Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Содержание
  1. Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
  2. Какой звук стоит после согласного:
  3. Гласные звуки и ударение
  4. Как безударные гласные связаны с согласными
  5. Понятие о звонких и глухих звуках
  6. Игровые упражнения для закрепления материала
  7. Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
  8. Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
  9. Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
  10. Орфоэпические нормы произношения, артикуляция
  11. Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
  12. Звонкие и глухие
  13. Непарные и парные по глухости звонкости
  14. Таблица звонких и глухих согласных
  15. Парный звонкий оглушается:
  16. Парный глухой озвончается:
  17. Советы родителям
  18. Лента букв и звуков
  19. Основные правила:
  20. Йотированные гласные звуки
  21. Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе
  22. Отличительные признаки мягких и твердых звуков
  23. Какой звук стоит после согласного:
  24. Мягкий знак и твердый знак
  25. Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
  26. Твердый и мягкий знаки
  27. Развивающие игры для закрепления материала
  28. ✍ Угадай-ка
  29. ✍ Выбирай твердые!
  30. ✍ Найди пару
  31. ✍ Физкультминутка
  32. ✍ Споем друзья!
  33. Проверь свои знания
  34. 1. Назови гласные звуки русского языка
  35. 2. Назови гласные буквы русского языка
  36. 7. Назови непарные звонкие согласные звуки
  37. 8. Назови непарные глухие согласные звуки
  38. 9. Назови парные согласные звуки
  39. 10. Какие буквы не обозначают звука?
  40. 11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?
  41. 12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
  42. 13. Какие согласные звуки всегда мягкие?
  43. 14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?
  44. 15. Назови йотированные гласные
  45. Сколько звуков в русском языке
  46. Всего 33 буквы:
  47. Всего звуков — 42:
  48. Таблица, где собраны все буквы и звуки
  49. Твердый и мягкий знаки
  50. Ещё одна полезная таблица
  51. Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
  52. Как гласные звуки связаны со слогами
  53. Редукция гласных
  54. Характеристика, чем различаются, фонетика
  55. Ударные и безударные, йотированные гласные
  56. Звонкие и глухие согласные
  57. Твердые и мягкие согласные
  58. Парные и непарные согласные
  59. ✍ Угадай-ка
  60. ✍ Выбирай твердые!
  61. Что мы узнали?
  62. ✍ Найди пару
  63. Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Гласные звуки и ударение

Теперь разберемся, на какие группы делятся гласные звуки. Иногда их произношение зависит от того, падает ли на них ударение, т. е. выделяем ли мы их голосом. Так гласные звуки разделяют на ударные и безударные. Вот несколько примеров:

ЗвукУдарное положениеБезударное положение
[и] вели́кая призово́й
[а] ша́хматы ело́вая
[у] лягу́шка пусто́й

Ударение в русском языке может падать на любой из существующих гласных звуков. Однако безударными могут быть только 4 из них — это [а], [и], [у] и [ы]. В таком положении мы произносим звуки слабее, чем под ударением, из-за чего они могут менять качества и звучать иначе.

Интересно, что гласные звуки [о] и [э] могут быть только ударными. Из этого правила есть всего пара исключений: например, в словах какао и каноэ звуки [о] и [э] в безударном положении.

Как безударные гласные связаны с согласными

То, каким будет безударный гласный звук, зависит от согласного, который стоит перед ним. Вернее, от его твердости или мягкости. Если это твердый согласный, после него могут стоять безударные гласные [у], [а] и [ы]. Когда мы говорим о мягком согласном, после него идут безударные гласные [у] и [и].

После твердого согласногоПосле мягкого согласного
[жы]вой п[р’и]каз
[ва]да [с’у]да
[ву]лкан [в’и]трина

Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки
[б] [ж] [к] [х]
[в] [з] [п] [ц]
[г] [л] [с] [ч]
[д] [м] [т] [ш]
[й] [н] [ф] [щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Игровые упражнения для закрепления материала

  1. Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
  • гласные – красным;
  • твердые согл. – синим;
  • мягкие согл. – зеленым.
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
  1. Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

 

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Таким образом, к схеме: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» подходит слово «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета – десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.
  2. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
  3. Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.
Читайте также:  Солнцезащитные средства для детей — подбираем безопасную Spf защиту

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.

Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?

Запомните:

Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов

Материалы по теме  Летние сумки: пять хитов настоящего сезона

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Орфоэпические нормы произношения, артикуляция

Правильность произношения звуков определяется орфоэпическими нормами. Они регулируют произношение в зависимости от фонетической позиции, в соединении с другими звуками.

Основные правила орфоэпии:

  • всегда четко произносится ударная гласная;
  • с ослабленной артикуляцией, с утратой четкости и ясности звучания, звучит безударная гласная;
  • с оглушением звучит звонкая согласная в конце слова, при этом согласный звонкий звук переходит в парный ему звук глухой;
  • буква «и» произносится как звук [ы] после твердой согласной;
  • буквы «а» и «о» произносятся как [а] в слоге, стоящим перед ударным.

Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.
Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Звонкие и глухие

Звонкими называют звуки, состоящие из голоса и шума, а глухими, состоящие только из шума. Звонкий согласный производится за счёт вибрации голосовых связок. Если дотронуться до шеи в области горла и издать «ЗЗЗЗЗЗЗ….», можно почувствовать эту вибрацию. Если делать то же самое, произнося «ССССССС…» – никакой вибрации не будет.

Непарные и парные по глухости звонкости

В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.

  • 11 – [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] – парные звонкие;
  • 11 – [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] – глухие парные;
  • 9 – [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] – это звонкие непарные;
  • И ещё 5 – [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’] – это непарные глухие .

Таблица звонких и глухих согласных

Парный звонкий оглушается:

  • в конце слова – дуб [дуп], пирог [п’ирок], улов [улоф];
  • перед глухими согласными – коробка [каропка], книжка [кн’ишка], указка [укаска].

Парный глухой озвончается:

  • перед звонким согласным – сдоба [здоба], косьба [каз’ба].

Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.

Например: вор [вор], ком [ком], горка [горка], панамка [панамка].

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Читайте также:  Список вещей и лекарств для поездки на море с ребенком: на машине, в поезде, самолете

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

лента букв и звуков для начальной

Основные правила:

  1. Красным цветом обозначены гласные буквы.

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А  Я обозначают звук [а]. Звука я не существует!
  • Буквы О  Ё  обозначают звук [о]. Звука ё не существует!
  • Буквы У  Ю  обозначают звук [у]. Звука ю не существует!
  • Буквы Э  Е  обозначают звук [э]. Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

Напомню, что

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще  одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы  слов.

Условные обозначения:

 звукобуквенный разбор

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

 звукобуквенный разбор

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

 звукобуквенный разбор

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Твердый и мягкий знаки

Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Ъ

Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.

Ь

Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

✍ Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

✍ Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Проверь свои знания

1. Назови гласные звуки русского языка

Ответ:[а] [о] [у] [э] [ы] [и]

2. Назови гласные буквы русского языка

Ответ:А О У Э Ы И Я Ё Ю Е

7. Назови непарные звонкие согласные звуки

Ответ:[н][н’]  [м][м’]  [л][л’]  [р][р’]  [й’]

8. Назови непарные глухие согласные звуки

Ответ:[х][х’]  [ц]  [ч’]  [щ’]

9. Назови парные согласные звуки

Ответ:[б][б’] — [п][п’][в][в’]-[ф][ф’][г][г’]-[к][к’][д][д’]-[т][т’][ж]-[ш][з][з’]-[с][с’]

10. Какие буквы не обозначают звука?

Ответ:Ъ Ь

11. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

Ответ:Я Ё Ю Е И

12. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

Ответ:А О У Э Ы

13. Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ответ:[ч’] [щ’] [й’]

14. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

Ответ:[ж] [ш] [ц]

15. Назови йотированные гласные

Ответ:Е  Ё  Ю  Я

С уважением, Ольга Наумова

Также смотрите:

Диктанты для 1 класса по русскому языку

Тексты для списывания 1 класс

Перенос слов: задания для 1 класс

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Читайте также:  Почему ребенок в 2 года дерется, и как это прекратить

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • знаки ь и ъ — это буквы, которые не имеют звуков.

Всего звуков — 42:

  • 6 гласных: [а], [о], [у], [и], [ы], [э];
  • 36 согласных: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [ з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [ п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Таблица, где собраны все буквы и звуки

мягкие и твердые согласные звуки

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

Ъ Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.
Ь Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица

согласные и гласные буквы, звуки

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот – твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.

Как гласные звуки связаны со слогами

Гласные звуки образуют слоги — звуковые отрезки слов, которые мы произносим одним выдохом. Одним слогом может быть как гласный с одним или несколькими согласными, так и гласный в одиночку. Существует даже правило, по которому можно считать слоги: сколько в слове гласных — столько и слогов.

Например, в слове путешествие 5 гласных звуков: [у], [и], [э], [и] и [э]. Это значит, что в нем 5 слогов: пу-те-ше-стви-е.

Проверьте себя!Посчитайте количество слогов в словах: примерять, кожевник, ухоженный, заботиться, приставка, столица, мокрый, приглашение, оранжевые.

Редукция гласных

В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции. Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки [а], [о], [э] редуцируются. Ударные и безударные гласные звуки[и], [ы], [у] звучат одинаково разборчиво.

Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: м[уʹ]ка – м[у]каʹ), во втором – изменяется его звучание (м[и]шок).

В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются [ъ] и [ь]. В транскрипции [ъ] обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а [ь] – после мягкого. Например: п[ь]рехоʹд, м[ъ]локоʹ.

Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: п[и]рехоʹд, м[а]локоʹ.

Характеристика, чем различаются, фонетика

Определяется фонетика русского языка 42 звуками — из них 6 звуков гласных и 36 согласных. Точное произношение показывает в словаре фонетическая запись слова в квадратных скобках. Соответствие звука и буквы наблюдается у следующих гласных и согласных: и, ы, ж, ц, ш, й, ч, щ.

Основная разница между звуками заключается в их роли в создании слова. Вершиной слова является гласный звук, ему сопутствует согласный. Также они различаются по участию шума и голоса в их образовании.

10 гласных букв создают 6 гласных звуков, так как некоторые звуки могут обозначаться несколькими буквами: [а] — а, я; [э] — е, э; [о] — о, ё; [у] — у, ю. Разделяются гласные на безударные и ударные, выделяют йотированные гласные.

36 согласных звуков создает 21 согласная буква, так как некоторые буквы (б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) обозначают два звука. Различают глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие.

Не определяются звуками в русском алфавите 2 буквы:

Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.

Характеристики звуков используются при фонетическом разборе. Для каждого из них при этом указывается соответствующий его звучанию признак.

Ударные и безударные, йотированные гласные

Ударную гласную слова произносят с большей длительностью и силой. Ударной называется гласная, находящаяся в слове под ударением, безударными считаются остальные гласные в слове.

Отдельно выделяют йотированные гласные. Это буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука. Запоминать их лучше парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю. Йотированной гласная считаются если она:

  • расположена в начале слова;
  • расположена после другой гласной;
  • расположена после «ь» или после «ъ».

Звонкие и глухие согласные

Разделяются согласные звуки на глухие и звонкие.

  • глухие состоят лишь из шума: [ш], [п], [ц], [т], [к], [х], [с], [ф], [ч], [щ];
  • звонкие состоят из голоса и шума: [б], [д], [ж], [в], [г], [з].

Твердые и мягкие согласные

Согласные буквы характеризуются как мягкостью, так и твердостью звука. Определить его мягкость или твердость помогает буква, следующая за согласным. Мягкость согласного обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Звуки [ж], [ц], [ш] всегда твердые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные «е» или «ё». Звуки [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие.

Парные и непарные согласные

Существует характеристика парных и непарных согласных.

  • й, л, м, н, р — звонкие;
  • x, ц, ч, щ — глухие.

Парные по звонкости-глухости:

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

Что мы узнали?

31 из 33 букв русского языка делятся на гласные и согласные. Гласных букв насчитывается 10, они обозначают 6 звуков из-за того, что некоторые звуки могут обозначаться несколькими буквами ([а] – а, я; [э] – е, э; [о] – о, ё; [у] – у, ю). Согласных букв насчитывается 21, они обозначают 36 звуков из-за того, что некоторые буквы (б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) могут обозначать два звука. Соответствие буквы и звука наблюдается у следующих гласных и согласных: и, ы, ж, ц, ш, й, ч, щ. Всего звуков насчитывается 42, они обозначаются с помощью 31 буквы.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран [б] [б`] белье
ворс [в] [в`] вяз
горб [г] [г`] гиря
дом [д] [д`] дядя
золото [з] [з`] земля
кот [к] [к`] кит
лыжи [л] [л`] лимон
мусор [м] [м`] мяч
нора [н] [н`] Нюра
полы [п] [п`] пение
робот [р] [р`] река
солнце [с] [с`] семя
тон [т] [т`] темя
фурор [ф] [ф`] финал
хомяк [х] [х`] хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Источники
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-harakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie.html
  • https://skysmart.ru/articles/russian/glasnye-zvuki-i-bukvy
  • https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
  • https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tablica-glasnye-i-soglasnye-bukvy.html
  • https://russkii-po-tablicam.ru/kak-zapomnit-glasnye-i-soglasnye-zvuki/
  • https://b1.cooksy.ru/articles/glasnye-bukvy-udarnye-i-bezudarnye-soglasnye-myagkie-i-tverdye/
  • http://naymenok.ru/lenta-bukv-i-zvukov/
  • https://konspektiruem.ru/konspekt/logopedicheskogo-zanyatiya-tverdye-i-myagkie-soglasnye.html
  • https://ZvukiBukvy.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5
Оцените статью
Топотушки - сайт о детях