Локус контроля в психологии — методика когнитивной ориентации

Содержание
  1. Что такое локус контроля?
  2. История создания
  3. Локус контроля Роттера
  4. Теоретические основы
  5. Типы людей
  6. Экстрерналы
  7. Интерналы
  8. Интернальный тип (внутренний локус контроля)
  9. Экстернальный тип (внешний локус контроля)
  10. Внутренний и внешний локус контроля личности: определение и характеристика
  11. Внутренняя структура
  12. Внешний экстернальный фактор
  13. Экстернальная группа
  14. Практическая значимость
  15. Интересная закономерность
  16. Формирование локуса контроля
  17. У кого развивается экстернальный локус контроля?
  18. К чему приводит экстернальный локус контроля?
  19. Зрелость личности
  20. Как формируется локус контроля?
  21. Механизм формирования
  22. Интересные эксперименты
  23. Методика локус контроля
  24. Шкала «Локус контроля»
  25. «Когнитивная ориентация»
  26. Описание методики
  27. Тест локус контроля
  28. Психология локуса контроля
  29. Как развивать внутренний локус контроля
  30. Взаимосвязь локуса контроля и самооценки
  31. Как самостоятельно определить свой тип локуса
  32. Локус контроля Дж. Роттера, диагностика
  33. Примеры
  34. Значение

Что такое локус контроля?

Локус контроля – это понятие в психологии, характеризующие склонность человека воспринимать свои успехи или неудачи как следствие личностных качеств, либо внешних обстоятельств. Соответственно, есть два варианта:

  • Внешний локус контроля (экстернальность) — успехи и неудачи являются результатом стечения обстоятельств, не зависящих от человека;
  • Внутренний локус контроля (интернальность) — успехи и неудачи являются результатом вложенных усилий, принятых решений и зависят преимущественно от личностных качеств, а не от стечения обстоятельств;

Данный термин образован от латинского слова locus (переводится как «место» или «расположение») и от слова «контроль», не нуждающегося в пояснении. Им обозначают некое абстрактное пространство, в котором, по мнению человека, сосредоточены факторы, определяющие его жизнь. Термин ввёл американский психолог Джулиан Роттер в своей книге «Социальное научение и клиническая психология», впервые изданной в 1954 году.

Локус контроля является достаточно устойчивым свойством личности, не меняющимся со временем и практически не поддающимся коррекции психотерапевтическими методами. При этом современная психология располагает достаточно точными методиками, позволяющими однозначно установить каким конкретно локусом обладает человек.

Предпочтительным считается внутренний локус контроля. Интернальность говорит о высоком уровне зрелости, дисциплинированности и самостоятельности личности. А вот экстернальность чаще сопровождается инфантильностью и агрессивностью, которые не способствуют развитию хороших отношений с окружающими.

История создания

Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950-х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий. Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.

Основная задача теории Роттера – прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления.

Затем, пытаясь дать анализ этих составляющих и переходя к рассмотрению «ценности», Роттер выходит на уровень «молекулярных» форм поведения. «Ценность» результата действия выражается в интеграции «ценности» самого действия и «ценности» сопутствующих ему следствий.

Но автор теории социального научения делает акцент на развертывании понятия «ожидания», что дает следующую формализацию: субъективна вероятность наступления события в определенной ситуации предстает как сумма «специфического ожидания», обусловленного опытом взаимодействия с аналогичными ситуациями, и «генерализованного ожидания», основанного на опыте решения более широкого круга задач. При этом роль «генералированного ожидания» в новой ситуации будет решающей; в типичной же ситуации, наоборот, реализуется «специфическое ожидание», сформированное опытом взаимодействия с данным типом ситуаций.

Роттер не вводит понятий, которые создавали бы контекст для понятий «ценности» и «ожидания», например: «динамика мотивационно-потребностной сферы» или «Я-концепция». Это приводит к тому, что ряд эмпирических данных начинает вступать в противоречие с его теорией. В частности, «ценности» и «ожидания», рассматриваемые им как независимые, в действительности оказываются взаимосвязанными: при неуспехе «ценность» цели снижается из-за ассоциации с неприятными эмоциями. X. Хекхаузен видит в этом принципиальные ограничения внеситуативных (генерализованных) конструктов в целом по сравнению с ситуационно-специфическими , что вызывает у нас некоторые сомнения. Возможное решение рассматриваемого вопроса заключается в том, чтобы дать описание «генерализации» как качественного процесса, происходящего вместе с развитием личностных структур. Для Роттера же генерализация – линейный, количественный процесс, в котором происходит обобщение ряда опытов, поэтому данное понятие остается у него чисто описательным, не имеющим экспериментального обоснования и не выходящим на механизмы создания Я-концепции.

Локус контроля Роттера

В  связывании причин жизненных ситуаций с внешними событиями или внутренними условиями заключается психология локус контроля. Исследование локуса контроля впервые было объяснено Роттером. Он вывел теорию локус контроля из собственной концепции социального научения. В этой концепции главенствующая позиция отводилась антиципации (предвосхищению), ожиданиям субъекта того, что его определенные поведенческие действия приведут к конкретному вознаграждению (подкреплению).

Локус контроля Роттера – это предвкушение того, в какой мере субъекты контролируют вознаграждения в своей жизни.

За основу Роттер взял теорию индивидуальной (субъективной) локализации контроля, которая является подвидом теории «ожидаемой пользы». В этой теории поведение индивида обуславливается тем, как он может оценить вероятность достижения желанного результата.

Всех субъектов можно поделить на два типа согласно теории. Виды локус контроля: экстернальный локус контроля и интернальный. Данные виды локусов – это своеобразные характеристики личности, которые формируют ее поведение.

Уоллстон доработал теорию, дополнив ее предложением поделить экстернальный локус контроля на 2 позиции: «Объяснение контроля влиянием других людей» и «Объяснение контроля влиянием судьбы».

Локус контроля является довольно важной составляющей мотивационных процессов тесно взаимосвязанной с другими сферами исследования психических свойств и характеристик личностей, например, теория самоэффективности.

Анализ и изучение локус контроля осуществляется для того, чтобы можно было судить о когнитивном стиле, который проявляется в области обучения. Так как когнитивные составляющие психики наличествуют во всех ее проявлениях, поэтому понятие о локус контроле в психологии распространяются на личностные характеристики в процессах деятельности.

Для личностей, экстернальной направленности, присуще внешне устремленное защитное поведение. Атрибуция ситуации для них – это возможность успеха. Таким образом, для экстернала подходит любая ситуация внешне стимулируемая. В случаях успешности обязательно свершается демонстрация способностей. Такой человек убежден в том, что неудачи, которые случаются с ним, являются всего лишь результатом невезения, ряда случайностей, негативного воздействия других людей. Экстерналам очень необходима поддержка и одобрение. Без этого их деятельность будет ухудшаться. Наряду с этим особой благодарности за поддержку от экстерналов можно не ждать.

Атрибуцией ситуации для людей интернального типа чаще всего является убеждение в закономерности их удач и неудач, которые зависят от целеустремленности, от компетентности, способностей. Для интерналов успех или неудача – это закономерный исход целенаправленной деятельности.

Экстернальный локус контроля  неразрывно связан с эмоциональной неустойчивостью и неопосредствованным, практическим мышлением. А у интерналов, наоборот, характеризуются эмоциональной устойчивостью и тенденцией к абстрагированию, теоретическому мышлению и синтезу соображений.

Сегодня все чаще вместо термина локус контроля применяют понятие «воспринимаемый контроль». В данном понятии выделяют два компонента. Первый – это слаженность поведенческих действий и их последствия. Он отражает индивидуальную оценку возможности того, что такие действия смогут привести к желанному результату. Второй – это оценивание индивидуальной способности осуществлять такие действия, т.е. компетентность.

Слаженность – это важнейшее условие психологического комфорта, удовлетворенности жизнью.

Следует понимать, что в концепции Роттера речь идет конкретно о воспринимаемом контролировании. Но оценка индивидом собственных способностей может быть необъективной и неточной. Для объяснения этого существует ряд причин, которые способствуют неправильному восприятию контроля. Устремление к контролю рассматривается в качестве одного из самых важных процессов. Определенный уровень независимости индивида от биологической и общественной реальности обеспечивается через умение управлять своей жизнью.

Человек всегда стремится чувствовать собственный контроль над обстоятельствами, даже в тех случаях, когда результат несомненным образом обуславливает случайность. В ряде случаев для сохранения ощущения контроля вполне достаточно осмысливать свою способность предвосхищать появление обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве контроля над ними. Неправильное восприятие индивидуального контроля как высокого ведет к игнорированию возможных опасностей, а также развитию завышенных ожиданий касательно эффективности своих действий. В итоге индивид или оказывается неподготовленным к стрессовым факторам, или ощущает совершенное разочарование касательно своих способностей.

По способам толкования социальных обстоятельств интерналы и экстерналы также имеют различия, например, по методам получения данных и по механизмам их причинных объяснений. Интерналы отдают предпочтение значительной осведомленности в задачах и ситуациях. Экстерналы стараются избегать ситуационных и эмоционально-окрашенных объяснений действий.

Экстерналам свойственно зависимое и конформное поведение. А интерналы не склонны к подавлению других и подчинению. Они выражают сопротивление в тех случаях, когда ими пытаются манипулировать или лишить части свободы. Экстернальные личности не представляют своего существования без общения, им легче работается под контролем и наблюдениям. Интернальным личностям наоборот лучше функционировать в одиночестве и с наличием жизненно необходимых степеней свободы.

Индивид в жизни способен добиться гораздо большего, если он будет верить, что его судьба лежит в его руках. Экстернальные личности значительно сильнее подвержены общественному влиянию, чем интернальные личности. Интерналы будут сопротивляться постороннему влиянию, в тех случаях, когда появятся возможности будут пытаться контролировать поведение окружающих. Они уверены в своем умении решать задачи, поэтому никогда не зависят от мнений других.

Экстерналы чаще подвержены психологическим и психосоматическим проблемам. Им больше характерны тревожные и депрессивные состояния. Они значительно более предрасположены к стрессам и подвержены фрустрациям, развитию неврозов. Психологами установлена взаимосвязь между высоким уровнем интернальности и положительной самооценкой, значительным соотнесением образов «Я» идеального и «Я» реального. Субъекты с интернальным локусом имеют существенно более активную позицию в отношении своего физического и психического здоровья.

Однако в мире практически не существует так называемых «чистых» экстерналов или интерналов. Каждый индивид содержит в себе хотя бы чуточку уверенности в своих способностях и собственных силах и доли психологической подчиненности от ситуаций.

Таким образом, термин локус контроля позволяет проследить существенные моменты проявлений активности в поведенческой деятельности и отношениях субъектов.

Попытки исследования самоконтроля происходили издавна, но более разработанной является теория Роттера. Роттер первый разработал опросник на определение локус контроля.

Теоретические основы

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда – склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.

Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.

Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.

Типы людей

По мнению психологов, самооценка человека находится в тесной зависимости от его локус контроля. Тот, кто постоянно внутренне себя контролирует, умеет объективно оценивать свои способности и возможности. У него правильное осознание себя как личности.
Итак, интерналы и экстерналы. Чем они отличаются друг от друга?

Характеристики интерналов:

  • берут ответственность за любое свое действие;
  • не зависят от мнения окружающих;
  • ценят себя, самодостаточны;
  • обладают внутренней гармонией;
  • имеют устойчивую психику;
  • работают на результат.

Люди с интернальным локусом контроля обычно счастливы, успешны, здоровы. Они относятся к другим доброжелательно. Смотрят на мир через призму позитива.

Те, у кого внешний локус контроля, обладают такими чертами:

  • не видят своих ошибок;
  • не умеют анализировать промахи и исправлять их;
  • постоянно испытывают беспомощность;
  • зависят от мнения посторонних людей;
  • отличаются неустойчивой психикой;
  • прекращают действия при первых неудачах.

Постоянный спутник экстерналов — чувство полной безнадежности. Они не счастливы, испытывают слабость и недомогание, не получают радости от своей жизни. Такие люди проявляют агрессию, подозрительность, тревожность.

Главные отличия экстерналов и интерналов можно вынести в таблицу.

Интернальный локус контроля Экстернальный локус контроля
Смотрят в будущее Постоянно возвращаются в прошлое
Расценивают трудности как дополнительный жизненный опыт, видят в них возможность измениться, стать лучше Боятся неудач, сторонятся чего-то нового, неизведанного
В любых обстоятельствах придерживаются собственного мнения Не способны отстаивать свои взгляды
Ставят цели, обладают навыками планирования Безответственны, тянут с решением задач до последнего, не любят планировать
Много времени уделяют работе, ради нее готовы жертвовать развлечениями и отдыхом Живут одним днем
Знают, что будущее будет ярким, насыщенным хорошими событиями, яркими красками Видят свое будущее неинтересным
Для интерналов время летит очень быстро, ведь они увлечены своим делом Время тянется
Ценят каждую минуту Не умеют себя организовывать, правильно распоряжаться временем
Уважают себя как личность. Жду для себя только хорошего, удачи, побед, любви Не уверены в себе, считают, что в будущем ничего хорошего не получат

Стоит отметить, что у людей с внешним локусом контроля чаще, чем у других, развиваются психические и соматические патологии. Их жизнь не имеет ни цели, ни смысла.

Экстрерналы

Данный тип людей склонен ожидать внешней стимуляции своих действий.

Они зависимы от обстоятельств и окружающих их людей, нуждаются в одобрении и поддержке с их стороны, однако их же могут обвинять и в том, что не могут достичь решения своих проблем. Также сами они не склонны оказывать поддержку.

Экстерналы, как правило, эмоционально неустойчивы, склонны менять свое решение. Они могут слепо следовать чужим советам, более доверчивы и зависимы от чужого мнения.

Тем не менее, экстернальный тип людей легче приспосабливается к изменениям, быстрее адаптируется в новых условиях.

Интерналы

Локус контроля

Этот тип людей отличаются целеустремленностью и усердием, принципиальностью и рискованностью.

Все свои достижения и неудачи они приписывают только себе и своим качествам.

Они эмоционально устойчивы, склонны подстраивать ситуации и изменять их для своей выгоды, а также подавлять мнение окружающих, хотя сами не выносят манипуляции или вмешательства в свои планы.

Люди интернального типа больше проявляют заботу о собственном здоровье, склонны к активной борьбе за свой комфорт и хорошее самочувствие.

Самооценка интерналов и экстерналов также существенно отличается — если первые склонны считать себя общительными и добрыми, более решительными и независимыми, то последние часто заявляют о своей несостоятельности, неуверенности в собственных силах и эгоистичности.

Интернальный тип (внутренний локус контроля)

Люди с таким типом личности принимают ответственность за свою жизнь и за все решения, как удачные, так и ошибочные. Благодаря этому сохраняется внутренняя целостность и эмоциональная стабильность. Интернальным личностям свойственны высокая самооценка и уверенность в себе, они не сокрушаются и не переживают из-за ошибок. Вместо этого они сосредотачиваются на том, как нужно действовать для решения актуальных задач.

Интернальные личности обычно с готовностью отстаивают свои взгляды и убеждения как в рабочих делах, так и в личной жизни. Это подтверждает эксперимент, в котором участвовали американские студенты. Цель эксперимента была другой, но уже на этапе формирования фокус-групп была выявлена интересная закономерность: почти все студенты, активно участвующие в борьбе за человеческие права, оказались интернальными личностями.

Суть же исследования заключалась в том, чтобы проверить, как локус контроля влияет на способность человека избавляться от вредных привычек. Студентов знакомили с наглядными материалами о вреде курения (все участники эксперимента были курящими). Интерналы, осознав пагубность привычки, сразу пытались бросить (пусть и не всегда успешно). А вот экстерналы не делали вообще ничего. Вместо этого они планировали однажды решить данную проблему с помощью таблеток или жевательных резинок.

Экстернальный тип (внешний локус контроля)

Представители данной группы склонны списывать все удачи и неудачи на внешние обстоятельства. Они всё время пассивно ждут подарков от жизни, поскольку у них не возникает мыслей, что для достижения успеха нужно прикладывать определенные усилия. При этом они склонны к депрессии и беспричинной агрессии, поэтому их сложно назвать приятными людьми.

Кроме того, экстернальные личности обычно азартны, поскольку всегда возлагают надежду на внезапную удачу. Они склонны к неоправданному риску, часто ведут себя импульсивно, не думая о последствиях (ведь в их представлении всё зависит от судьбы, а не от их решений).

Другая особенность людей с внешним локусом контроля – склонность к конформизму, которая была подтверждена экспериментально. Участники данного эксперимента должны были соглашаться или спорить с определенными утверждениями (при этом правильные ответы поощрялись финансово). Организаторы обнаружили, что интерналы предпочитали руководствоваться собственным мнением, тогда как экстерналы часто соглашались с другими участниками, даже когда ответ звучал нелогично.

Внутренний и внешний локус контроля личности: определение и характеристика

Всем доброго времени суток! Замечали людей, которые во всех бедах винят правительство, плохую наследственность, погоду и других людей? Или наоборот, что бы ни случилось, все претензии предъявляют только себе.

Как будто в их власти повлиять на обстоятельства и прочее? Этот стиль отношения к разным событиям, в зависимости от ориентированности, называется внутренний или внешний локус контроля. И присутствует абсолютно у каждой личности.

Сегодня мы каждый из видов рассмотрим подробнее, чтобы научиться объективно оценивать, как свои возможности, так и внешние факторы, которые от нас не зависят.

В статье об основных типах темперамента, мы уже познакомились с такими понятиями, как экстраверт и интроверт. Соответственно, такое определение, как экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний) более менее должно быть вам понятно.

Этот локус контроль играет значительную роль в нашей жизни, потому что влияет на отношения, успех, здоровье, карьеру и восприятие мира в общем.

Формируется с детства, в процессе социализации и однообразный тип реагирования проявляется в разных сферах деятельности.

Хотя чисто выраженной ориентации на обстоятельства не существует, к тому же она способна меняться в течение жизни, особенно, если человек занимается саморазвитием. Так же огромную роль в формировании играет экономика и правовая защищенность личности. Хотя родительское отношение имеет самое огромное влияние на умение брать на себя ответственность.

К примеру, если к ребёнку проявляют любовь, признают его, прививают привычку отвечать за себя и свои поступки – то маловероятно, что в более старшем возрасте он будет вести себя совсем противоположно.

А вот у малыша, родители которого были авторитарны и совсем непоследовательны, редко хвалили, предпочитая высказывать только своё недовольство , не знаешь порой что ожидать, то ли наказания, то ли поощрения – мало шансов иметь внутренний локус контроля.

Внутренняя структура

Опросник состоит из 29 пар утверждений, утверждения в каждой паре описывают полярные варианты отношения к ситуации. В каждой паре необходимо выбрать только одно. 6 пунктов из 29 являются пустыми, таким образом, максимальный балл по каждой шкале может быть равен 23.

Внешний экстернальный фактор

Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.

Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом

При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы

Экстернальная группа

Люди, относящиеся к этой группе, находятся в твердой уверенности, что их усилия и старания не смогут изменить привычный жизненный устой. По их мнению, составление прогнозов и планирование не увенчается успехом, поэтому их можно отложить на ближайшее будущее.

Личности, входящие в экстернальную группу ждут от жизни различных подарков, которые смогут изменить их жизнь. Большинству подобных индивидов характерны такие качества, как заниженная самооценка, беспричинный страх и тревога. Нежелание брать на себя ответственность сопровождается неумением отстаивать собственные интересы. Специалисты отмечают, что для этой категории людей характерны импульсивность, беспричинная агрессия и склонность к депрессивному расстройству. Они часто поддаются азарту и совершают рискованные действия, не задумываясь о возможных последствиях.

Внешний локус контроля – является стремлением к конформизму. Этот факт основывается на проведенных экспериментах и исследованиях, затрагивающих тему рассматриваемого феномена. В основе подобных исследований, лежит тест Роттера. Основываясь на принадлежности к одной из категорий, специалисты сформировали фокус-группу. В состав этой группы вошли люди, с завышенными показателями принадлежности к локусу контроля обоих видов.

Задача этого эксперимента – выявить личностей, способных противостоять общественному мнению и людей согласных с ним. Каждому участнику теста была выдана определенная финансовая сумма, которая должна была использоваться как ставка на личное мнение или мнение окружающих. В результате эксперимента, участники, относящиеся к интернальной группе, делали ставки с учетом собственного мнения, несмотря на наличие конфронтации с окружающими. Индивиды, относящиеся к внешнему локусу, ставили на общественное мнение, не сомневаясь в его правдивости и правильности.

Практическая значимость

Измерение уровня субъективного контроля широко применяется в психологии мотивации (методика когнитивной ориентации), в исследованиях человеческого характера и его связи с поведением, при психологическом отборе в правоохранительных органах, в психологии управления и других сферах.

Интересная закономерность

Основываясь на вышеизложенной информации можно сказать о том, что внутренний локус имеет значительно больше благоприятного влияния на человеческую жизнедеятельность. Именно этот полюс увеличивает продуктивность труда, приносит человеку удовольствие от совершаемых действий, а также способствует выработке стойкости к внешнему воздействию. Однако при чрезмерной выраженности этого полюса, имеются и негативные последствия. Перед каждой личностью должны стоять только реалистичные стимулы, которых можно добиться путем целенаправленных действий. Желания изменить обстоятельства, которые неподвластны внешнему влиянию, могут спровоцировать состояние фрустрации и развитие депрессивного синдрома.

Объективная оценка собственных возможностей тесно взаимосвязана с состоянием общества. Именно поэтому, заокеанские исследователи уделяют локусу контроля столь пристальное внимание. Многие зарубежные страны отличаются стабильностью в сфере права и экономики. Это приводит к тому, что подавляющее большинство жителей таких стран совершают различные действия, основываясь на внутреннем состоянии. Из этого можно сделать вывод, что интернальный полюс, не характерен для жителей стран с неблагоприятными социальными условиями. Это можно объяснить тем, что в подобных странах от действий конкретного человека редко зависят глобальные события. Основное влияние на человеческую жизнь здесь оказывают внешние силы.

Важно обратить внимание, что методика, использующаяся для определения принадлежности к одной из условных групп, имеет несколько интересных нюансов. По словам её автора, локус контроля является нестабильным значением и может изменяться на протяжении человеческой жизни. Изменению взглядов на жизнь могут способствовать перемены в политической или экономической сфере. Немаловажную роль в этом вопросе имеют и семейные ценности.

Воспитательный процесс подразумевает обучение самостоятельности и взятию ответственности за все принятые решения и совершаемые действия. Методы и строгость воспитания являются решающими факторами в выборе локуса контроля.

Формирование локуса контроля

воспитание

На развитие локуса контроля Роттера влияет несколько факторов:

  • особенности личности того или иного человека;
  • воспитание;
  • исторический момент;
  • общество.

В зависимости от них человек развивает в себе пассивную или активную позицию к жизни. В первом случае он считает, что от него ничего не зависит. А во втором, что он все-таки может что-то изменить.

По мнению Джулиана Роттера, какая будет позиция, во многом зависит от того, как часто человека наказывали или хвалили в детстве. Это предположение он выдвинул в 1954 году. Итак, если после совершения каких-либо поступков индивид слышал лишь упреки и унижения, в его сознании появится установка: «Я ничего не могу сделать, у меня нет контроля над происходящим». То же самое происходит, если действия не приносят ожидаемого результата.

Получается, что воспитание играет одну из главных ролей в формировании того или иного типа локуса контроля. Есть 2 примера:

  1. Ребенок, растущий в авторитарной семье, в которой мама и папа воспитывают его непоследовательно, развивают в себе внешний контроль. Плыть по течению для него — привычка.
  2. Дети, чьи родители были последовательными в процессе воспитания, всегда возлагают ответственность за свои поступки на себя.

И хотя локус контроля формируется начиная с детства, его можно изменить. Точно так же можно поменять судьбу.

У кого развивается экстернальный локус контроля?

Прежде всего у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними из центральных в религиозном воспитании. Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как “повезло”, “жизнь так сложилась” и т. п. В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции. Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего “судью” вовне, от которого все и зависит. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения. Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное.

К чему приводит экстернальный локус контроля?

Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям.

Зрелость личности

Зрелость личности

Внутренний локус контроля в психологии – это свойство зрелого человека. Ему не интересно, что о нем думают другие люди. Он дает объективную, а не субъективную оценку своим способностям, возможностям. Но в этом случае сложно не впадать в крайности.

Чтобы придерживаться золотой середины, ставьте те цели, которые точно сможете достичь. Не пытайтесь изменить неподвластные вам обстоятельства. Иначе вы гарантированно испытаете разочарование, депрессию, апатию. И еще один совет — анализируйте окружающую обстановку. Если видите нестабильность, не стройте далеко идущие планы.

Как формируется локус контроля?

Детям изначально свойственна экстернальность. Так уж устроено мировоззрение ребёнка, что для него всё зависит от родителей и от взрослых вообще. Но по мере взросления у него формируется понимание того, что он способен самостоятельно принимать решения и влиять на окружающий мир. Обычно склонность к интернальности или экстернальности закладывается в детстве и закрепляется в юности, но некоторые события могут поменять тип личности и в зрелом возрасте.

Психологи называют следующие факторы, формирующие локус контроля:

  1. Особенности личности. Здесь важны многие личностные характеристики, как врожденные, так и приобретённые. К примеру, ответственный и целеустремленный человек с сильным характером более склонен к интернальности. Немалую роль играет интеллект и способность к критическому мышлению.
  2. Воспитание. Основной переломный момент – это раннее детство ребёнка. Дети изначально имеют внешний локус контроля, резонно полагая, что вся их жизнь зависит от взрослых. И когда они только учатся самостоятельно принимать решения, очень важно, чтобы родители поддержали их, помогая переключиться на внутренний локус. Если же родители склонны к гиперопеке, то в детях чаще всего закладывается внешний локус контроля.
  3. Религиозность и суеверность. Вера в то, что вся наша жизнь зависит от внешних сил или судьбы также не способствует развитию интернальности. Если день не задался, человеку с внешним локусом контроля проще обвинить черную кошку, перебежавшую дорогу, чем признать собственные ошибки.
  4. Переломные моменты в жизни. У каждого человека есть воспоминания о каких-то судьбоносных моментах. И то, как он воспринял эти моменты, зачастую определяет его локус контроля. К примеру, один студент может считать, что он поступил в университет благодаря многолетней подготовке, другой же верит, что поступил благодаря череде случайных удач.
  5. Окружение. Если взрослый человек попадает в коллектив, где все коллеги недовольны жизнью и винят во всём руководство компании, это может сформировать у него экстернальный тип восприятия даже в зрелом возрасте.

Важнейшую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. Выбранная в детстве модель восприятия закрепляется по мере приобретения жизненного опыта. Интернальные личности постоянно видят последствия своих поступков, экстернальные же всё сильнее убеждаются, что их жизнь подчинена обстоятельствам. Поэтому сменить локус контроля взрослому человеку крайне сложно. И всё же некоторые судьбоносные события могут сделать это. А прикладывая определенные усилия в правильном направлении, можно поменять восприятие самостоятельно.

Механизм формирования

На формирование того или иного типа локуса контроля, его эволюцию влияет целый ряд факторов: индивидуальные особенности человека, условия воспитания, состояние общества, в котором он живет, исторический момент и многое другое. Под их влиянием у индивида формируется одна из установок: «От меня ничего не зависит» (пассивная позиция), «Все в жизни зависит только от меня» (активная позиция хозяина судьбы).

В 1954 году Роттер предположил, что выбор позиции связан с тем, как часто индивид сталкивался с похвалой и наказанием. Если в ответ на свои действия он получал негативную реакцию, испытывал неприятные эмоции, ощущал негативные последствия, или действия не приносили ожидаемого результата, то у него сформируется убеждение «я ничего не решаю».

Таким образом, большую роль в формировании локуса контроля играет воспитание. У детей из авторитарных семей, с непоследовательным родительским поведением формируется внешний тип контроля. Они с раннего детства привыкли подчиняться, плыть по течению. У детей из семей с демократическим стилем воспитания, последовательным поведением родителей формируется внутренний тип ответственности.

Воспитание, состояние общества, эпоха влияют на тип ответственности. Однако важно помнить, что локус контроля формируется и меняется всю жизнь. В любой момент субъект, если захочет, сможет изменить свою судьбу.

Интересные эксперименты

Локус контроля

Такой локус контроля личности дает возможность человеку отстоять и защитить свои интересы, начиная от повседневных бытовых случаев и до участия в политических акциях. Для иллюстрации приведем результаты еще одного эксперимента Дж. Роттера.

Респондентами стали студенты колледжа, которые были активными участниками в разных движениях, борясь за гражданские права. Результаты были ожидаемые, ведь среди этих людей большинство имело интернальный локус контроля.

Интересным является эксперимент о вреде курения. Участникам на пачках предоставили информацию о негативных последствиях сигарет (проводилось исследование в 60-х годах ХХ века). Интреналы после такого сообщения пробовали бросить курить, а вот экстерналы расслабились и пустили все на самотек – будь что будет. Личности с внешним локусом контроля рассчитывали на помощь от врачей, волшебных таблеток, судьбы, но сами ничего не делали, чтобы изменить свое состояние.

Методика локус контроля

Методик определения локуса контроля сегодня существует много. Однако в отечественной психологии чаще применяются три методики: шкала Роттера, опросник определения уровня субъективного контроля (предложенный Эткиндом, Бажиным, Голынкиной), опросник определения субъективной локализации контроля (предложенный Столиным и Пантелеевой).

Наибольшее распространение в России получила методика определения уровня субъективного контролирования. В ее основе лежит теория локуса контроля Роттера. Однако существует ряд важнейших отличий. Роттер полагал локус контроля универсальным относительно любых видов ситуаций. Т.е. по Роттеру локус контроля является одинаковым, как в области достижений, так и в сфере неудач.

При работе над методикой определения уровня субъективного контроля отправной точкой  служило то, что в ряде случаев вероятно не только однонаправленное совмещение локуса контроля. Данное предположение имеет эмпирические доказательства. Поэтому разработчики методики внесли предложение выделить в опроснике несколько субшкал: контроль в обстоятельствах достижения, неудач, в области семейных и производственных отношений, в сфере здоровья.

Данная методика содержит в себе 44 вопроса. В результате этого опросника можно вывести общий показатель индивидуальной степени субъективного контроля и четыре специфических и ситуационных параметра, которые будут характеризовать степень субъективного контроля в межличностной и семейной сферах, в производственной области, в отношении индивида к здоровью и своим заболеваниям. В результате этой методики были выделены виды локуса контроля в соответствии с семью шкалами.

Первая шкала – это общая интернальность. Высокий балл по данной шкале отвечает высокой степени субъективного контроля над произвольными значимыми обстоятельствами. Люди с высоким данным показателем считают, что большая часть значимых событий их жизни являются итогами их персональных усилий, что они могут управлять событиями и, как следствие, берут ответственность на себя за свою жизнь. Низкий бал по шкале отвечает низкой степени субъективного контроля. Люди с низкой степенью субъективного контроля не замечают взаимосвязи между своими усилиями и важными событиями. Такие события они рассматривают как итог случайности или усилий других людей.

Следующая шкала – это интернальность в сфере достижений. Высокий бал по данной шкале говорит о том, что у тестируемого высокая степень субъективного контроля над позитивными эмоциональными событиями. Такие индивиды полагают, что всего хорошего в жизни они добились своими усилиями и что в дальнейшем они способны идти с успехом к определенной цели в будущем. Низкий бал говорит о том, что субъект связывает свою успешность, радости и достижения с внешними условиями, например, везением, судьбой, случаем, помощью окружающих.

Третья шкала – интернальность в сфере неудач. Высокий бал свидетельствует о высоком чувстве субъективного контроля относительно негативных обстоятельств, что может проявляться в склонности к обвинениям самого себя в различных жизненных неприятных обстоятельствах. Низкий бал говорит о том, что индивид склонен объяснять отрицательные ситуации влиянием окружающих или результатом невезения.

Четвертая шкала – проявление интернальности в семейных взаимоотношениях. Высокий бал показывает то, что индивид считает ответственным за события, которые происходят в его семье, себя. Низкий бал говорит о том, что индивид винит в возникновении важных ситуаций в семье своих партнеров.

Пятая шкала – внутренний локус контроля в сфере производственных отношений. Высокий бал показывает, что субъект считает себя значимым фактором в формировании своей производственной деятельности, например, в карьерном росте. Низкий показатель указывает на то, что индивид придает большую значимость внешним условиям, коллегам, везению или невезению.

Шестая шкала – интернальность в сфере межличностных отношений. Высокий бал показывает то, что индивид ощущает себя способным вызывать симпатию и уважение окружающих. Низкий – индивид скорее не склонен брать на самого себя ответственность за отношения с другими людьми.

Седьмая шкала – интернальность в сфере отношения к здоровью и заболеваниям. Высокий бал говорит о том, что субъект может считать себя ответственным  за собственное здоровье и думает, что выздоровление имеет зависимость от его действий. Субъект с низким балом думает, что здоровье и заболевания являются следствием случая и надеется на выздоровление, которое придет как результат действий окружающих, в основном врачей.

Методика субъективной локализации контроля направлена на определение локуса контроля в качестве генерализованной и обобщенной переменной. Данная методика содержит в себе 32 пункта, 26 из которых работающих, 6 – разработанных для маскировки. Опросник построен по принципу принужденного выбора одного из двух высказываний. Базисом для данного опросника служила шкала Роттера с использованием ее первичных параметров: одномерности, малого количества высказываний, формата шкалы, который требует выбора в каждом пункте одного из утверждений. Однако некоторые утверждения были переформулированы, а другие 4 – изъяты из-за того, что не подходят для России. Помимо этого, были добавлены 7 пар высказываний, которые касаются жизни студентов.

С целью повышения достоверности полученных результатов и минимизации позиционных эффектов методика нормализирована трем параметрам. Первый параметр – это экстернальность – интернальность, что обеспечивается форматом шкалы. Второй – направленность атрибуций – приблизительно одинаковое количество утверждений сформулировано как в третьем, так и в первом лице. Третий – эмоциональный знак – приблизительно одинаковое количество утверждений описывают эмоциональные негативные и позитивные ситуации.

Шкала «Локус контроля»

Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.

Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.

  1. Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
  2. Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
  3. Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
  4. Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
  5. Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
  6. Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
  7. Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
  8. Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
  9. Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
  10. Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
  11. Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
  12. Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
  13. Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
  14. Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
  15. Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
  16. То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
  17. Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
  18. В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
  19. Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
  20. При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
  21. Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
  22. Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
  23. Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
  24. Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
  25. Плохой руководитель — вина сотрудников.
  26. Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
  27. Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
  28. Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
  29. Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
  30. Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
  31. Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
  32. Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
  33. В моих неудачах виноваты окружающие.
  34. Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
  35. Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
  36. Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
  37. То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
  38. Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
  39. Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
  40. Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
  41. Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
  42. Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
  43. Большинство моих побед — заслуга окружающих.
  44. Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.

«Когнитивная ориентация»

когнитивная ориентация

Как и предыдущее тестирование, помогает определить, какой у вас локус контроля: экстернальный или интернальный. Здесь 29 пунктов. В каждом из них нужно выбрать одно из двух приведенных утверждений. Они обозначены буквами «а» и «б».

№АБ
1 Дети сталкиваются с трудностями при слишком строгом воспитании С детьми случаются неприятности, если родители проявляют чрезмерную мягкость
2 Все трудности — следствия неудач В своих проблемах человек виноват сам
3 Аморальные поступки совершают потому, что люди закрывают на них глаза Даже если попытаться искоренить аморальность, она все равно будет проявляться
4 В итоге человек получит вознаграждение за все свои действия В большинстве случаев никто так и не признает заслуги и достижения того или иного человека
5 Успеваемость никак не зависит от предвзятости учителя Ученики не понимают, что их оценка во многом зависит от того, как сложились обстоятельства
6 Успех руководителя компании определяется внешними обстоятельствами. Будет человек хорошим или плохим руководителем, зависит от него самого
7 Понравиться всем вокруг не получится Если вы не вызвали у кого-то симпатию, значит не умеете общаться с людьми
8 Характер и поведение изменить нельзя. Они на 100% зависят от наследственности Характер и поведение определяются жизненным опытом
9 Все зависит от того, что предначертано судьбой Вместо того, чтобы полагаться на судьбу, нужно активно действовать
10 Хорошему сотруднику не страшна дотошная проверка Проверку с пристрастием не выдержит даже самый опытный, подготовленный работник
11 Успех — результат тяжелой повседневной работы Успех — стечение обстоятельств
12 Каждый из нас может повлиять на судьбу государства. Граждане никак не смогут изменить решение властей
13 Я уверен в себе, своих целях, планах Я не строю планы, потому что не знаю, как сложатся обстоятельства. От меня мало что зависит
14 В мире есть много плохих людей В каждом человеке можно найти что-то хорошее
15 Осуществление моих желаний напрямую зависит от того, сколько я приложил усилий Чтобы определиться с желаниями и целями, я бросаю монетку или полагаюсь на милость судьбы
16 Стать руководителем просто так нельзя. Тут нужно везение Руководителями становятся те люди, которые имеют способность управлять большим количеством подчиненных
17 Человек не может повлиять на ход мировых событий Люди должны активно участвовать в общественной жизни, поскольку это – возможность изменить мир
18 Многие не понимают, что их жизнь зависит от стечения обстоятельств Везения нет, стечения обстоятельств тоже
19 Важно признавать ошибки Свои ошибки лучше скрывать
20 Понять, симпатичны вы человеку на самом деле или нет, сложно От нас самих зависит наш круг общения. Нужно учиться находить общий язык с окружающими
21 Черная полоса обычно сменяется белой Человек должен сам нести ответственность за неудачи. Пока он не исправит ошибки, неудачи будут повторяться
22 Людям под силу сделать общество менее черствым, бездушным Формализм и бездушие устранить невозможно
23 Часто мне не понятно, за что руководитель выдал премию одному из сотрудников Премия — вознаграждение за хорошую работу, за то, что человек приложил максимум усилий
24 Хороший руководитель дает подчиненным свободу действий Хороший руководитель объяснит каждому сотруднику, какие на него возложены обязанности
25 Я не могу влиять на свою жизнь, я бессилен Случайностей и судьбы не существует. Все зависит только от меня
26 Люди одиноки, потому что сами не проявляют дружелюбия к окружающим Не стоит пытаться вызвать у кого-то симпатию. Ты или понравился человеку, или нет
27 Характер определяется силой воли Характер во многом зависит от коллектива, общества
28 Я сам создаю свою жизнь Мне кажется, что я не контролирую то, что со мной происходит
29 Очень часто я не понимаю действий своего руководителя Плохое руководство — следствие неправильного поведения сотрудников

Описание методики

Методика «Локус контроля» – одна из первых тестовых методик, направленных на выявление локуса контроля поведения (интернальности-экстернальности). Разработана в 1950-ых годах американским психологом Дж. Роттером в рамках концепции поведенческой психологии.

Тест локус контроля

Контроль является одним из сравнительно совершенных устройств регуляции когнитивных психических процессов. Он обуславливает отношения субъектов со средой таким образом, что учитываются и объективные качества стимуляции и потребности индивида.

Наблюдения и эксперименты, сделанные Роттером, предоставили ему возможность сделать предположение, что определенным людям свойственно устойчивое чувство того, что все, что с ними случается, обуславливается внешними обстоятельствами, а другие думают, что все, что с ними происходит, является итогом их персональных способностей и усилий. Вследствие чего он предложил назвать такую установку – локусом контроля.

Методика локус контроля, представленная Роттером, включает в себя 29 пар суждений. Он исходил из того, что локус может меняться и имеет зависимость от областей жизни субъекта. Поэтому пункты опросника соответствуют нескольким областям, таким как ситуации, приводящие к аффектам, академическое признание, общее мировоззрение, социальная и политическая активность, общественное уважение, доминирование.

В результате обработки получается две позиции: интернальность и экстернальность. Таким образом, в одном поле находятся субъекты, верящие в собственную способность и в потенциал контролирования над жизненными событиями, т.е. внутренний локус контроля. В другом поле находятся субъекты, убежденные в том, что все жизненные наказания и награды являются следствием внешних условий, таких как судьба, случай, т.е. внешний локус контроля.

Шкала интернальности – экстернальности была выработана для измерения персональных различий в понимании того, находятся ли удачи или неудачи под внешним или внутренним контролем. Разработанная Роттером шкала предназначена для оценивания контроля индивидом своих собственных действий. По сравнительному превышению итоговых подсчетов одного параметра над другим можно судить об устремленности локуса контроля. Однако шкала, предложенная Роттером, предлагает только один параметр компонента ожидания.

Поэтому данная шкала стимулировала в последующем многочисленные исследования и выработку новых измерений. Некоторые предлагали использовать для уточнения составных частей шкалы факторный анализ. Так, например, показана надобность различать в качестве параметров экстернальности контроль со стороны случайностей или других людей, а также способных и неспособных к защитным реакциям экстерналов. Неспособные на защитное реагирование экстерналы могут брать на себя больше персональной ответственности за свои действия, чем способные.

Также исследования показали, что интерналы более склонны понимать себя как способных к контролю над происходящими событиями. Наряду с этим экстерналы, более склонны к объяснению произошедшего удачей, судьбой, случаем или другими внешними обстоятельствами. Интерналы считаются более уверенными в себе, чем люди-экстерналы.

Однако подход Роттера не может объяснить, почему один индивид видит причины успешности или неудачи в себе самом, а другие – во внешних факторах.

Психология локуса контроля

Такое свойство как локус контроля является одной из основных и значимых характеристик, которые связывают между собой внутренние переживания человека, его действия, и чувство ответственности за их свершение.

Специфическая психология локуса контроля заключается в том, что субъект стремится искать и причислять ответственность за то или иное событие различным внешним или же внутренним субъективным факторам, собственным стараниям.

Грубо говоря, локус контроля представляет собой специфическую черту характера индивидуума, которая полностью отражает степень его склонности к наделению результатов своей деятельности определенной атрибутикой.

Собственный успех и достижения он может определять, как результат своих личных усилий или же, наоборот, стечением обстоятельств, чьим-то вмешательством, последствием определенных внешних факторов, событий.

Неудача же может быть для него, например, результатом собственных недочетов, недоработок, несовершенства. При этом стоит отметить, что данная характеристика практически не поддается сознательному изменению, формируясь в процессе адаптации к условиям социума, и зависит от сопутствующих условий. Это также объясняет тот факт, что параметры локуса (экстернальность и интернальность) не являются врожденными характеристиками.

При этом стоит отметить, что никогда не наблюдается крайней степени экстернальности или интернальности у одного человека. Скорее, эти параметры проявляются в различной степени выраженности одновременно, образуя своеобразный смешанный тип.

Таким образом один и тот же субъект, в зависимости от происходящего с ним, может «списывать» ответственность за произошедшее либо на себя, либо на различные внешние факторы и атрибуты. Данный «смешанный» тип также образует собой основу специфического феномена, именуемого «предрасположенностью к собственному Я».

Как развивать внутренний локус контроля

Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.

Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:

  • контролировать и не переносить свою ответственность на других
  • отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
  • признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание

Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:

  1. Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
  2. Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
  3. Будьте корректным в своем поведении и общении.

Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:

  • Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
  • Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
  • Показывайте свое мнение
  • Внимательно слушайте чужое мнение
  • Держите себя в руках
  • Как можно меньше негатива к окружающим.
  • Своя точка зрения о получаемой информации.

Помните, что:

  1. Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
  2. Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
  3. Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
  4. Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.

Взаимосвязь локуса контроля и самооценки

Развитие личности — что это такое в психологии

От уровня самооценки личности зависит направленность локуса контроля.

Высокая степень самоотношения присуща людям со склонностью к адекватной оценке собственных деяний, уважительному отношению к собственному «Я». Однако самосознание не имеет ничего общего с самолюбием.

Во втором случае завышенная самооценка поражает эмоциональную стабильность и душевное здоровье.

Как самостоятельно определить свой тип локуса

В определении локуса помогают несколько показателей шкалы управления:

1.»Интернальность» общая (ИО). Чем выше процент шкалы, тем больше убежденность человека в том, что важные события в жизни — проекция на результат его действий. Можно самостоятельно управлять событиями и чувствовать свою ответственность за отдельные события, или жизнь в целом. Если показатель низкий, то это свидетельствует о затруднительном проявлении связи действий и значимых событий жизни. У такой личности уверенность в способности контролировать развитие событий низкая, он полагает, что это случайное явление или внешнее воздействие других людей.

2.»Интернальность» достижений (ИД). У тех, у кого высокий уровень достижений, полагает, что всего, что достигнуто в жизни обязан только самому себе. Люди с низким уровнем полагают, что это результат жизненного везения, счастливого случая.

3.»Интернальность» неудач (ИН). Высокий показатель говорит о склонности к самообвинению в неудачах, неприятностях и страданиях. Низкий связан с предпочтением приписывать заслуги событиям, людям или результату невезения.

4.»Интернальность» семейных отношениях (ИС). Высокий показатель характерен для человека, считающего себя ответственным за собственные семейные события. Низкий — указывает на отрешение от проблем и заключен в снятии ответственности с себя за родных или семью.

5.»Интернальность» производственных отношений (ИП). При высоком показателе личность собственные достижения считает важнейшим фактором в формировании коллективной деятельности или отношений в коллективе, в своем профессиональном продвижении и т. п. При низком — говорит о мнительности и зависимости от внешних обстоятельств — влияние руководства, коллег, везения, неудачи.

6.Межличностная интернальность (ИМ). Высокий показатель проявляется в способности вызывать взаимоуважение и симпатию и т. д. Низкий — у категории людей неспособных активно включаться в круг общения.

7.»Интернальность» в сфере здоровья и уровне болезни (ИЗ). Высокий результат говорит о большей степени внимания к своему здоровью: если он болен, то винит себя и полагает, что и свое выздоровление будет зависеть от его предпринятых решений и действий. При низком — считает здоровье или болезнь результатом страхового случая и надеется на то, что выздоровление целиком зависит от результативности действий других людей, прежде всего врачей.

Локус контроля Дж. Роттера, диагностика

Шкала Роттера двухполюсная (на одном полюсе находятся интерналы, на другом – экстерналы), позволяет диагностировать уровень внутреннего локуса: степень самостоятельности людей, ответственности и активности в достижении целей.

Определение собственного локуса контроля служит основой для совершенствования, самоанализа, понимания сильных и слабых сторон, изменения отношения к происходящим событиям – мощного толчка к личностному росту и развитию. Преобладание экстернальных особенностей сообщает о необходимости научиться нести ответственность, отмечать собственный вклад, кроме внешних воздействий.

Склонным к интернальности людям важно понять, что невозможно удержать под контролем абсолютно все. В мире не существует человека, который все знает и умеет
Локус контроля

Примеры

Внешний локус контроля заставляет человека считать, что всё хорошее и плохое происходит в его жизни благодаря внешним обстоятельствам. К примеру, он может давать происходящим с ним событиям такие объяснения:

  • вуз окончил с плохими оценками, потому что система образования в стране плохая;
  • на работу опоздал, потому что на дорогах пробки;
  • зарплата низкая, потому что начальство не ценит;
  • избавиться от лишнего веса не получается из-за плохой наследственности.

Положительные события он тоже объясняет внешними обстоятельствами. Например, многие студенты считают, что поступили в вуз по чистому везению, да и впоследствии им кажется, что им часто везёт в учёбе. И всё же гораздо чаще экстернальность проявляется в том, что человек винит обстоятельства и окружающих в своих неприятностях.

Личности с внутренним локусом контроля считают происходящие с ними события собственными достижениями или провалами. Обычно их объяснения выглядят следующим образом:

  • учился не очень старательно, поэтому и оценки плохие;
  • на работу опоздал, потому что очень поздно выехал;
  • зарплата низкая, потому что не хватает квалификации для повышения в должности;
  • лишний вес не получается сбросить из-за неправильных пищевых привычек и нежелания заниматься спортом.

Разумеется, и положительные события личности с внутренним локусом контроля записывают в собственные заслуги. Хорошее образование, дисциплинированность, стройная фигура, высокие доходы и прочее они считают исключительно личными достижениями. В общении такие люди более приятны, поскольку всегда уверены в себе и практически никогда не источают негатив.

Значение

Есть ли для рядового человека практическая польза в понимании того, что такое локус контроля? Эта информация кажется интересной и познавательной, но и без неё любой человек прекрасно знает, что успеха добиваются только те личности, которые принимают полную ответственность за свою жизнь, свои решения и свои ошибки. Ведь не просто так на это направлены многие техники самосовершенствования.

Работать над собой нужно не только экстерналам, пытаясь превратить внешний локус контроля во внутренний. Интерналам тоже часто нужно слегка ослабить давление на себя, ведь они склонны к тому, чтобы пытаться контролировать всё, даже то, что в их контроле не нуждается.

Локус контроля – это важнейший фактор успеха во всех жизненных сферах. Это не просто способность отвечать за свои поступки, это полное ощущение того, что можно достичь любых целей, прикладывая усилия в нужных направлениях. И это ощущение могут сформировать в себе даже люди с внешним локусом контроля. Достаточно начать задавать себе правильные вопросы и честно отвечать на них.

Источники
  • https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/lokus-kontrolya-v-psixologii-chto-eto-prostymi-slovami.html
  • https://psylab.info/%D0%A2%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%BD%D0%B0_%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%81_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0
  • https://psihomed.com/lokus-kontrolya/
  • https://lifemotivation.ru/samopoznanie/lokus-kontrolya
  • https://mir-logiki.ru/vnutrennij-i-vnesnij-lokus-kontrola-licnosti-opredelenie-i-harakteristika/
  • https://donpi.ru/zdorove/vnutrennij-i-vneshnij-lokus-kontrolya-lichnosti-opredelenie-i-harakteristika.html
  • https://ktovdepressii.ru/terminologiya/lokus-kontrolya-vneshnij-vnutrennij.html
  • https://psypp.ru/art01/externalities-locus-of-control.php
  • https://onona.online/psihologiya/lokus-kontrolya
Оцените статью
Топотушки
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности
Adblock
detector