Супервизия в психологии — это что такое, формы и техники проведения супервизии

Содержание
  1. Возникновение супервизии
  2. Значение слова
  3. Зачем нужна супервизия
  4. Функции супервизии
  5. Стадии супервизии
  6. Для психологов: личная терапия и супервизия в психологическом консультировании
  7. «Нет проблем»?
  8. «Я достаточно проработан»?
  9. «Ну что мне могут сказать нового»?
  10. «У меня достаточно знаний, я сам разберусь»?
  11. «Меня будут осуждать и критиковать»?
  12. «Наверное, это еще не та проблема, в которую стоит вкладывать деньги»?
  13. Индивидуальная терапия психолога и супервизия для психолога – сходства, различия, пересечения
  14. Особенности обучения специалистов
  15. Преимущества помощи специалиста в затруднительных ситуациях
  16. Основные категории супервизии
  17. Очная категория супервизии
  18. Преимущества и недостатки очной терапии
  19. Заочная форма супервизии
  20. Режим супервизора
  21. Совокупность этих форм
  22. Виды психологической супервизии
  23. Индивидуальная форма
  24. Групповая форма
  25. Что такое суггестия
  26. Понятие суггестии в психологии
  27. Внушить человеку можно только то, что он уже бессознательно принял.
  28. Применение суггестии
  29. Определение суггестии и контрсуггестии
  30. Профессия гипнотизер
  31. Принцип внушения
  32. Этапы процесса
  33. Формирование суггестивных умений у будущих учителей
  34. Способности педагога
  35. Примеры суггестивных техник
  36. В рекламе
  37. В СМИ
  38. Вербальная суггестия
  39. Использование внушения в психотерапии
  40. Гипноз
  41. Невербальное влияние на поведение и мышление
  42. Mapкиpoвaниe
  43. Убеждение
  44. Внушение во сне
  45. НЛП
  46. Стадии лечения
  47. Усыпление пациента
  48. Побудка пациента
  49. Понятие суггестивности
  50. Отношения суггестор – суггестант
  51. Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения …
  52. Подходы к изучению суггестии
  53. Теоретические основы воздействия музыки на организм человека
  54. Суггестия — книги

Возникновение супервизии

С тех пор как возникло такое явление, как психоанализ, стала ощущаться необходимость в супервизорской помощи. Оставаясь один на один с собой, без помощи более опытных коллег, терапевт рисковал оказаться в замкнутом круге мыслей, которые могли стать причиной нервного расстройства и срывов, а также существенно помешать нормальной и продуктивной работе. Первым явлением супервизии в литературе принято считать книгу Зигмунда Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».

Супервизия для психологов - стадии, функции, методы

В середине ХХ века процесс супервизии заключался в изучении записей психоаналитических сессий. С развитием психологии совершенствовалось также явление супервизии. Сегодня для неё используются все достижения техники — аудиозаписи сеансов, общение по скайпу, видеосъемка. Такой подход позволяет супервизору проводить анализ деятельности супервизируемого, не присутствуя на сеансе. Это значительно облегчает работу, ведь редко какой пациент согласиться рассказывать о своих сокровенных переживаниях перед большой аудиторией.

Современная супервизия все чаще опирается не только на мировосприятие и философию супервизора, но также на его чувства, ощущения, позволяющие ему осознавать себя «здесь и сейчас». Таким образом, расширяется арсенал супервизора, для более полного анализа деятельности супервизируемого.

Так как супервизия является сотрудничеством профессионалов, в ней всегда есть место творческому началу. Её больше не связывают с каким-нибудь определённым направлением или теорией в психоанализе, предпочитая гармонично объединять техники из разных школ. Такой подход получил название «эклектической» модели.

Значение слова

Если обратиться непосредственно к английскому языку, то слово «супервайзер» переводится как «контролер», «надсмотрщик», «надзиратель». Изначально оно было применимо к сотрудникам маркетингового отдела, которые занимались расширением рынка сбыта товаров или услуг. Что это такое? Супервизор контролировал своих подчинённых, чаще всего торговых агентов, стимулировал их к повышению продаж, координировал работу торговых точек и проведение маркетинговых акций. Сегодня также есть должность супервизора маркетингового отдела. Однако включает эта должность уже несколько иные обязанности. Вместе с тем вы можете столкнуться с объявлением об открытой вакансии на должность супервизора в отель или супервизора питания. Ниже мы расскажем о том, чем занимаются данные специалисты.

супервизор питания

Зачем нужна супервизия

Важнейшим аспектом профессиональной практической деятельности психотерапевта является супервизия, позволяющая приумножить знания, в ходе рассмотрения и обсуждения практических случаев с более зрелым коллегой.

Согласно воззрениям ряда учёных именно личностные проблемы и аспекты отношений, воздействующие на терапевтический процесс, порождают больше критических эпизодов, обуславливающих изменение терапевтической результативности, нежели иные факторы. Поэтому способность психотерапевта принимать помощь и поддержку, является одним из стержневых профессиональных черт.

Наставничество направлено на формирование и приумножение теоретических знаний и практических навыков специалиста в различных сферах его практики (например, психоаналитическая супервизия). Задача супервизора заключается в консультировании и разборе терапевтической модели супервизируемых, оценке эффективности и рациональности избранных ими психотерапевтических методов.

Таким образом, рассматриваемая модель повышения профессионализма необходима для:

– улучшения понимания пациентов;

– возможности дать оценку успешности выбранных техник терапии, их своевременности, уместности и влияния на клиента;

– понимания нюансов и оттенков психотерапевтических взаимоотношений посредством разбора сеансов терапии с супервизором;

– обнаружения и использования вероятных возможностей супервизируемого огптимальным образом;

– правильного структурирования консультационных взаимодействий, как в ходе сессии, так и в практике в целом.

Супервизия является генератором поддержки равным образом для новичков в сфере психотерапии и для опытных специалистов.

Можно выделить три ключевые функции наставничества:

– формирующая либо образовательная, отвечающая за формирование умений, выработку навыков, способностей супервизируемого специалиста;

– тонизирующая или поддерживающая, заключающаяся в помощи противостоять отрицательному воздействию проблем клиента;

– нормативная или направляющая (посредством супервизий психотерапевт учится отслеживать и контролировать собственную личность, ликвидируя недостатки, препятствующие работе – уязвимости, слепые пятна, предрассудки).

Главной задачей супервизора является поддержка и консультирование менее опытного коллеги (коуча, психолога, психотерапевта, тренера), помощь в разборе и оценке его профессиональной практики. Он не учитель и не контролёр, а помощник-консультант. Для супервизора важно с супервизируемым придерживаться дистанции, определяемой задачами наставничества.

Сталкиваясь в ходе терапевтических сеансов с клиентом со всевозможными проблемами и конфликтами, малоопытный специалист встречается с внутренним противостоянием и защитными паттернами собственной психики. Наставничество опытного коллеги не только способствует изучению нюансов психотерапевтической практики, но и предоставляет возможность развиваться.

Материалом для разбора и дискуссий в ходе наставничества являются:

– теоретические знания, навыки, профессиональные действия;

– проблемы самовосприятия и самопонимания;

– взаимоотношения с участниками процесса при групповой супервизии;

– взаимоотношения с клиентом (это могут быть проблемы обособления, изолированности, переноса, зависимости);

– организационные вопросы и формальные стороны психотерапевтической практики.

Таким образом, можно заключить, что супервизия в консультировании является необходимой вещью. Поскольку она является наиболее реальной возможностью научиться работать, повысить собственный профессиональный уровень и компетенцию, познать тонкости профессии, приобрести новые умения и в целом самосовершенствоваться.

Функции супервизии

Супервизия — это не только наблюдение и работа над ошибками, но и обучение специалиста. В этом контексте супервизия направлена на то, чтобы научить супервизируемого различным тонкостям профессии.

Супервизии:

  • Супервизия для специалистов - психологи и терапевты на работе.
  • позволяют лучше разобраться в нюансах и оттенках терапевтических взаимоотношений, путём анализа сеансов с клиентом и супервизором;
  • дают возможность оценить, насколько удачно подбираются техники и методы терапии, применяются ли они своевременно и уместно, оказывают ли должное влияние на пациента;
  • учат правильно структурировать консультационные взаимодействия и во время сессий, и во всей работе в целом;
  • помогают обнаружить и использовать потенциальные возможности супервизируемого наилучшим образом.

Супервизия становится существенным источником поддержки как для начинающих терапевтов, так и для опытных психологов.

В психологии выделяют три основные функции супервизий:

  1. Образовательная или формирующая. Она отвечает за выработку навыков, умений, способностей супервизируемого.
  2. Поддерживающая или тонизирующая. Супервизии помогают противостоять негативному влиянию проблем пациента.
  3. Направляющая или нормативная. С помощью супервизий психолог учится контролировать и отслеживать свою личность, устраняя недостатки, мешающие в работе (слепые пятна, предрассудки, уязвимости).

Основное внимание в супервизии фокусируется на нескольких главных моментах:

  • состоянии супервизируемого как эмоциональном, так и общем, и его влиянии на работу. Состояния могут касаться конкретного случая в работе терапевта, так и проявляться в процессе прохождения супервизии;
  • Супервизия специалистов - индивидуальная и групповая
  • впечатлениях супервизора, возникающие в процессе проведения супервизий. Они могут быть простыми ощущениями, предположениями и относиться как к самому терапевту, так и к особенностям его работы во время сессий с пациентом.

Основная задача супервизора — оказание поддержки и профессиональное консультирование менее опытного специалиста (психолога, психотерапевта, коуча, тренера), помощь в оценке и анализе его профессиональной деятельности. Он не контролёр и учитель, а консультант и помощник. Супервизору важно соблюдать дистанцию с супервизируемым, определяемую задачами супервизии.

Встречаясь во время работы с пациентом с разнообразными конфликтами и сложностями, малоопытный терапевт сталкивается с внутренними конфликтами и защитными реакциями собственной психики. Помощь опытного супервизора не только помогает изучить новые тонкости профессии, но и даёт возможность терапевту развиваться, как специалисту.

Стадии супервизии

Процесс супервизии можно условно разделить на несколько стадий, проходя через которые супервизируемый развивается как специалист и достигает автономии, самостоятельности и уверенности в своих профессиональных способностях.

  1. Взаимная оценка участников супервизии, определение сильных сторон и слабостей. На первом этапе супервизируемый нуждается в установлении контакта со своими чувствами, устранении страха перед пациентом и возможной неудачей или профессиональной несостоятельностью. На этой стадии супервизор работает с проекциями и помогает преодолеть страхи, тревожность и неуверенность в себе. Его роль в это время достаточно активна, она возлагает на него большую ответственность и требует проявления инициативы. На первой стадии супервизия во многом схожа с процессом обучения — особенно в области отношений между супервизором и его подопечным.
  2. Супервизия групповая - особенности этой формы
Оцените статью
Топотушки
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности
Adblock
detector