Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы

Содержание
  1. Что такое специальная или коррекционная психология? Разделы специальной психологии
  2. Объект и предмет специальной психологии
  3. Специальный психолог: с какими проблемами к нему обращаться?
  4. Основные отрасли, их характеристики
  5. Фундаментальные
  6. Прикладные
  7. Примеры применения отраслей в жизни
  8. Разделы современной специальной психологии
  9. Внутрисистемные связи
  10. История специальной психологии
  11. Определение специальной психологии
  12. Цель, объект и предмет специальной психологии
  13. Направления специальной психологии
  14. С какими категориями людей работает
  15. Кому и в каких ситуациях может помочь коррекционная психология?
  16. Причины нарушений развития
  17. Первичный дефект и вторичные отклонения
  18. Общие и специфические закономерности психического развития
  19. Предмет и задачи коррекционной психологии
  20. Отрасль коррекционной психологии. Ее связь с другими науками
  21. Основные методыкоррекционной психологии
  22. Принципы и методы специальной психологии
  23. Методы оказания психологической помощи
  24. Коррекция когнитивных нарушений с помощью методов специальной психологии
  25. Категории специальной психологии
  26. Практические советы: когда следует показать ребёнка специальному психологу?
  27. О профессии Коррекционного психолога, специального психолога
  28. Профессия «Коррекционный психолог, специальный психолог» на рынке труда России
  29. Деятельность специального психолога
  30. Виды специальной психологии
  31. Структура специальной психологии
  32. Баулина М. Е. — Нейропсихология. Учебник для вузов
  33. Баронин А. С. — Этнопсихология
  34. Петруня О. Э. — Юридическая психология
  35. Лебедев-Любимов А. Н. — Психология рекламы

Что такое специальная или коррекционная психология? Разделы специальной психологии

Коррекционная и специальная психология обозначают одно и тоже, но термин «Коррекция» считается недостаточно тактичным в употреблении, так как указывает на «грубое» воздействие. В соответствии с Конвенцией ООН «Оправах инвалидов» принято отказаться от терминологии, указывающей на дефект и носящей уничижительную окраску.

Специальная психология изучает психофизиологические развитие детей с особенностями в развитии. Для того чтобы понять, что такое нарушенное развитие, нам необходимо прежде всего определить, а что такое норма?

Нет одного определённого вида нормы. Их делят на:

  • Статистическая норма – это какое-либо явление, находящееся в пределах средних показателей. Критерии выявляются при помощи обследования репрезентативной выборки. Статистическая норма может меняться: чем больше людей показали определённый результат по какому-то критерию, то этот результат и становится нормой. Если этот вид нормы представить в виде кривой Гаусса, станет видно, что отхождения от большинства и являются не нормой. Это может быть как отхождение со знаком «+», когда ребёнок опережает развитие большинства детей этого же возраста, так и со знаком «-», когда ребёнок запаздывает или задерживается в развитии по каким-либо показателям. Оценка только этим видом нормы может приводить к определённым замешательствам. Часто приводится такой пример: «а как же оценивать такое явление, как бескорыстие?» Если в исследовании мало человек проявили это явление, то, если судить по статистической норме, человек, проявляющий бескорыстие, будет считаться ненормальным.
  • Функциональная норма – это физиологические параметры состояния здоровья.
  • Социокультурная норма отличается у каждого народа и различных социальных групп. С нашей точки зрения поведение и жизнь других людей могут не входить в наши устои и моральные рамки жизни. Общество диктует определённые правила, по которым должны жить люди, и отхождение от них правил считается ненормальным, если придерживаться этого вида нормы. Как вы понимаете, такой вид нормы имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
  • Социально-психологическая норма — это то, что предъявляется обществом к психическому и личностному развитию человека.
  • Индивидуальная норма – это возможности и способности конкретного человека. То, что человек может на данный момент, и его самореализация в ближайшем будущем.

Таким образом, развитие считается отклоняющимся, если наблюдаются отхождение от социально-психологического норматива, выделенного для образовательной, этнической и социокультурной ситуации для определённого возраста вне зависимости от опережения или запаздывания развития.

Тогда как аномальным развитием считается нарушение общего хода развития в результате физических или психических дефектов.

Специальная психология — это отрасль общей психологии, и как любая наука она имеет свои разделы:

  • Тифлопсихология;
  • Сурдопсихология;
  • Психология лиц с интеллектуальными нарушениями;
  • Психология детей с задержкой психического развития;
  • Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • Логопсихология;
  • Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • Психология детей со сложными недостатками развития.

Вне зависимости в какой области работает специальный психолог задачи у всех общие:

  • Первоначально специалист собирает анамнез, проводит углублённую диагностику познавательных функций и личностного развития ребёнка с нарушением в развитии;
  • На основе проведённой диагностики специалист составляет и реализует психокоррекционную программу.
  • Обеспечение социально-психологической интеграции и адаптации в общество;
  • Также важной задачей является консультативная и просветительская работа. Проводятся консультации с родителями, воспитателями, педагогами и ближайшем окружением ребёнка.

Таким образом, специальный психолог раскрывает структуру нарушений, ищет пути коррекции и компенсации. Важно достичь того, чтобы ребёнок был полноценным членом общества, умел себя обслуживать, обеспечивать и жить в будущем самостоятельно. Так как детский мозг обладает высокой пластичностью , необходимо, чтобы как можно раньше осуществлялась коррекционная помощь.

Объект и предмет специальной психологии

Объектом специальной психологии является индивидуум с отклонениями от норм развития. Это может быть ребенок, лишенный зрения, слуха, а также умственно отсталые дети, аутисты. Кроме того, объектом коррекционной психологии являются дети с речевыми дефектами.

Специальная психология‎

Специальный психолог: с какими проблемами к нему обращаться?

Часто проблемы становятся заметными при поступлении в детский сад или школу, если ребёнок с затруднением усваивает программу и отстаёт от сверстников в психофизическом развитии. Может проявляться гиперактивность, неусидчивость, замкнутость, агрессия , тревожность , повышенная утомляемость, плохая память , рассеянное внимание или низкая познавательная активность и запас знаний об окружающем мире. В таком случае родителям будет рекомендовано пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). После осмотра всеми специалистами будут выданы рекомендации, по какой программе обучаться ребёнку и какие должны быть созданы условия для его эффективного обучения.

Ещё одной причиной для обращения к специальному психологу могут быть нарушения в эмоционально-волевой сфере. Когда ребёнок проявляет агрессию, например, делает животным больно, это может быть причиной отставания не только в эмоционально-волевой сфере, но и в интеллектуальной, ребёнок попросту может не осознавать в полной мере свои действия и их последствия. Для того, чтобы подробнее разобраться в такой ситуации, стоит обраться к специальному психологу.

Если ребёнок избегает социальных контактов, плохо реагирует на какие-либо изменения, скандирует заученные или услышанные где-то фразы, использует речь, не направленную на собеседника, то есть это своеобразный монолог, есть и более явные признаки, например, мутизм – это отказ от речи при сохранном речевом аппарате и иннервации.

Специальный психолог оказывает помощь при социальной адаптации детей с особыми потребностями. Затруднения в самообслуживании и общении негативно сказываются на процессе адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребёнок становится старше, он начинает сравнивать себя с другими, появляется низкая самооценка, страхи и тревожность.

Появление малыша с особенностями меняет привычную жизнь родителей и их ожидания. Многие семьи распадаются или идут по неверному пути воспитания, поэтому чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрее вам помогут и подскажут план действий.

Специальный психолог не работает один, он ориентируется на данные врачей и других специалистов и сам, в свою очередь, даёт рекомендации.

Основные отрасли, их характеристики

Отрасли психологической науки в зависимости от задач, которые они решают, делятся на:

  • фундаментальные;
  • прикладные.

Фундаментальные отрасли изучают общие закономерности, психические явления и процессы, свойственные всем людям. Прикладные исследуют психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни людей и конкретных профессий.

Фундаментальные

К фундаментальным отраслям дисциплины относятся:

  • общая;
  • социальная;
  • дифференциальная;
  • сравнительная;
  • возрастная или психология развития;
  • специальная или психология аномального развития;
  • психология личности;
  • психофизиология;
  • нейропсихология;
  • зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности психики человека, его эмоции и психические состояния. Психология личности занимается изучением общих черт характера, обусловленных социумом, мотивацию и самосознание личности. Дифференциальная исследует индивидуальные особенности психики людей, их темперамент, различие характеров и способностей. Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений и нервной системы человека. Особый интерес представляет деятельность мозга как реакция на психическое состояние человека. Нейропсихология исследует нейрон­ные процессы в человеческом мозге, которые отвечают за па­мять, мышление и эмоции. Социальная изучает межличностные отношения и процессы взаимодействия людей.

Возрастная (психология развития) анализирует общие закономерности в изменении психических процессов и личностных качеств людей, происходящих с возрастом. Выделяют следующие направления:

  • детская;
  • подростковая;
  • юношеского возраста;
  • взрослого человека;
  • психология старости (геронтопсихология). 

Специальная (психология аномального развития) изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Она, в свою очередь, делится на следующие направления:

  • олигофренопсихология (исследует патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга);
  • сурдопсихология (изучает психическое развитие при серьезных дефектах слуха);
  • тифлопсихология (исследует психическое развитие плохо видящих и незрячих);
  • патопсихология (изучает изменения в психике и нарушения психической деятельности при психических заболеваниях).

Сравнительная сравнивает психику человека и животных. Зоопсихология занимается изучением психики животных, определяет их врожденные и приобретенные свойства.

Прикладные

Классификация прикладных отраслей выглядит так:

  • политическая;
  • юридическая;
  • экономическая;
  • педагогическая;
  • медицинская;
  • психология труда;
  • психология спорта;
  • психология искусства;
  • психология религии;
  • психология семьи.

Политическая изучает психологию политических процессов в обществе, психологическую реакцию людей на происходящие события в сфере политики и общества.

Юридическая изучает психологические проблемы, которые возникают в юридической практике. Она подразделяется на:

  • криминологическую;
  • судебную;
  • исправительную.

Экономическая изучает проблемы и процессы в экономических отношениях между людьми. В ней выделяют еще более узкие направления:

  • психология рынка;
  • психология торговли;
  • психология рекламы и т.д.

Педагогическая исследует процессы усвоения знаний, формирование мышления учащихся, их интеллектуальную дея­тельность; выявляет психологические факторы, которые влияют на успех обучения, взаимодействие с другими участниками процесса и т.д. Внутри педагогической психологии выделяют следующие направления:

  • психология обучения и воспитания;
  • психология учителя;
  • психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская изучает роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней, исследует деятельность врача и поведение больного с точки зрения их психических свойств и состояний.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой дея­тельности человека, в зависимости от вида профессии и организации труда на рабочем месте. В психологию труда включены еще более узкие прикладные отрасли:

  • инженерная;
  • авиационная;
  • транспортная;
  • военная;
  • космическая и др. 

Психология спорта анализирует психологические особенности личности и деятельности спортсменов в контексте тренировочного и соревновательного процессов, изучает психологические проблемы, связанные с соревнованиями. Психология искусства исследует закономерности профессиональной деятельности представителей творческой среды, изучает восприятие людьми произведений искусства, занимается вопросами эстетического воспитания. Психология религии изучает психологию религиозного сознания и чувства верующих людей, традиции и религиозные обряды. Психология семьи анализирует межличностные, интимные, экономические и хозяйственно-бытовые отношения супругов, изучает взаимоотношения родителей и детей, стили воспитания.

Примеры применения отраслей в жизни

Отрасли психологии соприкасаются с нашей жизнью каждый день:

  • в семье (психология семьи);
  • на работе (психология труда);
  • в нашей реакции на политические новости (политическая психология);
  • в наших эмоциях от посещения музея или выставки (психология искусства);
  • в походах по магазинам (психология рекламы, рынка и торговли);
  • в ежедневных занятиях спортом (психология спорта) и т.д.

Каждому человеку рекомендуется ближе познакомиться с этой удивительной наукой. Не столько с познавательной целью, сколько с практической. Минимальные знания фундаментальных основ помогут разобраться в себе, правильно истолковать психические состояния близких и коллег, значительно облегчат повседневную жизнь.

Разделы современной специальной психологии

Позитивная психология — что это такое

Статус самостоятельного раздела спец психология (СП) получила в начале 60-х годов 20 века.

Структура

Структура

С тех пор она «собрала» в себе целый ряд направлений:

  1. Сурдопсихологию. Главной ее целью является не только изучение психологических особенностей глухих детей и взрослых, но и помощь в их адаптации в социуме.
  2. Психологию людей, у которых наблюдаются эмоционально-волевые расстройства. Это большое направление, оно затрагивает в основном взрослых людей, страдающих наркоманией, алкоголизмом, анорексией, дисфорией, сексоголизмом. В рамках этого раздела также изучается детский аутизм.
  3. Тифлопсихологию. Основное направление раздела заключается в помощи слепым людям, потерявшем зрение в течение жизни или которые родились с диагнозом «слепота».
  4. Нередко к разделу СП относят психологию одаренности. Это связано с тем, что в совокупности с гениальностью она считается отклонением от статистической нормы.
  5. Психологию индивидов с дефектами личностного и психического развития.
  6. Олигофренопсихологию. Она незаменима во время коррекционного процесса с умственно отсталыми детьми. Главная цель этого раздела заключается в обучении таких людей самостоятельно себя обслуживать.
  7. Психологию людей, у которых наблюдаются нарушения с опорно-двигательным аппаратом.
  8. Логопсихологию. В рамках этого направления профессиональные дефектологи и психологи корректируют недостатки речи детей, которые мешают грамотно писать и осваивать новые знания.

Некоторые специалисты рассматривают психологию детей-сирот как одно из направлений специальной психологии.

Ежегодно возрастает число особенных детей. Это связано с:

  • экологической обстановкой в мире;
  • неправильным образом жизни.

Поэтому специальная психология находится в постоянном развитии, потребность в ней увеличивается из года в год.

Внутрисистемные связи

Связи специальной и общей психологиивытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.

Специальную и возрастную психологиюсближает общность их объекта — развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств, то специальная психология изучает формирование психических новообразований в условиях специфической социализации — нарушении взаимодействия личности с окружающей средой.

С педагогической психологиейособо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы.

Решение задач интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии потребовало социально-психологических исследований и тем самым создало предпосылки взаимопроникновения социальной и специальной психологии. Арсенал фундаментальных положений специальной психологии обогатился представлениями о специфике общения и взаимодействия лиц с атипией, в этом же контексте проводятся исследования личностных особенностей этого контингента.

История специальной психологии

Интерес учёных к людям с отклонениями в развитии до 20 века был эпизодическим. Массовый интерес к проблеме таких детей возникал в странах Европы, США и России после того, как вводилось обязательное обучение. Некоторые малыши не могли обучаться со сверстниками: возникла необходимость дифференциации, определения нормы.

В 1926 году Львом Выготским, психологом, внесшим огромный вклад в отечественную и мировую науку, была открыта «Лаборатория психологии аномального детства». Именно там были заложены основы теории и практики нормы.

Своими истоками современная специальная психология уходит в дефектологию. Специальная психология видит в нестандартном ребенке не дефект, а особенность развития, что качественно отличает её от дефектологии. Как самостоятельный раздел науки коррекционная психология появилась в 60-е годы 20 века. Самыми первыми разделами СП стали тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.

Сегодня отношение общества к «другим» деткам меняется. Люди начинают осознавать равные права и потребности таких членов общества.

Гуманизация сознания приводит к тому, что люди перестают отворачиваться от непохожих на себя индивидов. Постепенно общественная мораль приходит к выводу о недопустимости изоляции инвалидов, людей с особенностями индивидуального развития.

Интересно, что многие выводы о развитии личности сделаны на основе наблюдений за детьми с отклонениями в развитии. Некоторые методики обучения изначально создавались для «особых» детей, а затем были адаптированы для общей педагогики.

К примеру, Мария Монтессори разрабатывала свою методику обучения для умственно отсталых детей, в результате её малыши показывали лучшие показатели в письме и чтении, нежели сверстники из обычных школ.

Определение специальной психологии

В течение многих лет проблемы исследования, воспитания обучения детей с отклонениями в формировании интегрировались в рамках дефектологии. Отклонения в формировании психики в дефектологических исследованиях исследовались с клинических, педагогических и психологических позиций.

Специальная психология ‒ раздел психологии, который изучает психолого-педагогические особенности лиц с недостатками физического и психического формирования, обусловленных патологией центральной нервной системы (ЦНС), нуждающихся в специальных условиях воспитания, социальной адаптации и обучения.

Специальная психология занимается изучением причин, закономерностей и сущности отклоняющегося (нарушенного) психического формирования, психологические свойства детей с недостатками в формировании познавательной деятельности и волевой и эмоциональной личностной сферы.

Цель, объект и предмет специальной психологии

Цель специальной психологии как науки состоит в исследовании закономерностей и особенностей формирования психики у лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в разных условиях.

Она занимается обоснованием методик и методов обучения, используемых для лиц с ограниченными возможностями здоровья; выработкой и описанием условий воспитания и обучения, которые принимают во внимание особенности формирования ребенка с ОВЗ и предельно содействуют преодолению существующих у него отклонений.

Объектом изучения специальной психологии являются психологические закономерности и особенности формирования психики человека с ОВЗ.

Это категория детей с сенсорными, эмоционально-волевыми, интеллектуальными, физическими и прочими патологиями в психофизическом формировании.

Термин (дети с ОВЗ) в своем формировании прошел ряд эволюционных этапов: «аномальные дети», «дефективные дети», «дети с проблемами в развитии», «дети с отклонениями в развитии», «дети с особенными потребностями в образовании», «дети с ОВЗ».

Читайте также:  Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Предметом специальной психологии называют изучение процесса психического формирования в особых условиях.

Само же нарушенное формирование, которое является результатом влияния данных условий, представляет собой устойчивое изменение характеристик функционирования психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно различающихся со средними значениями соответствующих для представленного возраста.

Направления специальной психологии

Появление специальной психологии (от греч. specialis ‒ своеобразный, особенный) как самостоятельной области психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX века. Специальная психология появилась и формировалась как пограничная область знаний, которая тесно связана с общей психологией, медициной, педагогикой и направлена на теоретическую и практическую дефектологию.

Раньше всех сформировались, как в теоретическом, так и прикладных качествах следующие течения специальной психологии, как:

  • психология глухих (сурдопсихология);
  • психология умственно отсталых (олигофренопсихология);
  • психология слепых (тифлопсихология).

На сегодняшний день отмечается настроенность к пересмотру клинико-психологических понятий и их смене понятиями психолого-педагогическими (вместо «психология умственно отсталых» и «олигофренопсихология» все чаще применяются понятия «психология детей с провленными (стойкими) отклонениями в интеллектуальном формировании», «психология детей с недоразвитием познавательной области» и др. Кроме обозначенных направлений современная специальная психология включает в себя:

  • психологию детей с ЗПР;
  • психологию детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы;
  • психологию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • психологию детей с речевыми нарушениями;
  • психологию детей со сложными дефектами развития.

В свою очередь, пециальная психология входит как важная часть в дефектологию ‒ интегративную научную сферу, которая охватывает проблемы многопланового исследования, воспитания, образования, подготовки детей и взрослых с нарушениями умственного и физического становления к трудовой деятельности и самостоятельной жизни в обществе.

С какими категориями людей работает

Коррекционная психология осуществляет работу со следующими индивидами:

  • с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых наблюдается депрессия или асоциальное поведение;
  • с подростками, которые по каким-либо причинам не имеют контактов со сверстниками;
  • с детьми и взрослыми с особенностями психического и физического развития.

Как не привязываться к людям — психология отношений мужчины и женщины

Важная роль в коррекционной психологии отводится работе с ближайшим окружением и семьей особенного малыша.

Справка. Специальный психолог – это тот человек, который находится рядом с родителями ребенка, помогая им справиться с возникшими эмоциональными трудностями.

Семейная психотерапия

Появление особого человека в семье – это, прежде всего, тяжелое испытание. Оно нередко сопровождается угнетающим чувством вины. Негативные ощущения не лучшим образом влияют на ребенка. Поэтому специальный психолог помогает родным выработать алгоритм действий, позволяющий смягчить или полностью преодолеть нарушения развития у чада.

Благодаря эмпирической и теоретико-методологической базе знаний, которую за многие годы смогла накопить спец. психология, создаются оптимальные условия для психологической и социальной адаптации личностей с особыми потребностями, а также дальнейшего их социального самоопределения. Квалификационный труд большинства психологов помог многим людям занять достойную нишу в современном обществе.

Кому и в каких ситуациях может помочь коррекционная психология?

Пациентами коррекционного психолога являются преимущественно дети с аномалиями психического, соматического, сенсорного, интеллектуального, личностно-социального развития, а также взрослые с особыми образовательными потребностями, обусловленными нарушениями здоровья. Специалист может помочь также

  • детям и подросткам, страдающим повышенной возбудимостью, склонным к агрессии и депрессивным состояниям
  • детям, которые в силу разных причин лишены контактов со сверстниками
  • детям и взрослым с ограниченными возможностями (слепые, глухонемые и т.п.)

Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы
Психическая депривация, возникающая в детском возрасте — это состояние, которое развивается вследствие неудовлетворенной потребности ребенка в материнской любви, а также при недостатке двигательной активности и впечатлений в широком смысле этого слова. По мнению психологов, потребность малыша в различных впечатлениях превышает потребность утоления голода и жажды. Именно поэтому, если ребенок ограничен в движении, не выходит из своей комнаты (или из больничной палаты), не контактирует со сверстниками и не имеет достаточного количества игрушек, его психическое развитие неизбежно страдает.

Зачастую для таких детей характерна повышенная возбудимость, агрессия, частые депрессивные состояния. Даже младенцы, когда их туго пеленают, начинают проявлять беспокойство, так как вынужденное ограничение движения негативно отражается на самочувствии ребенка.

Основная задача коррекционной психологии (в пространстве нормального детства) — это полноценное психическое и личностное развитие ребенка.

Коррекция эмоциональной сферы проводится только после выяснения психологических проблем. Они могут возникнуть вследствие природных особенностей, или же сформироваться по причине семейного воспитания или отношения педагога.

Тестирование эмоционально неуравновешенных детей — бесполезное занятие. Зачастую ребенок просто нуждается в человеческом отношении и понимании, хотя, многие из пациентов очень сложно идут на контакт. Таких детей лучше на время оставить в покое, а затем попытаться заинтересовать какой-либо деятельностью.

Причины нарушений развития

Этиология (наука о причинах возникновения болезни) нарушенного развития очень разнообразна. Под причиной следует понимать воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которое определяет специфику патологического процесса. Причины могут быть врожденными (наследственные) и приобретенными, органическими и функциональными, наследственными и социально-психологическими. Отклонения в строении и деятельности органов или всего организма в целом являются следствием нарушения нервной системы или определенного анализатора и возникают в процессе внутриутробного (пренатального) и послеродового (постнатального) развития, а также непосредственно в период родов (натальный период).
Причины возникновения врожденных аномалий разнообразны. К первой группе относятся патогенные (вызывающие отклонения) причины, действующие на развивающийся плод во внутриутробном развитии. Это инфекции (заражение организма болезнетворными микробами), психические или физические травмы, токсикозы беременности (болезненное состояние, вызванное накоплением в организме вредных или ядовитых веществ – токсинов), интоксикации (отравления организма ядовитыми веществами), температурные влияния (охлаждения), различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез).
Голодание матери, дистрофия, неправильное питание могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов.
Возбудителями внутриутробной инфекции могут быть вирусы различных болезней (краснухи, гриппа, кори и др.) инфицирование плода происходит во время беременности, а источником является больная мать. Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха и зрения, нарушения в физическом и психическом развитии бывают при токсоплазмозе. Возбудитель проникает из организма матери в плод через плаценту. Заражение человека происходит от домашних животных и птиц. При врожденной краснухе отмечаются разнообразные поражения зрения, например катаракта (помутнение хрусталика), а также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы относят микроцефалию (значительное снижение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела), гидроцефалию (заболевание черепа, вызванное избыточным наполнением спинномозговой жидкости в полости черепа), спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).
Под влиянием различных вредностей может нарушаться деятельность желез внутренней секреции (эндокринных желез), и в этом случае некоторые гормональные нарушения у беременной женщины отрицательно сказываются на развитии плода.
Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы.
Ко второй группе патологических факторов относятся наследственные генетические поражения организма. Они характеризуются разнообразными наследственно обусловленными нарушениями обмена веществ, так как нередко наследственность определяют как свойство организмов воспроизводить сходный тип обмена веществ в ряду поколений. Носителями такой информации являются гены, расположенные в хромосомах — нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. По наследству передаются хромосомы только с локализованными в них генами.
Нарушения, вызванные аномалиями хромосомных наборов приводят к возникновению у детей различных синдромов: Дауна, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера и др.). Также наследуются различные типы глухоты и определенные нарушения зрительного аппарата (синдромы Ушера, Маршалла и др.). При хромосомных болезнях встречается микроцефалия (недоразвитие коры больших полушарий), являющаяся причиной глубокого интеллектуального дефекта.
Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожденные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей. В семье алкоголиков многие дети рождаются умственно отсталыми, с тяжелыми заболеваниями центральной нервной системы и другими патологическими отклонениями. Вместе с тем и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое употребление пред зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка.
Приобретенные аномалии включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым нарушениям, как правило, относятся механические повреждения плода (родовые травмы), связанные с неблагоприятным течением родов: длительных, затяжных или быстрых, стремительных. Распространенным осложнением является кровоизлияние в вещество мозга. Сдавливание, деформация головки при наложении щипцов в случае затяжных родов может причиной разрыва сосудов. Результатом стремительных родов также бывает кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы, известные под названием нейроинфекций. Среди них воспалительные заболевания, вызванные бактериями или вирусами (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, полиомиелит).
Реже встречающимися причинами приобретенных аномалий являются различные травматические повреждения (преимущественно слухового и зрительного анализаторов, а также черепно-мозговые травмы). Вследствие патологических изменений нервной системы черепно-мозговые травмы могут сопровождаться выраженными изменениями двигательных и психических функций (параличами, нарушениями интеллектуальной деятельности, неврозами и эпилепсией).
В ряде случаев причиной аномалии могут оказаться интоксикации. Обычно от интоксикации страдает весь организм, но отдельные вещества особенно активно действуют на нервную систему (алкоголь, наркотики, соли свинца, ртути и др.). Из лекарственных средств особенно токсичны большие дозы антибиотика стрептомицина: они могут привести к поражению слухового нерва, различные заболевания носоглотки, органов зрения.

Первичный дефект и вторичные отклонения

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), не относятся к категории детей с ОВЗ.
В зависимости от вида нарушения выделяют следующие категории детей с ОВЗ:
дети с нарушениями сенсорной сферы:
– с нарушениями зрения (незрячие (слепые), слабовидящие, рано ослепшие, поздно ослепшие);
– с нарушениями слуха (неслышащие (глухие), слабослышащие, рано оглохшие, поздно оглохшие);
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата или с ДЦП;
дети с нарушением интеллектуальной сферы:
при недоразвитии:
– с нарушениями интеллекта (умственная отсталость (олигофренического и неолигофренического типа);
при ретардации:
– задержка психического развития;
дети с нарушением речевого развития:
с нарушениями речи (дети-логопаты): алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание; ОНР, ТНР, ФФНР; дети с асинхронным развитием:
– с расстройствами аутистического спектра, РАС и РДА;
дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы:
– с дисгармоническим типом развития – различные психопатии у детей;
дети со сложными видами нарушений:
– с комбинированными нарушениями, с множественными нарушениями развития, мультипроблемные дети – слепоглухие, умственно отсталые глухие, умственно отсталые с нарушениями зрения и др.

Причиной аномального развития служит дефект (психический или физический недостаток). Понятие «дефект» – центральное в специальной психологии – разработано Л.С. Выготским (основоположником отечественной дефектологии). Им установлено, что структура дефекта неоднородна. Так, например, повреждения биологических систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.) представляют собой первичные симптомы отклонений – первичный дефект. Недоразвитие высших психических функций (например, речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентировки у слепых) и социальной стороны поведения Л.С. Выготский считал вторичными отклонениями, не связанными непосредственно с основным, первичным дефектом, но обусловленным им. Он показал, что соотношение первичных и вторичных отклонений значительно усложняет структуру дефекта. Таким образом, разнообразие форм аномального развития зависит, прежде всего, от степени поражения ЦНС, локализации дефекта, а также времени его возникновения.
Первичный дефект бывает вызван биологическими факторами. Например, врожденная глухота как следствие внутриутробного повреждения слухового аппарата; слепота как следствие раннего повреждения органов зрения; умственная отсталость, возникшая в результате органического поражения головного мозга; нарушения звукопроизноше-ния вследствие анатомических дефектов строения артикуляционного аппарата. Рассматривая такие недостатки, как глухота, слепота, умственная отсталость, Л.С. Выготский отмечал, что причины, их вызывающие (в основном это различные заболевания, травмы, иногда наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности, которое определяется как первичное нарушение. Так, первичным нарушением при слепоте является выключение или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте – грубые нарушения или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости – нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга (т.е. прежде всего недостатки мышления).
Первичное нарушение, если оно возникает в раннем детстве, приводит к своеобразным изменениям всего психического развития ребенка, что проявляется в формировании вторичных и последующего порядка нарушений в сфере психической деятельности. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (т.е. от типа первичного недостатка), степени его выраженности и времени возникновения.
Так, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая недостаточность слухового восприятия. Вторичный дефект – нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это происходит у слышащего ребенка) не развивается. Нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка.
В настоящее время среди лиц, определяемых как практически слепые, лишь небольшую часть составляют тотально (полностью) незрячие (так, например, в школах для слепых детей число таких детей составляет не более 7 %), остальные обладают в той или иной мере так называемым остаточным зрением, т.е. для них характерно не полное отсутствие зрительного восприятия, а его грубая недостаточность и практически отсутствие возможности пользоваться зрением. Аналогичная картина наблюдается и при глухоте. далее к трудностям общения. При частичном нарушении слуха – у слабослышащих детей – первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют качественно иной характер, ибо речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется целым рядом недостатков: дефектами произношения и грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их неточностью и т.д. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам.
При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже в основном сформирована, например, после 6 лет, вторичные недостатки и дефекты оказываются еще менее выраженными
Дети, с указанными первичными дефектами, имеют неизбежные вторичные отклонения, возникающие под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Так, если ребенок родился глухим, либо глухота наступила на первом году жизни, то есть до периода овладения речью (необходимо отметить, что гуление у глухих детей, как правило, формируется), как следствие наступает немота -вторичное отклонение развития ребенка, так как слуховой анализатор играет исключительную роль в развитии речи (сложный нервный механизм, воспринимающий и дифференцирующий звуковые раздражения). Кроме того, трудности в овладении речью приводят к нарушениям словесно-логического мышления у глухих детей, отрицательно влияют на формирование характера, личности в целом.
Слепота также влияет на формирование вторичных отклонений — недостаточность пространственных ориентировок, своеобразие походки, характерологические особенности.
Вторичные отклонения при умственной отсталости проявляются в завышенной самооценке, негативизме (немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям других), недоразвитии воли, невротическом поведении.
Дети с дефектами речи также будут иметь вторичные отклонения. Например, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия скажутся на развитии письменной речи; заикание вызывает изменения личности ребенка (невротические реакции, фиксация на своем дефекте, страх речи и т.п.).
Следует отметить, что первичный дефект и вторичные отклонения имеют очень тесную взаимосвязь, так, например, в определенных условиях вторичные симптомы воздействуют на первичный фактор (если со слабовидящими детьми не проводить специально-организованных занятий по развитию устной речи, то есть не использовать возможности остаточного слуха, этот дефект усилится).
Для коррекции первичного дефекта необходимо преодолевать в процессе специального обучения вторичные отклонения. Необходимо отметить, что, чем раньше начнется коррекционно-воспитательная работа, тем эффективнее будет ее результат, будут предупреждены другие возможные нарушения.
В процессе нарушенного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности организма ребенка. Они являются способом адаптации личности ребенка к определенному дефекту развития. Например, в процессе общения глухих посредствам жестов развивается речевая система: мимико-жестикуляторная речь; у слепых остро развивается чувство расстояния, слуховая память, осязание (кинестетическое восприятие предметов, на основе которого формируется способность составлять представление о предметах).
Таким образом, вторичные отклонения имеют и позитивные моменты, так как положительная их оценка служит необходимым основанием для разработки специального обучения и воспитания с опорой на потенциальные возможности детей. Источниками приспособления детей с ОВЗ к окружающей среде служат сохранные анализаторы (нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма). Интенсивное их использование, выполнение ими функций нарушенного анализатора способствуют выполнению процесса компенсации.

Общие и специфические закономерности психического развития

В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных типах недостаточности возник уже давно. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, проявляющихся при разных типах нарушений, и выделить некоторые из них, был Л.С. Выготский.
Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с недостаточностью того или иного типа было выделено Л.С. Выготским как общая закономерность аномального развития. Тогда же он указал еще на одну закономерность, проявляющуюся в затруднениях взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром всех детей, имеющих недостатки развития. Рассматривая проблему общности и своеобразия в нарушениях развития, Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом:
«Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». Там же отмечается, что у детей с недостатками развития всех категорий наблюдаются нарушения речевого общения, хотя проявляются они в разной мере и форме.
Установление закономерностей, действующих в группе изучаемых явлений, и специфических особенностей, отражающих своеобразие каждого из них, является одной из важнейших задач любой области науки, и специальная психология не является исключением из этого правила. Если их расположить в порядке их значимости и всеобщности, то, несомненно, прежде всего необходимо упомянуть сниженную по сравнению с наблюдаемой у нормально развивающихся детей способность к приему и переработке информации. При всех типах нарушенного развития объем информации, которая может быть принята в единицу времени, в той или иной мере меньше по сравнению с нормой. Для того чтобы принять информацию, равную по объему принимаемой нормально развивающимся ребенком, детям с отклонениями психического развития необходимо больше времени. Кроме того, повышение порогов чувствительности (например, при снижении слуха) приводит к росту уровня шумов, что влияет на точность принимаемой информации, ведет к ее искажениям. Замедлена переработка информации. Используя термины «прием» и «переработка» информации, следует иметь в виду, что соответствующие понятия охватывают целый ряд психических процессов и явлений разного уровня и разной сложности организации. Это и сенсорные процессы – ощущения и восприятия, – и такие познавательные процессы, как мышление, память, представления, речь. Следовательно, причины сниженной скорости приема и переработки информации могут быть самыми различными.
Прежде всего, такими причинами могут быть дефекты сенсорного входа, т.е. рецепторной части анализатора (органа чувств), могут проявляться и нарушения функционирования центральной части анализатора, мозгового его конца – соответствующей области коры мозга.
Человек может дать ответную реакцию и на раздражение, не достигающее высшего коркового уровня центральной нервной системы, как это происходит при инстинктивных реакциях, но, говоря о приеме и переработке информации, обычно имеют в виду сигналы, которые доходят до коры мозга.
Выяснение причин сниженной скорости приема и переработки информации позволит установить специфические проявления данной общей закономерности для каждой отдельной формы нарушенного развития.
Относительно менее сложно судить о том, какое звено в системе приема и переработки информации нарушено в случае дефектов органов чувств, и особенно применительно к информации, принимаемой поврежденным анализатором, например, применительно к звуковой информации при нарушении слуха. В таких случаях уменьшение скорости и объема принимаемой информации выражено значительно.
Однако оно обнаруживается и при восприятии раздражителей, действующих на сохранные органы чувств. В исследованиях многих отечественных и зарубежных психологов показано, что у глухих детей снижение скорости приема и переработки информации, по крайней мере до достижения ими определенного уровня психического развития, совершенно отчетливо проявляется и по отношению к зрительно воспринимаемой информации. Проявляется это в увеличении латентного периода простой и сложной двигательной реакции на зрительный раздражитель, как это было показано Ж.И. Шиф, увеличении времени, необходимого для восприятия предметов или изображений (И.М. Соловьев). Как установлено в исследованиях И.М. Соловьева, А.П. Гозовой и других, глухим детям свойственны меньшая точность зрительного восприятия, уменьшение количества воспринимаемых деталей при усложнении условий восприятия. Те же исследователи обнаружили аналогичные затруднения в осязательном восприятии глухих. Л.И. Переслени, применяя тактильно-вибрационные сигналы разной сложности, показала проявление этой закономерности у детей с задержкой психического развития. При этом четко проявляется, по мере взросления, приближение показателей детей с задержкой психического развития к величинам латентных периодов реакций на сигналы, регистрируемым у нормально развивающихся школьников того же возраста.

Читайте также:  Виды межличностных отношений

Предмет и задачи коррекционной психологии

Коррекционная психология является одной из отраслей психологии, предметом изучения которой являются закономерности психического развития аномальных детей, а объектом – аномальные дети.

Термин «аномалия» (от греч. аnomalos – «неправильный») обозначает нарушение нормы, общей закономерности организации, является всеобъемлющим по отношению к любым ошибками развития – анатомическим, биохимическим, функциональным.

В отечественной специальной психологии термин «аномальные дети» обозначает категорию детей с врожденными или приобретенными нарушениями психического и физического развития, нуждающихся в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

В соответствии с принятой в дефектологии классификацией аномалий развития выделяют группы детей с нарушениями: интеллекта; зрения; речи; слуха; опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с комбинированными дефектами.

Определен следующий круг задач специальной психологии:

1) выявление общих закономерностей психического развития нормально развивающихся детей и детей с аномалиями развития; в результате исследований Л. В. Занкова,Ж. И. Шиф, Т. А. Власовой, В. И. Лубовского было доказано, что основные закономерности психического развития аномального ребенка и нормально развивающегося являются общими и носят поэтапный характер: периодизация возраста, становление мыслительных функций (от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому), памяти и т. д. Различны сроки формирования и качество достижений);

2) выявление общих закономерностей психического развития, присущих всем детям с аномалией развития. Л. С. Выготским была выведена закономерность формирования вторичных отклонений на фоне первичного дефекта психических функций. Таким образом, совокупность порождаемых дефектов проявляется в изменениях развития личности аномального ребенка в целом);

3) раскрытие специфики закономерностей психического развития у различных групп детей с аномалией развития (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн, Л. В. Зан-ков, Ж. И. Шиф и др.);

4) изучение свойств отдельных психических процессов у детей с различными аномалиями;

5) установление связей процесса психического развития с особенностями, спецификой аномалии;

6) разработка мер по развитию компенсаторных способностей организма с целью преодоления дефектов развития психики;

7) разработка мер по предупреждению проявлений вторичных и третичных дефектов психики у детей с аномалиями;

8) проведение научных исследований с целью нахождения оптимальных условий для обучения и воспитания аномальных детей;

9) разработка мер по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской помощи с целью успешной интеграции в общество детей с аномалией развития.

Отрасль коррекционной психологии. Ее связь с другими науками

Коррекционная психология как отрасль психологии тесно взаимодействует со многими науками, такое взаимодействие теоретически можно разделить на несколько блоков, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей наук.

К первому блоку можно отнести педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями. Многостороннее изучение одной проблемы позволяет найти развернутый ответ на вопросы, которые возникают при обучении людей с дефектами, а также устранить однобокий подход, который в большинстве случаев является неверным.

Ко второму блоку относится медицина: анатомия, физиология, психиатрия, невропатология. Связь коррекционной педагогики и медицинской отрасли настолько тесна, что разделить сферы их влияния практически невозможно, так как психическое развитие человека, его отклонения можно объяснить только с точки зрения медицины и ее отраслей: физиологии, психиатрии и психопатологии, генетики и анатомии человека в разных возрастных категориях, ортопедии, невропатологии и нейроанатомии, педиатрии и отоларингологии, других отраслей медицины. Некоторые термины используются во многих отраслях медицины, в том числе и в коррекционной психологии: «аутизм», «психика», «аномалия», «деменция» и др. Установление диагноза на основе разных отраслей медицины, бесспорно, позволяет достигать более эффективных результатов в лечении и обучении.

Третий блок гуманитарный, который состоит из философии, социологии, психологии всех направлений. Взаимосвязь коррекционной психологии и гуманитарных наук позволяет аккумулировать знания с той же целью, что и все остальные отрасли наук: для эффективного и доступного пониманию обучения людей с дефектами развития. Такие науки, как политология, философия, социология позволяют рассматривать многие явления коррекционной психологии с точки зрения социального статуса человека. Некоторые аспекты процесса применения методик коррекционной психологии могут быть полностью раскрыты только с позиций философии и политологии.

Использование знаний и опыта многих самостоятельных наук и отраслей наук дает дополнительный шанс специалистам коррекционной психологии подбирать более эффективные методы обучения для каждой категории людей в индивидуальном порядке.

Основные методыкоррекционной психологии

Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологической науки, базируется на общих методологических положениях диалектического материализма. Важное значение для понимания психического развития имеет принцип детерминизма. Он означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как проявления, причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности; во-вторых, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; в-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления. Детерминизм в его философском понимании означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакции человека, а действует через внутренние условия.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, а правильная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одномоментно выясняются характерные его особенности в данный момент, причины возникновения изменений и возможные перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует не на статическое описание дефекта, а на выяснение динамики его развития. Философское учение о сущности развития, о его движущих силах и возникновении нового стало исходным при разработке вопросов изучения аномальных детей и многообразно реализуется на практике.

Принцип единства сознания и деятельности. Известно, что биологически унаследованные свойства составляют одно из условий формирования психических функций. Для человека необходимо овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание – это регулятор поведения и действий человека. Однако главное по словам А. Н. Леонтьева, состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную управляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире. При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Принципы и методы специальной психологии

Специальная психология опирается на следующие основные принципы:
– системность (изучение той или иной нарушенной функции, процесса ее развития и коррекции, предполагает воздействие на всю личность ребенка с ОВЗ во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка);
– принцип комплексности (устранение каких-либо нарушений должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер);
– принцип развития (выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
– онтогенетический принцип (разработка методики коррекционно-педагогического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций организма, например, речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
– принцип коррекции (система мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития);
– принцип компенсации (процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций организма);
– общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.).
В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент, наблюдение, изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения, и др.), анкетирование, проективные методики, тесты, обучающий эксперимент, используются также условно-рефлекторные методики. Каждая из методик применяется в определенных целях и с учетом особенностей объекта изучения. Так, экспериментально-психологические методики, используемые в индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применения обследуемым определенных операций или действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребенка, свойства его личности.
Практически всякое задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребенка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе ее понимания осуществить определенные действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов в ее понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Уже из этого следует, что каждая экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определенные возрастные границы своего применения. Так, например, анкетирование можно применять при изучении детей с ОВЗ более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися детьми это можно делать и раньше.
Особое значение при изучении детей с ОВЗ приобретает метод наблюдения. Из-за ряда особенностей этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не дает значимых результатов. В то же время целенаправленное прослеживание поведенческих проявлений может дать очень многое. Тщательное наблюдение за поведением ребенка должно осуществляться и в экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребенка при выполнении им различных заданий.
Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребенка в раннем возрасте, когда наиболее значимые данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребенка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает динамику его развития в течение длительного периода времени.
Все экспериментальные исследования обычно строятся как сравнительные. Чтобы результаты психологического эксперимента или наблюдения были полноценными и плодотворными, данные, полученные при изучении какой-то определенной группы детей с недостатками развития, обязательно должны сопоставляться с результатами выполнения точно таких же заданий группой нормально развивающихся сверстников, т.е. в исследованиях в специальной психологии для сравнения всегда организуются контрольные группы.
Особенно продуктивны исследования, в которых одно и то же психическое явление изучается с привлечением детей разных категорий. Такие исследования позволяют более четко видеть специфические особенности детей каждой категории и особенно важны как для диагностики нарушений развития, так и для определения своеобразия коррекционно-педагогических воздействий, необходимых для успешного обучения этих детей.
Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.
Невербальные задания, решение которых может быть выражено в форме практических действий, позволяют обойти эти трудности и получить представление, например, об интеллектуальных возможностях ребенка или об особенностях восприятия.
Прямо противоположная ситуация имеет место при изучении детей с глубокими недостатками зрения. Применение зрительно воспринимаемых заданий становится невозможным. Часть заданий наглядного характера может быть представлена в рельефной форме, воспринимаемой осязательно. Однако не все методики могут быть преобразованы таким путем. Поэтому гораздо большее значение, чем при исследовании лиц с нормальным зрением, приобретают вербальные задания и особый их подбор с учетом своеобразия речи незрячих.
Таким образом, конкретно можно указать, что в научно-психологических исследованиях специальная психология использует следующие методы:
I. Эмпирическая группа методов:
– наблюдение (целенаправленное изучение явлений в естественных условиях) — обсервационный метод;
– беседа или обследование (проводится по заранее намеченному плану); словесные методы (анкеты, интервью, тесты и т.д.) – психодиагностические методы;
– эксперимент (лабораторный, естественный, лонгитюдный, констатирующий, формирующий и контрольный, психолого-педагогический, обучающий, развивающий и др.);
– сбор и анализ анамнестических сведений – биографический метод.
II. Социометрическая труппа методов (исследование межличностных отношений в группе):
III. Анализ результатов деятельности детей (индивидуальный метод исследования);
IV. Математико-статистический метод (количественный и каче
ственный анализ данных).
Широко используются метод использования современных ТСО (технические средства обучения): компьютеры, мультипроекторы, интонографы, БОС, фонографы и т.д. Как правило, в научных исследованиях используются не один, а группа взаимодействующих методов.
Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней соответственного понятийно-категориального аппарата.

Читайте также:  Как развить интеллект: эффективные техники и упражнения

Методы оказания психологической помощи

Прежде всего, следует установить причины, вызвавшие то или другое психическое явление. Затем выяснить возможные перспективы дальнейших изменений и динамику их развития. В связи с тем, что у аномальных детей деятельность характеризует уровень их развития, психологу следует реализовать принцип единства сознания (регулятора поведения человека) и его деятельности.

Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы
Выбор метода лечения ребенка зависит не только от его психического состояния, но и от степени сложности психологического нарушения. Это может быть наблюдение, беседа, различные психофизиологические способы, анамнестический и биографический метод, изучение продуктов творчества, а также стандартизированные и нестандартизированные методики.

Как правило, лечение такой категории детей проводится при помощи игровой терапии, арттерапевтических методик, эмаготерапии (лечения образами), а также коррекционного лечения музыкой. В этом случае ребенок может пережить свои ранее подавленные чувства.

При помощи сказкотерапии дети идентифицируют себя со сказочными героями, вместе с ними переживают внутриличностные конфликты и переживания, и успешно их разрешают. Все психологические знания должны подаваться в соответствии с возрастом. Это поможет справиться с чувством неполноценности, одиночества, а также освободиться от гнетущих эмоций, чувства стыда или вины.

Разумеется, выбор коррекционного психолога остается за родителями или опекунами. Главное, чтобы это был  профессионал, вызывающий чувство симпатии и доверия, умеющий контролировать свое поведение, а также обладающий терпением, находчивостью и способностью располагать к себе.

Коррекция когнитивных нарушений с помощью методов специальной психологии

Как правило, психологическая коррекция проводится с детьми при помощи дидактических игр, подобранных таким образом, чтобы активизировать те области, в которых есть проблемы.

Высокоразвитые психические функции помогут не только в учебном процессе, но и в рабочем. Например, благодаря хорошей памяти вам будет проще запоминать большой массив информации, это сэкономит ваше время и поднимет эффективность и качество вашей работы.

Категории специальной психологии

Дети с ОВЗ – дети ограниченными возможностями здоровья – те дети (инвалиды детства), которые не могут развиваться, обучаться, без специальной дефектологической помощи, нуждаются в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Категории детей с ОВЗ – дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые), дети с задержкой психического развития (ЗПР), дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями слуха (не слышащие, слабослышащие), дети с ДЦП, нарушениями ОДА, РДА (РАС), с нарушениями речи (ТНР, ФФНР, ОНР).
Специальная психология как отрасль дефектологии и психологическая наука в целом оперирует рядом основных психологических категорий.
Обучение – это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.
Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции в их органическом единстве.
Обучение и развитие детей с ОВЗ – основное средство их подготовки к общественно-полезной жизни.
Развитие ребенка с ОВЗ в большей степени, чем обычного, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей с ОВЗ, углубляется отставание от нормального роста психофизиологических функций организма в процессе онтогенеза.
Специальная психология занимается вопросами дидактики (теория образования и обучения детей с ОВЗ в разных условиях). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса для каждого конкретного типа специального учебного учреждения (а их в настоящее время более 10) с учетом глубины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются методы обучения, решается проблема дифференциации обучения. Эта проблема – одна из главных в специальной психологии. Также центральной является проблема трудового обучения и воспитания детей с ОВЗ, т.к. это не только готовит учащихся к социально-общественной жизни и доступной профессиональной деятельности, но и способствует ослаблению дефектов умственного и физического развития.
Воспитание – это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования у человека определенных форм поведения, мировоззрения, характера и умственных способностей в соответствии с потребностями общества.
Воспитательная работа с ребенком с ОВЗ проводится с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей, направляется на формирование у него, прежде, всего навыков самообслуживания, труда, культуры поведения, умения жить и работать в коллективе, а также предполагает создание благоприятных условий для компенсации его дефекта и коррекции недостатков, обусловленных этим дефектом. Воспитание ребенка с ОВЗ требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность.
Коррекция – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на исправление или ослабление недостатков психического или физического развития детей. Под коррекцией понимают как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в процессе обучения и воспитания. При этом часто употребляют термин «коррекционно-воспитательная работа». Коррекци-онно-воспитательная работа охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности специальных учреждений.
В ряде случаев детям с ОВЗ необходимы лечебно-коррекционные мероприятия (ЛФК, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, медикаментозная терапия и др.).
В зависимости от типов специальных учреждений варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все методы направлены на разносторонне физическое и психическое развитие детей.
Компенсация – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепого ребенка (врожденная слепота) возможна через развитие осязания, т.е. с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализаторов.
Важную роль в развитии компенсаций играет ЦНС. Л.С. Выготский писал, что «…выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития…».
Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Высшая форма компенсации; означает всестороннее развитие личности ребенка. (О.И. Скороходова).
Однако для некоторых форм нарушенного развития пределы компенсации ограничены. Так, при глубоких нарушениях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов.
Декомпенсация – разрушение компенсаторных механизмов (болезненные процессы, психические перегрузки, стрессы).
Социальная реабилитация – включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Средства реабилитации – система специально подобранных методов и приемов, направленных на достижение социальной реабилитации (медикаментозная терапия, специальное обучение и воспитание, профессиональная подготовка).
Абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, цель которых заключается в предупреждении и лечении патологических состояний у детей раннего возраста, не адаптировавшихся в социальной среде, что приводит к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества.
Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Приведение индивидуального и группового поведения детей с ОВЗ в соответствие с системой общественных норм и ценностей является необходимой задачей коррекцион-но-воспитательной работы. Однако это затруднено трудностями, создаваемыми имеющимися дефектами. У некоторых детей с ОВЗ снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения (например, усложнение требований приводит к отклонениям в поведении).
Специальная психология оперирует и рядом других категорий и понятий, которые будут раскрыты в опорных конспектах соответствующих тем.

Практические советы: когда следует показать ребёнка специальному психологу?

Существует множество литературы, посвящённой возрастной психологии. Я выделю основные маркеры, на которые стоит обратить внимание.

В 3 месяца появляется комплекс на говорящее лицо, ребёнок отвечает улыбкой, следит глазами за движущимся объектом.

В 4 месяца малыш отыскивает предмет по звуку, поворачивается со спины на бок, паузы во время плача для восприятия реакции родителя.

В 5 месяцев хорошо развивается акт хватания, различает знакомых и чужих людей, улыбается себе в зеркале.

В 6 месяцев проявляет активный интерес к предметам.

В 7 месяцев хорошо ползает, встаёт на четвереньки.

В 8 месяцев развивается страх расставания, ребёнок уже самостоятельно ложится и садится.

В 9 месяцев ребёнок знает своё имя и поворачивается, когда его зовут. 10 месяцев переступает, держась за опору.

В 11-12 месяцев совершенствуются действия, интерес к предметам и взаимодействия с ними.

В 2-3 года важным фактором является развитие речи. Насторожить может, если у ребёнка отсутствует звукоподражание, если не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы.

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать название цветов и оттенков, владеет классификацией и способен устанавливать причинно-следственную связь. Самостоятельно застёгивает пуговицы, соблюдает правила поведения.

В школьном возрасте должно насторожить, если ребёнок не может долго удерживать внимание, затрудняется действовать по инструкции, несамостоятелен, гиперактивен, например, ходит по классу вовремя урока, выкрикивает с места. Преобладание игровых мотивов над учебной задачей может говорить о неготовности ребёнка к школьному обучению.

Таким образом, специальный психолог решает широкий круг задач совместно с семьёй и близким окружением ребёнка, а также другими специалистами.

О профессии Коррекционного психолога, специального психолога

Коррекционный психолог (специальный психолог) – это специалист, работающий с особыми состояниями, возникающими преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющие его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В задачи коррекционного психолога может входить:

  • Изучение

Коррекционный психолог (специальный психолог) – это специалист, работающий с особыми состояниями, возникающими преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющие его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

В задачи коррекционного психолога может входить:

  • Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения;
  • Создание и применение методов и средств психологической диагностики нарушений развития;
  • Разработка средств психологической коррекции недостатков развития;
  • Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;
  • Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей и взрослых с недостатками развития в разных условиях;
  • Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками развития;
  • Психологическая коррекция дезадаптации.

 В разделы специальной психологии входят: тифлопсихология – психология слепых, сурдопсихология – психология глухих, олигофренопсихология – психология умственно отсталых и логопсихология – психология лиц с речевыми расстройствами, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата, психология лиц с задержкой психического развития, психология лиц со сложным или сочетанным дефектом.

Несмотря на то, что специальная психология развивается именно как психологическая наука, многие ученые считают ее отраслью дефектологии. На практике она занимает промежуточное положение и частично захватывает задачи и знания от обеих наук. И, наоборот, при отсутствии в образовательном заведении или центре специального психолога его задачи с успехом могут решить квалифицированный психолог и дефектолог, объединив усилия и опыт.

Профессия «Коррекционный психолог, специальный психолог» на рынке труда России

По статистике популярных сайтов работы за последние 30 дней в России открыты 2 350 вакансий по 2 должностям профессии «Коррекционный психолог, специальный психолог» с указанием заработной платы.

Заработная плата

Средняя – 23 000

Минимальная – 16 100

Максимальная – 102 700

Максимальное количество вакансий по должностям

Специальный психолог – 1 175 вакансий

Коррекционный психолог – 1 175 вакансий

Деятельность специального психолога

Специальный психолог занимается диагностикой и социально-психологической адаптацией детей и подростков, имеющих особенности развития (слепота, глухота, ДЦП, аутизм, умственная отсталость, речевые расстройства и т.д.). Специалист оценивает развитие ребенка по всем направлениям: познавательная сфера (интеллект, мышление, внимание, память, сенсомоторное развитие и др.), эмоционально-волевая сфера, навыки коммуникации, поведение, речь. Также в компетенции специального психолога входят разработка программ обучения и развития особенных детей, помощь в создании инклюзивной среды и повышению толерантности в обществе, консультации с членами семей, где проживают особые дети: с родителями и другими родственниками. И в зависимости от поступившего запроса и результатов психологического обследования специалист дает рекомендации по выбору образовательного заведения, маршруту обучения или коррекции программы домашнего обучения, если речь идет о такой форме.

Также специальный психолог проводит занятия по развитию тех навыков у ребенка, в которых тот заинтересован (например, улучшение навыков коммуникации), помогает решать психоэмоциональные проблемы (избавление от страха, навязчивых мыслей и т.д.).

При необходимости коррекционный психолог может также работать со взрослыми людьми, имеющими указанные выше заболевания. Главная цель работы специального психолога — сделать личность клиента максимально гармоничной, адаптированной как к самому дефекту, ситуации его развития, так и адаптированной в обществе.

В своей работе данный специалист отталкивается от структуры психики клиента, который имеет так называемый первичный дефект (врожденный или приобретенный). Например, незрячий ребенок отличается своеобразием психического развития, обусловленного слепотой (вторичный дефект). И со временем у такого ребенка могут появиться третичные нарушения — это уже производные психического развития: система самосознания, самооценки, отношения с миром, окружающими людьми, жизненная позиция (то, что мы называем проявлениями «личности»). Поэтому, повлияв на вторичный дефект, скомпенсировав вовремя дефицитарные свойства психики, выстроив правильную педагогическую среду дома, в семье и в образовательном учреждении, специалист совместно с близкими особого ребенка оказывает положительное влияние на личность формирующегося человека и его социальную компетентность, социализацию. В современном мире у людей с инвалидностью возможностей становится все больше, разрабатываются различные программы, с помощью которых не говорящие могут общаться, люди с ДЦП и проблемами опорно-двигательного аппарата – передвигаться, и так далее. Общество все более лояльно относится к различным социальным группам, а значит, перспективы для детей с особенностями растут.

Таким образом, выделяются следующие направления работы специального психолога:

  • диагностика
  • коррекционные занятия
  • рекомендации по выбору учебной программы и заведения
  • разработка педагогических программ
  • рекомендации по трудоустройству и жизнедеятельности выросшего ребенка
  • консультирование семьи
  • деятельность, связанная с развитием инклюзивной среды и толерантности в обществе.

Виды специальной психологии

Специальная психология делится на несколько видов по названию нарушений здоровья человека:

  1. Тифлопсихология (психолог работает с детьми, имеющими нарушения зрения)
  2. Сурдопсихология (нарушения слуха)
  3. Олигофренопсихология (умственная отсталость)
  4. Логопсихология (речевые нарушения)
  5. Психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (аутизм, расстройство аутистического спектра)
  6. Психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
  7. Психология лиц с ЗПР (задержкой психического развития)
  8. Психология лиц со сложным или сочетанным дефектом.

Не смотря на то, что специальная психология развивается именно как психологическая наука, многие ученые считают ее отраслью дефектологии. На практике она занимает промежуточное положение и частично захватывает задачи и знания от обеих наук. И, наоборот, при отсутствии в образовательном заведении или центре специального психолога его задачи с успехом могут решить квалифицированный психолог и дефектолог, объединив усилия и опыт.

В Центре «Эмбер» работают и дефектологи, и специальный психолог. Если Вам или вашему ребенку нужна консультация или занятия с данным специалистом, Вы можете обратиться в наш Центр.

Также у нас существует услуга психолого-педагогического консилиума, это диагностическая консультация сразу нескольких специалистов смежного профиля. По итогам такой консультации разрабатываются рекомендации, создается коррекционный маршрут. По необходимости заключение специалистов оформляется на фирменном бланке Центра.

Структура специальной психологии

Структуру современной специальной психологии ряд самостоятельных психологических дисциплин:

  1. олигофренопсихология (наука, исследующая отличительные черты психического формирования детей с патологией интеллекта);
  2. сурдопсихология (наука, исследующая особенности психического формирования детей, имеющих патологии слуха);
  3. тифлопсихология (наука, исследующая особенности психического формирования детей, имеющих патологии зрения);
  4. логопсихология (наука, исследующая особенности психического формирования детей, имеющих дефекты речи).

Необходимо обозначить, что в специальной психологии продолжается процесс появления новых течений научных исследований, скажем, изучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или РДА, с синдромом Дауна, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с поведенческими нарушениями, а также с другими расстройствами ‒ слепоглухота, слепота или глухота с нарушениями интеллектуальной сфере и. т.п.

В условиях специального воспитания и обучения у детей с нарушениями в развитии корректируется или сглаживается их обусловленная биологически недостаточность. Собственно, данная система является методологическую основу дефектологии, которая позволяет с оптимизмом оценивать возможности формирования на дефектной основе.

Баулина М. Е. — Нейропсихология. Учебник для вузов

В учебнике нового поколения рассматривается развитие науки о мозге и формирование нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания, анатомические и физиологические принципы работы головного мозга, синдромы…

Баронин А. С. — Этнопсихология

Баронин А. С. — Этнопсихология

В пособии рассматриваются основные проблемы этнической психологии — отрасли социальной психологии, изучающей особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характер этнических общностей. Раскрываются такие ее понятия, как…

Петруня О. Э. — Юридическая психология
Книги

Петруня О. Э. — Юридическая психология

Психология. Что это такое?

Лебедев-Любимов А. Н. — Психология рекламы

Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полно представлены основные теоретические направления, история развития

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/cognifit/specialnyi-psiholog-po-kakim-voprosam-k-nemu-obrascatsia-5f870e59f12cd832dae8c951
  • https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/specialnaya-psixologiya
  • https://wiki.fenix.help/psyhologiya/otrasli-psikhologii
  • https://srazu.pro/psihoterapiya/specialnaya-psixologiya.html
  • https://studfile.net/preview/2230124/
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/teoreticheskie_osnovy_specialnoy_psihologii/
  • https://medafarm.ru/psychology/korrektsionnaya-psikhologiya
  • http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/175-speczialnaya-psixologiya/2559-vvedenie-v-speczialnuyu-psixologiyu-teoreticheskie-osnovy?showall=1
  • https://www.litres.ru/e-imasheva/korrekcionnaya-psihologiya-shpargalka/chitat-onlayn/
  • https://postupi.online/professiya/korrekcionnyj-psiholog-specialnyj-psiholog/
  • https://emberint.ru/spetsialnyj-psiholog/
  • https://psychojournal.ru/article/770-osnovnye-otrasli-psihologii.html

Оцените статью
Топотушки - сайт о детях