- О задатках
- Полезные советы
- Какая природа у способностей?
- Что мешает взрослым реализовать свой потенциал?
- Одаренность — что это?
- Немного из психологии
- Фильмы про талантливых людей
- Загубленные способности
- Задатки, талант и гениальность – отличия
- Гениальность и талант — это…
- Яркое воображение
- Самая талантливая нация в мире
- Миф. Гений — угрюмый одиночка
- Как воспитать талантливого ребенка?
- Талант и гениальность: сходство и различия
- Гениями рождаются или становятся
- Интуиция
- Виды таланта и примеры из жизни: каким он может быть у человека
- Как вырастить гения
- О тестировании на гениальность. Как диагностировать неординарность человека?
- Талант как природный дар и уровень способностей
- О развитии таланта
- Проявление
- Врожденные или приобретенные?
- Нестандартное мышление
- Желание действовать
- Какие факторы влияют на скорость реализации?
- Одаренность и ее роль в жизни человека
О задатках
Итак, задатки – это те возможности, с которыми рождается ребенок. Они начинают проявляться в 3-4 года. Например, задатки к рисованию или пению. Конечно, говорить об умении в таком возрасте петь песни или рисовать картины не может быть и речи, однако внимательные родители могут заметить тягу ребенка к определенным видам творчества. Задатки следует развивать. При правильном подходе они могут перерасти в способности. Кстати говоря, задатки – понятие весьма многогранное. Например, ребенок с наличием музыкального слуха в будущем может стать и композитором, и гитаристом, и дирижером, а также может настраивать музыкальные инструменты. Все дело в его предпочтениях и выборе.
Полезные советы
- Посмотреть на себя со стороны, прислушаться к мнению окружающих, если они убеждают, что мы в чем-либо талантливы.
- Не нужно бояться пробовать включаться в ту или иную деятельность. Если есть интерес и желание развиваться, то ни возраст, ни образование не будут помехой! Известны случаи, когда люди в преклонном возрасте становились первоклассными художниками и певцами, до этого ни разу не занимаясь подобными видами деятельности.
- Дать себе отдохнуть. В состоянии стресса или сильной загруженности мозга порой невозможно адекватно оценить свои способности. При достижении внутренней гармонии мы лучше понимаем себя, чего мы хотим и умеем.
- Посвящать любимому делу как можно больше времени. Так работает механизм тренировки: мы постепенно превращаем умения в навыки и затрачиваем меньше усилий на выполнение деятельности.
- Уметь признать в себе талант и порадоваться достижениям! Это всегда добавляет энтузиазма и повышает уверенность в себе.
Какая природа у способностей?
Все же способности наследуются или прививаются в процессе воспитания и обучения? Почему в семьях актеров, музыкантов, врачей дети часто следуют по стопам родителей в профессиональной сфере? Стоит заметить, что это больше касается социальных и публичных профессий. В таких семьях родители дома регулярно исполняют музыкальные композиции, репетируют роли, сочиняют произведения, обсуждают друг с другом значимые вопросы, что часто вплетается и в воспитание детей. Дети наблюдают за ними, становятся участниками их деятельности, часто пытаются подражать.
Таким образом, задатки наследуются, а талант развивается в процессе жизни, на что влияет и воспитание, и обладание определенными личностными качествами, и действия, выполняемые человеком.
Что мешает взрослым реализовать свой потенциал?
Найти свое призвание удается не всем. Часто рамки профессии не позволяют человеку в полной мере проявить себя. Иногда мешает боязнь несоответствия, сформировавшаяся в детстве.
Нередко люди не решаются проявить свои качества и устремления, опасаясь непонимания друзей и родственников. Барьером на пути самореализации может стать убеждение, что занятость и возраст помешают добиться успеха.
Но главная трудность проявления потенциала зрелого человека — неуверенность в своих силах. Страх неудач может стать решающей причиной отказа от своего предназначения.
Одаренность — что это?
Далее следует одаренность – это сочетание нескольких способностей, благодаря которому человек может успешно заниматься определенной работой или видом творчества. Одаренные люди часто преуспевают в выбранном деле. Как правило, ими восхищаются и их ценят другие. Хотя необходимо заметить: это происходит при условии, если они постоянно совершенствуют свои знания, прикладывают определенные усилия для получения необходимого результата. Человек, который не будет расти профессионально и интеллектуально, в конечном итоге может остаться ни с чем.
Немного из психологии
Задатки. Способности. Талант. Все эти слова нам известны и понятны. Однако многие ошибаются в их значениях, полагая, что талант – это что-то вроде божьего благословения или же дар, который снизошел на человека из ниоткуда. «Родившемуся бесталанным талантливым не стать!» Но это не так. Учеными давно доказано, что то, что мы называем талантливостью или одаренностью, является лишь сильнейшим проявлением развития способностей.
В психологии способностями называют индивидуально-психологическими особенностями личности, позволяющие ей успешно выполнять какой-либо вид деятельности.
«Способности выступают как сложное синтетическое образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности.»
«Психология», под ред. Струпницкого В. П.
Способности развиваются из задатков – анатомо-физиологических особенностях. Это некая предпосылка, основа, которая позволяет человеку развить одну из своих сторон. Только через работу задатки могут развиться в способности и никак иначе.
Фильмы про талантливых людей
Одаренные личности всегда интересовали общество, поэтому существует множество фильмов про гениев, великих ученых, врачей, композиторов, писателей, чья уникальность не могла остаться незамеченной. Фильмы про таланты и неординарных личностей вдохновляют, навевают жажду деятельности. Эти фильмы можно разделить на две подгруппы.
Киноленты, где описываются реально существующие или существовавшие талантливые люди мира:
- «Пианист»
Романа Полански (2002), описывающий жизнь Владислава Шпильмана; - «Пираты Силиконовой долины»
Мартина Берка (2009) про покорение мира Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом; - «Джобс: империя соблазна»
Джошуа Майкла Штерн (2013); - «Вселенная Стивена Хокинга»
Джейма Марша (2015).
Выдуманные художественные фильмы, где в той или иной степени рассматривается, что такое талант:
- «Игры разума»
Рона Ховарда (2001); - «Умница Уилл Хантинг»
Гаса Ван Сента (1997); - «Парфюмер»
Тома Тыквера (2006); - «Афера Томаса Крауна»
Джона Мактирнана (1999).
Загубленные способности
Некоторые люди видят в своем таланте только проблемы. Они не понимают, почему ранние творения не признавались публикой, а какое-то одно было принято с восторгом.
Так произошло и с героями нескольких произведений:
- «Мартин Иден» Лондона;
- «Портрет» Гоголя.
В первой книге повествуется о матросе, который влюбился в богатую девушку. Она настояла на том, чтобы юноша получил образование. И когда парень перерос ее в образованности, пара рассталась. Бывший матрос начал писать рассказы и отправлять их в разные журналы для публикации. Но ему долгое время отказывали. Однажды одно издание все-таки напечатало его текст.
Мгновенно на юношу обрушилась слава гениального писателя. Но это не принесло ему радости. Творец не понимал, почему рассказ, похожий на все остальные, принес ему известность, а другие произведения канули в небытие. Писатель разочаровывается в лицемерии и неразборчивости публики.
Он отказался развиваться дальше и закончил жизнь самоубийством, бросившись в море с корабля. Юная одаренность погибла в океане безразличия.
Бедный художник Чартков из повести Гоголя «Портрет» обладает великим талантом. Но его работы не признаны и не приносят ему дохода. Однажды молодой человек купил изображение азиата, выражение лица которого пугало его. Но внезапно из картины выпал мешок с золотыми, художник потратил деньги на инструменты для своего ремесла и аренду хорошей квартиры.
Чартков пишет портреты на заказ, но находит их блеклыми и однообразными. Когда же он творит прекрасные картины, публике они не нравятся. Как-то он увидел работу своего старого друга и был поражен ее реалистичностью. Он сам пытался вернуться к прежнему стилю искусства, но на полотне появлялись одинаковые позы и лица. Художник не понимал, могут ли способности превратиться в талант, но обратное он доказал на своем примере.
Одаренность юноша променял на материальный достаток, он стал известным портретистом и критиком, но потерял счастье.
Задатки, талант и гениальность – отличия
Говоря о природных зачатках, имеют в виду врожденную предрасположенность человека к определенной деятельности. Они могут проявиться и зачахнуть со временем в зависимости от того, прилагал ли индивид достаточное количество усилий для их развития. Например, если с рождения ребенок имеет широкий голосовой диапазон и тонкий слух, ему будет проще стать музыкантом, обучившись этому мастерству. Однако одних задатков недостаточно для того, чтобы говорить об одаренности индивида. Природные качества могут дать плоды только при усердной работе над ними.
Другое понятие – способности – определяется, как индивидуальные особенности человека, являющиеся обязательными условиями для осуществления им выдающейся деятельности. При этом обычный функционал, присущий каждому человеческому существу, нельзя относить к этой категории (речь, умение ходить, трудиться), так как он не уникален и имеет общий характер. Важно, что способная к чему-либо личность обладает возможностями быстро усваивать нужные ей для развития знания и навыки.
Одаренность – это совокупность врожденных задатков, выступающих одним из условий появления способностей. Она предполагает сильное стремление индивида к определенному занятию и обладание большим потенциалом для выдающихся достижений в выбранной сфере. Например, если с детства ребенок увлекается изобразительным искусством, о предпосылках развития талантливости будут говорить его развитая фантазия, умение видеть цветовые и световые тонкости, а также находить прекрасное во всем, что его окружает. При всем этом у юного дарования должна быть и потребность в самовыражении.
Талант, как уже сказано выше, предполагает наличие у личности определенной платформы для становления при соответствующем благоприятном стечении обстоятельств и упорного, длительного труда. Гениальность представляет собой высший уровень одаренности, для которого характерна крайняя степень продуктивности, а также способность создать нечто принципиально новое, ранее не существующее и уникальное. Она выражается не только в результате произведенной деятельности, но и мощностью его воздействия на окружающий мир и общество.
Гениальность и талант — это…
Теперь мы подобрались и к понятию «гениальность». Психологи утверждают, что это высшее проявление таланта. Гениальные люди своим творчеством меняют жизнь целых поколений людей, заставляют их думать по-новому, делать грандиозные открытия.
Чем отличается талант от гениальности? Ответить на этот вопрос тяжело. Часто трудно понять, где заканчивается талант и начинается гениальность. Эти понятия тесно соприкасаются. Однако стоит отметить, что талантливых людей много, гениальных – единицы. Исследователи считают, что за всю историю человеческой цивилизации их было не больше 400. Говоря о них, нельзя не вспомнить о Леонардо да Винчи, Моцарте, Аристотеле, Менделееве.
Существует мнение о том, что гениальные люди – посланники Бога, они пришли на Землю, чтобы делать гениальные открытия, изобретать новое, тем самым подталкивая человечество к развитию и совершенствованию. Они словно связующее звено между Творцом и людьми, они передают необходимые знания, хотя сами не осознают этого. Призвание гениальных людей — нести свет во тьме. Часто у них нелегкая судьба, так как большинство людей их не понимает и даже осуждает, особенно при жизни. Таким образом, им приходится бороться за свое место в этом мире. Все мы знаем случаи, когда гении жили в нищете и непонимании, а признание и слава приходили к ним лишь после смерти. Увы, это так. Объяснение в том, что гениальность и талант – это вещи, которые обычным людям тяжело постичь из-за ограниченности мировоззрения. Многие из них даже не пытаются этого сделать.
Яркое воображение
Еще одним важным признаком гениальности является наличие у человека яркого воображения. Изменчивость и гениальность идут рука об руку именно из-за того, что у настоящего гения всегда имеется необъятный внутренний мир, в котором он может переходить от одной сферы деятельности к другой. Но при этом вы можете не сомневаться в том, что все, за что такой человек будет браться, окажется чем-то необычным и удивительным. Причина опять же заключается именно в воображении, которое, в паре с нестандартным мышлением, позволяет гению придумать то, до чего мозг среднестатистического человека не додумался бы никогда в жизни. Однако именно поэтому также связывают гениальность и помешательство. Краски воображения иногда бывают слишком яркими, из-за чего человек, неспособный себя контролировать, может потонуть в собственном внутреннем мире, сойдя с ума. Это печальная участь многих гениев, которые не смогли справиться с нагрузкой их дара и их бремени.
Самая талантливая нация в мире
В попытках определить, представитель какой страны самый талантливый, люди вели немало споров, прежде всего потому, что сложно определить, какой критерий уникальности может быть взят за основу. Если высокий интеллект брать главный критерий одаренности, то судя по лауреатам Нобелевской премии самые неординарные люди мира проживают в следующих странах:
- США – в этом государстве проживают более трети лауреатов.
- Великобритания – каждый год британские ученые завоевывают первенство в какой-либо области.
- Германия – немецкая машина пытается быть первой во всем, в том числе в области открытий.
- Франция – в области искусства, литературы, живописи данному государству нет равных.
- Швеция – замыкает пятерку родина Альфреда Нобеля.
Миф. Гений — угрюмый одиночка
В массовой культуре множество подобных персонажей. И хотя гении, особенно писатели и художники, более склонны к психическим расстройствам, в частности к депрессии, они редко бывают одиночками. Они хотят быть в обществе единомышленников, которые могут успокоить их и убедить, что они не сошли с ума. Поэтому у гениев всегда появляется «группа поддержки».
У Фрейда было Венское психоаналитическое общество, собиравшееся у него по средам, у Эйнштейна — «Олимпийская академия». Художники-импрессионисты каждую неделю собирались и вместе писали на природе, чтобы поддерживать бодрость духа в ответ на неприятие критиков и публики.
Конечно, гениям необходимо иногда оставаться в одиночестве, но часто они переключаются с уединённой работы на общение с окружающими. Например, шотландский философ Дэвид Юм неделями сидел в кабинете и работал, но потом всегда выходил и отправлялся в местный паб, чтобы жить и общаться, как все остальные люди.
Как воспитать талантливого ребенка?
Потенциальный врожденный талант ребенка зависит от его родителей. Когда взрослые пытаются рассматривать своих отпрысков в качестве продолжения самих себя, то они требуют слишком много и дают чересчур интенсивные установки. Тогда ребенок не развивает и не формирует свои потребности, а только удовлетворяет несбывшиеся мечты и нереализованные желания своих мамы и папы. Поэтому чтобы воспитать одаренного ребенка, нужно прислушиваться к тому, что интересует его. Выявленную личную предрасположенность малыша и следует развивать.
Талант и гениальность: сходство и различия
Существует мнение, что гениальность и талант отличаются тем, что последний следует развивать, а гениальность дается человеку свыше. Но все же ничего нельзя сделать без упорного труда. Представьте себе гения, который не занимается тем делом, которое предписано ему судьбой, он пустил свою жизнь на самотек и совсем не реализовывает себя. Вряд ли он создаст что-то новое или как-то поможет человечеству. Понятие «талант» (и «гениальность» также) включает в себя неустанный труд, самоконтроль и самосовершенствование. Недаром Томас Эдисон, американский изобретатель утверждал, что гений – это 1% вдохновения и 99% пота. Нельзя не согласиться с ним.
Также очень важно, чтобы способности, задатки, одаренность, талант, гениальность человека были направлены в положительное русло. Ведь миру известны также злые гении, которые использовали свои способности во вред людям: Гитлер, Чингисхан, Саддам Хусейн, Иван Грозный… Эти и некоторые другие люди залили человеческой кровью страницы истории в разные времена. Гениальность и талант — это слуги Добра, а не Зла. Хотя, как видим, есть и исключения.
Гениями рождаются или становятся
Гениальность – приобретенное свойство личности. Однако биологические факторы тоже вносят свою лепту. Таким образом, гениальность – это симбиоз врожденного и приобретенного. Но в отличие от таланта, в этом случае врожденные особенности играют большую роль, нежели социальные. Без труда гениальность не проявит себя во всей красе, задатки останутся на уровне склонностей. Но чтобы стать лучшим в каком-то деле человеку нужно много работать над собой, раскрывать свой потенциал. Гениями рождаются, но без соответствующих условий развития, работы над собой, гениальность будет подавлена.
Вообще, в психологии до сих пор нет единой теории о том, что такое гениальность. Согласно психоаналитической теории, гениальность – это результат сублимации. То есть направления сексуальной энергии в творческое русло. Или компенсация своих недостатков за счет развития других качеств. Согласно теории качественного превосходства, гениями рождаются. Теория количественно превосходства раскрывает мысль о том, что гениями становятся под влиянием благоприятных социально-экономических факторов.
Интуиция
Если вы прочитали все, что было описано выше касательно гениальности, то уже сами могли прийти к выводу о том, что интуиция является неотъемлемой частью жизни гения. Ему необходимо уметь чувствовать ситуацию и доверять своему нутру, потому что именно оно подсказывает ему самые лучшие решения, которые он только может принять. Гениальность позволяет человеку при возникновении спорной ситуации не обращаться к книгам (или в современных реалиях, скорее, к поисковой системе). Такой человек может просто заглянуть в свой внутренний мир, найти ответ там и довериться своей интуиции, даже если он не уверен в том, что его ответ будет правильным. Возможно, его ответ будет неправильным в общепринятом стандарте, но в итоге из этого выйдет очередная гениальная мысль. Именно так и работает гениальность. Одаренность, как вы можете себе представить, работает совсем не так, поэтому и нельзя сравнивать одаренных людей с гениальными. Это две совершенно разные категории.
Виды таланта и примеры из жизни: каким он может быть у человека
Выделяются 7 типов талантливости. Позднее этот перечень был актуализирован и дополнен еще несколькими пунктами, соответствующими современным реалиям:
- Вербально-лингвистический.
- Логико-математический.
- Телесно-кинетический.
- Взаимодействия с природой.
- Слуховой.
- Эмоциональный.
- Пространственный.
- Межличностный.
К той или иной категории людей можно относить при условии наличия у них стремлений и возможностей к освоению определенного рода деятельности, а также быстрой обучаемости и усвояемости необходимых навыков.
Как вырастить гения
Гениальность не передается по наследству. Нельзя предугадать рождение гения, но известно, что среди мальчиков гении встречаются чаще. У гениальных родителей может родиться обычный ребенок и наоборот. Кстати, рождается 1 гениальный человек на млн. среднестатистических и талантливых людей. Поэтому, прежде чем спросить «Как вырастить гения?», нужно определить, гений ли ваш ребенок. Если нет, то не нужно «насиловать» его, принуждать. Иначе рано или поздно он не выдержит вашего давления и «взорвется».
Мы подготовили 8 рекомендаций родителям, которые хотят вырастить гения или просто талантливого ребенка:
- Поощряйте самостоятельность, любознательность и активность ребенка.
- Как можно больше играйте с ребенком. Игры тоже развивают активность и любознательность.
- Развивайте словарный запас ребенка, его кругозор. Сначала сами читайте ему книги, а потом научите читать и поощряйте это.
- Как можно больше общайтесь с ребенком, вовлекайте его в разговор при помощи вопросов. Общение способствует интеллектуальному, эмоциональному и языковому развитию. Разговаривайте с ребенком как с равным собеседником, интересуйтесь его мнением.
- Отдайте ребенка в музыкальный кружок. Это нужно не только для развития музыкальных способностей, но и для общего развития, для развития памяти.
- Предложите ребенку творить руками. Это полезно для развития мелкой моторики, творческих способностей, воображения.
- Объясняйте ребенку окружающий мир, привлекайте его внимание к интересным вещам, объясняйте, показывайте, рассказывайте.
- Подавайте личный пример. Будьте сами активными, креативными, позитивными, целеустремленными, уникальными.
Пять интересных и полезных занятий для детей:
- Предложите ребенку полазить по деревьям. Это развлечение, которое обычно не нравится родителям, тренирует самоконтроль. Ребенок учится бороться со страхами, усмирять эмоции, мыслить аналитически и нестандартно (как лучше добраться до верха). Потренировавшись на деревьях, ребенок не будет пасовать перед жизненными трудностями.
- Предложите ребенку энную сумму или другой бонус за то, что он научится жонглировать. Это занятие развивает координацию, внимание, целеустремленность, терпение. Кроме этого психологи выяснили, что за 6 недель жонглирования объем белого вещества, отвечающего за обучение, вырастает на 5 %.
- Научите ребенка играть в шахматы. Это научит его терпеть поражение, учиться на ошибках, мыслить стратегически. Кроме этого шахматы развивают усидчивость, внимание, настойчивость. Ребенок научится принимать решения и нести за них ответственность.
- Хвалите за действия, а не за победы. Это нужно для развития уверенности в себе и адекватной самооценки. Если вы будете хвалить действия ребенка, то он сам научится ценить их. А также он поймет, что иногда успех зависит не только от действий человека, но и от внешних обстоятельств.
- Награждайте за победы и заслуги. Это формирует терпение, силу воли, настойчивость. Ребенок должен понять, что жизненные блага не даются просто так.
Учитывайте интересы и способности ребенка. Не заставляйте его заниматься всем подряд или тем, что вы считаете полезным. Не заостряйте внимание на идее вырастить гения. Сконцентрируйтесь на том, чтобы вырастить счастливого ребенка, индивидуальность.
Чтобы бы стать гением, да и просто талантливым человеком, нужно быть уникальной личностью.
О тестировании на гениальность. Как диагностировать неординарность человека?
Тестирование в подобном контексте представляет большие трудности. Особенно, если проверка проводится у ребенка. Зачатки не всегда можно распознать с ходу, порой требуется не одна консультация. Вопросом диагностики занимаются специалисты по клинической психологии. Психолог обязан обладать достаточным опытом, иначе результаты будут не точными или вовсе ложными.
Нет единого теста на гениальность, поскольку речь идет об интегральном качестве, объединяющем в себе три характерных черты:
- Высокий уровень интеллекта.
- Предельный уровень креативности.
- Высокая гибкость и подвижность психики. Также ее активность.
В рамках обследования назначаются специальные мероприятия.
Устная беседа
Позволяет оценить логику высказываний, построение речи обследуемого. Также направить разговор в нужное русло, вывести на определенные действия. Провокации также используются для того, чтобы понимать, как человек выходит из сложных ситуаций. Здесь опять же от специалиста требуется достаточный опыт и безукоризненное следование правилам формальной логики.
Тест Торренса
В разных модификациях. В рамках этого тестирования используется особый стимулирующий графический материал: фигуры, линии. Обследуемому предлагается дополнить нарисованные формы по своему усмотрению, чтобы получились целостные образы или даже композиции. Расшифровкой занимается психолог. По окончании выставляется конечный балл. В зависимости от полученного результата, можно говорить, как об очень низком, так и о крайне высоком творческом потенциале индивида. Перед проведением, особенно если тестируется ребенок, нужно тщательно рассказать правила, чтобы не допускать недопонимания и ложного занижения итогов.
Тесты на уровень интеллекта
Равена, Айзенка, прочие модификации. Разумеется, с учетом возраста обследуемого. Вопросы, которые используются, разбиваются по категориям – от логических (какая фигура лишняя) до математических, основанных на простейших расчетах. Также вербальных, оценивающих способность к операциям с языковыми единицами. Некоторые тесты используют только графическое представление материала. Применение различных тестов и опросников позволяет получить наиболее точные и непредвзятые результаты. В такой ситуации ошибки практически исключены.
Наблюдение за поведением обследуемого. Оценка его интересов и предпочтений
Выводы делаются на основе наблюдений и собственного разумения специалиста. Хотя формальных критериев и нет, признаки гениальности человека заметны довольно четко.
Как проявляется гениальность? Среди черт:
- высокий интеллект — во взрослом возрасте, граница, указывающая на исключительные способности, пролегает на уровне 145-150 единиц и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, это число может быть больше или чуть меньше;
- предельный уровень креативности — оригинальность мышления, даже в стандартных ситуациях такие люди приходят к парадоксальным и нестандартным выводам, что заметно при проведении тестов;
- хорошо развитое воображение — встречается у всех, но при этом, далеко не всегда позволяет эффективно заниматься художественной деятельностью в широком смысле, в детские годы воображение особенно хорошо заметно, при диагностике это облегчает задачу;
- мультизадачность — способность решать сразу несколько задач параллельно, встречается не только у гениев, но у них это качество органично и не требует особых усилий для развития или текущей реализации;
- гибкость психики — способность быстро переключаться с одного вопроса на другой, сопровождается достаточным уровнем психической энергии, это в свою очередь обуславливает крайнюю работоспособность таких людей, они редко устают и быстро восстанавливают свои силы, с готовностью дальше трудиться;
- мультипотенциальность — т. е. развитие неординарных качеств сразу в нескольких областях, нередко люди, предельно одаренные, способны продуктивно работать сразу в нескольких сферах;
- сенситивность — высокая чувствительность, восприимчивость к факторам извне, стимулам и прочим моментам;
- любознательность.
Подобные критерии гениальности трудно вычленить за одну консультацию. Нужно наблюдать определенное время, чтобы сделать выводы.
Талант как природный дар и уровень способностей
Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.
Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:
- музыкальный слух;
- чувствительность зрительного анализатора;
- активность центра математических способностей в коре головного мозга;
- скорость психических реакций и т. д.
Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.
То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».
Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.
А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.
О развитии таланта
А теперь поговорим о том, как развить свой талант.
- Если вы понимаете, что у вас есть способности к определенному виду деятельности, развивайте их. Не бойтесь совершенствовать навыки и узнавать что-то новое.
- Общайтесь с единомышленниками. Прежде всего, это поможет вам очертить границы своего умения на данный момент и понять, как нужно развиваться дальше. Кроме того, никто другой не поймет вас лучше того человека, у которого схожие интересы. Если вы пишете стихи, ходите на поэтические вечера, конкурсы и другие творческие мероприятия.
- Не расстраивайтесь в случае неудач. Поражение должно стать для вас поводом двигаться дальше с ещё большим упорством.
- Творите, учитесь у профессионалов, однако не копируйте их, ведь гениальность и талант – это, прежде всего, индивидуальность и неповторимость.
Проявление
Ну и последней значимой особенностью гениальности является то, когда именно она проявляется. Дело в том, что талант у человека в том или ном направлении может проявиться в любой момент жизни. Уже в детстве в нем могут рассмотреть склонность и способность к чему-либо, талант может раскрыться только в подростковом возрасте или же вообще ближе к старости. Что касается гениальности, то здесь не может быть никаких сомнений. Настоящий гений начинает раскрываться уже с самого раннего детства и продолжает это делать на протяжении всей своей жизни. Таким образом, понятие гениальности теперь должно быть вам более понятным, чем раньше.
Врожденные или приобретенные?
В какой степени способности зависят от природных, биологических факторов, а в какой – от обучения и воздействия окружающей среды?
Современная наука установила, что генотип определяет только теоретически возможные границы развития способностей, а среда и воспитание – насколько они будут реализованы.
Соотношение этих факторов оценивают по-разному. Некоторые психологи ведущее значение отдают наследственности. Действительно, музыкальная одаренность Вольфганга Моцарта обнаружилась в три года, когда воздействие воспитания и обучения еще не могло быть определяющим. Кроме того, известно, что отсутствие достижений в раннем возрасте не всегда говорит об отсутствии способностей. Так, например, композитор Н. А. Мясковский, писатели В. Скотт, И. А. Гончаров, С. Т. Аксаков, биологи К. Линней и Л. Пастер (и многие другие известные люди) проявили себя в довольно позднем возрасте.
Противоположная позиция заключается в том, что способности целиком и полностью определяются воспитанием и обучением. Примером служат случаи, когда дети самых примитивных племен Африки, получившие должное образование, ничем не отличаются от европейцев, и, наоборот, случаи ранней социальной изоляции («маугли»), которые говорят о невозможности нормального человеческого развития вне социума.
Нестандартное мышление
Первый и ключевой признак любого гения – это нестандартное мышление. Если человек идет вразрез с тем, что считает большинство, то это может быть первым признаком гения. Естественно, чтобы быть гениальным, такому человеку нужно уметь доказать правоту своего мнения. Многие гении в истории человечества сталкивались с волнами критики, так как их образ мышления не вписывался в принятую модель. Однако именно за счет того, что гении никогда не сдаются и всегда идут вперед, человечество может пользоваться всеми революционными изобретениями или пожинать плоды великих открытий.
Желание действовать
Одаренность, талант, гениальность – все это так похоже между собой, однако при этом каждое из данных понятий имеет свои аспекты, и каждым из них можно описывать самых различных людей. И задачей данной статьи является выявление признаков и особенностей гениальности, которые позволили бы вам узнать, что вы встретили не одаренного человека, не таланта, а настоящего гения. Вы уже успели прочитать про нестандартное мышление и яркое воображение, однако не стоит также забывать о постоянном желании гениального человека действовать. Частично это связано с тем, что гениальность может привести к сумасшествию. Если человек держит все в себе, закрывается в своем воображении и внутреннем мире, он моментально сходит с ума. Именно поэтому гениальный человек всегда старается действовать, всегда стремится к тому, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Пусть десять, пятьдесят или сто его идей окажутся непригодными, нефункциональными или непопулярными, велика вероятность того, что сто первая идея станет революционной. Также желание действовать у гениальных людей связано с их самооценкой. Талант может быть скромным и даже пытаться принизить свои достижения в той или иной сфере. Гений же знает, на что он способен, поэтому никогда ни перед чем не останавливается.
Какие факторы влияют на скорость реализации?
Как было сказано ранее, гениальность можно не только быстрее реализовать, но и загубить. Во втором — человеческое общество достигло особых успехов. Социальная среда является тем катализатором или же ингибитором, обуславливающим реализацию природных талантов. Какие именно факторы оказывают существенное влияние?
- Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
- Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
- Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
- Окружение. Влияет существенным методом.
- Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.
Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.
Одаренность и ее роль в жизни человека
В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.
В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:
- наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
- способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
- свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
- гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
- высокий уровень логического мышления;
- развитое образное мышление и воображение;
- способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.
Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.
- https://cosmeton.ru/karera/chem-otlichaetsya-talant-ot-genialnosti.html
- https://happydiva.ru/umnie-mysli/odarennost-talant-genialnost-s-tochki-zreniya-psihologii/
- https://onona.online/samorazvitie/genialnost
- https://psychologist.tips/279-odarennost-talant-genialnost-s-tochki-zreniya-psihologii.html
- https://SpbLiders.ru/semejnye-otnosheniya/zadatki-odarennost-talant-genialnost.html