- Понятие системного мышления
- Что значит мыслить системно
- Что такое система
- Особенности системного мышления
- Где познакомиться
- Способности людей с системным мышлением
- Способность к системному мышлению можно развить
- Что можно сделать уже сегодня
- Способы развития системного мышления
- Решение творческих задач
- Разрушение стереотипов
- Расширение круга интересов
- Искусственное создание неопределенности
- Формирование системного мышления
- Упражнение по развитию системного мышления
- Свойства системного мышления
- Как работает системное мышление?
- Польза системного подхода
- Отличие от логического образа мысли
- Как развить системное мышление?
- Уровни
- Нулевой
- Первый
- Второй
- Третий
- Технология системного мышления
- Определите «рамки»
- Определите процесс
- Создайте структурные схемы
- 5) Определите, что известно о затруднениях
- Составьте проект новых организованностей
- Подберите и подготовьте новых специалистов
- Искусство системного мышления
- Значение системного мышления при оценке компетентности персонала
- Дифференциация уровней владения системным мышлением
- Важность наблюдения за успешными системами
- Видео
Понятие системного мышления
Системное мышление – это тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. Каждый материальный объект, предмет, явление, процесс, научная теория, художественный образ и прочее представляет собой определенную систему. Элементы каждой системы упорядочены и связаны между собой таким образом, чтобы система работала в нужном направлении. Системность – это свойство отдельного элемента, позволяющее ему обладать всеми признаками системы.
Обычное, бытовое мышление не всегда может отразить все тонкости организации той или иной системы. Логическое мышление помогает разделить любую систему на составные элементы, выявить и проанализировать их свойства и характеристики, а затем, основываясь на выявленных связях, соединить их в единое целое. Однако этот процесс не позволяет учесть все факторы и закономерности, поэтому многие из них остаются за кадром. Таким образом, человек сознательно упрощает рассматриваемую систему.
Любая система не является просто совокупностью отдельных элементов, а выступает в качестве целостного и неделимого образования. Система обеспечивает своим отдельным частям многовариантное взаимодействие друг с другом. Функционирование системы в большей мере зависит не от самих элементов, а от образа их взаимодействия. Эти взаимодействия не всегда являются очевидными. Они нередко скрыты, противоречивы и даже парадоксальны. Задача СМ состоит в том, чтобы научиться видеть и учитывать все эти взаимодействия.
Что значит мыслить системно
Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях. Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно. Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.
Что такое система
Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.
Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей. Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности. Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.
Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое. И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.
Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом. Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок. А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.
Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом. С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.
Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.
Особенности системного мышления
Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?
Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза. Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов. Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.
Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни. Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен. Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.
В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны. Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству. А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.
Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота. Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими. С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.
Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.
Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.
Где познакомиться
Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.
Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:
- Определите цели, составьте список действий для их достижения.
- Разберите достижение цели на несколько процессов (прикладные задачи).
- Проанализируйте порядок выполнения процессов, внесите необходимые изменения.
- Создайте структуру: выявите составные элементы процессов, взаимосвязи между ними.
- Спрогнозируйте трудности, ошибки, определите способы их устранения.
- Составьте готовый проект реализации плана.
- Определите ресурсы для реализации своего плана.
Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:
- Определите, что за система перед вами — детальная (много элементов) или динамическая (много взаимосвязей).
- Больше связей — больше возможностей. Анализируйте все способы взаимодействия элементов.
- Изменения влекут за собой изменения. Меняя что-то в одном месте, обязательно изменится все в целом.
Способности людей с системным мышлением
Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:
- способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
- восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
- умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
- способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
- умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.
Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал. Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом. Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.
Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.
Способность к системному мышлению можно развить
Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах. Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.
Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора. Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением.
Среди достойных авторов в этой области – Джозеф О’Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О’Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.
Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.
Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев. Системное мышление он называет системно-векторным.
Что можно сделать уже сегодня
Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:
- Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
- Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
- Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
- Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.
Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.
Способы развития системного мышления
Развивать системное мышление нужно уже ребенку. В дальнейшем это поможет ему улучшить самостоятельное усвоение знаний. Примечательно, что занятия начинают с детьми-дошкольниками.
Дошкольники – это дети, которыми владеет любопытство. Направив его в правильное русло, можно облегчить ребенку дальнейшее обучение, получение и усвоение знаний. Обычно это происходит путем практики ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). На основе правильного использования данного метода можно развить творческое воображение, изобретательскую смекалку и другие полезные навыки.
Заниматься системностью мышления стоит для его совершенствования. Навык вырабатывается в процессе обучения, для чего существует ряд методов:
- Наблюдение за успешными системами. Чтобы понять алгоритм функционирования системы, требуется ее изучить, что происходит за счет наблюдения. Если отдать предпочтение успешным системам, можно исследовать их деятельность, взаимосвязь элементов, процессов, а также рассмотреть последствия. Полученные знания применяются на практике для решения задач сложнее.
- Расширение интересов. Учитывая, что система во многих объектах, явлениях и процессах схожая, расширение кругозора позволит получать больше практики.
- Избавление от стереотипов. Жизненный опыт заставляет человека верить в стереотипы. Если избавиться от этой привычки, индивид сможет решать простые задачи без усложнения себе жизни.
- Создание ситуаций неопределенности. Данный навык может пригодиться в жизни. Для его тренировки нужно придумать нестандартный сценарий некой ситуации и искать выход из нее.
- Решение творческих задач. Этот метод пользуется успехом среди всех слоев населения, каким бы образом мышления они ни руководствовались.
Развитие системного мышления – процесс не самый легкий, но увлекательный. Главным положительным результатом будет дальнейшее упрощение всего, что находится и происходит вокруг. Одновременно с этим расширяются границы восприятия реальности, а также появляется полезный навык эффективного разрешения задач всех сфер жизни.
Решение творческих задач
На самом деле это наиболее действенный и эффективный способ, тренирующий творческие способности и развивающий системное мышление. Его используют на этапе приема на работу в компании “Майкрософт”. Кандидаты на должность обязаны решить несколько задач творческого содержания.
Учитывая все перечисленные обстоятельства, можно утверждать, что искусство системного мышления – цель вполне достижимая. Как и при любых тренировках, понадобится время, сила воли, настойчивость и упорство. Однако результат того стоит, так как приводит к более глубокому восприятию процессов, происходящих в природе, обществе и в самом человеческом теле.
Разрушение стереотипов
Пересмотр и коррекция устоявшегося отношения к реальности чрезвычайно важны для свободы действий человека. Стереотипы вырабатываются, исходя из прошлого опыта, и довольно неплохо подходят для выработки простого, типичного решения, но совершенно неактуальны, если возникла совсем новая проблема. Решения системным мышлением базируются на разработке свежих концепций, поэтому так полезно тренировать свою изобретательность и нестандартный подход к ситуации.
Расширение круга интересов
При расширении интересов, взглядов и кругозора человека его мышление приобретает вариативность. Широкий круг интересов автоматически ведет к бессознательному расширению ментальных карт. Это, в свою очередь, помогает развивать системное мышление.
Искусственное создание неопределенности
Если намеренно создавать различные ситуации неопределенности и находить новые способы их решения, можно получить очень хорошие результаты в тренировке системного мышления. В реальной жизни нет ситуаций, которые можно с уверенностью назвать определенными. Масса факторов способна оказать влияние в самый неожиданный момент.
Формирование системного мышления
Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной. Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально. Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.
Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:
- Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
- Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
- Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
- Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.
Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны. Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления. Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.
Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.
Упражнение по развитию системного мышления
Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:
- Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
- А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.
Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.
Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.
Свойства системного мышления
Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:
- Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
- Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
- Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
- Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
- Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
- Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.
Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.
Как работает системное мышление?
Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.
Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.
Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.
Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.
Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.
Польза системного подхода
Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?
- Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
- Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
- Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
- Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
- Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
- Учит объединять знания из разных научных теорий.
- Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
- Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
- Дает возможность прогнозировать события.
Отличие от логического образа мысли
В первую очередь стоит разобраться в вопросе: мыслить системно – это как? Системный подход к размышлениям – это умение разбить ситуацию на отдельные факторы, проанализировать их, определить признаки и взаимосвязи.
Логическое мышление – это процесс сознательного упрощения реальности с целью разделения ее на детали, составляющие, которые будет проще изучить. Это позволяет лучше понять суть некоторого явления. Однако считается, что логическое мышление не учитывает все закономерности, многие остаются в стороне. Поэтому получаемый результат нельзя назвать полным и достоверным.
Если при логическом мышлении индивид сначала разбивает понятие на составляющие, а потом снова их соединяет, то при системном в конечном итоге нет отдельных элементов, каждый из них обладает признаками всего понятия.
Как развить системное мышление?
К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.
- Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
- Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
- Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
- Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
- Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.
Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.
Уровни
Люди, способные мыслить системно, находятся на разных уровнях владения таким мышлением. Некоторые могут заметить только один признак из большого количества характеристик целой системы. Другие способны увидеть все признаки, но не могут выявить взаимодействия между ними. Третьим присуща способность выявления всех признаков и нахождения связей между ними. Наконец, существуют люди, обладающие высшим уровнем системной мыслительной деятельности, которые могут сами проектировать признаки и создавать собственную систему.
Системное мышление основано на методологии научного познания. С точки зрения познавательной деятельности, мыслительный процесс любой личности может иметь какой-то свой уровень способности думать системно.
Нулевой
Нулевому уровнюприсуща некомпетентность. Обычно люди, имеющие нулевой уровень, не владеют навыками системного мышления. Они не могут анализировать ситуацию и действуют интуитивно. Им сложно вычленить главные моменты, оценить риск, спрогнозировать последствия событий.
Самые важные обстоятельства ситуации они оставляют без должного внимания. Необдуманные, спонтанные решения принимаются такими индивидами очень часто. Онине задумываются о последствиях.
Первый
Начальный уровень характерен людям, способным разглядеть влияющие на события факторы, структурировать информационные сведения, применить значимые критерии и сформулировать логичные выводы. Системный подход к ситуации у такой личности прослеживается исключительно в тех областях, где человек хорошо ориентируется. Только в этих сферах он способен установить причинно-следственные связи.
Второй
Люди с данным уровнем способны анализировать большое количество различных сведений, в том числе комплексных и многофакторных явлений. Они могут отделить главную информацию от второстепенных фактов, увидеть причинно-следственные связи. Неплохо анализируют ситуации, выходящие за пределы их профессиональной компетенции. Им присуща вариативность мышления, которая позволяет разработать несколько вариантов решения одной проблемы. Эти индивиды способны уловить барьер, препятствующий достижению цели, обойти его или преодолеть препоны другим способом.
Третий
Личность с таким уровнем системного мышления способна к созданию новых концепций, позволяющих найти решение для трудных практических задач. Индивиду присуще умение эффективно достраивать недостающие звенья системы. Он способен делать правильный вывод на основе частичных или противоречивых сведений.
Технология системного мышления
В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.
В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:
- Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).
- Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.
Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
- Для чего нужна эта система?
- Как она действует?
- Какие части помогают выполнять её главную функцию?
- Каковы существующие между ними связи?
Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» – значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.
В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.
Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:
Определите «рамки»
Для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.
Определите процесс
- решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)
- определите происходящие процессы.
- найдите тот процесс, который нужно изменить.
Создайте структурные схемы
- выявите важные моменты для работы системы;
- выявите взаимозависимость этих моментов;
- прорисуйте существующие между ними связи;
- выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;
- распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.
5) Определите, что известно о затруднениях
- какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;
- каковы проблемы;
- каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?
Составьте проект новых организованностей
- определите, каковы они;
- какие из них останутся неизменными;
- какие из них получат иные функции;
- в каком материале они будут работать.
Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.
Подберите и подготовьте новых специалистов
Определите и озвучьте свои требования к персоналу.
Искусство системного мышления
Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения. Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались. Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.
Все системы обладают некоторыми свойствами, тогда как отдельно взятые части систем их не имеют. Анализ частей, составляющих систему, не позволяет обнаружить свойства самой системы. Эти свойства выявляются как результат работы системы, когда мы наблюдаем её в действии.
В своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем», посвящённой этому вопросу, авторы (Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт) выделяют несколько важных моментов:
- Важно научиться понимать, сложность какого вида встретилась в системе: динамическая или детальная. Под детальной понимается сложность, которая связана с количеством элементов, которые анализируется, а под динамической – сложность, которая связана с отношениями, взаимосвязями элементов.
- Чем больше в системе присутствует связей, тем больше и возможностей повлиять на систему.
- Важно правильно найти точку приложения сил – и тогда рычаг сработает.
- Точечных изменений не получится: всегда будут иметь место какие-то побочные эффекты.
Искусство системного мышления – знания, позволяющие научиться мыслить более широко и целостно, преодолевать косность мышления и решать возникающие проблемы. Овладение искусством системного мышления приводит к пониманию того, что мышление неотделимо от проблем, возникающих у нас. Проблемы являются следствием предшествующих событий и наших мыслей о них. Мы сами являемся неотъемлемым элементом своих проблем. Применяя принципы системного мышления, мы сможем лучше разбираться в собственных убеждениях и способах действия, ведь даже сам процесс мышления представляет собой систему наших взглядов и убеждений.
Значение системного мышления при оценке компетентности персонала
Тестирование, собеседования и оценка основных качеств соискателей на различные должности проводятся с целью составления правильного впечатления о профессиональных способностях претендента, а также о его личности в целом. Научный подход к созданию коллектива помогает достичь более слаженной работы предприятия, полноценной отдачи от сотрудников и получения ими удовлетворения от труда. Кроме того, это сводит к минимуму возникновение конфликтов и недоразумений.
Системное мышление – это важная способность хорошего работника, поэтому, оценивая его уровень, менеджеры по персоналу изучают такие качества претендентов:
- Способность к эффективному анализу большого объема информации.
- Способность к выявлению закономерностей в различных ситуациях, а также к формированию целостной картины происходящего.
- Умение оценить риски и возможности, связанные с процессом принятия того или иного решения.
Дифференциация уровней владения системным мышлением
В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.
1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:
- Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
- Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
- Им свойственно принимать необдуманные решения.
2. Первый (начальный):
- Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
- Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.
3. Второй (на базе первого уровня):
- Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
- Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
- Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
- Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.
4. Третий (на базе второго уровня):
- Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
- Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.
Важность наблюдения за успешными системами
Исходя из того, что системное мышление – это способность вникнуть в функционирование системы, для развития навыка бессмысленно пытаться изучать отдельные части. Основное свойство систем заключается в появлении свойств, характерных для систем, но отсутствующих у ее компонентов. Изучение системы доступно в процессе наблюдения за ней. Чтобы развить системное мышление, стоит наблюдать за эффективными и успешными объектами. Нужно изучать принципы их работы, характер связей между частями, последствия различных предпринятых действий. Такой прием приводит к пониманию работы успешных систем и применению этого знания в жизни.
Видео
- https://NewGoal.ru/sistemnoe-myshlenie/
- https://psychologist.tips/2260-sistemnoe-myshlenie-chto-eto-takoe-osobennosti-formirovaniya.html
- https://blog.wikium.ru/myslit-sistemno-chto-eto-znachit-i-kak-nauchitsya.html
- https://FB.ru/article/250426/sistemnoe-myishlenie—eto-chto-takoe-harakteristiki-i-osnovnyie-priznaki
- https://srazu.pro/razvitie/sistemnoe-myshlenie-v-zhizni.html
- https://vplate.ru/myshlenie/sistemnoe/
- https://b-trainika.com/blog/myshlenie-sistemnogo-myshleniya/