Развитие речи у детей 2-3 лет: упражнения и занятия, чтобы научить говорить

Содержание
  1.  Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?
  2. Упражнения
  3. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
  4. Игры на развитие моторики
  5. Игры со звукоподражанием
  6. Пальчиковые игры
  7. Особенности речевого развития детей 2-3 лет
  8. Грамматические особенности речи
  9. Звукопроизношение
  10. Норма для детей от 2 до 3 лет
  11. Речь у мальчиков и девочек
  12. Общие правила обучения детей
  13. Важно помнить: речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте 2-3 лет
  14. Речевое развитие детей раннего возраста
  15. Упражнения на развитие фонематического слуха
  16. Развитие речи у детей раннего возраста
  17. Грамматические особенности речи
  18. Как влияет мелкая моторика на развитие речи
  19. Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
  20. 1. Заведите книжку для чтения
  21. 2. Сократите репертуар
  22. Признаки задержки развития
  23. Как правильно совершенствовать речь в этом возрасте
  24. Специальные упражнения
  25. Игровые занятия
  26. Конспект занятия «Зимний пейзаж»
  27. Как избежать проблем

 Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опе­кают и бере­гут, ста­ра­ются преду­га­дать его жела­ния — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не фор­ми­ру­ется стрем­ле­ние тру­диться само­сто­я­тельно, он не учится выра­жать свои мысли с помо­щью речи, и мно­гие про­цессы в его раз­ви­тии могут тормозиться.

• Понять ребенка бук­вально с полу­взгляда близ­ким помо­гает инту­и­ция и любовь. Но обще­ние с мало­зна­ко­мыми людьми в непри­выч­ных усло­виях будет для него затруд­ни­тель­ным, а в худ­шем слу­чае — остро дис­ком­форт­ным. Чтобы этого не про­изо­шло, по мере взрос­ле­ния нужно чаще всту­пать в раз­го­вор все с новыми и новыми собе­сед­ни­ками, и тогда ребе­нок про­сто будет вынуж­ден совер­шен­ство­вать навыки пони­ма­ния речи.

• Неко­то­рые роди­тели зани­жают, а дру­гие — завы­шают тре­бо­ва­ния к речи малыша. В пер­вом слу­чае от ребенка ничего не тре­буют, все его жела­ния уга­ды­ва­ются и сразу испол­ня­ются, во вто­ром — посто­янно при­стают: «Скажи!», «Повтори!». Ино­гда в одной семье исполь­зу­ется сразу два край­них под­хода: напри­мер, папа тре­бует, а бабушка опе­кает. Это очень небла­го­при­ятно ска­зы­ва­ется на рече­вом раз­ви­тии ребенка.

• Ста­рай­тесь исклю­чить сюсю­ка­нье, «дет­ский лепет», посто­ян­ные зву­ко­под­ра­жа­ния в обще­нии с малы­шом. Речь роди­теля — обра­зец для ребенка.

• Роди­тели могут гово­рить очень быстро или, наобо­рот, черес­чур мед­ленно, без пауз и раз­лич­ных инто­на­ций, моно­тонно. Важно исполь­зо­вать все богат­ство и раз­но­об­ра­зие языка при раз­ви­тии речи ребенка.

• Не ста­рай­тесь уско­рить ход есте­ствен­ного рече­вого раз­ви­тия малыша. Избе­гайте пере­утом­ле­ния от рече­вых заня­тий, заучи­ва­ния стихов.

Упражнения

Мы изучили большой объем дидактических пособий и выявили необходимость комплексного подхода в развитии произносительных навыков у двухлетних детей. Оптимальным вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Подборка развивающих занятий и приемов, которые помогут в работе над детскими речевыми навыками, представлена ниже. Выполняйте их каждый день, чтобы научить ребенка говорить максимально быстро.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Целью таких упражнений является тренировка артикуляционных органов и правильного произношения звуков:

  • Летающая снежинка

Из тонкой бумаги следует вырезать небольшую снежинку. Положить снежинку на ладошку малышу. Задача ребенка – сдуть снежинку с руки.

  • Бабочка порхает

Берем тонкую бумагу (салфетка или конфетная обертка) и вырезаем небольшую бабочку. К бабочке привязать ниточку. Малыш держит ниточку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

  • Веселый кораблик

Наполняем ванну или ванночку водой и ставим на поверхность легкий кораблик (из бумаги или пробки). Ребенок должен привести кораблик в движение своим дыханием.

Игры на развитие моторики

  • Игры по развитию общей моторики

Занятия на движение, сопровождающиеся стихотворным ритмом – отличное средство для развития процесса «говорения». Чем активнее двигается ребенок, тем лучше развиваются речевые навыки.

  • Активные игры со стихами

Короткие подвижные игры очень любимы детьми третьего года жизни, а если при этом они сопровождаются стишками, то становятся чрезвычайно полезными для развития детской речи. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они наверняка понравятся детям, а значит будут очень полезными и эффективными. Примеры игр: «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

  • Логопедические и ритмические игры с самомассажем

Родитель или педагог выполняет массаж с помощью движений, которые ребенок должен повторять и, таким образом, осуществлять самомассаж.

Игры со звукоподражанием

Целью звукоподражательных занятий является помощь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

    • Возьмем тренировку гласных звуков:
      • а-а-а (малыш плачет, поют в опере, баюкаем карапуза);
      • о-о-о (удивление, восхищение);
      • у-у-у (летит самолет);
      • и-и-и (ржет лошадка).

    Следите за тем, чтобы все звуки произносились на выдохе. Поправляйте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует отсутствие «проглатывания» отдельных звуков и слов.

Пальчиковые игры

Самое популярное и любимое всеми детками занятие – помимо своей развлекательной функции, оно помогает развить речевую моторику, готовит пальчики к письму и улучшает работу мозга.

«На лужке». (Широко растопырили пальчики обеих рук). На лужок пришли зайчата (загибаем большие пальцы), медвежата (загибаем указательные пальцы), барсучата (загибаем средние пальцы), лягушата (загибаем безымянные пальчики) и енот (сжимаем ручки в кулачки). На зеленый на лужок, приходи и ты, дружок! (Раскрываем ладони и «подзываем» всеми пальчиками малыша).

Особенности речевого развития детей 2-3 лет

Малыши к 2 годам постепенно переходят от детского лепета к фразовой речи. При определении степени и темпов развития навыков общения при помощи слов следует обратить внимание на несколько аспектов:

  • грамматические особенности;
  • звукопроизношение;
  • существующие нормы;
  • особенности развития, в зависимости от пола ребенка.

Разберемся с этим подробнее. Начнем с общей характеристики.

Считается, что в 2 года малыш может:

  • рассказать о своих эмоциях;
  • выразить чувства;
  • сообщить взрослым, что ему хочется;
  • наладить контакт со сверстниками и так далее.

Если всё в порядке, то к 2,5 годам запас слов насчитывает около 1000. Но не все их ребенок может произносить. Родители должны понимать, что словарный запас малолетнего делится на активный и пассивный. Первый – это фразы, которые малыш использует в два или три года: 20–30 слов, которые он может произносить. Всё остальное – пассивный словарный запас: ребенок понимает, что ему говорят, но повторить у него это не получается.

60% − существительные, 25% − глаголы. На прилагательные приходится около 10%. Остальное – местоимения, наречия.

Активно появляются в лексиконе обобщающие слова. Малыш может путать схожие вещи. Например, овощи с фруктами. Исчезают из речи фразы «би-би» вместо «машина», «ням-ням», а не «еда» и так далее.

Ребенок начинает придумывать слова самостоятельно. Родители считают, что мальчик или девочка непонятно зачем их коверкает. Но это нормально.

Часто дети в указанном возрасте:

  1. Не составляют предложения.
  2. Неправильно используют склонения. Например, мальчик может говорить: «Я поела». Все дело в копировании речи взрослых. Если малыш чаще общается с мамой, то он будет употреблять глаголы так, как проговаривает их женщина.

Обращаем внимание, что речь идет об усредненных характеристиках. Если у вашего ребенка всё не так, как описано, то это не повод для паники. Нужно просто присматриваться к малышу и обратиться к специалисту, чтобы не потерять возможность быстро запустить его речь.

Грамматические особенности речи

Основу общения у ребенка, которому исполнилось 2 года, составляют простые предложения. Они могут быть повествовательными или восклицательными. Вопросительных почти нет.

Сложные предложения тоже отсутствуют. Родители в домашних условиях могут простимулировать появление в речи малыша непростых конструкций. Нужно, разговаривая с ребенком, которому 1,5-2 годика, использовать сложные предложения. Он будет слышать и запоминать их, а потом – воспроизводить.

Пример: «Мы сейчас пойдем мыть ручки, потому что они грязные». Или: «У тебя урчит в животике, так как ты хочешь кушать». Появляется упрощенное понимание причинно-следственных связей.

У детей 3 лет всё в порядке с родами и числами. Наиболее распространены ошибки с падежными окончаниями: «Я играть в машинки».

Нужно работать над сложными и вопросительными предложениями. Эта задача возлагается на родителей. Во-первых, следует интонацией показывать вопрос. Общайтесь с малышом, спрашивайте у него: «Где машинка?», «Куда ты идешь?» и так далее. Разговаривать с ребенком – важнее всего.

Во-вторых, нужно стимулировать малыша задавать вопросы. Например: «Спроси у бабушки: «Как дела?»», «Узнай у папы, где машинка?».

Так родители побуждают малыша использовать в своей речи вопросительные предложения.

Звукопроизношение

Особенность речевого аппарата у ребенка в 3 года заключается в том, что губы, язык, нижняя челюсть окрепли. Они работают слаженно. Малышу проще произносить слова и предложения.

Но без проблем не обходится. Ребенку по-прежнему тяжело выговаривать некоторые звуки:

  • шипящие заменяются свистящими: «каша» − «кася», «шляпа» − «сляпа» и так далее;
  • твердые звуки произносятся как мягкие: «сам» − «сям», «киса» − «кися»;
  • согласные выпадают при их сочетании: «стой» − «той», «ложка» − «лока».
Читайте также:  Воспитание детей в TSDKIDS – залог счастливого будущего

Есть еще одна особенность, связанная со звукопроизношением: ребенок укорачивает длинные слова, меняет слоги в них местами, «теряет» буквы.

Разница между детьми одного возраста может быть очень большой. Первый ребенок говорит чисто и целыми предложениями, другой – упрощает свою речь. И обоих нужно считать развитыми. Реальное состояние малыша может описать специалист после консультации.

Норма для детей от 2 до 3 лет

Один из самых важных вопросов темы.

Если с ребенком с рождения проводили простые занятия, то к двум-трем годам он:

  1. Знает все предметы, которые его окружают в привычной обстановке. Часть вещей называет.
  2. С удовольствием слушает простые сказки с незамысловатым сюжетом. Воспроизвести их неспособен. Но повторяет за родителем отдельные фразы и предложения.
  3. Досказывает стишки и потешки. Может отгадывать простые загадки. Это всё уже ближе к 3 годам.
  4. Составляет предложения из 2-3 слов, способен объяснить, что ему хочется.
  5. Называет характеристики предметов: большой, маленький, круглый, синий.

Обратите внимание, что ребенок понимает только те слова, которые обозначают окружающие его предметы. Абстрактные категории − дружба, верность, страх – пока еще недоступны.

Ошибки в произношении, даже серьезные, считаются еще нормой. Главное, что малыш научился хоть как-то разговаривать.

Характерные особенности: неумение ребенка управлять своим голосом, например, интонацией. Но он уже старается составлять вопросительные предложения, развивает речь.

Речь у мальчиков и девочек

Прежде чем рассматривать половое различие, следует упомянуть об индивидуальном. Уже отмечалось, что к трем годам двое детей могут говорить по-разному. Один ребенок четко произносит слова и предложения. Второй – «теряет» звуки, не может сформулировать то, что хочет. Поэтому обязательно нужно принимать во внимание, как конкретный малыш развивается.

Психологи делят всех ребят на два типа:

  1. «Говоруны».
  2. «Молчуны».

Первые – легко осваиваются в незнакомой обстановке, проявляют любознательность, запоминают названия предметов, задают много вопросов. Это активные дети, которые быстро начинают говорить.

Вторые – «обстоятельные созерцатели». Они долго привыкают к незнакомой обстановке, не стараются заговорить пораньше. Зато потом речь сразу становится четкой.

Специалисты советуют очень внимательно относиться к вопросам таких малышей, так как они любят, когда их слушают и понимают, что именно им нужно.

Если к трем годам ребенок не хочет разговаривать, то, возможно, это отклонение. Необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Девочки обычно рано начинают говорить. Это связано с физиологическими особенностями развития людей разных полов. У девочек мозг созревает раньше, поэтому и речь формируется быстрее. У мальчиков всё происходит медленнее.

Если взять ребят разного пола, но одного возраста, то у девочки словарный запас будет больше.

Ускорять развитие навыка позволяет и эмоциональность. Ученые считают, что девочки всегда хотят делиться впечатлениями, рассказывать миру о себе. Мальчики более сдержанные, готовы говорить только по делу.

Еще одно наблюдение: согласно отзывам ученых, развитие речи у неговорящих детей в 2-3 года происходит быстрее, если они начинают проявлять активность. Подвижные игры способствуют запуску навыка и его постоянному совершенствованию.

Общие правила обучения детей

Благоприятная атмосфера в семье, эмоциональный контакт с родителями – важный фактор речевого развития детей 2-3 лет.

На то, какой будет речь конкретного ребенка в 2,5 года, влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять “взрослые” привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы – этим нужно заняться заранее. Тем более, занятия в игровой форме сделают досуг малыша более наполненным, захватывающим. Профессионалы разрабатывают специальные речевые игры с учетом интересов и возможностей ребенка, что всегда ведет к лучшим результатам.

Позднее развитие речи детей не должно вас беспокоить, если такое явление свойственно для их типа характера.

Не нужно ориентироваться на то, когда заговорил сын соседки или дочка коллеги, ведь ваш маленький человечек отличается от каждого живого существа.

Возможно, для вашего ребенка будет нормальным произнести первое слово только после года, а начинать общаться полноценными предложениями с трех лет.

Важно помнить: речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте 2-3 лет

Речевая деятельность ребенка в 2-3 года претерпевает наибольшие изменения. Именно в это время происходит ее становление, нарабатывается база, на основе которой впоследствии будет происходить развитие.

Речевое развитие детей раннего возраста

Развитие идет комплексно и затрагивает многие направления. Это и расширение словаря, и работа над звукопроизношением, и процесс выстраивания связной речи (монолог и диалог). Все этапы должны происходить под родительским наблюдением и с непосредственным участием взрослых.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Проводить занятия по развитию фонематического слуха нужно в знакомой ребенку обстановке и обязательно в игровой форме. Малыш должен понимать, что от него требуется, поэтому важно грамотное введение в игру – задать верные вопросы (короткие и максимально простые).

  • Покажи, откуда идет звук? Ребенок закрывает глаза и затем жестом руки показывает, откуда доносился звук.
  • Хлопни, как я. Повторяет количество хлопков за взрослым.
  • Хлопни, когда услышишь песенку водички (с-с-с). Малыш из набора звуков должен выбрать необходимый.

Развитие речи у детей раннего возраста

Наибольший толчок к возникновению речи происходит при социализации ребенка. В детском саду часто встречаются уже говорящие детки, за которыми, так или иначе, тянутся остальные.

Обратите внимание. Процесс речевого становления в группе идет гораздо быстрее, нежели в индивидуальном порядке.

Грамматические особенности речи

В два-три года у малыша практически не сформирован грамматический строй речи. Возможны, и даже приветствуются, новые словоформы – эта особенность означает, что ребенок анализирует речь и на основе своего небольшого жизненного опыта старается подобрать подходящую форму. Ошибки в склонениях и употреблении предлогов также соответствуют возрастной норме.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи

Одна из технологий развития речи заключается в употреблении многочисленных упражнений на мелкую моторику рук. Для построения предложения требуется овладеть моторным планированием – четко знать, что говорить и в какой последовательности. Задания, в которых требуется участие мелкой моторики рук, направлены в первую очередь на развитие моторного планирования. Таким образом, приобщение этих упражнений к общему комплексу речевого развития будет способствовать скорейшему появлению речи у малыша.

Развитие речи у детей 2-3 лет: упражнения и занятия, чтобы научить говорить

Развитие мелкой моторики

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

Признаки задержки развития

Часть малышей, которым уже исполнилось 2-3 года, не могут использовать речь для коммуникации. Причины − в задержке развития (ЗРР). Если есть проблема, то ребенок:

  • мыслит, но не может сформулировать, что он думает;
  • затрудняется ответить на вопросы взрослого человека;
  • наполняет активный и пассивный словари очень медленно;
  • строит долго даже простую фразу и произносит её с ошибками;
  • не может повторить несложное предложение за взрослым;
  • очень часто перестанавливает слоги, «теряет» звуки;
  • сильно напрягает мышцы лица, когда пытается произнести некоторые звуки;
  • не понимает смысла прочитанной ему сказки;
  • испытывает проблемы с мелкой моторикой, не может собирать матрешек, кубики, пазлы.
Читайте также:  Когда новорожденный начинает видеть и слышать, через сколько дней после рождения

Самостоятельно в домашних условиях проблему можно диагностировать. Но потом все же стоит проконсультироваться со специалистом.

Проводить «тестирование» нужно ближе к третьему году жизни малыша. Во-первых, следует понаблюдать за тем, как он играет, взаимодействует со сверстниками, общается.

Во-вторых, нужно оценить словарный запас ребенка – как активный, так и пассивный. Далее следует понять, насколько быстро говорит малыш. Если он торопится – это не очень хорошо, предпосылка для заикания.

Для тестирования лучше использовать карточки. Предложите ребенку рассказать, что на них изображено. Не следует просить малыша повторять за взрослым, так как он будет копировать произношение. А нужно, чтобы ребенок:

  • опознал предмет или существо, изображенное на карточке;
  • правильно произнес слово, обозначающее это.

Обратите внимание на то, как маленький человек произносит шипящие и свистящие, насколько хорошо умеет составлять предложения, использовать падежи и так далее.

Как правильно совершенствовать речь в этом возрасте

Проще предотвратить проблему, чем потом с ней бороться. Поэтому родители должны знать, что нужно делать для своевременного развития речи ребенка и предотвращения ЗРР. Советы:

  1. Начинайте общаться с малышом как можно раньше. Идеально – со времени, когда он еще находится в утробе. Все добрые слова, сказки, песни – всё идет на пользу.
  2. Обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним.
  3. Занимайтесь перед зеркалом. В этом случае мальчик или девочка видят, как двигаются мышцы лица, рождаются звуки.
  4. Постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил.
  5. Произносите фразы четко и медленно – по той же причине, что указана в предыдущем пункте.
  6. Поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается. Сначала похвала, затем «работа над ошибками». Проще: малыш должен осознать, что развитие речи – это полезная вещь, за которую ему говорят добрые слова.
  7. Тратьте на обучение навыку говорить по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок замкнется.
  8. Больше читайте. Это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас.
  9. Учитывайте темперамент. Возможно, проблема не в том, что ребенок не может освоить разговорный навык, а просто он не хочет произносить слова и предложения.
  10. Объясняйте детям, как строить фразы, задавать вопросы, использовать сложные конструкции в речи.
  11. Учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано. Но подчеркиваем, не переусердствуйте. Из-за этого тоже могут возникнуть проблемы.

Специальные упражнения

Занятия не должны быть однообразными. Необходимо увлечь ребенка. Только в случае заинтересованности малыш будет с удовольствием выполнять упражнения. Рекомендуется применять следующие:

  1. Изучайте с ребенком слова по группам: овощи, фрукты, транспорт, одежда и так далее. Удобно для этого использовать карточки.
  2. Играйте в «Назови предмет». Сначала родитель говорит, что изображено на карточке, затем это право передается малышу. Если ответ неверный, то нужно мягко поправить сына или дочь.
  3. Найдите несколько простых загадок, попробуйте озвучить их малышу. Идеально, если они будут рифмованные. Например:
    «Он мурлычет и поёт. Угадали? Это… (кот)!».
  4. Читайте ребенку стихи. Чем проще, тем лучше. Он будет постепенно их запоминать.
  5. Произносите первую часть слова, чтобы мальчик или девочка говорили вторую. Например:
    − Кош…
    − …ка!
  6. Давайте малышу задание на определение уменьшительной формы. Например: «Как зовут ребенка кошки?».
  7. Работайте над развитием воображения. Помогут, например, такие вопросы: «Зачем нужна вода?», «Что делают при помощи ложки?» и так далее.
  8. Развивайте мелкую моторику, которая напрямую связана с речью. Можно сделать «сухие бассейны» из разных круп, зашить зернышки в мешочки, использовать слегка колючие предметы: мячики, щетки. Собирайте пазлы, кубики, матрешек.
  9. Делайте артикуляционную гимнастику. Об упражнениях речь подробно пойдет ниже.
  10. Пойте песни с ребенком.
  11. Отказывайтесь понимать жесты, чтобы малыш начал выражать мысли словами.
  12. Используйте в речи одни и те же слова, не гонитесь за разнообразием. Ребенку будет проще их запомнить. Это актуально при чтении сказок. Лучше выбрать и повторять несколько, чем каждый день читать новую.
  13. Делайте дыхательные упражнения. О них речь еще пойдет.
  14. Массажируйте пальчики – это относится к развитию мелкой моторики, как и следующий пункт.
  15. Обводите предметы по контуру.

Можно придумать и другие упражнения – такие, чтобы малышу было весело и полезно. Поищите, например, какие-нибудь у доктора Комаровского, видеоуроки на Ютубе.

Игровые занятия

Таких занятий много. Всё ограничивается только фантазией. Поэтому на основе перечисленных вариантов можно придумать что-то своё:

  1. Имитировать звуки животных. Пусть ребенок изобразит, как кричат те или иные звери, птицы.
  2. Делать сценки с игрушками – «кукольный театр» с имитацией звуков или простенькими диалогами.
  3. Игра «Кто дольше прокричит звук». Можно выбрать самые простые: «ууу», «ааа».
  4. Упражнение «Прояви внимание». На столе разложите предметы. Какое-то время ребенок на них должен смотреть. Затем уберите вещи или накройте материей. А малыш должен вспомнить, что лежало на столе.
  5. Игра «Что изменилось». Попросите ребенка запомнить, во что вы одеты. Выйдите из комнаты, добавьте к гардеробу один предмет, вернитесь к ребенку. Предложите малышу назвать вещь, которая появилась.
  6. Зарядка для губ. Несколько упражнений: вытянуть язык в трубочку, широко улыбнуться, корчить смешные рожицы перед зеркалом. Как было отмечено выше, ребенку очень важно смотреть на свое отражение, видеть, что меняется, когда напрягаются или расслабляются разные мышцы.
  7. Упражнение «Вкуснятина»: языком необходимо облизывать губы.
  8. Игра «Качели»: язык при открытом рте нужно перемещать с внутренней стороны нижних зубов на верхние.
  9. Упражнение «Лошадка»: пробуем поцокать.
  10. «Снежинка». Положите ребенку на ладонь кусочек бумаги. Можно вырезать настоящую снежинку. Малыш должен сдуть её с руки.
  11. «Свечки». Зажгите предметы с фитильками и контролируйте процесс. Ребенок должен сильно дуть на огонь.
  12. Игра «Ветер». Сделайте бабочек, стрекоз, снежинки на ниточках. Малыш должен дуть на них.
  13. Игра «Морское происшествие». Изготовьте небольшие кораблики с бумажными парусами, поставьте их в тазик с водой. Пусть ребенок дует на судна.
  14. «Ветерок». Дуйте на малыша, а ему необходимо проделать то же самое в вашу сторону.
  15. «Пузырек». Ребенок должен надуть щечки и как бы лопнуть их ладошками.
  16. Игра «Мяч и буква». Взрослый бросает круглый предмет. Называет букву. Ребенок ловит мяч. Придумывает слово на указанную букву.
  17. Упражнение для активации артикуляции. Дуйте через трубочку в бутылочку или в стакан. Можно наполнить тару пенопластовыми шариками, а не водой.
  18. Игра в антонимы с детьми постарше. Это ночь – день, черный – белый, быстро – медленно, тяжело – легко.
  19. Упражнение «Кошечка». Налейте малышу в блюдце молока или воды, пусть он пробует его лакать. Выглядит странно, но хорошо тренируются мышцы.
  20. «Одуванчик». Вложите чаду в руку воображаемый цветок. Пусть малыш вдохнет носом воздух и попытается сдуть «парашютики» с одуванчика.
  21. «Волшебник». Предложите ребенку произнести особое заклинание. Например: «Мамм-мэмм-мумм-мемм-момм».
  22. «Лягушонок». Пусть малыш покажет, как прыгает и квакает земноводное.
  23. «Оркестр». Попросите ребенка показать руками музыкальные инструменты и изобразить, какие звуки они издают.
  24. Игра «Стук». Простукивайте вместе с сыном или дочерью различные слова, имена и тому подобное.
  25. Артикуляционные разминки Екатерины Железновой «А мы скажем вместе с мамой».
  26. Активные упражнения. Исполните простые танцы: с хлопками, притопами, прыжками, поворотами корпуса. Можно делать всё, что хочется. Включайте фантазию. Любая физическая активность полезна. Но ребенок не должен сильно уставать.
  27. Игра «Дай!». Назовите цвет, форму и другие признаки предмета, находящегося в комнате или на столе, который ребенок должен вам принести.
  28. Упражнение на внимание. Отсортируйте вещи по определенным признакам.
  29. Игра «Сыщик». В тазике с крупой спрячьте игрушки, попросите малыша их найти. Можно задать дополнительные условия. Например, чтобы ребенок отыскал только лишь предметы красного цвета.
  30. Игра «Пароход». Это пальчиковое развитие. Педагоги говорят: «Речь находится на кончиках пальцев». Заниматься можно с того времени, как малышу исполнилось 6 месяцев. Суть игры «Пароход»: проговариваем: «Пароход плывет по речке, из трубы дымят колечки». Ладони при этом складывают вместе, большие пальцы оттопырены, можно поделать движения руками.
  31. Упражнение «Есть у котика на лапках очень острые царапки». Ладони сжимаются и разжимаются.
  32. Игра «Пальчик пальчикам сказал, что поехал на вокзал, чтобы встретить остальных, чтобы было 10 их». Большим пальцем нужно поочередно касаться других.
  33. Потешки. Их очень много, они забавные и полезные. Выбирайте на свой вкус, ориентируйтесь на ребенка. Помните о правиле, которое уже обозначалось в статье: лучше выбрать несколько потешек и повторять их, чем использовать большое количество.
  34. Пальчиковая игра «Яичко». «Маленькая птичка принесла яичко. Мы яичком поиграем, мы яичко покидаем. Покатаем, не съедим, его птичке отдадим». В это время нужно, чтобы малыш катал шарик пальцами и ладонями.
  35. «Жмурки» для развития слуха. Всё просто: ребенок пытается с закрытыми глазами поймать взрослого или сверстников.
  36. Игра «В какой руке». Возьмите предмет, издающий характерный звук. Спрячьте руки за спину. Малыш должен угадать, в какой из них звучало.
  37. «Громко-тихо». Обсудите с ребенком, какие предметы издают громкие звуки, какие – тихие.
  38. Активные занятия с предметами. Возьмите два музыкальных инструмента. Например, бубен и треугольник. Расскажите сыну или дочери правила. Если звучит бубен – нужно подпрыгнуть, когда треугольник – похлопать в ладоши.
  39. Занятие для подвижности языка. Положите на язычок малышу ягодку или конфетку. Он должен возить её. То есть, высунув язык, перемещать вкусную вещь.
  40. Игра с карамелью. Возьмите карамель на палочке. К ней нужно тянуться языком, облизывать: вверх, вниз, влево, вправо.
  41. «Вкусное занятие». Насыпьте в блюдце сахар или сладкую пудру. Чадо должно обмакнуть в это язык и донести вещество до неба, внутренней стороны щеки.
  42. Игра «Круглое». Дайте ребенку задание катать во рту вишенку, конфетку. Не стоит выполнять это с очень маленьким ребенком, чтобы он не подавился.
  43. Упражнение для развития артикуляции. Дайте малышу мармеладных червячков. Задание: тянуть их в рот зубами и хватать губами.
  44. «Вкусное рисование». Насыпьте сахарную пудру на поднос. Нужно языком проводить на нем разные полоски.
  45. Игра с фруктами. Воткните сладкие палочки в яблоко или грушу. Задача: вытаскивать их зубками из плода.
  46. Далее – занятия для развития моторики. Разложите мелкие предметы на столе. Ребенку их нужно рассортировать, применяя пинцет или ложку.
  47. То же задание, но с особым условием: необходимо задействовать сразу две руки.
  48. Опять те же действия, но нужно применять руку, которая используется меньше. Как правило, это левая.
  49. Игра с бусинами. Разложите на столе мелкие предметы двух цветов. Например, бусины. Задача ребенка: выбирать их поочередно. Например, сначала белая, затем синяя.
  50. Чередование движений: левая рука, правая.
  51. Упражнение «Знакомство с вещами». Дайте малышу безопасные новые предметы, которыми он не пользовался ранее. Пусть осваивает. Это тоже помогает развитию речи. Появляются навыки, связанные с моторикой, а в процессе можно обсуждать то, зачем нужна вещь, как её правильно использовать, насколько интересно с нею работать.
  52. Игра с пластилином. Например: «Спрячь зайчика от волка» − на изображение ушастого нужно налепить зеленый кустик. «Прикрепи щупальца осьминогу». «Посади червячков в землю». «Сделай бантики девочке».
  53. Чистоговорки. Можно начать с самых простых: «Ла-ла-ла. Белка желуди нашла», «Ли-ли-ли. Улетели журавли» и так далее. Выбирайте чистоговорки в соответствии с возрастом ребенка.
  54. «Колыбельная». Играть лучше на ночь. Упражнение успокаивает. Включите колыбельную, и пусть малыш подпевает. Например, так: «А-а-а-а-а».
  55. Рассказ по картинкам. Игра подойдет для деток, которым исполнилось 3 года.
  56. «Прятки» с использованием покрывала, платка. Это хорошая игра на сенсорную интеграцию.
  57. «Ладушки». Ребенок должен хлопать по ладоням взрослого.
  58. «Кись-брысь». Начните гладить ручки малыша со словами: «Киса-киса». Затем, сказав «Брысь», попытайтесь легонько хлопнуть по ладоням ребенка. Он должен отдернуть руки.
  59. «В ямку бух!». Посадите сына или дочь на колени и приговаривайте: «Ехали по кочкам, по кочкам. В ямку бух!». Сначала нужно немного приподнимать ребенка на коленях. Это будут кочки. Затем – слегка раздвинуть ноги, чтобы получилась ямка.
  60. «Сорока-белобока» и «Коза рогатая».
Читайте также:  Развивающие игрушки для 6 месячного ребенка: какие нужны для девочки и мальчика

Играйте с ребенком, обязательно найдется что-то такое, что ему понравится больше всего.

Конспект занятия «Зимний пейзаж»

Задачи

  1. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома).
  2. Вызвать желание у детей подговаривать стихотворение воспитателю.
  3. Активизировать словарь детей, использовать в речи предлоги.
  4. Формировать умение делать правильно плавный и длительный выдох.
  5. Рисовать кисточкой снег приёмом примакивания, закреплять белый цвет (краски).

Индивидуальная работа: упражняться с Владиком в правильном произношении слов: улица, кружится.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Детки, что у нас на улочке? Зима! Почему? Потому что снег. Какой снег? Белый! А ещё? Холодный. Где лежит снег? На земле. А ещё? На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все дорожки засыпал снег.

«Вот зима – кругом бело, много снега намело…»

Рассматривание картинок:

  • Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть иллюстрации о зиме).
  • Что здесь изображено? (Снег, деревья, детки, что делают – катаются, на чём – на горке, на санках, на лыжах и т. д.).
  • И откуда снег падает? С неба – где небо? Высоко! А земля – низко!

Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с вами на улице ловили снежинки, на варежки они к нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на снежинки? (Раздать ватки детям – упражнение на развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).

Вот сколько снежинок упало.

А теперь детки будут снежинками.

Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Снег».

Повторить вместе с детьми (упал снежок, дети присели).

Вопросы по стихотворению:

  • Что снег делает? (Кружится – дети отвечают хором и индивидуально).
  • Какая улица? – Белая – почему? – Снег закрыл всю улицу.

Детки куда собрались – в кружок!

Что детки делают? – Закружились. Правильно. Закружились, как «снежок»

Ещё поиграем?

Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети помогают по желанию, подговаривают слова. Молодцы!

Кто-то к нам стучится?! Воспитатель идёт смотреть, открывает дверь:

Кто-то мчится без оглядки,
Зайка просится к ребяткам.

Воспитатель вносит игрушку – зайку, говорит от имени Зайки:

Я по лесу всё скакал,
И, конечно же, устал.
Можно с вами отдохнуть?
Поиграть у вас чуть-чуть?

Воспитатель приглашает Зайку в гости: конечно, можно.

– А что вы делаете?

– Что мы делаем, ребята? Кружимся, встали в кружок. Картинки смотрим: снегу везде много, много, Зайка, и в лесу его очень много. И здесь много, и здесь.

– А здесь нет снега, почему? (Показывает на листки бумаги с домиками). Деревья без снега, на дорожках тоже нет снега.

Воспитатель: «А это ребятки сейчас будут рисовать». Обращается к детям: «Посмотрите, ребята – домики есть, деревья есть, дорожка, а снега нет. Нарисуем?». «Да».

– Какой снег? Белый?

– Где белая краска? (Дети показывают)

Краска белая у нас,
На столе стоит сейчас.
В руки кисточки возьмём,
Рисовать сейчас начнём.

– Кисточки взяли, как возьмём? (За воротничок, вот так). Молодцы, обмакнули в краску и снег у нас начал падать на деревья, дома, дорожку. И у Владика снег, и у Дениса, и у Жени, Полины. Вот сколько снега намело. Много! (Дети повторяют: много, много).

Воспитатель напоминает – «Белая вся улица».

– Посмотри, зайка, сколько снега дети нарисовали! Молодцы!

– Что рисовали? – Снег. Какой? Белый.

Хорошо у вас в саду,
Но я домой сейчас пойду.
Буду прыгать по дорожкам
На своих я быстрых ножках.

– А детки, Зайка, тоже умеют прыгать. Прыг-скок, прыг-скок (дети показывают).

– Ребята, давайте проводим Зайку. Все прыгают за Зайкой (в раздевалку).

(во время рисования детьми снега, звучит музыка, отрывок из «Времена года» П. Чайковского).

Как избежать проблем

В этой статье мы не берем во внимание органические причины ЗРР. Рассмотрим социальные, которые обязательно нужно устранять:

  1. Дефицит речи и её невостребованность. Требуется создать такие условия, чтобы маленький человек нуждался в разговорах, у него была не только потребность в этом, но и необходимость.
  2. Использование в семье двух языков. Например, если папа – итальянец, мама – русская. Нужно, чтобы сначала малыш заговорил на одном языке, а потом уже можно использовать оба.
  3. Стрессы. Старайтесь ограждать своих мальчиков и девочек от них.
  4. Гиперопека – когда взрослые пресекают все стремления чада делать что-либо самостоятельно, в том числе начинать говорить. Поощряйте сыновей, дочерей за то, что у них есть желание общаться, используя речевой аппарат.
  5. Нахождение в насыщенной информационной среде. Если на ребенка сразу сваливается очень много вещей, то он перестает вникать в них. Можно сказать, что начинает пропускать информацию мимо ушей.

Нужно уделять особое внимание тому, какие социальные условия существуют. Создавайте благоприятную среду, устраняйте негативные факторы. Если что-то непонятно – обращайтесь к специалисту.

Источники

  • https://lasalute-clinic.ru/detskaya-nejropsixologiya/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let
  • https://azbyka.ru/deti/razvitie-rechi-malysha-do-3-let-kak-razvivat-rech-rebenka
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-govorit-2-3-goda.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-u-detej-2-3-let
  • https://vospitanie.guru/rech/uprazhneniya-dlya-razvitiya-u-detej-2-3-let
  • http://karkusha.su/13-sposobov-nauchit-rebenka-govorit-v-2-3-goda/
  • https://urok.1sept.ru/articles/102643

Оцените статью
Топотушки - сайт о детях