Виды общения – классификация, особенности и нормы

Содержание
  1. Содержательный компонент процесса общения
  2. Цели общения
  3. В зависимости от количества и характеристик участников
  4. Индивидуальное общение
  5. Коллективное общение
  6. Внутриличностное общение
  7. Межличностное общение
  8. внутригрупповой
  9. межгрупповых
  10. Массовая связь
  11. Как отпустить обиду и простить человека?
  12. Средства общения
  13. Интерактивная и перцептивная сторона общения
  14. Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека
  15. От чего зависит выбор стиля общения
  16. Временной критерий коммуникации
  17. Виды общения в психологии и используемые техники
  18. Особенности беседы в разных ситуациях: что нужно учитывать
  19. Виды общения в психологии: формы и классификация
  20. Функции общения
  21. Итак, каким же может быть человеческое общение?
  22. В соответствии с используемым каналом
  23. Другие виды общения
  24. Влияние общения на жизнь человека
  25. Понятие педагогического общения
  26. Количество участников в процессе коммуникации
  27. Основные стили
  28. Интересные факты о психологии общения
  29. Привлечение внимания
  30. Таблица типов общения
  31. Классификация по Е.И. Рогову
  32. Императивное
  33. Манипулятивное
  34. Диалогическое

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

В зависимости от количества и характеристик участников

Еще одна из наиболее распространенных классификаций типов общения – это те, которые связаны с людьми, участвующими в обмене информацией. Далее мы увидим самые важные типы.

Индивидуальное общение

Этот тип связи происходит только между отправителем и получателем. В нем два человека обмениваются информацией непосредственно между ними, без каких-либо претензий на воздействие третьих сторон или возможной аудитории. Некоторые из его характеристик заключаются в том, что он является прямым и, как правило, более эффективным, но обычно он также медленнее.

Примерами индивидуального общения могут быть такие сценарии, как беседа между двумя людьми, обмен личными сообщениями через приложение или общение по почте или электронной почте..

Коллективное общение

Отличительной чертой коллективного и индивидуального общения является в основном намеренность эмитента. При таком типе обмена информацией любой, кто создает сообщение, намерен влиять не только на одного собеседника, но и на нескольких людей одновременно..

Эти другие участники процесса общения могут быть как непосредственными получателями, так и зрителями обмена сообщениями. Таким образом, некоторые примеры коллективного общения могут включать групповые разговоры, а также прямую трансляцию по телевидению или видео на YouTube..

Внутриличностное общение

Внутриличностное общение отличается от других типов тем, что в нем отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Это происходит, когда человек разговаривает сам с собой, либо внутренне (посредством мыслей и внутренних образов), либо вслух, либо письменно (например, с помощью дневника)..

Внутриличностное общение происходит постоянно и сильно влияет на наше поведение. Однако некоторые эксперты сомневаются в том, что форма передачи информации действительно может быть рассмотрена, поскольку в ней участвует только один человек..

Межличностное общение

Этот тип общения будет противоположностью внутриличностному. В нем передача информации дается как минимум между двумя лицами. Важно отметить, что он может быть как индивидуальным, так и коллективным, в зависимости от конкретного сценария, в котором.

Таким образом, например, разговор между двумя людьми будет примером индивидуального межличностного общения; но один в группе будет коллективным межличностным.

внутригрупповой

Этот тип общения происходит, когда два или более члена одной группы обмениваются информацией или идеями. Из-за различных психологических эффектов динамика, возникающая, когда собеседники принадлежат к одной и той же группе, сильно отличается от той, которая проявляется в других случаях..

межгрупповых

В отличие от предыдущей категории, межгрупповое общение происходит, когда происходит обмен информацией между членами двух разных групп. Этот стиль общения происходит, например, в дебатах, на переговорах или в классе.

В зависимости от взаимоотношений участвующих групп друг с другом, динамика, присутствующая в этом типе общения, будет совершенно разной в каждом случае.

Массовая связь

Последний тип общения по словам участников – это тот случай, когда один отправитель передает сообщение большому количеству анонимных получателей. Основное отличие этого стиля в том, что отправитель не знает, кто прибывает, и, в принципе, нет намерения получить ответ..

Примерами массовой коммуникации могут быть политическая речь, транслируемая по телевидению, публикация в социальной сети, такой как Facebook, статья в газете или публикация книги..

Как отпустить обиду и простить человека?

Введение

Личность человека формируется в процессе общения с людьми. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток психологических воздействий. Общение — это естественное, врожденное, стабильное поведение. Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели.

Важной характеристикой общения является его стиль. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.

Цель моей работы – раскрыть основные виды стилей общения и дать им характеристику.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека. Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.

1. Понятие и сущность общения

Общение — одно из самых модных тем современной психологии. Это не только необходимая, но и наиболее существенная сторона, неотъемлемо проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная.

Термин «общение» в традиционной социальной психологии часто заменяют английским термином «коммуникация». Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Можно выделить несколько определений этого понятия.

Общение – это реализация всей системы отношений человека. Общение пронизывает всю систему взаимодействия людей, каждый его микроэлемент.

Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Таким образом, общение в широком смысле, можно понимать, как взаимосвязь, контакт между людьми, который может реализоваться в понимании, сочувствии, сопереживании. В узком смысле общение – это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодополняющие интересы или потребности.

Учитывая сложность понятия «общение» необходимо обозначить его структуру. Андреева Г.М. выделяет в структуре общения три взаимосвязанные стороны:

  • коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
  • интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;
  • перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других.

Принципиально важно признать, что общение всегда имеет цель, находящуюся за пределами самого общения, т. е. оно осуществляется для чего-то. Возможные цели общения чрезвычайно широки. Получить или отдать материальные блага (предметы, услуги). Обеспечить взаимодействие при выполнении совместной работы (практической и теоретической). Получить или передать те или иные сведения. Изменить настроение собеседника или свое собственное состояние. Помочь другому в решении его духовных проблем. Перестроить собственное отношение к значимым явлениям жизни и так далее.

2. Стиль как константная характеристика общения

Стили общения необходимо рассматривать как самостоятельный феномен, имеющий свою специфику, а также разграничить стили ролевого (профессионального) общения и межличностного общения, поскольку цели, форма и содержание этих двух видов общения различны. В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль:

  • Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развёртывается то или иное общение.
  • Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Содержание общения – сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объёмом выполняемых заданий и многими другим приходящими условиями.

Константой выступает стиль общения, т.е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими, в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

В зарубежной психологии проблема стиля общения берет начало в трудах К. Левина в 30-е г. 20 в., которым было предложено понятие «стиля лидерства». Зарубежная философия индивидуализма, вероятно, обусловила постановку акцента в этой проблеме на детерминации стиля общения личностными факторами. Так, например, одной из причин непродуктивности стиля взаимодействия в зарубежной психологии провозглашается чувство неполноценности у человека, отсутствие у него самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства. Кроме того, в зарубежной психологии изучаются последствия либерально-попустительского и авторитарного стилей руководства, что имеет несомненный интерес для отечественной психологии.

В отечественной же психологии систематическое, целенаправленное изучение стиля началось позже, в 50-60-х г., в рамках материалистического подхода, на основе психологической теории деятельности. Не случайно, первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в 60-е г. было понятие индивидуального стиля деятельности. Исследование индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком которого стал В.С.Мерлин. Размышляя над природой этого личностного образования, он пришел к открытию очень важных моментов, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам. В последних работах В.С. Мерлина выделяется стиль общения как отдельный феномен, хотя он и оказывается частным случаем индивидуального стиля деятельности и наследует от него все его составляющие»

В дальнейшем развитии представлений о стиле некоторые авторы усматривают тенденцию обобщенности: от типологически обусловленного индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин) до индивидуального стиля жизни в целом. Индивидуальный стиль общения многим исследователям представляется как системное исследование (многоуровневое и многокомпонентное), которому присущ компенсаторный механизм и который детерминирован свойствами индивидуальности.

Анализ шагов к исследованию индивидуального стиля общения можно разделить на два направления:

  • деятельностный – для него характерно рассмотрение стиля общения как элемента, подсистемы, частного случая стиля деятельности. Характерным является также то, что заметен акцент на изучении инструментальной (операционно-технической) его стороны.
  • интерактивный – в нём рассматриваются «стили межличностного взаимодействия» или «стили межличностных отношений» с партнером. Индивидуальный стиль общения, согласно данному подходу рассматривается как результат взаимодействия, взаимовлияния, взаимоотношений участников общения.

Таким образом, индивидуальный стиль общения является той внутренней особенностью человека, которая обусловлена определенным набором его индивидуальных свойств.

3. Стиль общения и характер.

Понятие стиля общения близко по своей сути понятию характера. Ученые постоянно проявляли интерес к этому явлению, пытаясь создать классификацию или типологию характеров. Общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и душевного рода. В.В. Латыновым [4], было проведено исследование личностных особенностей. Для каждого испытуемого подсчитали значения по двум основным факторам:

  • доминирование – подчинение,
  • дружелюбие – враждебность.

таким образом, были получены следующие группы:

  1. Доминантные – дружелюбные,
  2. Доминантные – недружелюбные,
  3. Уступчивые – недружелюбные,
  4. Уступчивые – дружелюбные
  5. Группа со средними значениями.

Данные пяти групп послужили основой для выделения пяти стилей речевого поведения, они получили следующие названия:

  1. Опекающий – стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуациях общения. Ведёт разговор на равных, общение носит личностный характер. Проявляет активную доброжелательность и желание поддержать собеседника.
  2. Властный – стремится к соперничеству, доминированию в общении: его речевая активность вызывает негативную оценку собеседника, что связано с большей её длительностью и использованием речевых актов, направленных на снижение престижа собеседника. Недружелюбен, общается не на равных, не поддерживает собеседника.
  3. Отчуждённый – в ситуациях речевого взаимодействия его носитель держит дистанцию, отгорожен, уступчив, покорен, насторожен и несколько пассивен.
  4. Послушный – скромен, предупредителен в речевом общении. Доброжелателен, общается на равных, поддерживает собеседника, отмечается неконвенциональность, личностность речевого поведения.
  5. Сбалансированный – такие характеристики речевой активности, как доминирование в разговоре, личностность, стремление общаться на равных, активная доброжелательность, хотя и присутствуют, но выражены не очень сильно.

Стиль речевого поведения характеризуется известной пластичностью, не являясь жёсткой системой. В зависимости от ситуации взаимодействия носитель стиля довольно существенно модифицирует своё речевое поведение, сохраняя, однако, в известных пределах, присущую стилю специфичность. Сознательное формирование своего стиля общения возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

4. Характеристика стилей общения

Начало научного исследования стиля общения связано с именем немецкого психолога Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том, что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства». Лидерство рассматривается в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями доминирования и подчинения.

В рамках исследуемой проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность приемов и методов, применяемых лидером и руководителем с целью оказания воздействия на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей». К. Левиным и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • анархичный.

В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

Авторитарный

(директивный, властный) – стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках.

Демократический

(коллегиальный, коллективный) – лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, давая им достаточную свободу действий.

Либеральный

(анархический, попустительский) стиль лидерства – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля лидерства зависит не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Формальную сторону составляют следующие характеристики:

  • интонации голоса руководителя (неприветливая – в авторитарном, товарищеская – в демократическом, конвенциальная – в попустительском стиле),
  • распоряжения руководителя (деловые, краткие – в авторитарном, с дискуссиями – в демократическом, непоследовательные – в попустительском стиле),
  • запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой – в авторитарном, с дискуссиями – в демократическом, без запретов – в попустительском стиле),
  • похвала и порицания руководителя (субъективные – в авторитарном, с советами – в демократическом, без похвалы и порицаний – в попустительском стиле),
  • позиция, занимаемая руководителем (над группой – в авторитарном, внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле).

Содержательную сторону составляют:

  • характер планирования дел в группе (заранее – авторитарном, совместно в группе – в демократическом, не планируются – в попустительском стиле),
  • характер целей (непосредственные, близкие – в авторитарном, близкие и дальние – в демократическом, отсутствие целей – в попустительском стиле).
  • ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель – в авторитарном, все члены группы – в демократическом, никто – в попустительском стиле.

Эти критерии стилей руководства используются в современной психологии управления. Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой – в авторитарном, внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения и определяет его характер.

Исследование К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое получило широкое распространение во всем мире и продолжается вот уже несколько десятков лет.

В заключении стоит отметить, что рассмотренные выше стили взаимодействия являются крайне обобщенными и существуют только в теории. Практическая деятельность не позволяет в полной мере реализовать один из этих подходов, а изолированное использование данных стилей не всегда приводит к положительным результатам. Например, авторитарный стиль иногда оказывается достаточно эффективным, особенно при взаимодействии с людьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае диалог и сотрудничество позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию взаимодействия людей.

Заключение

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Люди общаются, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Специфика общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов.

У каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную, но в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в общение.

Стиль общения можно определить как совокупность индивидуальных особенностей социально-психологического взаимодействия людей. Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение, М,: Новое знание, 2003.
  3. Горянина В.А. Психология общения. М.: Академия, 2007.
  4. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты.//Психологический журнал, Т.16, 1995, №6.
  5. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М. 2002.
  6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. М.: Академия, 2007.
  7. Шкуратова И.П., Габдулина Л.И. Стили общения / Пособие по спецкурсу «Диагностика индивидуальных особенностей общения». Ростов-на-Дону, 2000.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, голосовые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Интерактивная и перцептивная сторона общения

Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э. Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства. «Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь. Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.

стили общения

Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.

Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Цель и смысл общения: какую роль оно играет в жизни человека

Общение — основа социального взаимодействия. С его помощью индивид:

  • получает необходимую информацию;
  • устанавливает межличностные отношения;
  • участвует во всех видах взаимодействия.

Цель разговора — установить связь между людьми. Обмениваясь информационными сообщениями, индивид получает возможность изучить взгляды собеседника, определить, подходит ли он для установления более личной формы отношений.

От чего зависит выбор стиля общения

Выбор формы обращения к собеседнику обычно обусловлен его социальным статусом, личными особенностями, целью и ситуацией коммуникативного процесса. Психиатр А. Добрович при возникновении конфликтов рекомендует переходить на более высокий уровень общения, чем у собеседника. Такой прием обезоруживает оппонента и позволяет выйти с ним на нормальный диалог.

Стрессоустойчивость — что это такое

Ученый выделяет семь уровней или типов межличностного общения в соответствии с критерием «этической безупречности». Самым низким и нежелательным в данной типологии является примитивное взаимодействие, самым эффективным – духовное общение.

Важно! Человек, может, не до конца осознает, но всегда чувствует хотя бы на уровне подсознания, являются ли он, его судьба и интересы ценными для собеседника, и реагирует соответственно: ведет себя более агрессивно, манипулятивно или отбрасывает маски и начинает сотрудничать.

Манипулятивный уровень общения

Манипулятивный уровень общения

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Виды общения в психологии и используемые техники

Существуют различные техники общения, которые участники используют для достижения определенных поставленных перед ними целей и выгод:

  1. Формально-ролевая. При строгом регламенте содержания и средств общения все обходятся лишь знанием социальной роли участников, без учета индивидуальных черт.
  2. Манипулятивная. Используются различные мотивации ради получения непосредственной выгоды от партнера.
  3. Предметная. Техника общения с предметами, путем создания вокруг них эмоционального фона, с детскими игрушками, роботами и другими «умными» гаджетами.
  4. Маски — для контакта типична формальная форма, не учитывающая индивидуальные особенности собеседников. Характерен процесс общения с устоявшимися выражениями лиц, набором стандартных жестов и фраз.

Людям застенчивым и необщительным, испытывающим значительные затруднения в общении с людьми, нужно научиться использовать несколько техник и довести их до совершенства.

Это позволит свободно выражать свои мысли и уверенно чувствовать себя даже в большом коллективе.

Без общения развитие человеческого общества невозможно.

Это один из самых важных социальных факторов, благодаря которому может стать реальным любой вид деятельности. Приумножение человеком собственного благосостояния и создание лучших условий для личностного роста. Благодаря общению, у каждого индивида появилась возможность быстрого обучения и переработки полученных сведений. К различным видам общения в психологии относят оптимальные пути передачи информации и ряд эффективных сигналов.

Наличие знаковых систем обеспечивает при общении интерпретацию принятых сообщений. Одинаковое их представление и понимание у всех участников беседы.

Особенности беседы в разных ситуациях: что нужно учитывать

Поскольку основными функциями беседы в психологии считаются установление межличностного контакта и получение информации, для полноценного разговора необходимо учитывать ситуацию и форму общения. Основные виды общения:

  1. Примитивное — подбор собеседников происходит в корыстных целях, по личным соображениям.
  2. Манипулятивное — используется для получения выгоды. Средства манипуляции подбираются индивидуально.
  3. Духовное — близкий контакт между людьми, которые хорошо знают друг друга, установили высокую степень доверия.
  4. Формально-ролевое — общение происходит не с человеком, а его социальным образом.
  5. Деловое — интерес дела ставится выше индивидуальных особенностей, но они также учитываются.
  6. Светское — обмен репликами, допустимыми к конкретной ситуации. Настоящее мнение собеседников не имеет значения.
  7. «Контакт масок» — обмен информацией формального характера, сокрытие истинных взглядов с целью отстраниться и соблюсти принятые в обществе правила.

В повседневном общении люди используют несколько видов вербального взаимодействия. Форма обмена информацией должна соответствовать ситуации и времени. Умение подобрать правильный вид общения — важный навык, необходимый для установления долговременных отношений.

Виды общения в психологии: формы и классификация

Теги: виды общения, развитие личности

Слово «общение» обычно ассоциируется у нас с человеческим взаимодействием, однако не стоит забывать, что оно свойственно не только людям, но и животным. Более того, можно утверждать, что все живые организмы общаются между собой. Исходя из этого, ученые выделяют некоторые виды общения в психологии.

Считается, что человеческое общение более совершенно, так как в нем принимают участие не только невербальные средства, но и вторая сигнальная система, представленная речью. Именно она (по мнению многих ученых) тесно связана с осознанием содержания информации. В структуре любого общения можно выделить такие аспекты:

  • цель;
  • средства;
  • содержание.

Существуют также определенные формы общения в психологии, о чем и пойдет далее речь в данной статье.

Функции общения

Основная функция общения – передача информации любого характера от одного живого существа к другому.

Это может быть сообщение об определенном эмоциональном состоянии (удовлетворенности/неудовлетворенности, радости/страдании, печали/воодушевлении), хотя общепринято считать, что эту функцию (называемую также сигнальной) выполняют исключительно эмоции и чувства, являющиеся составной частью любого общения.

Цель общения – не что иное, как необходимость взаимодействия. Так в ходе общения может осуществиться влияние, убеждение, предупреждение об опасности, выражение эмоционально-чувственного состояния. Общение – один из необходимых любому человеку видов деятельности, заложенный в основу социальной активности.

«Несомненно, в ходе взаимодействия может осуществляться передача знаний и опыта, воспитание, установление отношений, а также согласование этапов совместной деятельности».

Совет

Многие исследователи и научные работники пытаются разработать единую классификацию и выработать основные виды общения в психологии.

Однако общение (как было сказано ранее) включает в себя множество аспектов, поэтому провести общую систематизацию достаточно сложно.

Но на основе общих знаний о данном процессе можно попытаться выделить основные классификационные единицы для лучшего понимания природы общения в целом.

Итак, каким же может быть человеческое общение?

По степени эффективности:

  • эффективное
  • неэффективное.

Здесь можно говорить о достижении или его отсутствии цели общения, поставленной ранее.

По цели, средствам и степени влияния субъектов общения друг на друга можно выделить:

  • материальное общение (обмен полученными продуктами деятельности и труда, которые обладают свойством удовлетворения актуальных потребностей);
  • мотивационное общение (основной целью здесь является стимуляция или поощрение оппонента к определенным действиям);
  • кондиционное общение (попытка с помощью оказываемого влияния привести оппонента в определенное психическое и эмоциональное состояние);
  • деятельностное общение (понятие распространено в отечественной психологии и означает практически любой вид взаимодействия, так как все они так или иначе связаны с деятельностью);
  • когнитивное общение (данная разновидность предполагает обмен информацией и знаниями, получение нового опыта);
  • биологическое общение (базовый вид, предназначенный для сохранения и поддержания жизнедеятельности и связанный с прямым удовлетворением потребностей; сюда можно отнести общение ребенка с матерью в первые месяцы жизни);
  • социальное общение (предполагает создание межличностных связей, обретение социального статуса, идентификацию в обществе).

По прямоте осуществления общение бывает:

  • непосредственное/прямое (совершается с помощью человеческого тела в ситуациях, когда собеседники непосредственно воспринимают друг друга в данный момент времени. Это может быть разговор с глазу на глаз, объятия, пожатие руки и т.д.);
  • опосредованное/косвенное (совершается посредством использования специальных средств и орудий, помогающих в обмене информацией и эмоциями в тех ситуациях, когда личное общение невозможно и приходится использовать «посредников», связывающих потоки информации. Сюда относится переписка, разговор через Skype или по телефону, беседа с помощью переводчика и т.д. ).

По степени близости общение делят на:

Первое является более закрытым, опосредованным, менее эмоциональным и не затрагивающим личные переживания субъектов общения. Второй же вид сосредоточен вокруг психологических проблем и переживаний.

По цели выделяют:

  • целевое общение (то есть то общение, в основе которого лежит некая цель, преследуемая субъектом);
  • инструментальное (имеющее своей целью исключительно получение удовольствия от самого акта взаимодействия).

Отдельно выделяет психология невербальное общение как способ взаимодействия без помощи второй сигнальной системы (речи). Сюда можно отнести позы, жесты, мимику, пантомимику, интонацию и даже внешний вид собеседников. Противоположное этому виду (общение вербальное, или словесное) предполагает обмен информацией исключительно с помощью слов в устной или письменной форме.

В соответствии с используемым каналом

В прошлом единственный способ передачи информации состоял в том, чтобы делать это лицом к лицу, будь то в устной или невербальной форме. В настоящее время, однако, у нас есть много альтернатив, которые позволяют нам общаться более универсальным способом.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Влияние общения на жизнь человека

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Внешний мир постоянно воздействует на личность человека. Содержание общения – это продукт, передаваемый в процессе межличностной или групповой коммуникации. Содержание общения оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психику.

Например, если взрослые строят педагогическое взаимодействие со своим воспитанником в спокойном, размеренном стиле, то ребенок будет отличаться уравновешенностью, рассудительностью, уверенностью в себе. В случае, когда ребенок постоянно находится в истошном и беспокойном окружении, то он вырастет неуравновешенной личностью, склонной к истерии.


Общение родителей и детей

Позитивная структура коммуникации с партнером – это целая наука, которая поможет достичь основных целей общения без стрессов.

Можно назвать несколько кратких правил позитивной коммуникации:

  • Налаживание визуального контакта. Слова, конечно, очень важны, но открытый и прямой взгляд убедит собеседника в искренности намерений. В то время как скучающий и бегающий взор заставит усомниться в честности и добросовестности человека.
  • Использование жестов должно быть оправданным в зависимости от цели и стиля общения (жесты, уместные на отдыхе в компании с друзьями, будут выглядеть нелепо на официальной встрече).
  • Общение строится в форме диалога (полилога), а не монолога. Если задают вопрос, то сначала выслушивают ответ, только потом высказывают свое отношение к обсуждаемому вопросу (монологическая речь приемлема во время лекций, докладов и выступлений).
  • Чрезмерные жалобы и упреки делают общение токсичным.
  • Не всегда собеседник готов воспринять правдивую информацию, поданную в прямой и безапелляционной форме, поэтому нужно тщательно продумывать целесообразность передачи сведений и выбирать форму подачи материала.

Важно! Правило «человек имеет 2 уха и 1 рот» значит, что нужно больше слушать, чем говорить, чтобы считаться у окружающих приятным собеседником.


Виртуальное общение

Во все времена роль общения в развитии личности была колоссальной. В современном обществе человеку, наверное, сложнее найти уединение, чем страдать от недостатка общения, которое из непосредственного все больше переходит в дистанционную форму. Виртуальное общение – прекрасное изобретение человечества, облегчающее общение с людьми на большом расстоянии друг от друга и быстро решающее многие задачи общения.

Психологи уже отмечают и негативные последствия такой коммуникации: долгая коммуникация в социальных сетях или по телефону усложняет непосредственное общение. Людям, которые находят много тем для телефонных разговоров, при непосредственной встрече оказывается не о чем поговорить. Кроме того, виртуальное общение не накладывает такой ответственности на партнеров, как непосредственное (к примеру, так называемый «троллинг», когда высказываются негативные или даже оскорбительные комментарии на любое событие, чаще всего оказывается безнаказанным, а в непосредственном общении подобные слова будут жестоко осуждены), что тоже отрицательно влияет на психику.

Если взрослый человек – это уже сформировавшаяся личность, которая хорошо знает о подводных камнях виртуального общения, то для неустойчивой психики ребенка или подростка такой вид коммуникации может оказаться губительным. Не зная ценности непосредственного общения, ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, где он видит свою значимость, знает правила общения, принятые в принимающем его сообществе.

Врачи не зря призывают ограничивать время работы ребенка с современными гаджетами – это не только влияет на физическое здоровье детей, но и провоцирует появление одной из самых трудноизлечимых зависимостей – компьютерной. Задача взрослых – не только материально обеспечивать свое чадо, но и показать красоту непосредственного общения, указать на опасности виртуального мира и его отличие от действительности. Отечественные педагоги-психологи отмечают, что в дети с компьютерной зависимостью не представляют, как относиться к сверстникам в классе, отстают по многим предметам, раздражительны и не уравновешены.


Позитивное общение со сверстниками

Педагогика представляет много схем общения с воспитанниками, способствующих правильному формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, общение – неотъемлемый компонент жизни человека в социуме. Оно влияет на характер, личность и качество жизни человека. Первоначальные навыки общения формируются еще в младенческом возрасте, затем развиваются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс не может происходить без общения. Данный вид деятельности является главным и основным. Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Педагогическое общение зависит от учителя и ученика – их индивидуальности, особенностей, целей и пр.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Основные стили

Стиль общения — это устойчивые характеристики, которые выбирает человек во время разговора в зависимости от конкретной ситуации. Учёные выделяют следующие стили:

  • Ритуальный — представляет собой набор стандартных, вежливых слов, выражений принятых и обязательно нужных в конкретном социуме, например, «Привет! Как дела?», «Что новенького?».
  • Императивный — заключается в желании одного человека подчинить себе другого, контролировать его действия, принудить к чему-либо. Этот стиль часто используют родители по отношению к детям или руководитель к подчинённым.
  • Манипулятивный — похож на императивный. Их общая цель заключается в подчинении собеседника, однако характерной чертой манипуляции является то, что воздействие оказывается очень осторожно и скрыто. Часто для достижения используют различные приёмы, например, лесть, могут присутствовать элементы запугивания, нередко демонстрируется сила (не физическая, а сила характера) или чрезмерная доброта.
  • Гуманистический — основан на непосредственном равноправии партнёров.

Какой стиль общения выбрать, зависит от того, с кем идёт разговор, в каком месте и ситуации. Обычно стиль выбирается по наитию. На подсознательном уровне человек всегда понимает, как можно говорить с тем или иным человеком, чтобы добиться желаемого.

Интересные факты о психологии общения

Благодаря проведенным исследованиям ученые смогли определить особенности взаимодействия людей, когда они разговаривают. Доказано, что во время диалога собеседники не могут постоянно смотреть друг другу в глаза и это занимает примерно 60% общего времени. Теория нейролингвистического программирования выдвигает предположение, что по движению глаз во время беседы можно понять, какие образы возникают в его сознании. Психология общения, интересные факты о которой регулярно пополняются, определила, что для человека одинаково важен как физический, так и вербальный контакт.

Привлечение внимания

В процессе коммуникации люди часто сталкиваются с барьерами общения. Каждому индивиду важно, чтобы его слушали и слышали, поэтому крайне необходимо удерживать внимание реципиентов. Первое, с чем сталкивается человек в процессе общения – проблема с привлечением внимания. Решить ее можно используя такие приемы общения:

  • «Нейтральная фраза». Человек может произнести фразу, никак не связанную с основной темой беседы, но ценную для присутствующих.
  • «Завлечение». Говорящему стоит очень тихо и непонятно произнести фразу, это заставит окружающих прислушаться к его словам.
  • «Зрительный контакт». Если пристально глядеть на человека, то его внимание будет полностью сосредоточено. Когда человек избегает взгляда, он дает понять, что не желает вступать в контакт.

Барьеры в общении могут быть представлены в виде шума, освещения или желания реципиента поскорее вступить в беседу, поэтому нужно научиться «изолировать» собеседника от этих факторов.

Таблица типов общения

Уровни общенияКраткая характеристика
Духовный К партнеру относятся как к носителю духовного начала. Свобода самовыражения для участников коммуникации безгранична.
Деловой На этом уровне отпадает потребность в масках, играх. На первом месте – общее дело.
Игровой Присутствует живой интерес к личным особенностям партнера, основанный на симпатии к нему.
Конвенциональный Возникает установка на открытое общение, соблюдение этических норм взаимодействия.
Стандартизованный Взаимодействие поверхностное, стандартное, формальное. Это «контакт масок». Какое тут может быть общение? Например, притворно-агрессивное, формально-вежливое. Истинные мысли и чувства скрываются.
Манипулятивный В общении преследуется лишь личная выгода. Партнер – соперник в психологической игре, которую непременно надо выиграть.
Примитивный Партнер воспринимается как вещь, которую можно использовать или выбросить за ненадобностью.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Источники
  • https://logoprav.ru/o-rechi/vidy-obshcheniya
  • https://ru.thpanorama.com/articles/psicologa/los-30-tipos-de-comunicacin-y-sus-caractersticas-con-ejemplos.html
  • https://psihter.ru/mezhlichnostnyie-otnosheniya/vidyi-obshheniya/
  • https://nezabyvaema.ru/psihologiya/vidy-obshheniya-v-psihologii-chto-k-nim-otnositsya-ego-funkczii.html
  • https://TherapyaDushi.ru/bolezni-i-narusheniya/ponyatie-ob-obshchenii-v-psihologii-kratko.html
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-obshheniya-v-psixologii.html
  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/vidy-obshheniya-v-psikhologii/
  • https://psycholog-kopylova.ru/lichnye-otnosheniya/chto-otnositsya-k-vidam-obshheniya-v-psihologii.html
  • https://YogaClass.su/lichnost/struktura-celi-i-funkcii-obshcheniya.html
  • https://psytheater.com/ponyatie-i-vidy-obsheniya-v-psihologii.html
  • https://nauka.club/psikhologiya/obshhenie.html
Оцените статью
Топотушки
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться
Политика конфиденциальности
Adblock
detector