин и его произведения также широко известны за границей, и это совсем не удивительно: его творчество никого не оставит равнодушным.
В самых известных своих книгах, таких как «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» или «Руслан и Людмила», поэт отразил настроение, атмосферу того времени, а также обратился к вечно актуальным темам любви, дружбы, войны, несправедливость и другие важные вещи, которые полностью отражают их в действии.
Внешность Пушкина известна практически каждому человеку, ведь в то время, когда он жил, было написано множество его портретов. Если вы хотите попробовать нарисовать Пушкина сами, вам следует предварительно подробно изучить все портреты Пушкина.
Характер внешности Пушкина
Но при рисовании человека всегда следует помнить об одном: изображение внешности не получится достоверным, если не знать характер человека и его поведение. Внутренний мир человека серьезно влияет на его внешний вид и накладывает ярко выраженный отпечаток на черты лица.
Особенно заметно, как, казалось бы, на первый взгляд не очень привлекательный человек становится привлекательным, как только мы слышим его речь, о чем он говорит, мы чувствуем его энергетику и характер.
Понятно, что общаться с Пушкиным мы уже не сможем, но достаточно просто ознакомиться с его биографией, прочитать его произведения и узнать, что говорили о нем другие классики и выдающиеся люди того времени, высказывания которых сохранились и по сей день.
Интересной особенностью является то, что сам Пушкин любил рисовать. На листах, где писались стихи и романы, часто можно было увидеть небрежные портреты самого поэта.
Рассмотрев подробно портреты Пушкина, можно заметить следующие детали: он был невысокого роста, довольно худощав, но обладал хорошо сложенным телом: крепкая грудь, широкие плечи и тонкая талия.
Эти свойства нам понадобятся, если рисунок Пушкина нарисован с верхней частью тела. Бросаются в глаза его вьющиеся черные кудри и бакенбарды, модные в то время мужские прически, большой нос и вообще вытянутый профиль.
Согласно историческим данным, дальним предком Пушкина был человек африканского происхождения. Черты негроидной расы ярко отразились во внешности Пушкина, что придавало колорит и отличало его от большинства славянских мужчин.
Люди, видевшие его при жизни, отмечали, что внешне он был не очень привлекателен. Многие отмечали, что его лицо выглядит «насмешливо», и даже есть намеки на некое «зло».
Голубые глаза как стекло. Отмечали также присущую ему неуклюжесть и, временами, даже грубость. Но по натуре он был очень дружелюбным и был поистине гением своего дела, как убеждено большинство людей.
Подготовка к рисованию портрета
Честно говоря, новичкам Пушкина будет очень сложно рисовать даже карандашом. Особенно сложно будет тем, кто никогда не пробовал рисовать человека и вообще не знаком с гармоничными пропорциями лица и верхней части тела.
Но не возвращайтесь, даже если ваши навыки рисования людей равны нулю. Всегда нужно с чего-то начинать.
После изучения деталей внешности и характера поэта необходимо еще иметь при себе рисунок Пушкина для зарисовки.
Важно даже вооружиться несколькими референсами, чтобы нарисованный Пушкин получился максимально правдоподобным и соответствовал портретам, нарисованным при его жизни. Это необходимо, потому что нужно видеть черты лица под разными углами и при разном освещении.
Для рисования вам понадобится лист бумаги, карандаши разной твердости и хороший ластик, который не царапает бумагу. Каждый рисунок начинается с эскиза.
Среди изображений Пушкина есть довольно известный набросок, нарисованный тушью, который, с большой долей вероятности, каждый видел в качестве иллюстрации к его произведениям или даже в школьном учебнике по русской литературе.
Этот известный набросок профиля Пушкина небрежно нарисован самим поэтом пером в углу рисунка. Это можно учесть при рисовании контура.
Следует заранее продумать не только телосложение поэта и положение в комнате, но и фон. Может быть много книжных полок, письменный стол с горящей свечой или природный ландшафт позади.
А что, если Пушкин одет в парадный костюм по канонам того времени, а на заднем плане бальный зал и грациозные дамы в платьях с кружащимися в танце мужьями. Все зависит от вашего воображения.
Процесс работы
Когда эскизы готовы и все детали детально рассмотрены, нужно взять новый лист и начать на нем воплощение великого поэта. Если вы не в первый раз рисуете человеческое тело, вам даже не понадобятся лишние линии для правильных пропорций.
Но если рисунок тела вам чужд, следует заранее разметить вспомогательные штрихи и линии рисунка, и гармонично разместить тело Пушкина на листе бумаги.
Сначала нужно очертить мужское тело, но не упустить черты, характерные для Пушкина: хрупкую, но в то же время сильную грудь, тонкую талию и широкие плечи.
Необходимо выполнить следующие шаги:
- Общая форма тела очерчена вертикальным овалом. В центре овала мягким карандашом легким движением проводится линия. Он поможет сохранить симметричность обеих частей тела, а также симметричность черт лица.
- При формировании тела линиями необходимо соблюдать общепринятые правила рисования мужского тела: голова должна свободно помещаться на плечах дважды, полностью раскрытая ладонь соответствует размеру лица человека, а талия, как правило, всегда уже плеч.
- После того, как основные требования к рисованию мужского тела выполнены, нужно постепенно нарисовать силуэт поэта, ориентируясь на исходные портреты. Все линии выполнены мягким карандашом без сильного нажима, чтобы в этом случае можно было убрать или исправить ошибки.
Важно делать перерывы в процессе рисования. При длительном рисовании глаза художника имеют свойство как бы «расплываться», из-за чего с первого взгляда очень трудно распознать огрехи и ошибки.
Поэтому нужно временно оставить свою работу на 15-30 минут, а затем уже свежим взглядом продолжить художественный процесс:
- Когда общий силуэт поэта готов, можно приступать к детализации и наметке особенностей, присущих только Пушкину. Важно заложить основу для каждой детали, но не слишком углубляться, а рисовать только в общих чертах. Сосредоточившись на всех портретах, начиная с носа и формы подбородка, скул, лба, линии роста волос и щек, вырисовываются черты Пушкина. Нос у Пушкина довольно длинный и с горбинкой. Рот у Пушкина широкий с довольно полными губами. Под губами небольшое отверстие, а подбородок удлиненный. В целом подбородок округлый, хотя и несколько угловатый. Глаза овальные, имеется слегка опущенное второе веко. Поднимите брови над глазами. У Пушкина высокий лоб, что, кстати, по многим поверьям означает большой ум.
- Далее нарисуйте волосы и растительность на лице. Волосы у Пушкина высокие. Волосы очень кудрявые, а в области скул имеются обширные бакенбарды. Брови не слишком густые и сами по себе немного светлее волос на голове.
- Теперь пришло время детализировать одежду. В духе времени вычерчена рубашка, пальто, шарф, с лацканами, обернутыми вокруг шеи. Пальто имеет большие пуговицы в 2 ряда. Есть и сложенные руки.
Последние этапы
Чтобы изображение выглядело объемным, а не плоским, нужно уделить внимание последним деталям: нанесение теней, растушевка, растушевка. Важно заранее решить, при каком освещении рисуются тени. Тень штриха всегда намного темнее.
От лица детализируем волосы, нос, глаза, веки, придаем объем губам и подбородку. Мы не должны забывать ушные раковины. На одежде нужно изобразить естественные складки, кое-где складки и заломы.
Но делать это нужно осторожно. Складки должны придавать портрету больше жизни, а не неряшливости и неряшливости.
Штриховку заштрихованных участков на одежде следует выполнять мягким и умеренно острым карандашом. На участках с кожей и волосами для растушевки лучше использовать твердый карандаш. Можно использовать заштриховку, но делать это нужно с особой осторожностью, так как есть риск испачкать.