Негативизм: причины развития у детей, подростков и взрослых, симптомы и коррекция упрямства

Различные формы проявления сопротивления

В психологии, феномен негативизма подразделяется на две формы проявления: пассивная и активная. Активная форма этой поведенческой модели подразумевает проявление агрессии и резкого сопротивления, на попытки воздействия со стороны общественности. Негативизм имеет тесную связь с нонконформизмом, что заставляет человека совершать поступки, которые в определенных случаях противоречат его желаниям.

Пассивная форма рассматриваемого феномена характеризуется полным отказом исполнять требования и просьбы окружающих людей. Существуют физиологические типы проявления данного личностного расстройства, которые проявляются в виде отказа от еды, сна, передвижений и контактов с окружающими миром. По мнению специалистов, негативизм является одной из неотъемлемых составляющих комплекса протестующего поведения. Помимо самого негативизма, в состав данного комплекса входит упрямство, имеющее обоснованные мотивы.

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Негативизм в психологии — это состояние, при котором, человек отказывается придерживаться сложившихся социальных устоев и норм поведения. Подобный протест имеет определенное сходство с мутизмом. Под термином «мутизм» следует понимать психическое расстройство, которое заставляет человека отказаться от использования речи и жестикуляции для того, чтобы избежать общения с окружающими. Главным отличием этих состояний является то, что мутизм проявляется на фоне сильной эмоциональной травмы.

Заключительной составляющей комплекса протестующего поведения, является строптивость. В отличие от негативизма и упрямства, строптивость имеет направленность на различные общественные устои, включая важные события или саму систему человеческих ценностей.

негативизм в психологии это
Самой характерной чертой этого сопротивления является его необоснованность, отсутствие разумных для него оснований

Несмотря на то что упрямство является одним из проявлений рассматриваемого феномена, при негативизме человек не имеет определенных мотивов для оказания сопротивления. Единственное что связывает, два проявления синдрома протестующего поведения, наличие общих субъективных факторов, влекущих их развитие.

Общие сведения

В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера. Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений).
Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.

Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.

Причина изменения модели поведения

Согласно мнению специалистов, негативизм является неотъемлемой составляющей сложных психических расстройств. К таким расстройствам относятся кататонический синдром, шизофрения, деменция и аутизм. Нередко, человек под влиянием затяжной депрессии, изменяет собственную модель поведения в сторону рассматриваемого феномена.

Чаще всего данное состояние возникает на фоне длительного отсутствия возможности удовлетворить собственные потребности. В подобном состоянии человек негативно воспринимает окружающую обстановку и жизненные обстоятельства. На фоне подобного восприятия окружающего мира, человек испытывает психологический дискомфорт, который находит отражение в поведенческой модели.

Желание изменить общественные устои и отказ от соблюдения установленных норм, может возникнуть на фоне сложности интеграции в социум. Наличие данной проблемы приводит к гиперкомпенсаторной реакции, которая запускается на фоне коммуникативных сложностей. Рассматриваемая модель поведения может выражаться яростным упрямством на любую попытку оказать внешнее давление.

Если человек с рассматриваемым расстройством ощущает, что требования общества значительно отличаются от его внутренних нужд, запустится своеобразная защитная реакция. Специалисты объясняют данный факт тем, что индивидуум нуждается в свободе самовыражения и возможности контролировать собственную жизнь.

Определение

Термин «негативизм» происходит от латинского «negativus», означающий отрицательность. Явление связано с расстройством воли и отличается склонностью к отказу и действиям, противоположным предъявляемым требованиям, просьбам и желаниям со стороны окружающих. Чаще всего симптом проявляется при кататоническом возбуждении и ступоре.

Во время возбуждения у людей с двигательным расстройством можно заметить усиление психической активности, когда поведение начинает проявляться однообразностью, стериотипностью, бессмысленностью и импульсивностью. Во время ступора у пациентов с двигательным расстройством наблюдается полная обездвиженность, ослабленная реакция на раздражители.

В ступоре человек не вступает в контакты с другими людьми, перестает реагировать на события; пациенты чаще всего находятся в одной позе с напряженными мышцами, застывают в каком-либо положении. Негативизм может проявляться как при кататоническом возбуждении, так и ступоре и может быть активным и пассивным.

Обычно явление проявляется в немотивированном сопротивлении к любым просьбам касательно каких-либо действий, движений, произнесения фраз. Негативизм со временем становится преградой к адаптации человека в окружающем мире постоянных коммуникаций.

Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Немецкий психиатр Эрнт Кречмер (1888-1964 гг.) считал, что негативизм тесно связан с гипобуликой, низшим типом волевой установки, которая проявляется при ослаблении целевой воли, которая перестает быть способной к руководству человеком.

Исследователь считал, что гипобулика действует во время сильных душевных потрясениях, заболеваниях, а также в ситуациях, когда человек не может выполнить предъявляемые к нему завышенные требования и ожидания.

Иное определение негативизма дает швейцарский психиатр Эйген Блейлер (1857-1939 гг.), который относил к явлению негативизма:

Читайте также:  Благотворительный фонд «Круг добра» уже меняет жизнь маленьких пациентов с тяжелыми заболеваниями

  • амбитенденцию, то есть нарушение воли, которое отличается одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, совершать и не совершать движение при выполнении инструкции);
  • амбвивалентность, противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом, которое отличается одновременно возникающими противоречащими чувствами;
  • шизофреническое расщепление психики, характеризующееся невозможностью делать вывод из противоречивых убеждений, когда неадекватный импульс может с легкостью заменить адекватный.

Данные признаки критиковал К.Г. Юнг в своей работе «Критика теории шизофренического негативизма Блейлера», который считал, что негативная реакция определяется строгой последовательностью психологических причин, указывая на неверное употребление Блейлером термина «абвивалентность».

Детское нытье

Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы

В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.

Как взаимосвязаны негативизм и возраст

Перед тем как говорить о взаимосвязи возраста человека и его поведенческой модели, давайте уделим внимание вопросу, что такое нонконформизм, определение и проявление этого состояния. Под термином «нонконформизм» следует понимать модель поведения, которая подразумевает отстаивание личностных установок, которые прямо противоречат нормам, установленным в обществе. Ярким примером подобной модели поведения являются дети, которые относят себя к различным субкультурам (панки, готы и прочие неформалы).

Согласно статистическим данным, человек за свою жизнь сталкивается с несколькими возрастными кризисами. Этот период жизни ознаменует изменения в модели поведения и восприятии окружающего мира, что проявляется в виде частых эмоциональных перепадов. Во время возрастного кризиса, человек проявляет повышенную конфликтность, агрессивность и пессимистичное восприятие окружающего мира.

Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта
Согласно данным научных исследований, подавляющее большинство возрастных кризисов проявляются в возрасте от одного месяца до двадцати лет. Давайте рассмотрим самые распространенные кризисы:

  • кризис новорожденного;
  • кризис первого года жизни и трех лет;
  • школьный кризис;
  • кризис пубертатного возраста.
Читайте также:  Виш листы: как составить, список желаний и подарков

Формы поведенческой деятельности

Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).

В психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:

1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.

2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.

Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.

К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.

По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.

Как проявляется негативизм в детском возрасте

Негативизм у детей чаще всего проявляется в возрасте трех лет, так как фундамент личностной модели поведения закладывается именно в этом возрасте. По достижению вышеуказанного возраста, дети начинают стремиться к самостоятельности, что приводит к появлению категоричности и упрямства. Данный период лучше всего можно описать с помощью словосочетания «Я сам».

Молодым родителям следует уметь различать проявление рассматриваемого феномена с обычным непослушанием. Отказ от действий, которые малышу не хочется выполнять, является нормой для этого возраста. Рассматриваемый феномен проявляется в тех случаях, когда ребенок проявляет ярко выраженный отказ исполнять просьбы, озвученные взрослыми.

Клиническая картина

Негативизм является симптомом кризиса, вызванного переходом на определенную ступень человеческого развития. Помимо этого, данное состояние характерно для многих психических расстройств. Форма проявления данной модели поведения зависит от типа негативизма (пассивный или активный), и может выражаться как демонстративным неподчинением, так и пассивным сопротивлением. Многие люди, страдающие от этого расстройства, часто игнорируют рекомендации специалистов, что значительно осложняет процесс лечения.

Негативизм чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности

Негативизм проявляется в человеческой модели поведения в виде следующих признаков:

  1. Трудность создания коммуникативных связей и взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Вспыльчивость, замкнутость и конфликтность.
  3. Недоверие и повышенная тревожность.
  4. Редкое желание идти на уступки вопреки собственному мнению.

Во взрослом возрасте проявления негативизма имеют большое сходство с нигилизмом. Нигилизм является определенной моделью мировоззрения, которая характеризуется как сознательный человеческий выбор. Люди с негативизмом в отличие от нигилистов, не обладают способностью контролировать собственное поведение.

Специалисты говорят о том, что описать внутреннее восприятие окружающего мира человека, страдающего негативизмом, крайне сложно, из-за того, что данная модель поведения воспринимается как норма. Охарактеризовать это расстройство можно, как наличие сложностей в формировании потребностей и желаний. Нередко развитие расстройства сопровождается внутренними конфликтами и агрессией, направленной на самого себя. При пассивной форме расстройства, у больных наблюдается заторможенность сознания, граничащая с равнодушием к происходящим вокруг событиям.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Как бороться с проблемой

Примеры нонконформизма часто встречаются в нашей жизни. Примерами подобного поведения в обществе могут стать различные государственные перевороты, когда люди несогласные с установленными порядками, пытаются навязать обществу собственные ценности. В отличие от нонконформизма, негативизм чаще проявляется в повседневной жизни, не связанной с общественностью.

В случае с детьми дошкольного возраста используются различные методики психической коррекции, построенные на формате игр и сказок. При появлении негативизма в подростковом возрасте, используются когнитивно-поведенческие методики. Очень важно, суметь найти необходимую нить, которая позволит выйти на контакт с подростком, замкнувшимся в собственном мире.

Родителям важно понимать, что давление в психологическом плане, оказываемое на ребенка, может привести лишь к ухудшению ситуации. Угрозы и физическое наказание заставят ребенка замкнуться в собственном мире. Специалисты рекомендуют использовать методику мягкого воздействия, которая основывается на компромиссах. Родителям следует стараться как можно реже становиться инициаторами конфликтов с детьми.

Основная задача терапии, научить ребенка правильно взаимодействовать с окружающим миром, благодаря прививанию позитивных моделей поведения. Достижение результатов в изменении собственной поведенческой модели должно сопровождаться похвалой и пониманием. Положительное подкрепление имеет важную роль для не до конца сформированной психики.

негативизм у детей
Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и в выполнении действий, противоположных требуемым

Специфическое поведение и основные причины его проявления

Негативизм как форма поведенческой деятельности человека может быть чертой характера или ситуативным качеством. Он может проявляться в виде демонстративно выражаемого недовольства, в склонности к негативному мышлению и высказываниям, в видении в окружающих лишь их недостатков, в недоброжелательном настрое.

Если предположить, что человек – это программируемое существо, то становится понятно, что является фактором, провоцирующим негативизм. С момента рождения и на протяжении всего детства индивидуум получает извне множество различных установок. Таким образом формируется его сознание и вырабатываются определенные реакции.

Читайте также:  Средства связи, сервисы и приложения для общения

Профилактические методы

Конформизм и нонконформизм являются своеобразным балансом человеческой модели поведения. Преобладание одной из сторон этого феномена, может негативно сказаться на восприятии окружающего мира. Для того чтобы не допустить данного психического расстройства у близких, следует оказывать им поддержку и внимание. Чаще всего в подобной поддержке нуждаются люди, вступающие в кризисный возраст.

При проведении профилактики у детей, важно обучить их правильно адаптироваться в социуме. Пожилым людям, следует уделять особое внимание, так как часто по достижению старческого возраста, человек утрачивает коммуникационные связи с окружающими. Помните о том, что очень важно своевременно предотвратить развитие фрустрации, так как это состояние является основной первопричиной развития негативизма.

Как это ощущается изнутри

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояние как ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Причины и следствие

Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.

При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.

Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.

Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.

Симптомы

Негативизм обычно проявляется как в поведении, привычках, так и в образе мышления, в идеалах, творческих проявлениях, почерке и даже во внешнем виде. При этом у пациента наблюдаются:

  • негативные эмоциональные реакции;
  • демонстративность (татуировки, агрессивные украшения и прически, маскулинность);
  • суицидальные мысли;
  • пониженный фон настроения, проявляющийся в виде мрачности, угнетённости, угрюмости и отгороженности;
  • асоциальность;
  • агрессивность;
  • повышенный уровень тревожности;
  • выраженная дезорганизация;
  • повышение мышечного тонуса;
  • кататоническое возбуждение — эхосимптомы, парамимия, периодические стереотипии, вычурность движений (к примеру, пациент берет еду, которая расположена справа, левой рукой, протягивает ее за спиной и т.д.).

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля.

Патогенез

Психологическое состояние у особ с кататонией является противоположным ступору, причем усиливается не только психологическая деятельность, но и двигательные проявления. Сопротивление является защитной реакцией организма. Негативистические тенденции свидетельствуют о некомфортности, крайней обидчивости, враждебности, тревожности, малой социализированности личности, а также недоверии и недовольству к окружающим, выраженной склонности к критицизму и подозрительности. В дальнейшем негативизм может привести к возникновению негативных психопатологических явлений — замкнутости, отрыву от реальности, потери привязанности к близким, что повышает уровень дезадаптации. Это чаще всего обосновано и вызывает тенденцию к развитию жестокости – завуалированной или открытой, либо той и другой одновременно. Кроме того, происходит развитие негативных коммуникативных установок, склонность делать необоснованные обобщения.

Также могут встречаться «ложнонегативные» профили, которые типичны для больных с выраженными психическими дефектами и имеющими явное эмоциональное уплощение.

В основе немотивированного сопротивления обычно лежит неосознаваемое состояние готовности к определенному виду реакций, с помощью которых человек с кататонией «удовлетворяет свои потребности». Повторение «установочных ситуаций» складывает в ряд «фиксированные установки», которые незаметно становятся частью жизненной позиции и способом реагирования в ряде случаев. Установки негативизма чаще всего становятся результатом необоснованных выводов из собственного опыта и усвоенных стереотипов мышления.

Классификация

По форме различают активный, пассивный, парадоксальный, речевой, невротический и психотический негативизм:

  • Активная форма негативизма представляет собой протестное поведение – возникновение реакции сопротивления на любые требования, а также выполнение любых действий противоположно требуемым.
  • Пассивный негативизм – это игнорирование либо полный отказ от выполнения любых просьб или требований, но если кто-то попытается насильно заставить больного сделать необходимое, то в ответ скорее всего будет наблюдаться реакция активного негативизма – сопротивления на фоне повышенного мышечного тонуса.
  • Парадоксальные проявления негативизма сводятся к выполнению действий и развитию реакций у больных, диаметрально противоположных требованиям. К примеру, если пациента просят повернуться лицом, он поворачивается спиной, если нужно дать руку – он её прячет и т.д. В принципе, парадоксальную форму можно рассматривать как разновидность активного негативизма.
  • Речевой негативизм по сути является отказом пациента отвечать на любой из вопросов теста или беседы. Наиболее близким к этому типу реакций считается мутизм, при котором наблюдается отсутствие вербального контакта, причем люди понимают речь окружающих и способны разговаривать, но во время общения ни воспроизводится — ни ответной, ни спонтанной речи.
  • Невротический негативизм характеризуется отказом пациента от выполнения действий в ситуациях, вызывающих у него тревогу и страх. Например, наблюдается, при элективном мутизме у детей.
  • Психотический негативизм вызывает противодействие побуждениям, связанным с психотическими симптомами, включая бред, галлюцинации, кататонию, спутанность сознания.

Негативизм, вызванный плохим самочувствием, чаще всего носит тотальный характер и проявляется не только в поведении, но и в стиле общения, и взглядах на жизнь. В других случаях немотивированное сопротивление может иметь избирательный характер и проявляться в определённых условиях или по отношению к определенным людям.

Кроме того, в зависимости от происхождения побуждений негативизм бывает внешним и внутренним, то есть противодействие вызвано побуждениями извне или соответственно – собственными внутренними.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.
Читайте также:  Депрессия во время беременности: причины и способы избавления

Рекомендации по формированию позитивного мировосприятия

Первый и самый важный шаг – признать у себя наличие негативизма. В этом нет ничего постыдного или противоестественного. От него сложно, но можно избавиться, необходимо только искренне этого захотеть, тогда все необходимые усилия обязательно найдутся.

Вспомни и запиши одну свежую и яркую ситуацию, где ты проявила признаки негативизм. Опиши:

  • Что это была за эмоция? 
  • Как ты её проявила?
  • Что за потребность стояла за этим?
  • Какие ещё способы ты знаешь, как можно получить эту потребность?
  • Выбери подходящий вариант для себя и делай!

Право на ошибку – это естественно

Помни, что ошибка помогает увидеть один вариант ситуации и прийти к нужному и новому варианту. Ошибка – это часто поиск и это действие. Тот, кто добивается наибольших успехов в жизни, тот не боится ошибаться.

Право на помощь и поддержку

Если ситуация непростая, и есть чувство, что она тебя затягивает эмоционально, обратись за помощью к специалисту, где в доверительной и бережной обстановке вместе вы сможете уделить внимание возникшему вопросу.
Негативизм: причины развития у детей, подростков и взрослых, симптомы и коррекция упрямства
Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Сосредоточься на хорошем

Мир вокруг тебя цветной, где чёрный цвет только один из…Прямо сейчас скажи – что хорошего есть в твоей жизни. И это хорошее именно для тебя. Если хочешь и можешь, поблагодари судьбу за это. Именно благодарность помогает больше ценить свою жизнь и всё то, что в ней происходит. Благодаря тебе в том числе.

Занимайся своим любимым делом

Найти любимое дело – это большая удача. Тогда можно заниматься этим столько, сколько душе хочется. С радостью, отдачей, достатком. А ещё можно сублимировать свои негативные эмоции – это ведь ещё какая энергия.

Взрослей или вариант для продвинутых

Более продвинутый вариант работы над собой – это взрослеть. Психологическая зрелость – это состояние и мировосприятие, когда человек хочет проявиться и реализоваться. Реализованный человек имеет устойчивую связь с миром. Потому что личность зреет и взрослеет только в социальной среде – среди других.

Главное, что взаимодействуя с другими, ты лучше понимаешь и себя. И с каждым человеком в контакте что-то новое происходит в тебе и в твоей жизни. Только когда это понимаешь становится по-настоящему важным качество отношений.

Диагностика

Негативизм диагностируется в психологии с помощью психологических тестов и опросников. Эти методы позволяют не только выявить симптом, но и определить другие негативные расстройства мышления. Диагностика может проводиться как у детей, так и взрослых людей, но чаще всего наблюдению подвергается детский негативизм.Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Метод диагностики

Описание

Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки разработана Арнольдом Бассом и Энн Дарки в 1957 г. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Выделение различных видов агрессии и враждебности позволило основателям опросника определить несколько видов реакций, среди которых присутствует негативизм. Поэтому данный опросник может использоваться для выявления склонности к негативизму как взрослых, так и детей.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Позволяет оценить особенности взаимодействия родителя и ребенка с разных точек зрения. Существует 2 вида опросника: подростков и их родителей, родителей дошкольников и младших школьников. Результат диагностики позволяет выявить стиль воспитания подростков и детей.
Опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов» К. Томас выделил 5 способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (склонность к кооперации и напористости):

1. Поведение приспособления (склонность к жертвованию собой ради интересов других).

2. Конкурирующее поведение (склонность игнорировать интересы большинства ради собственных интересов).

3. Избегание (отсутствие склонности к кооперации).

4. Склонность к компромиссу (желание достижения соглашения путем взаимных уступок).

5. Сотрудничество (стремление достигнуть удовлетворения обеих сторон).

Разработанный опросник определяет наиболее свойственное человеку поведение в конфликтной ситуации, где может четко проявляться негативизм.

Методика исследования самооценки личности (С.А. Будасси) Методика С.А. Будасси необходима для оценки отношения к своим личностным качествам с помощью количественного измерения и ранжирования. Для проведения методики человеку предлагается список из 48 слов, обозначающих качества личности, 20 из которых должны быть выбраны пациентом для описания «идеального человека». В результате измерения выявляется адекватность соответствия реального Я и идеального Я для человека, его оценка собственных качеств.
Тест Айзенка для определения темперамента Тест Айзенка был разработан автором в 1963 году. Он был создан для определения степени возбуждения нервной системы, а также склонности к интроверсии или экстраверсии. Спустя 5 лет после разработки в тест была добавлена шкала психотизма. Сегодня метод диагностики широко применяется для исследования темперамента личности, ее склонности к возбуждению и коммуникации с другими людьми, что является важным критерием для выявления негативизма.
Рисуночный тест Рисунок человека как у ребенка, так и взрослого, может определить особенности социальных отношений пациента. Например, человек, нарисованный со спины, говорит о негативизме, то есть противодействии требованиям окружающих людей. Также повышенный уровень тревожности относительно общительности можно заметить с помощью многочисленных исправлений, штриховки и стираний на рисунке. Если фигура человека изображается уменьшено относительно остальной части рисунка – можно сделать вывод о проблемах тестируемого с общением и возможном негативизме. Явление может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль или сюжетом, где герой нарисован в позе, не расположенной к общению.

Характеристики и свойства

Негативизм первоначально описывался как свойство психических заболеваний.

По мере развития психологии, негативизм стал рассматриваться как:

  • аномалия характера, выражаемая в упрямстве, отвержении любых предложений помощи;
  • протестная реакция;
  • враждебно-агрессивная реакция;
  • тип личности.

    Негативизм в психологии. Что это у детей, определение речевой, подростковый

Вклад негативизма в личностное становление неоднозначен. Российский психолог А.В. Брушлинский считает, что детский и подростковый негативизм обеспечивает временную защиту от чрезмерной помощи со стороны взрослых и сверстников, способствуя самостоятельности.

К.Н. Поливанова рассматривает негативизм как форму пробных действий. Отсутствие пробы лишает ребенка возможности превратить способности в «работающие», затрудняет построение поведения.

Однако важнейшей характеристикой негативизма является непоправимый вред личности, который вызывает ее деформационные изменения ввиду доминирования негативизма в личностной структуре. Одним из свойств негативизма является зависимость от воспитания, что связано с недостатком материнской любви, пренебрежительным отношением к нуждам ребенка.

Согласно взглядам психолога В.С. Мухиной, агрессивные или холодные родители могут стать примером для подражания и тогда идентификация с родителями проходит по отчужденному образцу, формируя особый тип личности.

В зарубежных исследованиях характеристики негативизма связываются с оппозиционно-вызывающим расстройством личности:

  • цинизм;
  • конфликтность;
  • склонность к провокациям;
  • проявления мстительности;
  • злорадство.

Последняя характеристика обусловлена кризисом идентичности и противоречием между потребностью в автономии и родительским сверхконтролем. Современной психологии известно, что развитие личности осуществляется через противоречия. Неспособность справиться со сложными ситуациями втягивает личность в новые усложняющиеся проблемы и противоречия.

Результатом их неконструктивного осмысления и разрешения становится:

  • негативное отношение к миру
  • искаженные ценностно-смысловые установки;
  • низкая самооценка;
  • недовольство собой.
Источники
  • https://distriboff.ru/lichnost/negativizm-eto.html
  • https://3d-panneco.ru/patologii-i-terapiya/negativizm-v-psihologii-eto.html
  • https://psyfiles.ru/why/negativizm-eto-cto-takoe-priciny-i-priznaki-negativizma.html
  • https://nevrolog-info.ru/negativizm-eto-v-psikhologii/
  • https://SpbLiders.ru/lichnost/negativizm-kak-borotsya.html
  • https://samka.co/psihologiya/negativizm-u-vzroslogo-cheloveka-kak-formiruetsya-rasstroystvo-voli/
  • https://healthperfect.ru/negativizm-v-psihologii-eto.html
  • https://infobliz.ru/psihologiya/passivnyj-negativizm.html

Оцените статью
Топотушки - сайт о детях