- СДВГ или детская импульсивность?
- Провоцирующие факторы
- Осложнения течения беременности
- Нарушения нормального образа жизни беременной женщины
- Осложнения течения родов
- «Ужасные» детские истерики и СДВГ: когда связь есть?
- Не путайте активность и гиперактивность
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Положительные моменты
- Как ставят диагноз СДВГ?
- Признаки нарушения внимания
- Особенности лечения
- Рекомендации родителям
- Профилактика СДВГ и его коррекция
- Двигательная активность
- Психолого-педагогическая коррекция
- Семейная психотерапия
- Поведенческая психотерапия
- Релаксационные методики
- Медикаментозная коррекция
- Тревожные звоночки для психолога
- «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях
- Как лечить гиперактивность у ребенка?
- Физиотерапевтические методы лечения СДВГ у детей и подростков
- Причины гиперактивности у детей
- Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» — пять причин обратиться к нам за лечением СДВГ:
- Диагностика синдрома гиперактивности у детей
- Сбор субъективной информации
- Проведение психологического обследования
- Проведение аппаратного обследования
- Случай из практики
СДВГ или детская импульсивность?
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, и на сегодня это одно из самых распространенных детских расстройств. Симптомы включают невнимательность, импульсивность и гиперактивность, но их проявления отличаются по выраженности.
СДВГ может быть как у детей, так и у взрослых, но симптомы всегда начинаются в детстве. Дети могут испытывать трудности с тем, чтобы спокойно сидеть, следовать указаниям взрослых и выполнять задания дома, в детском саду и школе.
В раннем возрасте практически все дети особенно активны и импульсивны, а кризисы самоопределения – настоящий двигатель непослушания и противоречий. Как отличить классические признаки становления характера и обычные детские истерики от симптомов СДВГ?
Ребенок выделяется на фоне остальных
По сравнению с другими детьми их возраста детям с СДВГ часто бывает трудно, а порой почти невозможно посидеть неподвижно даже в течение нескольких минут.
Они не могут ждать своей очереди, например, в играх, где есть ведущий, выпаливают ответы или переходят к началу очереди, а еще могут говорить слишком много.
Комментарий эксперта
Джеймс Перрин, доктор медицинских наук, профессор педиатрии в Гарвардской Медицинской школе
Маленькие дети с СДВГ невероятно активны все время. Большинство 4-летних детей вообще очень активны, но они успокаиваются, порой дремлют, сидят во время еды, могут заниматься тихими играми. Ребенок с СДВГ все время находится в движении.
То, что отличает этих детей, – это степень и частота, с которой они гиперактивны и импульсивны. В сравнении с другими малышами эти дети – вечные двигатели, причем работающие в высоком темпе.
Провоцирующие факторы
Осложнения течения беременности
Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.
Нарушения нормального образа жизни беременной женщины
На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.
Осложнения течения родов
Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.
«Ужасные» детские истерики и СДВГ: когда связь есть?
Любой родитель или тот, кто проводит время с детьми, видел эти вспышки гнева. Большинство детей могут спорить, отказываться сотрудничать и время от времени не подчиняться взрослым.
Но когда этот гнев и враждебность случаются часто, приводят к проблемам с друзьями, в детском саду или дома, причины для беспокойства могут быть вполне оправданы. При этом надо уметь отличать «нормальную» истерику у малыша от проблемной. Как?
Типичная истерика может начинаться, когда маленький ребенок устал, голоден или расстроен, или во время ежедневных ритуалов и процедур, таких как укладывание перед сном, прием пищи или одевание.
Что не нормально?
- Когда вспышка приходит из ниоткуда или настолько интенсивна, что ребенок становится истощенным. От избытка эмоций и слез может даже начаться рвота. Если такие ситуации становятся регулярными, это маркер нездоровья.
- Не нормальна также враждебность по отношению к людям, предметам или к тому и другому вместе. Вполне возможно, что ребенок захочет ударить или пнуть родителя из-за разочарования время от времени. Но когда это происходит более чем в половине истерик, может возникнуть проблема.
- Враждебность может быть и самонаправленной. Дети могут пытаться укусить себя, царапать кожу, биться головой, пораниться, ударив что-то.
- Ребенку крайне сложно успокоиться. Не помогают популярные советы, попытки дать прокричаться, игнорирование, разговоры, крепкие объятия. Приходится постоянно уносить на руках из раздражающего окружения и заниматься «подкупом», обещать что-то подарить, дать, сделать – и так каждый раз.
- Многочисленные истерики: 10-20 вспышек гнева в месяц. Если это происходит пять раз в день, а потом наступает долгий перерыв (при этом малыш в целом здоров и хорошо себя чувствует), это тоже повод для беспокойства.
- Очень длинные истерики. Если они обычно длятся более 25 минут, это может сигнализировать о лежащей в их основе проблеме.
В чем могут быть причины таких «взрывов»? Специалисты говорят, что они могут быть связаны с СДВГ, высокой болезненной тревожностью на фоне неврозов, нарушением обучаемости, расстройством аутического спектра, проблемами сенсорного восприятия и так далее.
Так как СДВГ – самое частое нарушение из перечисленных (и может идти в комплексе с другими особенностями), в первую очередь внимание специалиста может быть направлено именно на этот синдром.
Не путайте активность и гиперактивность
Бывает родители называют своих детей гиперактивными и думают, что это положительное понятие. Но в данном случае они путают активного малыша и гиперактивного. Такое поведение, как любознательность, тяга к новым знаниям, интерес ко всему новому – это хорошо.
А вот гиперактивность, которая чаще всего сопровождается нехваткой внимания, считается неврологическим расстройством. Наиболее ярко проявляется в период после 5 лет. Это негативно сказывается на развитии ребенка, он отстает от сверстников.
Гиперактивность проявляется в дошкольном возрасте. Чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов на то, что до школы ребенок научится концентрироваться и обладать своими эмоциями. Каждый малыш по своему индивидуален, а понять какие способности заложены именно в вашем малыше, помогут методики, которые используются в современной психологии.
Для того чтобы понять своего ребенка, и определить его особенность, достаточно посетить консультацию психолога. Ведь пока ребенок не разговаривает, трудно определить, что-же на самом деле он умеет и на что способен. Даже самый обычный ребенок, при правильном подходе к воспитанию, может вырасти вундеркиндом.
Понаблюдайте за своим ребенком, сопоставьте его поведение с нижеизложенным:
- неусидчивость
- повышенную активность
- беспокойство
- невнимательность
- агрессивность
- эмоциональность
- отсутствие концентрации
- не умение дослушать до конца
- непослушание
- игнорирование
- несдержанность
- не контролирование эмоций
Заметив за ребенком что-либо из списка, стоит познакомиться по ближе, с квалифицированным психологом. Бесспорно, это еще не обозначает что у вашего малыша гиперактивность, но удостоверится наверняка, всё же стоит. Распознав в раннем возрасте, способности и наклонности ребенка, вы в дальнейшем будете знать, чем занимать его свободное время, чтобы это пошло ему на пользу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обычно рассматривается как совокупность трех составляющих: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. О постановке диагноза можно говорить в том случае, если эти признаки наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев подряд и мешают адаптации среди сверстников. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
Невнимательность:
- Малыш не может удерживать внимание на мелких деталях, поэтому у него часто возникают ошибки при выполнении различных заданий;
- Из-за того, что ребенок плохо концентрируется, он не всегда реагирует на обращенную к нему речь (в том числе, на замечания);
- Посторонние раздражители легко отвлекают кроху даже от интересного занятия;
- Ему трудно доводить начатое дело до конца. Иногда у взрослых возникает впечатление, что ребенок бунтует, потому что ему что-то не нравится, однако, причина в том, что малышу сложно следовать инструкциям и правилам;
- Малыши часто избегают заданий, для выполнения которых нужна длительная концентрация внимания;
- Трудности при планировании и организации собственной деятельности (учебы, игры, общения и так далее);
- Забывчивость. Невнимательные дети часто теряют свои вещи и забывают что-то сделать.
Чаще всего гиперактивность сочетается с дефицитом внимания (СДВГ), но бывает случаи, когда гиперактивные дети сохраняют усидчивость и способность концентрировать внимание при выполнении различных заданий.
Гиперактивность:
- Кроха постоянно находится в движении;
- Ребенок не сидит на месте, во время выполнения задания он может беспричинно встать и заняться другим делом;
- Для гиперактивных малышей характерны суетливость, ёрзанье на стуле, навязчивые движения кистями рук и стопами;
- Двигательная активность (ребенок постоянно бегает, пытается куда-то залезть, крутится на месте) не имеет под собой цели;
- Тихие и спокойные игры у гиперактивных детей не в почёте. Они почти никогда не отдыхают, испытывают трудности со сном;
- Они много говорят и перебивают других людей, постоянно задают вопросы обо всем и ни о чем.
Импульсивность:
- Ребенок не дослушивает до конца, забегает вперед;
- Ожидание дается ему очень нелегко;
- Малыш тяжело усваивает правила общения, вмешивается в разговоры, игры, мешает другим детям и взрослым.
С первых лет жизни у гиперактивного ребенка часто можно заметить такие проявления, как повышенный тонус мышц, спазмы при приеме пищи, нервные тики, проблемы со сном, высокая чувствительность к звукам, свету, жаре и другим внешним раздражителям, завышенный болевой порог (нечувствительность к боли), неуклюжесть.
Проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности становятся наиболее заметными при поступлении в детский сад. В школьные годы, проблемы только увеличиваются, но к концу подросткового возраста они обычно сходят на нет.
Когда ребенок оказывается в детском саду или школе, к нему сразу же предъявляются многочисленные требования: соблюдать правила и режим дня, слушать воспитателя или учителя, сидеть тихо и отвечать, только когда тебя спрашивают. Нервная система гиперактивного малыша с трудом справляется с увеличенными физическими и психологическими нагрузками. Из-за недостатка самоконтроля он постоянно отвлекается, плохо воспринимает информацию на слух, в результате могут возникать проблемы с чтением, письмом и математикой.
Положительные моменты
Но такие дети имеют не только недостатки в поведении, но и много положительных качеств. Это безудержные фантазеры и выдумщики, у них всегда готов неординарный ответ на любой вопрос, который вы зададите.
Став взрослыми, они превращаются в различных шоуменов, актеров, пополняют ряды креативно мыслящих людей. Любят мечтать, и замечают в окружающем мире, то, что не увидели вы.
Их энергия, гибкость и стремление к успеху привлекают к своей персоне людей, ведь они замечательные собеседники. В играх и различных группах они всегда на веду, лидеры с рождения. С ними точно не соскучишься.
Как ставят диагноз СДВГ?
СДВГ – диагноз, который распространен в детском возрасте, но частота его зависит от диагностических критериев страны. Если рассматривать в целом, то это нарушение выявляют примерно у каждого десятого ребенка, а в России примерно у одного из двадцати. Во взрослом возрасте оно сохраняется у 75% людей.
СДВГ диагностируется на основании симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Но невнимательность часто не так очевидна у дошкольников: многие занятия в этом возрасте не требуют оценки.
Иногда сами родители, а также воспитатели в детском саду или учителя в школе могут заподозрить, что у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но подозрений даже специалистов в сфере работы с детьми недостаточно. Для постановки диагноза необходима полная оценка врача.
Чтобы поставить диагноз дошкольнику, врач будет собирать детальные описания поведения ребенка от родителей. Хорошо, если будет также мнение воспитателей дошкольных учреждений или других взрослых, которые регулярно могут наблюдать за поведением ребенка. Очень важно обсудить все симптомы с врачом, не преувеличивая и не утаивая особенности.
Просто потому, что какой-то ребенок имеет некоторую избыточную активность и импульсивность, не значит, что у него СДВГ. Например, ребенок, который расстроен из-за того, что у него есть проблемы со зрением, слухом или речью, может вести себя так же, как ребенок с СДВГ.
Поэтому перед постановкой диагноза врач может назначить дополнительные обследования, чтобы исключить другие возможности.
Считается, что СДВГ – проблема в основном мальчиков. Однако в последнее время все чаще говорят о том, что многие девочки остаются не диагностированными, так как у них чаще данный синдром проявляется более сглажено: дефицит внимания есть, а гиперактивность и импульсивность не выражены.
Таких детей нередко зачисляют в разряд «мечтателей», «забывчивых», «вечных троечников», обвиняя в нежелании сосредотачиваться. В то время как причина проблемы – в дефиците внимания. И об этих особенностях тоже надо помнить и обращаться к врачу не только в случае гиперактивности, но и при неспособности ребенка сосредоточится на чем-либо произвольно, особенно если это не проходит к школьному возрасту.
Признаки нарушения внимания
- Проблемы с концентрацией на одном занятии или предмете. Гиперактивным детям трудно отличать главное от второстепенного. Они часто не замечают мелкие детали, постоянно переключаются с одного занятия на другое, при чтении пропускают буквы, перескакивают через строчку.
- Цикличность внимания. Гиперактивность у детей дошкольного возраста и первоклассников проявляется цикличностью внимания. В течение 5-10 минут они увлеченно играют или занимаются, затем им требуется такое же время на восстановление ресурсов нервной системы, после чего они снова могут вернуться к занятию. С возрастом продолжительность циклов увеличивается, но все равно отстает от нормы. Если здоровые дети уже в начальной школе спокойно занимаются в течение 45 минут, то гиперактивному ребенку даже в возрасте 10-12 лет это дается с большим трудом.
- Избегание однообразных дел. Дети с СДВГ под любым предлогом стараются избежать рутинных занятий: уроков, творческих заданий, домашних дел. В зависимости от типа личности они протестуют, устраивая истерики, или замыкаются в себе и молчат.
- Неумение самостоятельно организоваться. Гиперактивные дети не умеют планировать свои дела, все выполняют хаотично, в спешке. Неумение самоорганизоваться часто приводит к проблемам с учебой, конфликтам с учителями и родителями.
Особенности лечения
Специалисты, осуществляющие лечение СДВГ у детей, должны в своей работе использовать биопсихосоциальный подход. То есть терапия должна быть комплексной и затрагивать разные аспекты.
В нее включаются медикаментозные методы, психологическая и педагогическая помощь, дефектологическая и нейропсихологическая коррекция:
- психологическая помощь. Психотерапевт используется различные методики воздействия на ребенка. Выбор конкретной техники зависит от особенностей протекания заболевания и наличия сопутствующих расстройств, а также от того, какой симптом ярче выражен. Наиболее успешными при решении такого рода проблем являются когнитивно-бихевиоральная психотерапия и психолого-педагогическая коррекция;
- медикаментозная терапия в большинстве случаев вводится на начальных этапах лечения. Это позволяет уменьшить проявление некоторых симптомов и усилить эффективность психотерапевтических методов воздействия. Выбор препаратов должен осуществлять врач после тщательного обследования ребенка. При лечении пациентов дошкольного возраста рекомендуется придерживаться принципов монотерапии, то есть в ходе лечения принимать только один лекарственный препарат за курс;
- социально-реабилитационное направление позволяет ребенку получить необходимую для адаптации в социуме помощь. Активная работа ведется с семьей. Как правило, дети с СДВГ растут в условиях гиперопеки и вседозволенности, но также к ним могут выдвигаться слишком много непосильных требований. Семейная терапия и обучение родителей позволяет значительно улучшить микроклимат в семье.
Лечение СДВГ должно учитывать особенности конкретного ребенка, то есть подход должен быть персонифицированным.
В ходе комплексного лечения СДВГ у детей удается заметно снизить степень выраженности симптомов патологии. Ребенок может повысить уровень своего социального функционирования и качество жизни.
По мере роста ребенка нарушения в обменных процессах мозга и нейромедиаторных системах приостанавливаются, а затем полностью компенсируются. В подростковом возрасте часть симптомов расстройства будет полностью отсутствовать, но основные могут сохраняться у взрослых на протяжении всей жизни. Чтобы сделать ее более качественной, необходимо своевременно обратиться к специалистам за психотерапевтической помощью.
Рекомендации родителям
Если у Вашего ребенка есть устойчивые признаки гиперактивности, необходимо обязательно проконсультироваться с неврологом и психологом. Специалисты проведут диагностику физического и психического развития малыша, по результатам которой составят индивидуальный план лечения и коррекции поведения. То, в каком окружении обычно находится активный и гиперактивный ребенок, сильно влияет на его поведение, поэтому родителям важно придерживаться следующих принципов:
- Создайте дома спокойную обстановку;
- Не наказывайте и не ругайте ребенка за «плохое» поведение;
- Соблюдайте режим дня;
- Питание должно быть сбалансированным;
- Предоставьте малышу возможность выплескивать накопившуюся энергию (занятия спортом, активные игры на прогулке);
- Ограничивайте ребенка в просмотре телевизора и использовании гаджетов;
- Проводите больше времени на свежем воздухе;
- Избегайте шумных мест и больших скоплений людей;
- Вводите в обиход спокойные игры и занятия творчеством;
- Давайте ребенку конкретные просьбы и поручения;
- Прививайте малышу навыки самоорганизации. Для этого можно использовать различные наглядные материалы, или памятки (например, схематичные изображения действий, которые ребенок должен выполнить перед сном: почистить зубы, умыться, надеть пижаму, лечь в кровать).
Гиперактивные дети часто сталкиваются с негативным отношением со стороны людей, которые не разбираются в особенностях функционирования нервной системы и детской психологии. Именно поэтому таким детям нужна особая поддержка и принятие близких людей.
Профилактика СДВГ и его коррекция
Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются:
- двигательная активность,
- психолого-педагогическая коррекция,
- семейная психотерапия,
- поведенческая терапия,
- релаксационные методики,
- лечение сопутствующей патологии.
К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик. Для лечения сопутствующей патологии также предпочтительно применение разработанных немедикаментозных методов.
Двигательная активность
Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.
Психолого-педагогическая коррекция
Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.
Семейная психотерапия
СДВГ — это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.
Поведенческая психотерапия
Домашняя программа коррекции включает:
а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);
б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);
в) организацию режима дня и места для занятий;
г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания [17].
Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.
Школьная программа коррекции включает:
а) изменение окружения (место ребёнка в классе — рядом с учителем, включение минуток активного отдыха в режим урока), регулирование взаимоотношений с одноклассниками);
б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения,
в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.
Релаксационные методики
Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.
Медикаментозная коррекция
В зарубежных странах медикаментозную коррекцию СДВГ используют более чем широко, в частности, в США применение лекарств является ключевым моментом. При нарушениях поведения чаще всего назначают психостимуляторы, реже антидепрессанты и нейролептики. Психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин и пемолин) впервые стали применять с 1937 года и до сих пор их считают самыми эффективными: клиническое улучшение отмечают в 75%. У гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции. Высокую эффективность психостимуляторов объясняют широким спектром их нейрохимического действия, направленного в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Доказана прямая корреляция между улучшением метаболизма катехоламинов и снижением симптомов СДВГ.
Успешное использование психостимуляторов при лечении СДВГ сделало их «магическими пилюлями», однако их серьёзным недостатком остаётся кратковременность действия и наличие побочных эффектов (бессонница, раздражительность, расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, головные боли, привыкание). Поэтому Американской Академией Педиатров в 1990 году была вынесена резолюция против одностороннего применения медикаментозных средств при лечении СДВГ: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция…».
В России применение психостимуляторов не разрешено. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов не создано. Проведено несколько исследований по изучению влияния церебролизина и других ноотропов на симптомы СДВГ, витаминных препаратов типа Алвитила, однако в широкую практику они ещё не внедрены.
Таким образом, профилактика и лечение детей с синдромом дефицита внимания должны быть «мультимодальными» при участии педиатра, психолога, педагога и родителей.
Тревожные звоночки для психолога
Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:
- внимания;
- движения;
- коммуникабельности
Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.
На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается.
Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.
К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а вот другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни, а также коммуникации в социуме.
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях
При проявлении у ребенка симптомов СДВГ отвлекайте и переключайте внимание:
- Заинтересуйте другой деятельностью;
- Задавайте ребенку неожиданные вопросы;
- Переведите поведение ребенка в шутку;
- Не запрещайте действие ребенка в категорической форме;
- Не приказывайте высокомерно, а просите сделать что-то вежливо;
- Старайтесь слушать то, что хочет сказать ребенок;
- Старайтесь одними и теми словами повторять многократно свою просьбу (спокойным тоном);
- Оставляйте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- Не читайте нравоучений (ребенок их все равно не слышит).
Как лечить гиперактивность у ребенка?
Лечение гиперактивности у детей основано на использовании комплексного дифференцированного подхода, который включает немедикаментозные методики и прием лекарственных препаратов. Какие методы лечения СДВГ у детей подойдут лучше в том или ином случае, определяет лечащий врач.
В современной неврологической практике применяют физиотерапию, психологическую коррекцию и медикаментозное лечение.
Физиотерапевтические методы лечения СДВГ у детей и подростков
Физиотерапия зачастую применяется для лечения СДВГ у детей дошкольного возраста и подростков. Выбор процедур зависит от индивидуальных особенностей организма. План лечения составляется неврологом и физиотерапевтом. При синдроме гиперактивности ребенку могут назначить одну или несколько следующих физиопроцедур:
- Лекарственный электрофорез. Метод лечения, который очень часто используется в детской практике для лечения неврологических нарушений. Большой выбор препаратов для электрофореза позволяет индивидуально подобрать для каждого ребенка подходящее лекарство. Обычно детям с СДВГ назначают 10 сеансов электрофореза. При необходимости курсы повторяют каждые 2-3 месяца.
- Магнитотерапия. Суть метода заключается в лечебном воздействии на организм магнитного поля. Сеансы магнитотерапии снижают тонус сосудов головного мозга, улучшают его кровоснабжение, активизируют обмен веществ в нервных тканях. Интенсивность магнитного поля и длительность курса подбираются индивидуально.
- Фотохромотерапия. Направление физиотерапии, использующее для лечения цветовой спектр видимого света. Преимущество метода заключается в том, что он практически не имеет противопоказаний. Фотохромотерапия используется для лечения СДВГ у детей школьного и дошкольного возраста. Курс процедур помогает уравновесить процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус и улучшить эмоциональное состояние ребенка.
- Метод биологической обратной связи. Метод БОС применяется для лечения СДВГ у детей с 8-9 лет. В ходе занятий ребенок учится управлять напряжением и правильно расслабляться. БОС помогает активизировать внутренние резервы организма для восстановления физиологических функций.
- Транскраниальная микрополяризация. ТКМП основана на лечебном воздействии гальванического тока малой силы на ткани головного мозга. Метод наиболее эффективен для лечения гиперактивности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оптимальные терапевтические режимы подбираются индивидуально.
Причины гиперактивности у детей
Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:
- Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
- Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
- Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
- Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
- Неправильное питание.
На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.
Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» — пять причин обратиться к нам за лечением СДВГ:
- Мы предлагаем Вам самые эффективные и безопасные методы современной медицины, а именно:
- комплексную терапию, включающую:
- остеопатическое воздействие;
- психологическую коррекцию.
- У нас работают ведущие специалисты Санкт-Петербурга
- опытные остеопаты – врачи, ученые и эксперты в своей области, которые внесли значительный вклад в развитие этого направления в России и владеющие уникальными методиками.
- высокопрофессиональные психологи, применяющие весь спектр современных методов психологического воздействия.
- Индивидуальный подход, с учетом всех особенностей пациента.
- Комплексность – основа остеопатического лечения и отношения к организму, как к единому целому.
- Высокоэффективная и безопасная помощь – мы уверены в своем профессионализме и гарантируем стойкий результат лечения.
Рекомендации наших специалистов родителям для предупреждения и лечения СДВГ у детей
Обращаться к остеопату с целью выявления родовых травм можно с первых месяцев жизни ребенка. Ранняя диагностика поможет решить проблему минимальными усилиями, ограничиваясь в некоторых случаях профилактикой.
Если Вашему ребенку ставят диагноз СДВГ, помимо медицинского лечения необходимо на длительное время обеспечить психологически щадящий энергосберегающий режим – в школе и дома, что включает в себя:
- нормализацию психологического климата в семье;
- размеренность жизни, основанную на здоровом режиме дня;
- снижение нагрузок (особенно внеурочных) с целью не допустить переутомления ребенка;
- обеспечение низкой интенсивности общения.
Только при взаимопонимании и согласованных усилиях родителей и специалистов – остеопатов и психологов – можно победить синдром дефицита внимания, обеспечив тем самым возможность полноценного роста и развития ребенка.
Приходите на прием в наш Центр остеопатической медицины «Метафизика движения» – лучшие врачи-остеопаты Санкт-Петербурга помогут наладить работу всех систем организма и вернуть гармонию здоровья вашим детям!
Диагностика синдрома гиперактивности у детей
Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.
Сбор субъективной информации
Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.
Проведение психологического обследования
Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.
Проведение аппаратного обследования
Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.
Случай из практики
“Когда моему сыну Марку исполнился год, стала замечать за ним чрезмерно активное и непослушное поведение. Бывало убегал на улице, когда гуляли, когда кушал, бегал по комнате и невозможно было никакими силами его успокоить. В доме часто технику ломал, обе бабушки от него вешались и совсем не могли с ним справиться.
Я долго не могла понять, является ли такое поведение нормой. И решила обратиться к детскому психологу. После нескольких тестов, мне сказали, что сын гиперактивен и нуждается в корректировочном лечении. Мне надавали кучу советов и рекомендаций.
Сначала казалось, что и невозможно начать их выполнять. Но потом потихоньку я внедряла то 1 совет, то другой. И через некоторое время заметила, что сын стал спокойнее. Помогала спортивная секция футбола, где он мог вдоволь набегаться и выплеснуть избыток энергии. Также строгий распорядок дня и спокойные занятия перед сном.
Сейчас сын уже в первом классе. Ему еще немного сложно сидеть на уроках и слушать внимательно, но я предупредила учителя о нашей проблеме и она вошла в положение, также помогает ему, чем может. Если бы не подготовка психолога к школе, то наверное сын бы и вовсе не смог заниматься.”
- https://MedAboutMe.ru/articles/sdvg_u_malyshey_kogda_i_kak_zametit_problemy/
- https://tenoten-deti.ru/articles/giperaktivnyy-rebenok/
- https://psyconsult24.ru/giperaktivnyj-rebenok-chto-delat-roditelyam/
- https://www.center-sozvezdie.ru/journal/sovety-roditelyam-aktivnyh-i-giperaktivnyh-detey.html
- https://o-krohe.ru/giperaktivnost/chto-delat-roditelyam/
- http://doctor-novoseltsev.ru/stati/lechenie-sindroma-deficzita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detej/
- https://meduniver.com/Medical/Neurology/sdvg_u_detei.html
- https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/deficzit-vnimaniya-u-detej-osobennosti-patologii-i-lechenie
- https://old.mednet.ru/component/content/article/492.html
- http://karkusha.su/sovetyi-psihologa-chto-delat-roditelyam-giperaktivnogo-rebenka/
- https://suhareva-center.mos.ru/services/enlightenment/sdvg/sdvg-sovety-detskogo-vracha-psihiatra/
- https://cmzmedical.ru/simptomy/giperaktivnost/