Что такое нигилизм, и кто такие нигилисты?

Содержание
  1. Что такое нигилизм
  2. Что означает слово «Нигилизм»?
  3. Основные утверждения нигилизма
  4. Существует ли нигилизм сегодня?
  5. Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?
  6. Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.
  7. Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.
  8. В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.
  9. Кто такие нигилисты: характеристика
  10. Какой он – нигилист наших дней?
  11. В чём суть нигилизма
  12. Виды нигилизма
  13. Нигилизм, провозглашенный Ницше
  14. Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?
  15. Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.
  16. Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).
  17. Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая
  18. Русские нигилисты
  19. Нигилизм» и «имморализм» как основные принципы философии
  20. Нигилизм в литературе

Что такое нигилизм

Логично начать с того, что означает слово нигилизм. Это обобщающее понятие, которое используют в разных ситуациях. Одни считают это своим образом мышления и способом существования, проявлением индивидуальности и самобытности, поиском нового. Для других нигилизм — это ненормальное поведение, вызванное нарушением коммуникативных навыков. Иными словами, человек попросту не умеет общаться и не знает, как взаимодействовать с окружающими людьми, выражая это через отрицание.

Философское определение нигилизма – это мировоззрение, целью которого является сомнение и даже отрицание моральных норм, ценностей, общественных ориентиров, нравственных и культурных правил.

Понятие нигилизм находило своё отражение в литературе прошлых веков и на него периодически обращают внимание представители современного мира искусств, но уже в новом формате. Непринятие общественных законов и правил вдохновляет продюсеров и сценаристов мировой киноиндустрии. Не остаются в стороне театральные деятели и художники, особенно создатели стрит-арта.

Что такое нигилизм

Приверженцами отрицания становятся современные режиссёры, музыканты, лидеры молодёжных субкультур. Подростковая среда строится на самовыражении и протесте, проявлении самостоятельности и противопоставлении себя старшему поколению. Именно это сочетание создаёт благоприятную среду для расцвета нигилизма в определённых слоях общества и порождает целый пласт современной культуры.

Философско-психологическое явление рассматривают и в более узком смысле, разделяя его на виды и категории. Это может быть отрицание религии или государственных законов. Кроме того, существует моральный, социальный и культурный нигилизм, а также некоторые другие его виды. Мы рассмотрим этот вопрос подробнее чуть ниже. Психология же уделяет внимание демонстративному, юношескому или подростковому нигилизму.

Подростковый нигилизм

Что означает слово «Нигилизм»?

Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.

Основные утверждения нигилизма

  • Нет доказательств существования создателя или высшего разума
  • Нравствености не существует
  • Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная

Впрочем, ко времени Ницше (1844 — 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…

Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма — ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям — долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.

В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.

Существует ли нигилизм сегодня?

  • Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
  • Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
  • Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» — прав тот, кто сильнее
  • Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости

Для того, чтобы стать нигилистом, необходимо быть убежденным атеистом. В своих философских откровениях де Сад, еще не знакомый с самим термином, выступает как вполне сформировавшийся нигилист, бравирующий своим атеизмом. Хотя основоположником философского нигилизма принято считать М. Штирнера, но маркиз жил и писал раньше.

— Макс Штирнер

В нашей стране любят цитировать слова о русском бунте «бессмысленном и беспощадном», как слепой и стихийной ярости темного и невежественного народа. Трудно понять не менее бессмысленные и беспощадные философствования цивилизованного европейца, призывающие человечество к всеобщему уничтожению. Альбер Камю сказал: «Как только человек подвергает Бога моральной оценке, он убивает Бога в самом себе». [85. 166] Смеяться на могиле уничтоженного человечества не может просто человек. На это способен только демон. Философия Ницше появилась не на пустом месте. Альбер Камю считает, что именно Штирнер являлся его предтечей.

Другим человеком философия которого оказала разрушающее влияние на этику был – А. Шопенгауэр.

— Артур Шопенгауэр(1788—1860) — немецкий философ-иррационалист, тяготевший к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергетической основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически холодная сатанинская воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление. Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленных метаний воли, когда она вынуждена пожирать самое себя, так как кроме нее ничего нет. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и интересам воли.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должны последовать новое страдание либо томительная скука. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого — переход к полному аскетизму. Отрицание христианства и восхищение Буддой лежат в основе его этических взглядов.

— Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма, иррационализма и ненависти к людям. Свое завершённое выражение этический нигилизм нашёл в философии Ф. Ницше, который «обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: «нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремитья».

Ницше не любил Ч. Дарвина, но переносил его идеи о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. В человеке он подчеркивал биологическое начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения телесных образований, в первую очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет им любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

После появления работ Ф. Ницше нигилисты, к какому бы движению они не примыкали, получили пророка, который подводил философскую базу под их разрушительные теории. Ницше узаконил в сознании людей не просто возможность, а необходимость использования насилия в качестве инструмента для достижения поставленных целей. Он обосновал закономерность использования «права сильного», тем самым открыв путь возвращения к первобытной, языческой морали.

Своим главным врагом он считает Иисуса Христа и христианство. Его отношение к Христу наполнено маниакальной ненавистью. Своё главное произведение, в котором он обрушивается на христианство, с демонической яростью, называется «Антихрист. (Проклятие христианству)». Это упоминание о присутствии в сознании Ницше демонологии не случайно, так как ещё в 1883 году в одном из писем Ницше пишет: «Угодно ли Вам услышать одно из новых моих имён? В церковном языке существует таковое: я есмь… Антихрист». [84. 49]Человек, объявляющий себя Антихристом, не делает этого спонтанно.

Бертран Рассел сумел разглядеть связь сатанизма Байрона и дьявольской воли Шопенгауэра с маниакальной ненавистью к Христу Ницше. Провозглашая себя Антихристом, то есть противником Христа, Ницше не скрывает и своего идеала. Вот что он пишет в своей работе «ECCE HOMO»: «Заратустра не оставляет здесь никаких сомнений; он говорит: познание добрых, «лучших» было именно тем, что внушило ему ужас перед человеком; …он не скрывает, что его тип человека есть сравнительно сверхчеловеческий тип, сверхчеловечен он именно в отношении добрых, добрые и праведные назвали бы его сверхчеловека дьяволом…»

Эпистемологический нигилизм: вы уверены в своем знании?

Эпистемологический нигилизм отрицает возможность достижения знания и утверждает, что наши самые заветные убеждения не имеют под собой основания.

Согласно этой позиции любые притязания на объективную истину ложны, а иллюзия знания создается, чтобы скрыть тот факт, что ничего не известно наверняка.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» (1962) утверждал, что какими бы утонченными и эффективными ни были созданные нами модели для описания реальности, мы не можем доказать, что они действительно отражают объективную реальность.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании прошлого опыта, возникает проблема индукции: если что-то имело место ранее, это еще не значит, что оно должно произойти снова.

Когда мы утверждаем истинность чего-либо на основании научных доказательств, мы впадаем в заблуждение, которое в логике называется обращением к авторитету: утверждения других (даже экспертов) не могут служить основанием истинности, ведь даже эксперты могут быть необъективными и могут ошибаться. Поэтому, когда ученые делают свои заключения на основе выводов, сделанных учеными прошлого, они совершают ту же логическую ошибку.

Это, в свою очередь, ведет к еще одной проблеме — проблеме бесконечного регресса: любое утверждение, сделанное на каком-либо основании, неизбежно влечет за собой вопросы об основании этого основания, затем — об основании того основания — и так далее, и так далее.

Может показаться, что эпистемологический нигилизм ничем не отличается от скептицизма, ведь скептик также сомневается в том, что у какого-либо знания может быть надежное основание. Здесь уместно будет вернуться к различию между активным и пассивным нигилистом: активного нигилиста можно сравнить с радикальным скептиком; пассивный же нигилист знает, что есть основания для сомнений, но всё равно продолжает верить. Следовательно, для пассивного нигилиста знание основано на вере.

Таким образом, нигилистом можно назвать не только того, кто отвергает возможность существования надежного знания, но и того, кто, зная о том, что всё знание ненадежно, предпочитает игнорировать этот факт.

Все научные теории основаны на других научных теориях, которые, в свою очередь, основаны на третьих теориях, любая из которых может оказаться ложной. Но до тех пор, пока научные теории продолжают приносить плоды — в первую очередь плоды в виде технического прогресса, — истинностью этих теорий можно пренебречь.

Однако, пренебрегая окончательной истиной, пассивный нигилист обесценивает и сам поиск знания. Другими словами, для пассивного нигилиста знание не имеет значения.

Подумайте о том, как безответственно в повседневной жизни люди бросаются словами «знание» или «уверенность». Если кто-то говорит, что поезд скоро прибудет, мы либо вовсе не спрашиваем, откуда им это известно, либо сталкиваемся с абсолютным аргументом в современном мире: потому что так показывает их телефон. Если телефон окажется прав, его авторитет подтвердится. Если телефон окажется неправ, мы, скорее всего, будем винить в этом поезд, а не телефон. Поскольку телефон стал нашим главным гарантом знания, признать, что он может ошибаться, — значит признать, что не только наше основанное на информации из телефона знание, но и всё наше знание вообще может не иметь под собой основания.

В конце концов, мы и в других случаях предпочитаем не задаваться вопросом, почему мы так уверены в своих знаниях. Таким образом, пассивный нигилизм — это вовсе не радикальная «постмодернистская» позиция, а часть повседневной жизни.

Кто такие нигилисты: характеристика

Термин «нигилист» довольно часто применяют в политической сфере, где он имеет свой смысл – не признающий ничего человек. Но в более широком смысле можно сказать, кто такой нигилист простыми словами – отрицающий любовь, семью, здоровье, законы. Часто термин употребляют в отношении молодого поколения в целом и мировоззрения конкретных людей в частности.

Нигилист — это человек, который может находить себе подобных. Но, даже вращаясь в собственной среде он, как правило, оторван от реальной жизни всего общества, вместе с единомышленниками. Они как бы создают вакуум вокруг себя, отрицая окружающий мир правил, законов и ценностей. Нигилисты — это те, кто отрицает даже ценность жизни, чужой и собственной. Они не признают лидерства, пренебрегают авторитетами, склонны к недоверию и не желают никому подчиняться.

Нигилистическое отношение — это непринятие современных жизненных правил и законов. При этом приверженец философии может быть поклонником ценностей другого времени и сообщества, но чаще всего нигилисты ориентируются на собственные нормы и правила. Нигилистические взгляды подразумевают вызывающее поведение: цинизм, язвительность, провокационное поведение, насмешки, дерзость. Одним словом, нигилистическое отношение означает откровенную демонстрацию пренебрежения и раздражения существующей реальностью.

Нигилистическое отношение

Какой он – нигилист наших дней?

Многие философы склоняются к той мысли, что современный человек сам по себе уже является нигилистом в какой-то степени, хотя современное течение нигилизм уже разветвилось на другие подвиды. Многие люди, даже не зная о сущности нигилизма, в течение жизни плывут под парусом корабля, что зовется нигилизмом. Современный нигилист – человек, который не признает никаких ценностей, общепринятых норм и морали, не склоняется ни перед какой волей.

Фото 7

В чём суть нигилизма

► Приверженцам этой философии присуще ясное понимание и чёткое изложение своих позиций. Они следуют законам логики и подчиняются определённым принципам.

Принципы нигилизма:

✔️ Бога нет, как и другой высшей силы, управляющей судьбами людей, поскольку нет неопровержимых доказательств её существования;

✔️ Морали и нравственности тоже не существует, всё это плод социума, созданный ограничивать свободу;

✔️ В жизни нет ничего важнее, чем всё остальное.

► Взгляды нигилистов подразумевают непреклонное следование фактам и скептицизм. Это даёт возможность не принимать что-то на веру, без доказательств и логического объяснения. Ещё одна черта, присущая нигилистам – рационализм. Они не приемлют вкладывание смысла в рутинные вещи и действия, полагая, что миру не нужны люди и их «выдуманные» идеалы.

Рационализм

► Изучая литературные произведения классиков и их героев, а также наблюдая за приверженцами философии в наши дни, исследователи выделили сильные и слабые стороны нигилизма. Впрочем, все достоинства и недостатки относительны и быстро меняются местами в определённых обстоятельствах. Поэтому разделение на плюсы и минусы имеет условный характер.

► Стоит отметить, что одна из главных черт нигилизма – его практичность и рациональность, как было сказано выше. Это служит залогом внутренней целостности личности. Человеку, идущему к цели, ничего не мешает – он собран, сосредоточен и отметает все сомнения и лишние мысли.

► Именно поэтому задуманное осуществляется с максимальным эффектом. В данном случае это непросто способ достичь цели, это жизненная необходимость. Любое зерно сомнения, посеянное в мыслях у нигилиста, напрочь лишит его сил для достижения цели. Упорство, сила воли и целеустремлённость в сочетании с рационализмом – эти качества можно условно назвать положительными.

► К недостаткам философии можно отнести тот же рационализм, возведённый в абсолют. Отметая всё ненужное, носители идей приобретают чёрствость и бесчувственность. Они перестают замечать то прекрасное, что есть вокруг и превращаются в холодных исполнителей. Для них чужды высокие полёты поэзии, порывы чувств, красота окружающего мира. Холодный разум побеждает, истощая внутренне богатство, уничтожая эмоциональную составляющую духовного мира.

► В итоге нигилистические идеи могут привести к эмоциональному истощению и депрессии. Отрицание чувств лишь ставит им заслон, но не в состоянии их уничтожить. Психика – сложный инструмент, которым невозможно управлять одним лишь разумом. Человек имеет сознание, эмоции, чувства, мысли и способность мыслить. Всё это находится в определённом равновесии. При его нарушении происходит внутренний дисбаланс и приобретение психологических проблем.

► Именно этим опасен нигилизм и его последствия. Философия хороша как временное явление для подростков и юношей, которые используют её для самовыражения. Данный период в жизни должен иметь свои рамки, и повзрослевший человек рано или поздно выходит из него, набравшись опыта и приобретя ценные качества. Печально, если это длится годами.

► В таком случае личность лишается многих жизненных ценностей и делает это добровольно. Нормальным людям свойственно жить с эмоциями, испытывать и выражать чувства. Если их отрицание происходит успешно, и личность живёт одним лишь разумом без эмоций, это может означать не просто мировоззрение, но и глубокие психологические или даже психические проблемы. К счастью, нигилизм бывает разных видов и обычно затрагивает какой-либо один аспект жизни (исторический, географический, религиозный и т. д.).

Виды нигилизма

Виды нигилизма

1. Географический нигилизм

Что такое географический нигилизм – это отрицание роли географических факторов на развитие человечества, конкретной личности, нации, культуры, индивидуума.

Географический нигилизм — это утверждение о том, что не имеет значения, где происходят события, в каком месте родился тот или иной человек и что точка на карте имеет влияние на личность в частности, и на мир в целом.

2. Культурный нигилизм

Это полное отрицание культурной составляющей всех областей общественной жизни. Это направление сформировалось из движения контркультуры. Его адептами были: Фрейд, Руссо, Ницше. В своё время подвижники контркультуры выступали за технический прогресс, превознося ценность интеллекта и разума, обесценивая эмоциональность и чувственность. Отдельной мишенью для нападок стала поп-культура и культ потребительства в западной цивилизации.

3. Моральный нигилизм

С точки зрения, философии моральный нигилизм — это концепция, согласно которой любой поступок нельзя считать моральным или аморальным. Согласно утверждению, мораль была придумана искусственно, для ограничения свободы большинства. Целью создания этических правил является достижение чьей-то выгоды. Поэтому моральные нормы нельзя считать истинными и следовать им необязательно. Свободная личность не нуждается в подобных ограничениях.

4. Мереологический нигилизм

Философская концепция, согласно которой существуют только неделимые объекты. Например, нельзя считать деревом отдельным объектом от всего леса, любой орган – это неотделимая часть всего тела, а каждая личность – часть общества, которое является их совокупностью.

5. Нравственный нигилизм

Нравственный нигилизм — это то же самое, что и нигилизм моральный. Согласно его принципам нет плохих и хороших поступков, с точки зрения морали – любые законы нравственности навязаны людям специально для ограничения свободы.

6. Правовой нигилизм

Что такое правовой нигилизм – это отрицание правовых норм, необходимых обществу для взаимодействия между людьми. Такой нигилизм становится причиной хаоса и противозаконных поступков. Возникает из-за того, что существующая правовая система не справляется с потребностями социума, люди не знают законов и не верят в их справедливость и эффективность. Правовой нигилизм — это стихийное явление, возникающее в обществе, разочарованном в системе управления.

7. Религиозный нигилизм

Этот вид нигилизма имел яркое проявление в социалистическую эпоху. Суть концепции в полном отрицании бога, высшей силы и негативном отношении к обрядовой стороне религии.

8. Социальный нигилизм

Это противодействие социальным устоям и принятым в обществе правилам. Может выражаться в отрицании института брака, семьи, обесценивании моральных ценностей, недовольстве политическим строем и реформами. А также иногда приверженцы этого вида нигилизма несогласны с новшествами, критикуют жизненный уклад и отрицают многие другое объекты социальной жизни.

9. Юношеский нигилизм

Юношеский нигилизм — это разновидность социального нигилизма. Отрицание в данном случае направлено на существующий жизненный уклад, критике подвергается главным образом поведение старшего поколения. Возникает в пубертатный период, когда юноши находятся в «поисках себя» и формируются как личности. Подростковый нигилизм находит выражение в яркой эмоциональной реакции и яром отрицании всего происходящего в данный момент.

Нигилизм, провозглашенный Ницше

Первая попытка применить понятие «нигилизм» к характеристике философии была предпринята Лиотаром. Но она не увенчалась успехом, потому что сопровождалась рядом грубых граней, особенно историко-философских. Если в искусстве постмодернизм обычно означает отказ от традиций художественного авангарда, имеющего достаточно четкие временные рамки, то в философии мы до сих пор не смогли договориться о том, что имеется в виду под «модерном», под «эпохой модерна». Вельш, например, насчитывает как минимум шесть вариантов понимания этого термина современными философами.

Эта двусмысленность делает термин «постмодернизм» неэффективным, поскольку префикс «пост» содержит неоднозначный хронологический подтекст. Наконец, определенная неуместность термина «философский постмодернизм» (постмодернизм) была признана самим Лиотаром. Нигилизм, провозглашенный Ницше, характеризует специфику постмодернистской философии, которая, по определению Лиотара, является «войной целого». Все, что так или иначе отражает дух этого интеллектуального течения, провозглашается актуальным и современным.

И наоборот, проявления классической философской культуры рассматриваются как устаревшие и устаревшие формы мысли. Отправной точкой и наиболее значимым для постмодернистских интерпретаций философской доктрины Ницше является его отказ от любой метафизической концепции с претензией на полное, всеобъемлющее объяснение рассматриваемой сферы действительности. Взгляды Ф. Ницше на нигилизм, на его природу и возможности его преодоления особенно важны для понимания постмодернистских идей. Во многих случаях это происходит потому, что постмодернизм рассматривается как наиболее радикальная форма нигилизма. В основе этой точки зрения лежит тот факт, что если все прежние негативные мировоззренческие концепции, отвергающие одни «высшие» ценности, сокращают другие, то постмодернизм отвергает все «высшие» ценности вообще. Ведь постмодернисты говорят скорее о качественно новом подходе к ценностям, о переоценке важности ключевых категорий, с которыми мы привыкли воспринимать и описывать реальность.

Активный нигилизм вмешивается во все, хочет все разрушить и свергнуть, демонстрирует силу и энергию — всего этого не хватает пассивному нигилизму, который представляет собой определенное состояние усталости и признак слабости из-за разочарования. Наконец, есть «экстатический нигилизм», который готовит решающий поворот: переход к позитивной воле к власти.

Она подрывает ничто и указывает нам на Диониса, на пантеистическое участие. Экстатический нигилизм, утверждает Ницше, в некоторых случаях может быть незаменим для философа; он разбивается, как удары молотка, гнилые элементы и прокладывает путь к новому образу жизни. Короче говоря, экстатический нигилизм — это тот нигилизм, который осознает трансформацию всех ценностей.

Но мы очень, очень далеки от этой стадии. Когда умирают Бог и сверхчувствительные идеалы, когда небытие разворачивается как основа мира, «Последний Человек» и отраженное в нем среднее человечество надолго завладевают земной поверхностью: они выбирают небытие и пассивные развлечения, о которых пронзительно проклинают. Зараженный гедонизмом, чуждым всему творению и всем истинным удовольствиям, Последний Человек прыгает по нашей планете в поисках запрограммированных удовольствий и мелочных развлечений новой цивилизации. Этот герой нашего времени, отныне свободный от идеалов силы и могущества, обретает совершенное наслаждение в этом мире, где нет величия и нет по-настоящему активных добродетелей.

Моральный нигилизм: с чего вы взяли, что ваши ценности универсальны?

В нравственной философии нигилизм определяется как отрицание морали. Как утверждает Дональд Аллен Кросби в книге «Призрак абсурда» (1988), моральный нигилизм — следствие эпистемологического.

Если знание и истина не имеют объективных оснований, то нет объективных оснований и для суждений о добре и зле. А значит, мораль основана лишь на нашем представлении о добре и зле, которое может быть разным для каждой исторической эпохи, каждой культуры и каждого отдельного человека.

Тот или иной поступок обычно считается правильным, потому что так говорит Бог, потому что так подсказывает здравый смысл или потому что он может сделать нас счастливыми.

Философ Иммануил Кант осознавал, что использование Бога или счастья в качестве основания для морали ведет к моральному скептицизму. Вера в Бога может побуждать людей поступать нравственно, но только для того, чтобы попасть в рай, а не в ад. Стремление к счастью может побуждать людей поступать нравственно, но невозможно знать заранее, какие поступки в итоге принесут счастье.

Поэтому Кант выступал в пользу нравственности, основанной на здравом смысле. Он предложил принцип универсализации поступков: прежде чем совершить поступок, человек должен представить, смогло бы общество, состоящее из существ, наделенных разумом, существовать, если бы все поступали так, как собирается поступить он.

Кант верил, что логика (а не Бог или стремление к счастью) может подсказать нам, является ли тот или иной поступок правильным (универсализуемым) или неправильным (неуниверсализуемым).

Но мораль, основанная на здравом смысле, также имеет свои недостатки. На один из них указал Жак Лакан в тексте «Кант с Садом» (1989): использование принципа универсализации в качестве критерия добра и зла дает возможность хитрым людям (вроде Маркиза де Сада) оправдать свои ужасные злодеяния, если им удастся доказать, что эти злодеяния могут пройти кантовский тест. Другой недостаток, описанный Джоном Стюартом Миллем в трактате «Утилитаризм» (1861), состоит в том, что разум — не единственный инструмент, которым наделен человек, поэтому следование кантианскому закону морали превратит людей в бессердечных роботов.

Ницше указал на еще один недостаток: здравый смысл может оказаться ничуть не более надежным, чем Бог или счастье. В книге «Генеалогия морали» (1887) Ницше отмечает, что разум — это не нечто абсолютное и универсальное, а нечто, возникшее со временем. Так же, как лабораторные крысы могут научиться принимать рациональные решения после участия в нескольких экспериментах, так и люди научились быть рациональными благодаря многовековым философским, религиозным и политическим «экспериментам».

Нигилист — это человек, который отрицает не предлагая

Бум нигилизма произошел во второй половине XIX века и связан с философскими идеями немцев Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и Освальда Шпенглера, хотя первым нигилистом считается их соотечественник Макс Штирнер (1806—1856 гг.)

Нигилист это..

  1. Штирнер возводит эгоизм (что это такое?) в безусловное благо, провозглашает любую мораль призраками и призывает человечество освободиться от них.

    Штирнер

    Причем он настолько радикален, что даже революция для него не способ изменить принятое социальное устройство, философ идет дальше: «Речь идёт не о новой близящейся революции, а о могучем, надменном, бесцеремонном, бесстыдном и бессовестном преступлении».

    Штирнер, отрицая все, дошел до оправдания убийства, правда дрогнул и добавил ремарку «убивать, но не мучить».

  2. Шопенгауэр оставляет только понятие воли, которая лежит в основе всего. История существования мира – это история бессмысленных метаний воли. Человеческая жизнь – это череда страданий, сменяющихся скукой. Единственное верное направление познания мира – это безразличное созерцание.
  3. Шпенглер считает, что нигилизм – это умозрение утомленных горожан, у которых нет ничего впереди.
  4. Фридрих Ницше выстроил целую концепцию. Он утверждает, что любая мораль создается для того, чтобы расширять границы своей власти.

    Концепция нигилизма

    Ницшеанский сверхчеловек выходит за пределы морали и нравственности, находится вне системы координат добра и зла. Формула нигилизма Ницше в его фразе «Бог умер». Вместе с Богом умерли нравственные ценности и идеи, в нем воплощенные.

Русские нигилисты

В России на вопрос «Что такое нигилизм?» отвечали как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Д.И. Писарев – знаменитые русские нигилисты XIX века.

На российской почве это мировосприятие приобрело свои особенности – для объяснения общественно-социальных процессов наши нигилисты попытались опереться на теорию Дарвина, поэтому эволюцию социума описывали с позиций дарвинистов. Человек – это животное, поэтому он живет по законам борьбы за существование вида.

Нигилизм» и «имморализм» как основные принципы философии

Нигилизм (от латинского nihil — ничто) — это, в самом широком смысле, душевное состояние, связанное с отказом от общепринятых ценностей, идеалов, нравственных норм и культуры. В философии Ницше идея нигилизма перерастает в всеобъемлющую концепцию, обобщающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, который поднял идею ценностей рациональности, и который, по мнению философа, стал первой причиной нигилизма, развившегося впоследствии на основе «нравственно-христианской интерпретации мира». Сохраняющаяся нигилистическая ситуация в европейской культуре проистекает из того, что «истинный мир» традиционных религий, философии и морали теряет свою жизнеспособность, саму жизнь, но земной мир не находит своих собственных ценностей, своего реального оправдания. Ницше считает, что нигилизм, соответствующий этой глобальной ситуации, не является эмпирическим феноменом культуры и цивилизации, даже если он очень стабилен.

Нигилизм — это глубокая логика всей европейской истории, своего рода роковая «антижизнь», которая, как это ни парадоксально, стала жизнью своей культуры, начиная с рациональных эллинских, а также иудео-христианских корней. Ницше подчеркивает, что «смерть христианского Бога» не ограничивается нигилизмом, ибо все попытки заменить его совестью, рационализмом, культом общего блага и счастья большинства или толкование истории как абсолютной цели само по себе и т.д., только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, «это самое страшное из всех гостей». Попытка избежать «краха» высших ценностей путем восстановления их секуляризованной имитации решительно развенчана Ницше, который указывает на «физиологические» и жизненно-антропологические корни нигилизма. В этом контексте современный социализм, по мнению Ницше, является лишь кульминацией подразумеваемого истощения и распада человеческого типа, что приводит нигилистическую тенденцию к ее крайним формам.
Нигилизм Ницше — это не идеология, а метафизика, и ни в чем другом его отличие от нигилистов не менее поразительно, чем в его отношении к науке. Он рассматривает ее не как хранилище истин или метод их обнаружения, а как набор удобных вымыслов, полезных конвенций, не более укоренившихся в реальности, чем любая альтернатива ей. И это было не больше и не меньше, чем религия, нравственность или искусство, проявление того, что он называл «волей к власти», а именно, своего рода драйв и побуждение навязать форму и структуру по сути хаотичной реальности, превратить ее в мир, доступный человеческому пониманию, до тех пор, пока она не станет удобной для нас.

Нигилизм Ницше имеет мало общего с обычными политическими коннотациями этого термина, а под «нигилизмом» он имел в виду совершенно безобидное представление о мире, насколько он мог его себе представить. Мир враждебен не потому, что у него или у кого-то, кроме нас, есть своя собственная повестка дня, а потому, что ему безразлично, во что мы верим, на что мы надеемся. Признание и принятие этого ужасного факта ни в коем случае не должно означать «отрицания, нет, воли ни к чему». Скорее, он верил, что мы будем рады узнать, что мир бесформенен и бессмысленен, и это приведет нас, среди прочего, к тому, что мы скажем «Дионисейское «да» миру как таковому, без исключения, привилегий и аргументов».

Нигилизм в литературе

Явление нигилизм — это в литературе отдельный культурный пласт, в который попали писатели 18-19 веков. Первое упоминание термина «нигилист» было отмечено в 1829 году. Автором статьи был Н. И. Надежин («Сонмище нигилистов»). Он употребил понятие в отношении скептиков и отрицателей. В 1858 году профессор из Казани, В. В. Берви выпустил свою книгу по психологии, в которой термин имел аналогичное значение («Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни»).

После этого нигилисты в литературе закрепились прочно и надолго, до 1870-х годов, когда оно иммигрирует в произведения западных писателей. Там оно получает новое значение. Нигилисты, с их точки зрения – русские революционеры и бунтари.

Нигилизм в литературе

Новую жизнь на родине термин получил, когда публика узнала, что такое нигилизм Базарова из книги Тургенева. Выход в свет романа «Отцы и дети», нигилизм в котором был ярко показан, совпал с петербургскими пожарами, когда в поджоге заподозрили именно нигилистов. Толпа подхватила чей-то возглас, и термин стал крылатым, а слово нарицательным.

Нигилизм и нигилисты фигурируют в повести С. Ковалевской (1884, «Нигилистка»), а в российской культуре 19 века таковыми называли разночинцев-шестидесятников, которые яро отрицали религиозность и проповедовали атеизм вкупе с материализмом, аморализм, анархизм.

Источники
  • https://psylib.org/nigilizm/
  • https://vertclinic.ru/nigilizm/
  • https://knife.media/nihilism-short-course/
  • https://afmen.online/kto-takie-nigilistyi.html
  • https://lfirmal.com/kulturnyy-nigilizm-filosofov-modernistov/
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nigilizm-chto-ehto-takoe-kto-takie-nigilisty.html
Оцените статью
Топотушки
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности
Adblock
detector