Рисование деревьев может быть работой любой сложности, в зависимости от уровня мастерства и опыта художника.
Дети часто довольно схематично воспроизводят растения на своих рисунках, но изобразить дерево определенной породы с его характерными признаками — задача более сложная.
В тех случаях, когда этюд выполнен с натуры, художнику потребуется наблюдение и тщательное изучение своеобразных свойств такого красивого и живописного дерева, как сосна.
Этим растением часто можно любоваться на природе, а особенно красивые пейзажи с соснами послужили сюжетом для многих картин известных мастеров русского и восточного искусства.
Общие закономерности при рисовании сосны
Сосны обыкновенные с их прямыми и высокими стволами растут в лесах и всегда узнаваемы благодаря характерным силуэтам, создаваемым раскидистыми ветвями с длинными шипами.
Но есть еще один вид дерева с необычными изгибами ствола, который рос на краю обрыва и подвергался суровым природным воздействиям. Каждый из видов может стать объектом творчества и элементом ландшафтного рисунка.
Чтобы рисунок получился максимально реалистичным, необходимо использовать несколько общих правил поэтапного изображения сосны, свойственных именно этой породе деревьев.
Рисование ствола и коры
У сосен крона довольно разреженная по сравнению с другими хвойными, поэтому линия ствола задает характерные черты каждого природного объекта. Полевые и лесные деревья имеют высокий, прямой и тонкий ствол, изредка отламывающийся в первой четверти от земли.
Сосны часто растут на каменистых участках — в этом случае стволы могут быть причудливо изогнуты и иметь корявые изгибы с заметно асимметричным расположением ветвей.
Кора дерева покрыта крупной чешуей, а изображено оно дымящимися неправильными мазками. Чтобы показать цилиндрическую форму ствола, боковые части заштрихованы.
Крона и ветви сосны
Ветви дерева растут под небольшим углом к стволу и не совсем прямые. Чем дальше ветка отходит от ствола, тем больше на ней появляется изгибов и отростков, образующих наиболее плотные участки сплошной барной шапки.
Кроны разных сосен различны и могут начинаться на разной высоте ствола. Но форма всего силуэта кверху сужается, так как на высоте ветвей они не имеют большого количества иголок.
Для придания рисунку объема, на эскизе сосны необходимо изобразить не только профиль боковых ветвей, но и прирост на переднем плане. Эти ветки рисуются в перспективе, делая их толще и короче, но прорисовываются с большей ясностью.
Хвойная хвоя показана штриховкой, при этом внимание следует обратить на нижние ветви, которые у дерева этого вида часто сморщенные и лишены зеленой мякоти.
Поэтапное рисование дерева
Картина сосна, рисунок для детей выполняется в определенном порядке, что облегчает задачу и гарантирует хороший результат.
Начинать работу следует с крупных деталей в общей композиции и постепенно переходить к их детализации, а вот последующее окрашивание, наоборот, начинают с мелких элементов, вписывающихся в более крупные формы.
Для рисования потребуются карандаши разной степени мягкости, ластик для стирания лишних линий и альбомная бумага. Процесс с тремя изображениями может происходить в следующем порядке:
- Сначала намечается ствол, который необходимо отметить на листе двумя линиями, сужающимися кверху.
- Основные островки в зеленой массе хвои сначала очерчиваются правильными вытянутыми овалами в виде облаков. Если начинающий художник наблюдателен, то можно заметить в природе, как крупные нижние ветви сосны часто пересекают ствол, а верхние заметно тоньше, короче и направлены в стороны.
- Если рисунок представляется обобщенным и дерево на нем находится далеко, то зеленую хвою можно изобразить сплошным зеленым цветом с тенями внизу и сбоку. Но в случае более детального рисунка зеленую часть хвои можно выделить коричневыми и черными линиями, особенно контрастными на переднем плане, при этом между хвоинками видны части ветвей.
- После закрашивания шапок хвойных можно приступать к работе над стволом, который не имеет гладкой поверхности и его шероховатости видны не только на переднем плане, но и по слегка рваному контуру.
Для большей реалистичности дети могут нарисовать сидящую птицу на дереве или нору для белки, а также шишки, которые часто встречаются под соснами в большом количестве.
Сосна с шишками
Живописно и оригинально смотрятся рисунки дерева или сосновой ветки с плодами – шишками. Чтобы красиво нарисовать сосну карандашом, вы можете найти подробную картинку и изучить строение хвои с шишкой. Представляет собой слегка вытянутый овал с закрытыми или открытыми чешуйками.
Начинать рисовать чешуйки нужно с нижней части конуса, и постепенно уменьшать масштаб вверх. Устроены они примерно так же, как рыбья чешуя, то есть каждый последующий полукруг касается середины двух нижних боковых.
Но у сосновых шишек есть маленькая треугольная точка в центре каждого полукруга. Вершина конуса заканчивается тремя или четырьмя удлиненными и выступающими чешуйками.
При изображении веток или целых деревьев, покрытых шишками, надо учитывать их расположение на концах побегов.
Цветовые конусы также являются оригинальным процессом, так как помимо основного объема на каждом масштабе можно отобразить тени и блики, что сделает рисунок максимально интересным и живописным.
Контуры углублений между чешуйками, после окрашивания общей массы коричневой краской, можно подчеркнуть черным маркером, а блики осветлить белым пастельным карандашом.
Шляпку хвои также закрашиваем зеленой краской, а затем иглы на переднем плане затачиваем коричневым и черным маркерами.
Натюрморт из сосновой ветки
Путешествуя на природу, вы можете завалить ветку вечнозеленого дерева и использовать ее для создания натюрморта. Композиция может содержать только одну ветвь или ее сочетание с другими элементами.
Перед началом работы нужно внимательно рассмотреть, как устроен покров сосновой ветки с хвоей, потому что издалека они выглядят как зеленые облака, фрагментарно нарастающие на высокие стволы.
Если натюрморт задуман как картина красками, его можно выполнить акварелью, цветными карандашами, темперой, масляными красками или гуашью. Для уточнения деталей можно использовать маркер или тонкую кисть, которыми создаются темные штрихи.
У новичка возникает вопрос: насколько просто нарисовать сосну с помощью карандаша и ластика. Для начала изображается общая форма предмета, а для натуры лучше взять ветку с разветвлениями, а не состоящую из одного отростка. Сосновые ветки обычно неровные и корявые.
Дополнительные побеги выходят из узлов крупной ветви под разными углами и без всякой прямолинейности. Иголки у сосен обычно растут попарно, что отличает их от других вечнозеленых растений.
Эта функция также может отображаться в нескольких областях рисунка, которые расположены на переднем плане и подготовлены с особыми деталями и контрастами.
Кора, покрывающая всю скелетную формацию дерева, представляет собой шероховатую поверхность, состоящую из частиц неправильной формы, накладывающихся друг на друга.
При рисовании рисунка сосны ствол покрывают коричневой краской, переходящей в более темные серые тени по бокам, чтобы обозначить цилиндрическую форму ветвей. Высохшей краской можно очертить сложный узор характерного корового покрытия ветвей.
Шляпка хвойника сначала покрывается общим зеленым фоном, на котором затем появляются отдельные иглы. Это можно сделать маркером или тонкой кистью. Для детского рисунка интересен способ рисования хвои хвойных деревьев с помощью обычной столовой вилки.
Для воспроизведения этой техники необходимо развести на палитре или в плоской емкости густую зеленую гуашь или акриловую краску.
Вилку обмакивают в красочную морилку, затем сливают лишнюю жидкую массу и прикладывают вилку внешней стороной к бумаге, на которой нарисован стебель ветки. Накладки должны быть хаотичными и перекрестно живописными.
Используя простые рекомендации, даже неопытные художники могут создать уникальный рисунок одного из самых красивых созданий природы — вечнозеленой сосны.
Фото нарисованной сосны